Практически-творческий проект.Тема: «Сказочный мир А.С. Пушкина глазами детей».
материал (старшая группа) по теме

Ларионова Ольга Анатольевна

 

Практически-творческий проект.

Тема: «Сказочный мир А.С. Пушкина глазами детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл push_1.docx75.03 КБ

Предварительный просмотр:

                    Практически-творческий проект.

Тема: «Сказочный мир А.С. Пушкина глазами детей».

Вид проекта: Комплексный, познавательно-творческий.

Продолжительность:  2 месяца

Актуальность проекта: Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки. Научить понимать, что важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создаёт образ. Одним из самых ярких творцов художественных образов является А.С. Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребёнка. Задача взрослых как можно раньше познакомить ребёнка с творчеством А.С. Пушкина и сделать его стихи, сказки частью внутреннего мира подрастающего поколения.

Цели проекта:

- Приобщение детей к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина;

- Приобщение к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А.С. Пушкина;

- Развитие творческих способностей фантазий детей;

- Содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.

Задачи проекта:

Дети:

-  Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям;

- Познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А. с. Пушкина;

-  Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

- Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;

-  Обогащать и расширять словарный запас детей;

-  Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

-  Развивать артистические способности;

-  Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

-  Формировать навыки сотрудничества;

-  Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.

Родители:

- Создание благоприятных условий в семье для развития ребёнка, с учётом, приобретённого им в детском саду опыта;

-  Заинтересованность родителей жизнью детского сада, активное участие в проекте;

-  Развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.

Продолжительность:  2 месяца

Участники:  дети старшей группы, родители, воспитатели.

Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Обеспечение:

 Сборники сказок А.С. Пушкина; иллюстрации к сказкам, литература, репродукции картин, рисунков, фотографии по биографии А.С Пушкина, фото-презентации; мультфильмы по сказкам А.С. Пушкина; аудиозаписи классической музыки композитора Н.А. Римского-Корсакова, К.Сен-Санса, А.С. Грибоедова, М.И. Глинки; методическая литература.

Предполагаемый   результат:

- Развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе;

- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- Совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;

содействие творческому развитию детей;

- Развитие эмоциональной отзывчивости;

- Создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.

Продукт проектной деятельности:

- Изготовление макета «Сказочный город»;

- Конструирование дворца для Царевны лебедь;

- Аппликация пластелином по сказкам А.С. Пушкина;

- Аппликация из салфеток с элементами рисования;

- Рисунки.

Презентация проекта:

- Оформление книжной выставки по сказкам А.С. Пушкина;

- Фотовыставка «Изучаем творчество А.С. Пушкина».

- Викторина «Сказочный мир А.С. Пушкина».

Этапы  реализации проекта:

Подготовительный:

- Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С Пушкина;

- Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального  материала  по теме проекта;

- Подбор  материала для изобразительной и продуктивной деятельности;

- Составление плана работы педагогов.

Основной:

                                                 Работа на занятиях.

Раздел программы

Тема занятия

Ответственный

Художественная литература

Чтение сказок:

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,

«Сказка о царе Салтане,….», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».

- Чтение отрывков стихотворений А.С. Пушкина о зиме.

- Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный….»

- Литературная викторина «Загадочный мир А.С. Пушкина».

Воспитатели

Развитие речи

- Рассказ воспитателя о А.С. Пушкине. Рассматривание портрета А.С. Пушкина, кисти В.А. Тропинина.

- Рассматривание иллюстраций В. Конашевича

в детских изданиях сказок А.С Пушкина.

- «Путешествие по произведениям А.С. Пушкина».

- «Любимые сказки А.С. Пушкина».

Воспитатели

Аппликация

-  «Золотая рыбка»

-  «Золотой петушок»

Воспитатели

Рисование

- «Волшебное Лукоморье»

-  «Ель растет перед дворцом…»

-  Иллюстрации к «Сказке о Царе Салтане».

-  «Зимушка - Зима»

Воспитатели

Лепка

-  «Сказочный город»

-  «Белка песенки поет, да орешки все грызет».

- «Золотой петушок»

Воспитатели

Конструирование

1.«Сказочные дворцы  для Царевны Лебедь».

2. « И днем и ночью кот ученый…».

3. «Золотая рыбка».

Воспитатели

Ручной труд

- «Сказочный город».

-  Изготовление книжки-малышки по теме А.С. Пушкин и его произведения.

Воспитатели

Музыка

- Слушание: «Три чуда: Белка, Богатыри, Царевна Лебедь»;  «Полет шмеля»,    «Океан море»  Н. Римского-Корсакова;

- «Бой с коршуном» П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» финальная сцена;

- «Полька «Попрыгунья» С. Свиридов (первое чудо «Белочка»);

- «Море» опера «Садко» Н.А. Римский-Корсаков;

- «Ноктюрн «Грезы любви» Ф. Лист (третье чудо «Превращение Царевны Лебеди»);

- Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»;

- Песня «Ветер по морю гуляет» (музыка Г. Струве).

Музыкальный руководитель

                           Совместная деятельность детей и воспитателя.

1.     Чтение сказок А.С. Пушкина: « Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

2.     Рассматривание и сравнение  иллюстраций в детских книгах различных изданий.

3.     Игры –драматизации  по сказкам.(«Три девицы под окном»,  «Свет мой, зеркальце, скажи» и др.)

4.     Конкурс чтецов (отрывки из произведений А.С. Пушкина) .

5.     Игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку.”

6.     Пушкинская игротека – дидактические игры по произведениям

А.С. Пушкина («Какой сказочный герой лишний?», «Найди предметы из сказок Пушкина» и др.)

7.   Литературная викторина «Загадочный мир А.С. Пушкина». 

8.     Изготовление макета «Сказочный город».

9.     Изготовление картины «У Лукоморья дуб зелёный…..»

10.   Оформление выставки детских работ по сказкам А.С.Пушкина.

 

                         Самостоятельная  деятельность детей.

 

1.     Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок А.С Пушкина.

2.     Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам

(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).

                       

                   Совместная деятельность детей и родителей.

1.     Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам А.С. Пушкина.

2.     Заучивание отрывков из сказок.

3.     Совместное творчество родителей и детей по изготовлению  поделок, рисунков по сказкам.

4.     Изготовление костюмов для драматизаций.

 

 Заключительный этап:

1.     Оформление выставки «Что за прелесть эти сказки»;

2.     Литературная викторина «Загадочный мир А.С. Пушкина».

3.     Проведение итогов проектной деятельности.

 

Конспект  НОД  по нетрадиционному рисованию «Волшебное Лукоморье».

Цель:

  Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. Вызвать интерес к изображению сказок Пушкина. Формировать умение  задумывать проект и планировать работу. Продолжать учить детей создавать сюжетные композиции, самостоятельно применяя разные приемы  рисования пластилином. Развивать чувство цвета, подбирать красивые цветосочетания и  пространственное мышление.  Закреплять умения лепить нужные формы, прикладывать и размазывать пальчиком по основе. Развивать воображение, чувство формы, умение размещать объекты в соответствии с их художественными действиями, выделять в композиции главное.  Поощрять инициативу, сообразительность. Формировать навыки сотрудничества в коллективной деятельности.

Предварительная работа:

- Чтение сказок А.С. Пушкина.

- Рассматривание иллюстраций разных художников.

- Заучивание отрывков произведений А.С. Пушкина.

- Просмотр мультфильмов .

Материал:

Пластилин,  цветной картон под основу, стеки, салфетки, иллюстрации к произведениям Пушкина.

 ХОД  НОД.

Воспитатель:  Ребята, мы с вами прочитали сказки, просмотрели мультфильмы по произведениям великого поэта и сказочника А. С. Пушкина. А сейчас я проверю, кто из вас внимательно слушал все сказки.

– Кто сказки Пушкина читает, загадки быстро отгадает:

1.  У царицы злой-презлой   со6еседник непростой.

     Неживой, но говорящий,  скажет правду настоящую.

2.  Чуть опасность затаится –верный страж на тонкой спице

      Шевельнётся, встрепенётся,  к той сторонке обернётся.

3.   Рыбка непростая  чешуей сверкает.

      Плавает, ныряет,  желанья исполняет.

4.   Князь Гвидон по океану  трижды плыл к царю Салтану.

      Незамеченным добрался. А в кого он превращался?

5.   Что за зверь в хрустальном доме  князю прибыль создает,

    “Во саду ли, в огороде...”- звонко песенку поет?

6.   Перед княжеским дворцом  есть у белки дивный дом,

      А над ним не первый год  что за дерево растет

Молодцы все загадки отгадали.

А теперь давайте нарисуем  одну из этих сказок «У  Лукоморья дуб зелёный…». Но рисовать мы будем  не карандашами и  не красками. Сегодня мы с вами будем рисовать пластилином.

Но прежде, чем приступить к работе, давайте немного отдохнём.

Физминутка:   Вы устали чуточку?

                           Отдохнем минуточку.

                        Поворот, наклон, прыжок,

                        Улыбнись давай, дружок.

                        Еще попрыгай: раз, два, три!

                           На соседа посмотри

                           Руки вверх и тут же вниз

                           И за парту вновь садись.

                           Дети рассаживаются за столы.

               (В ходе рисования включаю спокойную и тихую музыку)

По окончанию работы, вывешиваю рисунки на мольберты. Оценивая работы, выделяю  особенности каждой работы, особенно отмечая коллективные работы.

Воспитатель:  Я  думаю, что  все  сегодня  постарались,  нарисовали  замечательные  иллюстрации  к  сказке.  Мне все очень понравилось.  А самые удачные рисунки  можно добавить в нашу книгу.

         

 

Конспект  НОД по конструированию  в старшей  группе  на тему:  «В гостях у Царевны Лебедь».

Цель:

 Углублять интерес к сказкам А.С. Пушкина, вызвать у детей желание  конструировать.

Интеграция областей:

* « Познание» - Продолжать учить создавать  различные по величине   конструкции постройки одного и того же объекта; развивать у детей умение  строить постройки по замыслу, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал;

* « Художественное творчество» - Развивать у детей понимания эстетических качеств построек, подчёркивая, что здание получилось красивым, удобным, прочным;

* « Труд» - Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить и убирать материал деятельности.

* « Социализация» - Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу  и дружелюбие.

* «Музыка»-  Приобщать детей к классической музыке, формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

* «Безопасность» - Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе конструирования из настольного строительного материала.

Предварительная работа:

 - Рассматривание иллюстраций с изображением дворцов, замков;

-  Чтение сказок А.С. Пушкина.

                                                   

 Ход  НОД:

Воспитатель:  

 -Сегодня замечательный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение, возьмёмся за руки и улыбнёмся!  Сегодня мы поговорим с вами  об одном  известном  русском  поэте - сказочнике, который написал очень много детских  стихов, сказок. (Показывает портрет  А.С. Пушкина).

-Ребята, а с какими  сказками А.С. Пушкина вы уже знакомы?

Дети: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», " Сказка о царе Салтане."

Воспитатель:

  - Молодцы! Пушкин писал не только сказки, но и повести, рассказы и стихи.  Их любят взрослые и дети  на всей Земле, на всей планете.

-А вы  хотите сегодня  побывать в сказке  Пушкина? Для того, чтобы попасть в сказку, необходимо произнести  волшебные слова – заклинания с движениями, которые я буду вам показывать и тогда мы сразу попадём в одну из сказок Пушкина.  

  Физминутка:   Мы глазами миг-миг, мы руками хлоп-хлоп

Мы ногами топ-топ,    раз – туда, два – сюда,   а потом вокруг себя.

Надо низко наклониться, чтобы в сказке очутиться

 В сказке – бабушка Яга у неё одна нога, в сказке – смелый князь Гвидон,

Он Салтану шлёт поклон.   Сказки Пушкина стоят приглашают всех ребят.

 (Стук в дверь. Звучит музыка.  Воспитатель  вносит игрушку  Царевны – Лебедь.)

Воспитатель:

  - Вот так чудеса..!  Как вы думаете, в какой это сказке мы с вами очутились? Кто это?

Дети: Это Царевна-Лебедь!

Царевна – Лебедь: – Я рада, что вы меня узнали.

 Воспитатель:

  -А ты почему Царевна-Лебедь такая грустная?

Царевна – Лебедь:  Грусть – тоска меня съедает,   но про то никто не знает!

                                     Вам откроюсь  друзья,  дворец хочу построить я!

                                     Так мой остров одинок!    Вот бы  кто бы мне помог?

Воспитатель:

  – Ребята, а вы хотите  помочь Царевне –Лебедь   на её острове построить  дворцы, украсить их  колоннами,  широкими лестницами и  красивыми крышами?

Дети:   - Да, мы поможем Царевне- Лебедь, построим дворцы.

Воспитатель:

 - Садитесь все на стульчики, сейчас мы с вами обговорим порядок вашей работы.

- Так что же мы с вами  сегодня  задумали сделать?

Дети:  - Помочь Царевне – Лебедь, построить на её острове красивые дворцы.

Воспитатель:

 - А теперь  закройте все глазки и представьте себе какой дворец вы будете сегодня строить. (Дети  закрывают глаза и представляют мысленно свою постройку)

- Расскажи Егор, а из какого материала  ты будешь строить свой дворец?

- А ты, Вика, как будешь строить?

Дети: - Будем строить по – порядку!

Воспитатель:

 - С чего начнёте строить? Каким  должен  получиться дворец у вас?

Дети: - Начнем строить с фундамента и дворец у нас должен получиться крепким, надёжным, красивым, удобным.

Воспитатель:

- А какие крыши у дворцов бывают ? ( крыша острая, чтобы  на ней снег не задерживался, да и дождик чтобы  стекал).

Воспитатель:

 -Чем можно украсить дворец ? ( башенками, колоннадами, пирамидками, конусами, фигурными окнами, с широкой лестницей) А вход  можно украсить перилами, башенками с пирамидками, широкой лестницей и сделать много ступенек.

 ( предлагаю детям поплыть на остров к Царевне - Лебедь)

- Две ладошки я прижму и по морю поплыву,

Две ладошки – друзья,  это лодочка моя,

паруса я подниму, синим морем поплыву.

  А по бурым волнам – плывут рыбки тут и там.

 (В группе сидит Царевна-Лебедь возле своего острова)

 Кто вперед заканчивает работу, им предлагается рассмотреть книги с иллюстрациями по сказкам А.С. Пушкина.

 Воспитатель:

  – Ребята, давайте подойдем и  полюбуемся, какие дворцы получились красивыми.

-Царевна-Лебедь, принимай нашу работу!

(Царевна – Лебедь оценивает постройки с точки зрения красоты.)

Царевна – Лебедь:  - Спасибо милые друзья,  порадовали вы меня . Вас хочу поблагодарить и игру вам подарить. (Царевна-Лебедь играет вместе с детьми  в игру  « Море волнуется раз…»)

Воспитатель:

Царевна – Лебедь:  -  Спасибо! Вы очень мне помогли!

Воспитатель:  -  Спасибо! Хорошо в сказке, но только нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нам необходимо произнести  слова – заклинания и мы сразу вернёмся в наш детский сад. (Дети произносят слова-заклинания и оказываются в д/с)

Итог занятия.

Воспитатель:

- Понравилось вам в гостях у  Царевны – Лебедь?

 - А что вам больше всего понравилось? Как вы помогли Царевне - Лебедь? Что сделали для неё? Какой у тебя Аня получился дворец? А у тебя, Вика? Молодцы!!!

 

Конспект НОД  по ручному труду  для старшей группы детского сада на      

                                      тему: « Сказочный город».

Программное содержание: 

Вспомнить сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане и славном сыне его Гвидоне». Развивать воображение и творческие способности детей. Развивать память и умение пересказывать художественное произведение. Развивать речь. Развивать художественно – эстетические способности детей. Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:  

Беседа о русском поэте А.С. Пушкине. Чтение сказки «Сказка о царе Салтане и славном сыне его Гвидоне». Обсуждение сказки.

Организация детей:  Занятие проводится по подгруппам.

Материалы: 

- Текст сказки: «Сказка о царе Салтане и славном сыне его Гвидоне»;

- Иллюстрации к сказке;

-  Портрет А.С.Пушкина;

 - Пластелин;

 - Бросовый материал (коробки разной величины, маленькие баночки);

 - Стеки;

- Коробка.

Ход НОД:

 На доске размещается  портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказке «Сказка о царе Салтане и славном сыне его Гвидоне».

- Ребята, подскажите мне, кто изображен на этом портрете? (А.С.Пушкин)

- Правильно. А кто мне скажет, как называется сказка, которую мы читали в прошлый раз? («Сказка о царе Салтане)

- Как вы думаете, эти иллюстрации, изображенные на картинках, подходят для этой сказки? (Да)

- Давайте попробуем рассказать, на какой картинке что изображено. (Дети описывают эпизоды сказки, изображенные на картинках).

- Молодцы! А теперь поговорим об этой картинке поподробнее. (Воспитатель указывает на картинку с эпизодом о том, где Лебедь построила город:

Вот открыл царевич очи,

Отрясая грезы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

- Что на ней изображено? (Лебедь, Гвидон, город)

- Кто построил такой прекрасный город? (Лебедь)

- Почему Лебедь это сделала? (Ее попросил Гвидон)

- Почему она помогала ему? (Он спас ее от злого колдуна)

- Молодцы, ребята. А теперь мы с вами попробуем построить такой сказочный город сами. Но прежде, чем приступить к работе, давайте немного отдохнём.

Динамическая пауза.

Через высокие горы, через широкие долы, через дремучие леса, через синие моря.  

 В царство сказок мы идем, дружно песенку поем.

На золотом крыльце сидели - царь, царевич, король, королевич, Белоснежка, Чиполино, Буратино и Мальвина, Колобок – румяный бок.

Много нас - Кощей один, и его мы победим.

Затем воспитатель подводит детей к общему столу, на котором располагаются все необходимые материалы.

- Посмотрите, ребята, на наш строительный материал. Что вы тут видите?  (коробки, баночки, пластилин и т.д.)

- Правильно, из этих коробок у нас получится большой сказочный город

После демонстрационного показа, воспитатель и дети начинают обмазывать пластилином выбранные коробочки, которые служат основой домов города. Дома украшаются окнами, дверьми, лестницами, контрастного со стенами цвета. В центре города, на холме, дети с воспитателем выполняют озеро, вокруг него зеленую лужайку. Лужайка украшается деревьями и цветами из пластилина. Для моря пластилин подготавливают следующим образом: белый, синий, голубой пластилин как следует разминают и перемешивают. Вокруг города на картон намазывают пластилин, изображая море. Волны на море выполняются путем намазывания отдельных клочков пластилина на готовую поверхность.

- Ребята, смотрите, какой красивый город у нас получился. Нам только осталось слепить царевну Лебедь, для того,  чтобы нашу сказку могли узнать другие дети и взрослые.

После того,  как Лебедь готова, дети помещают ее на поверхность моря.

Итог:

- Ребята, довольны ли вы нашей работой? (Да)

- Я думаю, что нам как и царевне Лебеди удалось построить город. Хотелось бы вам жить в таком городе? (Дети придумывают свои истории, показывают на макете, где они хотели бы жить, объясняют, почему выбрали именно это место.)

Конспект интегрированного занятия "Зимушка-зима ".

Программное содержание:

- Закреплять умения детей придумывать и конструировать пейзажные композиции без помощи наглядной модели;

-  Учить передавать выразительность зимнего пейзажа;

-  Учить на примере литературных и музыкальных произведений сравнивать и анализировать зимние явления природы;

- Воспитывать эстетическое отношение к природе, побуждать желание изобразить ее в рисунке;

- Воспитывать коммуникативные качества, аккуратность, трудолюбие;

- Развивать воображение при самостоятельном выборе и использовании доступных средств выразительности;

- Развивать эстетический вкус, творчество и фантазию, интерес к художественному конструированию.

Предварительная работа:

Чтение стихов о зиме;

-Рассматривание иллюстраций, репродукций;

Дидактические игры «Какое время года», «Зимний узор»;

Прослушивание аудиокассет  «Времена года»

Оборудование:

Иллюстрации по временам года;

Аудиокассета «Времена года»;

Белые салфетки;

Белая краска;

Кисти, ватные палочки, клей, клеёнка.

Ход НОД.

Организационный момент «Поделись хорошим настроением»

Воспитатель:   – Ребята какое у вас сегодня настроение?

 – А вы хотите, чтобы у всех было хорошее настроение?

 – А как это можно сделать?

 – Тогда давайте улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением со своими товарищами.

Воспитатель:

  -Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по одному из времен года.

 Но прежде чем отправиться в путешествие я приглашаю вас в картинную галерею  – «Времена года», где ждет нас встреча с картинами.

Сначала я приглашаю вас в мир лета: это яркие сочные краски травы, цветов; вкусные, медовые запахи. Можно в картине использовать все цвета спектра (радуги).

 «Весна – это голубой художник. Все пронизано светом, нежностью, свежестью и прозрачностью.

 «Осень» -  она одевается в огненно-оранжевые, бордовые наряды, красные гроздья рябин. Картины наполнены теплыми тонами.

 «А зима приносит с собой палитру холодных цветов и оттенков. Но снег может быть разным: вечером он синий, фиолетовый; утром нежно розовый, сиреневый. Когда он только выпавший сверкает белизной, пахнет морозной свежестью. Когда снег тает, он становится серым и тусклым».

- Каждое время года имеет свой цвет, характер, настроение. Я хочу вас пригласить в путешествие по зимнему времени года.

По своему характеру зима бывает разная.

Посмотрите на эту картину.

- Что вы видите на переднем плане? (ответы детей)

-  Что на заднем плане? (ответы детей)

Воспитатель:

-Не только художники рисовали картины о зиме, но и поэты посвящали зиме свои поэмы, оды, стихи.

Воспитатель:

- Послушайте,  какие замечательные слова написал о зиме А. С. Пушкин в стихотворении «Волшебница-зима»

Идет волшебница-зима,

 Пришла, рассыпалась клоками

 Повисла на суках дубах,

 Легла волнистыми коврами

 Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

 Сравняла пухлой пеленою;

 Блеснул мороз, и рады мы

 Проказам матушки-зимы

Воспитатель:

- Какая зима в этом стихотворении? (ответы детей)

Воспитатель:

 – О каком времени года рассказывает нам А. С. Пушкин?

 – Как вы догадались, что говорится о зиме?

 – Как сам автор говорит о зиме? (Волшебница…).

 – Как вы думаете, почему зима – волшебница?

Воспитатель:

- В стихотворении «Волшебница – зима» Пушкин олицетворяет зиму, властную, гордую, холодную. При этом называет её сказочным, добрым, пожалуй, самым детским словом - «волшебница». Но всё же мы ждем её, уставшие от грязи и унылого вида обнаженных деревьев.

Воспитатель:

- А как вы думаете с помощью музыки можно узнать характер зимы?                                            (ответы детей)

Воспитатель:

- Давайте прослушаем аудиозапись «Времена года».

Воспитатель:

-  Вот какая бывает зима: то она заботливая, то «колючая» и сердитая, робкая и спокойная, блестящая и светлая, порой тихая словно сон. Но зима бывает и волшебницей и сказкой. Она очаровывает природу, рисует узоры, одевает наряды.

-А теперь, давайте попробуем изобразить зиму в рисунке, каждый, как он её себе представляет. 

Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка  «Снегопад».

Белый снег, пушистый.  (Взмахи руками.)

 В воздухе кружится    (Повороты вокруг себя)

 И на землю тихо падает, ложится. (Опуститься на корточки)

6. Воспитатель:

 -  А теперь я приглашаю вас в «Художественную мастерскую», где вы попробуете сами придумать и изобразить зимние пейзажи,  изобразить зиму.

Дети выполняют аппликацию из салфеток с элементами рисования «Наряд для Зимушки – зимы»

Подведение итогов:

Воспитатель:

 - Замечательное время года – Зима, это смех, веселье, сказка! Сколько нарисовано картин, написано стихов и песен.

- Вот и у вас получились такие  великолепные наряды для Зимушки, воздушно-легкие и прозрачные, сказочно-волшебные.

(В конце занятия, работы магнитами прикрепляются на доске, рассматриваем вместе с детьми.)

Конспект занятия по развитию речи  по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Программные задачи:

- Учить понимать и оценивать характер главных героев;

- Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;

- Продолжать расширять словарный запас детей подбором прилагательных к существительному;

-  Формировать представления о доброте;

-  Воспитывать отрицательное отношение к жадности (жадность людей справедливо наказывается).

Активизация словаря:   взмолится, откуп, чупрун, кликать, невод.

Материал:

 иллюстрации к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» (презентация); книга со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке.

Ход НОД:

                                     (Дети стоят в кругу)

Воспитатель:

-Есть у радости подруга,  на лице она живёт,  то куда-то вдруг уйдёт,

 То внезапно возвратится.  Грусть тоска её боится.  Что это?  (улыбка)

 Давайте подарим друг другу улыбки и начнем занятие.

                                (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель:  Дети, вы любите сказки?  Какие вы знаете сказки А.С. Пушкина? Чем отличаются сказки Пушкина от других сказок? (написаны в стихотворной форме).  Сегодня я предлагаю вам послушать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Чтение сказки. 

А сейчас, вы, наверное, устали, давайте мы с вами отдохнём. Физкультминутка.

Воспитатель:  - Дети, а понравилось ли вам море в сказке? Давайте представим, что мы с вами стали волнами на этом море. (Дети изображают море под музыку).

Воспитатель проводит беседу.

- Какие герои живут в этой сказке? Кто из героев вам понравился больше? Почему?

Расскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику.

                                         (Ответы детей.)

Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?

Как вы думаете, почему в конце сказки золотая рыбка выслушала старика и уплыла, ничего не сказав ему? (Зачитывание эпизода сказки).

Какая была старуха в сказке? (Жадная, скупая, злая, завистливая, вредная, сварливая, ворчливая).

Каким вам показался старик? Какими словами можно сказать о нём, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, спокойный, жалостливый, беспомощный).

- Чем закончилась сказка? (Ответы детей. Зачитывание эпизода сказки. Показ иллюстрации.)

Подведение итогов: 

 Молодцы ребята. На этом наше занятие закончилось. Скажите, какую сказку мы сегодня читали?

А кто написал эту сказку?

Молодцы, ребята вы сегодня все хорошо поработали.

 Конспект НOД  по образовательной области «Коммуникация «У Лукоморья дуб зелёный».

Программное содержание:

Обучающие задачи:

1. Уточнить и обогатить знания детей о А.С. Пушкине.

2. Учить запоминать стихотворение с помощью моделирования.

Развивающие задачи:

1. Вызвать желание познакомиться с новыми, незнакомыми произведениями.

2. Помочь почувствовать своеобразие языка, с помощью которого писал                  А.С.  Пушкин.

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитательные задачи:

1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.

2. Воспитывать интерес к чтению, любовь к творчеству А.С. Пушкина.

3. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая товарищей.        

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Оздоровительные задачи:

1. Снятие зрительного напряжения ( гимнастика для глаз).

2. Снятие мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).

Приемы:

 Моделирование, сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки.

Предварительная работа: Чтение сказок А.С. Пушкина. Познакомить детей со значением непонятных слов.

Словарная работа:  Присказка, Лукоморье, злотая, кот учёный, песнь, Леший, русалка, неведомые дорожки, невиданные звери, избушка на курьих ножках.

Индивидуальная работа:

Помочь затрудняющимся детям в заучивании стихотворения. На протяжении занятия активизировать малоактивных детей.

Материал и оборудование:

Иллюстрации по сказке, указка,  аудиозапись «Там на неведомых дорожках».

Ход НОД: 

Звучит негромкая музыка. Дети проходят в группу. Встают возле воспитателя.

Воспитатель:        Дети, сегодня такой замечательный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Заниматься начинаем, много нового узнаем.

(воспитатель предлагает детям сесть на стульчики).

Сегодня мы будем говорить об одном очень известном человеке, А.С. Пушкине.  Мы с вами уже знакомились с его  творчеством, его стихами и сказками. А вы знаете, кто был его самым лучшим другом и кого он очень, очень сильно любил?...Свою Няню Арину Родионовну…    

Александр Сергеевич очень любил слушать сказки своей няни. Ведь именно она сказывала ему в детстве о русалках, и о царе Кощее, и о бабе Яге, и о богатырях. Долгими зимними вечерами, при свечах Арина Родионовна вязала и рассказывала Саше сказки, народные былины. А Пушкин слушал, записывал, и все это потом применял в своем творчестве.

Воспитатель:          Ребята, а какие сказки А.С. Пушкина вы знаете.

                           (Показываю иллюстрации к сказкам)

Воспитатель:  Как вы думаете, какая это сказка?

Ответы детей: Сказка о рыбаке и золотой рыбке.

Воспитатель:  Молодцы! Правильно, «Сказка о рыбаке и рыбке».

Воспитатель:  А это какая сказка?

Ответы детей: «Сказка о золотом петушке».

Воспитатель:  Молодцы! И эту сказку вы знаете.

Воспитатель:  В какой сказке злая мачеха дала Царевне отравленное яблоко?

Воспитатель:  А сегодня я хочу познакомить со сказкой А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный….»

                        А сейчас мы отдохнем,  по тропиночке пойдем.

                        Между сосен и березок, в Лукоморье попадем.

                             (воспитатель предлагает детям встать).

Физкультминутка:

Мы глазами миг-миг;                    Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;                 Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,                  А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,             Чтобы в сказке очутиться.

В сказке – бабушка Яга, у

 нее одна нога.                                В сказке – смелый князь Гвидон,

Он Салтану шлет поклон.             В сказке петушок сидит – во все стороны    

                                                            глядит.

Сказки Пушкина стоят – в сказку нас позвать хотят!

(Звучит  тихая музыка «Там на неведомых дорожках», воспитатель читает

 стихотворение.)

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет на право – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там Леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон без дверей.

Воспитатель:  Ребята! Вам понравилось стихотворение? А вы хотите его выучить?

Ответы детей:  Хотим….

Воспитатель:  Я прочитаю еще раз, вы внимательно слушайте и запоминайте.

Воспитатель:  А сейчас, ребята, давайте закрепим содержание стихотворения. Отвечайте на мои вопросы.

Вопросы:        

Воспитатель: У лукоморья…?                    Отв.  детей:  Дуб зеленый.

Воспитатель: Что на дубе?                         Отв. детей:  Злотая цепь на дубе том.

Воспитатель: Когда кот ходит?                 Отв.  детей:  И днем и ночью.

Воспитатель:  Кто ходит?                                    Отв.  детей:  Кот учёный

Воспитатель: Что делает кот ученый?     Отв. детей:  Все ходит по цепи кругом.

Воспитатель: Идет на право…Что делает?   Отв. детей: Песнь заводит.

Воспитатель: На лево…                                Отв. детей: Сказку говорит.

Воспитатель: Там…что?                                Отв. детей: Чудеса.

Воспитатель: Какие чудеса?                       Отв. детей: Там Леший бродит,  

                                                                            русалка на ветвях сидит.

Воспитатель: Там на неведомых                Отв.  детей: Следы   невиданных                                

 дорожках…что?                                              зверей.

Воспитатель: Еще что?                                  Отв. детей: Избушка.

Воспитатель: Стоит какая?                           Отв. детей: Стоит без окон и дверей.

Воспитатель:  Молодцы! Ребята, кто хочет первый попробовать рассказать стихотворение?

Смелее, не переживайте, не получится я вам помогу.

Пожалуйста, Даша выходи смелее.

                               (пригласить еще несколько ребят)

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Вы очень хорошо запомнили стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый». А кто его написал?

Ответы детей: Александр Сергеевич Пушкин.

Подведение итогов:

Воспитатель:  А как вы думаете, кто у нас сегодня занимался лучше всех?

Ответы детей…….

Воспитатель: Молодцы! Сегодня все хорошо занимались.

НОД  для детей старшей  группы  по образовательной области «Коммуникация» «Любимые сказки А.С. Пушкина»

Цель: формирование интереса к сказкам А. С. Пушкина.

Задачи:

1) Активизировать знания детей о сказках;

2) Учить узнавать сказку по прочитанному эпизоду;

3) Учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид;

4) Вспоминать порядок появления героев в сказках;

 5) Развивать речь детей, активизировать словарный запас слов.

6) Воспитывать любовь и уважение к русским писателям, учить беречь книги.

Материалы и оборудование:

Портрет А.С. Пушкина; трафареты рыбок для игры;  сундучок; изображение дерева на ватмане; листья дуба; клей; бумага для цепи.

Ход  НОД:

1. Вводное слово.

- Ребята, скажите с какого дерева эти листочки? (Воспитатель показывает дубовые листочки.)

- Где растет этот дуб? (У лукоморья.)

- Ребята, посмотрите: ученый кот. Кто придумал этого кота? (А.С. Пушкин.)

2. Беседа о А.С. Пушкине.

- А.С. Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его образ дорог и близок каждому человеку. Как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.  А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят и взрослые и дети.

Всего сказок у А.С. Пушкина пять. Давайте вспомним их.

Игра «Волшебный сундучок».

 -В сундучке находятся разные предметы. Сейчас  я буду показывать картинки с предметами из сказок, а вы будете вспоминать название сказки А.С. Пушкина.

 - Из какой сказки корыто? («Сказка о рыбаке и рыбке».)

- Кто обращался к зеркальцу  и с какими словами? (Царица, «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» - «Свет мой, зеркальце, скажи…».)

- Откуда веревка и зачем? («Сказка о попе и работнике его Балде».  Балда веревкой море морщил, да проклятое племя чертей корчил…)

- Из какой сказки бочка? (Сказка «О царе Салтане».)

- Откуда золотой петушок? («Сказка о золотом петушке».)

- Молодцы, ребята. Еще сказкой считают сказочную поэму «Руслан и Людмила»

3.Физкультминутка.

Воспитатель читает  отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый….», дети выполняют соответствующие движения.

У Лукоморья дуб зелёный.

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом:

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны…

4. Игра «Поймай рыбку» (отгадывание сказок по отрывкам).

- Сейчас вы будете ловить рыбок, на которых написаны отрывки из разных сказок Пушкина, ваша задача определить, из какой сказки взяты эти строчки. (Дети по очереди ловят рыбок, а воспитатель зачитывает отрывок из сказки.)

Игра «Доскажи словечко».

Я буду читать начало фразы, а вы должны ее продолжить.

- Царь с царицею простился                В ПУТЬ ДОРОГУ СНАРЯДИЛСЯ,

- И царица у окна                                    СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

-  Жил-был поп                                        ТОЛОКОННЫЙ ЛОБ,

- Пошел поп по базару                          ПОСМОТРЕТЬ КОЙ-КАКОГО ТОВАРУ.

-  Ей в приданое дано                           БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;

- Свойство зеркальце имело:              ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!

-  Жил старик со своею старухой        У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.

- Они жили в ветхой землянке            РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!

-  Ветер по морю гуляет                        И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.

-  Белка песенки поет                            ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,

- А орешки не простые,                        ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!

5. Итог занятия.

- Ребята, что объединяет сказки А.С. Пушкина? (Волшебные превращения, чудеса.) В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло.)  .

Путешествие по произведениям А.С. Пушкина (ст. группа)                

Цель урока:

  1. формировать эстетические чувства детей передачей художественного образа;
  2. развивать чувство композиции и колорита;
  3. воспитывать любовь к поэтическим произведениям.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказок А. С. Пушкина;
  2. Просмотр мультипликационных фильмов;
  3. Прослушивание аудиозаписей;
  4. Рассматривание иллюстраций.

Материал:

  1. портрет А. С. Пушкина;
  2. аудиозапись сказки “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”;
  3. передвижная выставка картин “ В мире сказок”;
  4. художественные материалы: наборы цветных карандашей, восковых мелков, трафаретов.

Ход  НОД:

1. Воспитатель:  

 -Сегодня замечательный день. Давайте подарим  друг другу хорошее настроение, возьмёмся за руки и улыбнёмся!  Сегодня мы снова поговорим с вами  об одном  известном  русском  поэте  - сказочнике, который написал очень много детских  стихов, сказок.

Сегодня я приготовила для вас музыкальное произведение. Давайте внимательно его прослушаем.

(Звучит аудиозапись фрагмента сказки “ Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

Воспитатель: (обращается с вопросом к ребенку)

- Как называется эта сказка?

Воспитатель:

- Кто автор этой сказки? (дети отвечают)

Воспитатель: 

-А. С. Пушкин – великий русский поэт! Он писал стихи о любви, о природе, о друзьях, но еще и писал сказки. Александр Сергеевич говорил: “ Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

Воспитатель:

- Сегодня я вас приглашаю в художественную галерею, посвященную сказкам А. С. Пушкина. Эти картины написаны детьми – юными художниками. Пройдитесь, осмотритесь, прислушайтесь – вы попали в мир сказок!

Воспитатель: 

- Подойдем к первой картине:

– Скажите, к какой сказке написана эта картина?

(К “Сказке о рыбаке и рыбке”)

– Как вы думаете, какое желание здесь выполнила золотая рыбка?

(Рыбка выполнила первое желание старухи, подарила новое корыто)

Воспитатель: - Ребята, послушайте отрывок из сказки:

“ …А глядела все на яблоко
Оно соку спелого полно
Так свежо и так душисто,
Так румяно золотисто,
Будто медом налилось…”

Воспитатель: - Вика, как ты считаешь, к какой картине относятся эти строки?

(К картине, где изображена царевна молодая из сказки “О мертвой царевне и семи богатырях”)

Воспитатель: - Данил, ты знаешь, что случилось с молодой царевной?

(Она откусила ядовитое яблочко и погибла)

Воспитатель:-  Варя, вспомни, в какой сказке царю была подарена птица, которая криком вещала о беде?

(В Сказке о золотом петушке, золотой петушок предупреждал о беде)

Воспитатель: -  “Вот море, кругом обежавши, высунув язык,
                             Мордку поднявши, прибежал бесенок
                             Задыхаясь, весь мокрешенек, лапкой утираясь…”

Воспитатель:  - Никита, ты знаешь из какой сказки эти строки?

(Это сказка о попе и работнике его Балде)

Воспитатель:  - Настя, как Балда служил попу?

(Славно, усердно и очень исправно)

Переходим к другой картине

Воспитатель: -  Аня, вспомни из какой сказки эти три девицы?

(Из сказки о царе Салтане)

Воспитатель:  - Дети давайте вместе вспомним, какие заветные желания загадывали девицы? (дети читают по памяти)

“Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица,
Говорит одна девица, то
На весь крещенный мир
Приготовила б я пир” –
“Кабы я была царица
Говорит ее сестрица
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.”
“Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица
Я б для батюшки царя
Родила богатыря”.

2. Физ. Минутка:

Как приятно в речке плавать    Плавательные движения

Берег слева, берег справа         Повороты вправо, влево

Речка лентой впереди,               Потягивания - руки вперед

Сверху мостик- погляди             Потягивание- руки вверх

Чтобы плыть ещё скорей           Плавательные движения

Надо нам грести скорей,

Мы работаем руками

Кто угонится за нами?

Мы из речки вылезаем                Ходьба на месте  

И на травке отдыхаем.                 Дети садятся за столы

3. Воспитатель:  - Мы с вами рассмотрели картины, вспомнили сказки. Дети, вы хотели бы стать художниками?

Я вам предлагаю написать иллюстрации к сказке “О царе Салтане о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.”

Воспитатель: -  Мы с вами читали эту сказку в детском саду. Каждый из вас полюбил какой-то сюжет из этой сказки.

Воспитатель: - Прошу вас пройти в художественную мастерскую. Еще раз подумайте над сюжетом, который вы хотели бы изобразить, какие художественные материалы вы будете использовать. В должны нарисовать не просто предметы, а подметить в них что-то интересное, красивое, выразительное. Главное чтобы вы передали в рисунке свои чувства, впечатления.

Дети приступают к работе (звучит спокойная музыка)

Воспитатель: -  Дети время работы заканчивается, наша мастерская закрывается.

4. Анализ:

Воспитатель:  - Мои юные художники, берите свои работы, мы ими будем любоваться.

Воспитатель: Женя, что ты нарисовал?

(Тридцать три богатыря с дядькой Черномором)

Воспитатель: Вика, как ты считаешь, Женя действительно изобразил таких богатырей, молодые, красавцы, великаны, все как на подбор)

Воспитатель: - Полина, куда плывет твой кораблик? (читает отрывок)

Воспитатель: - Эвелина, у тебя верно не простая белочка, расскажи о ней.

Воспитатель: - Мои дорогие, вы очень старались, ваши работы получились очень живописными.

Из ваших картин мы оформим  книгу «Волшебные сказки».

                     

     

Конспект НОД с использованием инновационных технологий для детей старшей группы на тему «Золотая рыбка».

Цель:

 - Закреплять умение изображать фигуры способом пластилинографии на плоскости, создавая изображение в полуобъёме.

- Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление бросового материала.

- Развивать аккуратность в работе с пластилином.

- Воспитывать интерес к произведениям А. С. Пушкина.

Задачи:

-  Учить воспринимать знакомого писателя, узнавать и называть сказки по небольшим отрывкам.

- Формировать элементарное восприятие художественного слова и искусства.

Предшествующая работа:  

Чтение произведений А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов и отрывков из сказок, прослушивание музыки к произведениям А. С. Пушкина.

Оборудование и материалы: 

Портрет А. С. Пушкина, выставка книг, рисунки к сказкам А. С. Пушкина, музыкальная запись «Звуки моря» плотный картон голубого цвета с изображением волн выполненным на предыдущем занятии и силуэтом рыбки, набор пластилина, бусинка для глаза, паетки, стека, салфетка для рук, дощечки для лепки на каждого ребенка.

Активизация словаря

Золотая рыбка, волшебная, чешуя, переливается, блестит, играет на солнышке.

Место проведения: групповая комната.

Виды детской деятельности.

1. Игровая:  Дидактические игры «Кто где живет?», «Собери картинку»,

2. Изодеятельность:  Рисование пластилином на картоне (пластилинография).

3.  Музыкальная: Прослушивание музыкальной записи «Аквариум». Имитация под звуки движений рыбок.

4. Художественная: Чтение сказки  А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

5.  Рассматривание иллюстраций и рисунков к сказке А. С. Пушкина.

 6. Беседа.

Ход НОД:

Дети вместе с воспитателем заходят в группу.

Организационный момент: «Поделись хорошим настроением».

Воспитатель:   – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

 – А вы хотите, чтобы у всех было хорошее настроение?

 – А как это можно сделать?

 – Тогда давайте улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением со своими товарищами.

- Посмотрите ребята, сегодня к нам в гости приплыла рыбка. Рыбка не простая, а золотая, приплыла она из сказочной страны. А чтобы узнать из какой сказки рыбка, послушайте стихотворение:

Жил старик со своею старухой,
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

 (Из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

Воспитатель: - Правильно, молодцы! А вы знаете, кто написал эту сказку?

Дети: А. С.  Пушкин.

Воспитатель: Ой, ребята послушайте, рыбка нам, что-то говорит.

Рыбка: - Я рыбка не простая, а золотая, волшебная и приплыла из сказочной страны. Из страны сказок А. С. Пушкина – великого русского поэта. Александр Сергеевич родился в городе Москва, воспитывался в литературной среде. Отец имел большую библиотеку, а дядя писал стихи. Няня поэта Арина Родионовна, очень много рассказывала ему сказок, они ему так нравились, что впоследствии он переложил их на стихи, чтобы их могли услышать и вы ребята.

Воспитатель: - Рыбка, а наши дети хорошо знакомы  со сказками великого русского поэта А.С. Пушкина. Вот послушай (Читает ребенок):

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир,
Приготовила б я пир».

- Из какой сказки эти слова? Дети называют сказку

(«Сказка о царе Салтане»)

Петушок с высокой спицы,
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»

(«Сказка о золотом Петушке»)

         

      Жил был поп,

                  Толоконный лоб.

                   Пошел поп по базару

               Посмотреть кой-какого товару.

               Навстречу ему Балда

               Идет, сам не зная куда.

(«Сказка о попе и его работнике Балде»)

             «Свет мой, зеркальце! скажи

             Да всю правду доложи:

             Я ль на свете всех милее,

             Всех румяней и белее?»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Воспитатель: - Молодцы, много сказок знаете! А кто может мне сказать, почему золотая рыбка в сказке могла исполнять желания?

Дети:- Она волшебная, умела делать чудеса.

Воспитатель:- А, те рыбки, которых мы видим в аквариуме, или в другом либо водоеме могут выполнять желания? (Нет)

Воспитатель:- Скажите, а почему А. С. Назвал свою рыбку, золотой?

Дети: - Она переливается, блестит, она волшебная.

Воспитатель:- Чешуя, которая покрывает туловище рыбки крупная , блестит, играет на солнышке, словно золотая.

                Рыбка золотая, весело играя,

                Блещет чешуёй под речной волной.

Воспитатель: - Вы правильно заметили, что в сказке рыбка не простая, она – волшебная. Любое желание может исполнять. Подумайте, о чем вы попросили золотую рыбку, если бы вам удалось с ней встретиться?

Ответы детей.

Воспитатель: - Но все же, какой бы не была волшебницей рыбка, без чего она, как и обычная рыбка, не смогла бы жить?

Дети: - Рыбки не могут жить без воды.

Воспитатель: - Верно. Поэтому Золотая рыбка предлагает поплавать с ней в водоеме.

Физ. Минутка:

Как приятно в речке плавать    Плавательные движения

Берег слева, берег справа         Повороты вправо, влево

Речка лентой впереди,               Потягивания - руки вперед

Сверху мостик- погляди             Потягивание- руки вверх

Чтобы плыть ещё скорей           Плавательные движения

Надо нам грести скорей,

Мы работаем руками

Кто угонится за нами?

Мы из речки вылезаем                Ходьба на месте  

И на травке отдыхаем.                 Дети садятся за столы

Воспитатель: - Дети, я думаю, что каждый из вас хотел бы иметь свою рыбку- волшебницу, чтобы загадывать ей свои желания. Сегодня мы с вами сделаем золотых рыбок, изображая их при помощи пластилина, а чтобы рыбка действительно была похожа на золотую, мы поверх пластилина выложим блестки - чешуйки.

Дети работают под музыку.

Подведение итогов:

Воспитатель: - Посмотрите ребята, какие разные рыбки у нас получились.

(яркие, блестящие, волшебные, с красивым хвостиком)

- Они и должны были получиться разными, потому что каждый делал золотую рыбку для себя.

Воспитатель: - А вы знаете ребята, золотая рыбка будет исполнять только добрые мечты и желания, в ином случае она будет молчать, набрав в рот воды. Ребята, не уподобляйтесь злой и жадной старухе, которая не знала меры в своих желаниях.

Конспект НОД  по познавательному речевому развитию по теме «Знакомство с творчеством А.С. Пушкина».  (беседа)

Программное содержание:

- Познакомить детей с биографией А.С. Пушкина и его произведениями.

-   Развивать воображение, речь детей с помощью художественного слова, умение выражать свои мысли словами.

-    Воспитывать в детях патриотические и общечеловеческие чувства: любовь к Родине, уважение к старшим, милосердие, порядочность (на примере мыслей, чувств, отношения поэта).

-   Развивать умение видеть и чувствовать красоту мира, во всех ее проявлениях.

Наглядный материал:

Портрет, иллюстрации (на которых изображены страницы с рукописями стихотворений), сборники стихов и поэм А.С. Пушкина, иллюстрации к ним, рисунок: «Пушкин читает свои стихи друзьям». Текст сказки «Сказка о царе Салтане», « Руслан и Людмила», подбор стихов о временах года, о няне.

Ход НОД (беседа):

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года.

Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил  длинные певучие сказки, которые рассказывала ему Арина Родионовна. Он часто просил няню еще и еще повторить их. Садился у ее ног на маленькую скамеечку, а Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка.  

А. С. Пушкин написал очень много стихов, поэм, повестей. Красивы и мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе. В его произведениях описаны все времена года, но особенно, он любил осень (воспитатель зачитывает стихи на тему: « Времена года»).

Пушкин умел рисовать и часто свои стихи, поэмы дополнял рисунками пером. (Показ иллюстраций, на которых изображены страницы с рукописями стихотворений).

У Пушкина была большая семья: красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто играл с ними, называл их нежно "детушки".

Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, из-за чего у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли — это поединок, в котором человек защищает свою честь. Пушкин был тяжело ранен и умер, но его стихи и он сам не забыты. Его именем названы города, улицы, площади, станции метро. Вы еще много узнаете о нашем великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, прочитаете не только его сказки, но и все стихи, повести и романы (воспитатель зачитывает отрывки из поэмы « Сказка о царе Салтане»).

Итог:

 - Ребята, о каком поэте мы с вами сегодня узнали? (Об А.С. Пушкине).

- Какие его произведения вам больше всего понравились? (Стихи о няне, сказка о царе Салтане и др.)

В конце занятия, в зависимости от его продолжительности и от желания детей, воспитатель предлагает заучить отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (У лукоморья дуб зеленый...)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие на тему: "А.С.Пушкин глазами детей" подготовительная группа

Тема: «А.С. Пушкин глазами детей»Программное содержание: формировать умение изображать по представлению персонажа литературного произведения А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»- петуха.На занятиях...

мини-проект. Тема:«Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей старшего дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10" Г.ВСЕВОЛОЖСКА. Творческий проект  Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игр...

Проект Тема: «За природу в ответе и взрослые и дети».

Цель: Познакомить детей с многообразием животного мира....

Проект : «Сказочный мир А.С. Пушкина глазами детей».

Приобщение детей к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина; Приобщение к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А.С. Пушкина...

Сказочный мир А.С. Пушкина глазами детей

Сказочный мир А.С. Пушкина глазами детей...

Информационно-творческий проект на тему: «Сказочный мир А.С.Пушкина глазами детей»

Информационно-творческий проект на тему: «Сказочный мир А.С.Пушкина глазами детей»Актуальность проектаИскусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить де...