Педагогический проект. Тема: "Устное народное творчество, как стимул социальной адаптации детей раннего возраста"
проект (младшая группа) по теме

Пивоварова Ольга Владимировна

Педагогический проект  в адаптационный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_proekta.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа

«Детский сад №40 общеразвивающего вида»

Педагогический проект

Тема: Устное народное творчество, как стимул социальной адаптации  детей раннего возраста.

                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                              Разработчик:

                                                                                                      Пивоварова Ольга Владимировна

                                                                                                                                                   Должность:

                                                                                                    Воспитатель

г. Полевской

Проект: «Устное народное творчество, как стимул социальной адаптации детей раннего возраста»

Структурные компоненты

Содержание

1. фаза проектирования

Стадия: Концептуальная

Этапы:

1. Выявление противоречия.

. Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей.

Социальная  адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.

 Адаптация и социализация ребенка рассматривается,  как присвоение индивидом общественного опыта, культуры, так называемое «окультуривание» ребенка через взаимодействие с носителем социального опыта. При этом опыт перерабатывается и возвращается в культуру в виде определенных индивидуальных достижений.

2. Формулирование проблемы

 Проблема адаптации связана с относительной обособленностью ребенка, взрослого, культуры: акцент делается на биологической составляющей адаптации – процесс приспособления к воздействию различных средовых факторов. Освоение же культуры осуществляется ребенком при посредничестве взрослого. Общественный взрослый интерпретирует общекультурные ценности в контексте индивидуальных особенностях ребенка.

3. Определение проблематики.

Исследования психологов (Л.Н.Павловой, Н.Н.Палагиной и др.) показывают, что     народные     песенки,    потешки,   пестушки   оказывают   на    ребенка активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью    малых   фольклорных   форм  происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений.                                                              

В основе этого проекта лежит построение этнической картины мира ребенка через обращённый к нему фольклор: колыбельные песни, пестушки, потешки и т. д. Они должны дать ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром.

4. определение цели.

На основе этого сформулировала цель проекта:

стимулировать процесс адаптации вновь поступивших воспитанников   через устное народное творчество.

5. Задачами проектирования выделены:

  • изучить психолого–педагогическую, методическую, нормативно - правовую литературу;
  • изучить влияние устного народного творчества на адаптацию и социализацию детей раннего возраста;
  • разработать новые формы планирования различных видов деятельности детей;
  • постоянный поиски проверка новых приемов работы с детьми
  • -создать психологически комфортную, рассчитанную на дифференцированный подход к ребенку среду

         

6.Ожидаемый результат

Планируется, что в результате целенаправленного использования устного народного творчества в период адаптации получить:

  • оптимальный уровень адаптации детей;

  • снижение уровня заболеваемости детей;

  • позитивное развитие отношений в детском коллективе;

  • раннее коммуникативное развитие воспитанников;

  • оригинальную активизирующую предметную среду в группе;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ,

помощь в формировании правильного отношения         родителей к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве                            с детским садом.

Технологическая фаза

Стадия реализация модели проекта

Этап подготовительный            

научно-методическое обеспечение;

     Изучить психолого–педагогическую, методическую, нормативно - правовую литературу;

-изучить влияние устного народного творчества на адаптацию и социализацию детей раннего возраста.

Оснащение материально-технической базы

  • Собрать информационную базу по теме  фольклор, адаптация и ранняя социализация детей 1-3 лет.        
  • Разработать и оформить  адаптационную  карту на каждого ребенка;
  • Подготовить информационный материал для родителей: по проблеме адаптации детей к детскому саду,
  • О влиянии устного народного творчества на развитие детей.
  • Разработать модель организации адаптационного периода, для  совместной и самостоятельной деятельности детей. Которая будет состоять:
  • Фольклор, художественная литература
  • Игры с воспитателем
  • Пальчиковые игры
  • Подвижные игры
  • Дидактические игры
  • Элементы театрализованной деятельности .
  • Разработать цикл игр для совместной деятельности детей с воспитателем
  • Собрать  коммуникативные  игры  адаптационного характера;
  • Пальчиковые игры;
  • Подвижные игры;
  • Накопить аудиоматериал:
  • Фольклорный,
  • Релаксационный,
  • Стимулирующего активность,
  • Развлекательного характера.
  • Разработать картотеку «Мудрый ежик» (потешки для режимных моментов)
  • Оформить альбом «Потешки»  иллюстраций Ю.Васнецова и других художников.

Реализация проекта

 

Преобразование предметной среды

1. Оформление уголка русского быта:

- куклы закрутки,

- куклы из соломки,

- убранство избы.

2. Оформление  в группе подвесного панно «времена года»:  

- «Зима», «Весна»

- «Лето», «Осень»

3.  Оформление в приемной комнате:

«Паровозик» -  информационный уголок для родителей;

 «ромашковая поляна» - фотоуголок о жизни группы;

«Цветной дом» - галерея детских работ.

4. Оформление участка деревянными скульптурами:

-семейство грибов,

-улитка,

-собачка Жучка.

5. Оформление уголка  театрализовано-речевого развития стендом              «Театральный теремок»:

6. Расширение уголка  театрализовано-речевого развития               «Театральный теремок»:

-театр-рукавичка по русским народным сказкам

«Курочка ряба»

«Репка»

-пальчиковый театр «Этот пальчик-дедушка»                                                                                             -театр резиновой игрушки «Теремок»

7.Пополнение уголка сенсорного развития  «Мир в цвете»:

 - сенсорный куб,

-  «сухой бассейн» (крупа: рис, горох, пшено, крышки)

8. Пополнение книжного уголка «Книжный дом»:

Набором  «Паровозик»:

- Д /игра «Расскажи потешку»,

- Д / игра «Узнай и назови сказку»

9. Пополнение уголка ряжения  «Матрешка»

-шапочки для подвижной игры «Курочка с цыплятками»                                                  

10.модернизация игрового пространства «семья»

Реализация проекта

Работа с детьми

с целью:

воспитания культурно- гигиенических навыков,

навыков самообслуживания;

расширения ориентировки в окружающей среде,

развития речи,

развития сенсорных способностей

развития движений,

 музыкального воспитания

и психологического развития детей;

ведение адаптационных карт:

Организовать  наблюдения за протеканием адаптационного периода каждого воспитанника,

заполнять адаптационные карты по результатам наблюдения;

Обеспечить проникновения элементов устного народного творчества во все составляющие воспитательно-образовательного процесса в группе

1..организация режимных моментов в игровой форме

прием детей;

 утренняя гимнастика;

гигиенические процедуры;

прием пищи;

прогулка;                                                                            

На сон грядущий(колыбельные);

 пробуждение;

одевание.  

 

2. Организация и   проведение совместной и самостоятельной деятельности:

  • Ознакомление с художественной  литературой и устным народным творчеством
  • Игры с воспитателем
  • Пальчиковые игры
  • Подвижные игры
  • Дидактические игры
  • Элементы театрализованной деятельности .

Создать атмосферу, обеспечивающую каждому ребенку физический и психический комфорт;

 Проводить  разнообразные формы работы с детьми, которые помогут им установить положительные контакты с взрослыми и сверстниками.

Реализация проекта

Работа с родителями

1. Общее родительское собрание (установочное)

2. Групповое родительское собрание: «Мы пришли в детский сад»

 Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей раннего возраста.

3.  Анкетирование родителей «Определение готовности поступления ребенка  в ДОУ»

4. информационные стенды:

«Адаптация в детском саду»

«Скоро в ясли»

«Как готовить ребенка к поступлению в детский сад»

«памятка родителям по сопровождению   процесса адаптации ребенка»  

  «Фольклор для маленьких».

5.  консультации и беседы:

«Ребенок поступает в детский сад»

 «Все начинается с колыбельных песен,      потешек, сказок…»  

«Советы родителям, чьи дети не могут долго заговорить»

«Как играть с ребенком дома»

«Влияние мелкой моторики на умственное развитие детей»

 «Пальчиковые игры помогают говорить»

  6.   выставки:                                                

«Герои сказок -  своими руками» ;

 «Игрушка из прошлого»                                                                                                  

«Осень в гости к нам пришла».

 7. Оформление красочного альбома «Всей семьей потешку любим»  коллективная работа родителей и детей    

   8.  фотовыставки:

 «Это мы»

«На прогулке летом»

 9. организация телефонной связи между родителями и воспитателями,  

 специалистами ДОУ

10. Родительское собрание:

«Адаптация ребенка в детском саду»  

11. Анкетирование по итогам адаптации

Взаимосвязь с другими специалистами

Тесное сотрудничество и помощь:

Заведующая ДОУ

Медработник

Старший воспитатель

Музыкальный руководитель

Второй воспитатель

Помощник воспитателя                        

                                                                                                                                                                               

Рефлексивная фаза

«Определение готовности поступления ребенка  в ДОУ»

Анкетирование родителей

готовы к поступлению в детский сад -

15% (3 ребенка)

условно готовы –

50% (10 детей)

не готовы к поступлению в детский сад –

35% (7 детей)

Диагностическая карта уровня адаптации к детскому саду детей 1-3 лет 2009 г.

Анализ  по адаптационным  картам

Легкая адаптация  составляет-

80 % (16 детей)

Адаптация средней тяжести  -

20 %(4 ребенка)

Адаптация тяжелая  -

0 %

Сравнительный анализ заболеваемости детей в адаптационный период с  заболеваемостью пошлым адаптационным периодом

Анализ по заболеваемости

2008 год

18%

2009год

16%

результат

Сравнительный анализ с предыдущим адаптационным периодом показал снижение уровня заболеваемости у детей на 2 % 

Причины малого снижения заболеваемости

Дети с 3 группой здоровья,

 обострились хронические заболевания

15% (3 ребенка)

«Адаптировался ли ваш ребенок к детскому саду?»

Анкетирование родителей

Родители полностью удовлетворены деятельностью ДОУ

95%               (19человек)

Родители частично удовлетворены деятельностью ДОУ    

5% (1 человек)

заключение

.Ожидаемый результат

  • оптимальный уровень адаптации детей;

  • снижение уровня заболеваемости детей;

  • позитивное развитие отношений в детском коллективе;

  • раннее коммуникативное развитие воспитанников;

  • оригинальную активизирующую предметную среду в группе;

  • вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ,

помощь в формировании правильного отношения         родителей к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве                            с детским садом.

результат

Критериями оценки педагогической деятельности являются результаты, которые были получены в ходе (диагностики).

Задачи, которые были поставлены, реализованы,

цель достигнута: было выявлено влияния устного народного творчества на оптимальный уровень адаптации детей:

адаптация прошла в легкой форме и в оптимальные  сроки; снизился уровень заболеваемости детей на 2% по сравнению с прошлым адаптационным периодом.

Так же устное народное творчество способствовало  позитивному развитию отношений в детском коллективе

и раннему коммуникативному развитию воспитанников.

Цели на учебный 2009-2010 гг. во  2-й группе раннего возраста:

продолжать использовать устное народное творчество для личностного развития детей раннего возраста в системе работы по ознакомлению с окружающим миром и развитии речи.

задачи на перспективу своей педагогической деятельности:

1. повысить культурно-правовой уровень и профессиональную компетентность;2. постоянно искать пути эффективности своей педагогической деятельности;3. учиться разрабатывать и осуществлять средства, способы и приемы обучения и воспитания, отличные от традиционных.

Приложение № 1

Сущность и содержание  адаптационного периода.

Адаптация - (от лат. аdaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям.

Адаптивность – способность ребенка самостоятельно достигать динамического равновесия с     миром вне зависимости от институциональной принадлежности к конкретному образовательному учреждению и / или коллективу сверстников.

Социализация - процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации)

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).Как показывают исследования, постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям.

Характеристика процесса адаптации детей                                                                                                    в рамках дошкольного учреждения

В период адаптации к условиям детского сада очень часто отмечается регресс во всем развитии ребенка: в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности.

Адаптация обычно проходит сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме (на всех уровнях и во всех системах), что проявляется в поведении ребенка. В силу несформированности  адаптационных механизмов, работы функциональных систем организма в неблагоприятном режиме у ребенка возникает стрессовая реакция – в зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в ней.

Характер протекания процесса адаптации в любом возрасте зависит от биосоциального анамнеза, представляющего совокупность сведений об особенностях индивидуального онтогенеза в перинатальный период и в возрасте до 3-х лет. Особенности анамнеза сказываются на протяжении всей жизни человека.

Показатели адаптации ребенка в условиях                                                                    образовательного учреждения

Исследователи выделяют три периода привыкания ребенка к новым  социальным условиям:

-ОСТРЫЙ (дезадаптации). Более или менее выражено рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В этот период происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, сверстниками, в речевой активности, игре, функционировании нервной системы;

-ПОДОСТРЫЙ (адаптации). В рамках этого этапа ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем, их функционирование стабилизируется. Нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), развивается игровая деятельность и речевая активность (в пределах 40-60 дней);

-КОМПЕНСАЦИИ (адаптивности к определенным социальным условиям). В этот период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели процесса адаптации ребенка.

Характер и особенности первых двух описанных периодов позволяют классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая). У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду.

-ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ (для детей ран. возраста в пределах месяца, дошкольного – 10-15 дней):временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней), аппетита (норма до 10 дней); неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения   в речевой,  ориентировочной и игровой  активности приходят  в норму за  20 -30 дней; характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течении месяца (2-3 недели нормативно).

 Если данный этап растягивается до 30-40 дней, то это СРЕДНЯЯ АДАПТАЦИЯ, характерная  для детей до 1,5 лет, у более старших детей – при условии слабого здоровья, неустойчивости нервной системы, ошибок семейного воспитания. Все нарушения выражены более ярко и длительно: сон и аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная длительность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная  активность,  претерпевающая  значительные  изменения,  приходит  в норму за 30 – 35 дней. Взаимодействия со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ (от 2 до 6 мес.) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации отмечается у 8-9% детей: характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявления агрессии, подавленное состояние в течении долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевом и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Приложение № 2

Сущность и содержание устного народного творчества.

Фольклор – художественное  творчество широких народных масс, преимущественно  устное поэтическое творчество.

Фольклор – (англ. Folklore),  буквально -  народная  мудрость.

Фольклор – это народное творчество. Объединяет в себе художественные произведения (устное народное творчество) или, реже, предметы искуства  созданные народом и имеющие не конкретного, а коллективного автора.    

К фольклору относятся такие жанры, как пословицы, поговорки, потешки, сказки, загадки, былины, частушки.

Детский фольклор – специальная область устной традиционной культуры, включает два основных пласта.1. Фольклор, исполняем взрослыми для детей (колыбельные песни, пестушки,  потешки), 2. Фольклор – функционирующий непосредственно в детской среде, в некоторой своей части дифференцированный по возрасты и полу его носителей.

Народное творчество – художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрение, идеалы в созданной им: поэзии: придания, песни, сказки, эпос; музыке: песни, инструментальные наигрывания, пьесы.

Основная цель - показать детям красоту русского языка – языка, за которым стоит высокая культура великого народа.

Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у малыша. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

В   течение   многих  веков малые фольклорные  формы   любовно   и   мудро поучают    ребенка,   приобщают    его   к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора  заключается в том, что с его помощью взрослый    легко     устанавливает    эмоциональный контакт, эмоциональное общение.    Интересное       содержание,        богатство          фантазии,     яркие художественные    образы    привлекают  внимание  ребенка, доставляют ему радость и в то же время   оказывают    на      него      свое           воспитательное воздействие.    Незатейливые   по    содержанию   и  простые по форме малые фольклорные формы таят в себе немалые богатства – речевые,     смысловые, звуковые.

Список литературы.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В., В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. И доп. – М.; Мозаика-Синтез, 2010.

Смирнова Е.А., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М., Мозаика – Синтез, 2007.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.; Мозаика – Синтез, 2008.

Л.Н. Павлова Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2000.

Маханева М.Д., Рещикова С.В. игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет; Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.; ТЦ сфера, 2005. (Ранний возраст)

Ветрова В.В. Вочто играть с ребенком до 3 лет. – М.; ТЦ Сфера, 2009.(Ранний возраст)

Игры с детьми раннего возраста; Методические рекомендации/ Сост. М.А. Аралова. – М.; ТЦ Сфера, 2008.

Затулина Г.Я. Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа. Учебное пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.

Сорокина Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3лет средствами кукольного театра/Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. 2-е изд. – М.; Айрис –пресс,2008.

Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ Авт. – сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2004.

Сотникова В.М. Первые шаги. Модель воспитания детей раннего возраста. – М.: Линка-пресс,2002.

Составитель Русаков А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник-СПб.; Речь. Образовательные проекты; М.; Сфера 2010 г.

Каплунова И.М. Новоскольцева И.А. «Ладушки». Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Младшая группа. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург»,2009.

Занятия с малышами в детском саду(Модель воспитания детей раннего возраста). – М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2004г. Составитель сборника к. п. н. К.Белая

Колесникова О.В. Развитие ребенка от двух до трех лет. Тематическое планирование, конспекты занятий, игры и сценарии. – М.; Школьная пресса, 2007.

 Картухина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. Сценарии досугов для детей первой младшей группы. – М.; ТЦ Сфера, 2010.

Картухина М.Ю.Забавы для малышей; Театрализованные развлечения для детей 2-3лет.- М.; ТЦ Сфера, 2006.

Доронова Т.Н., Доронова С. Г. Игрушки для развития детей раннего возраста. Предметно – методический комплекс для занятий и игр с детьми раннего возраста.- М.; Детям ХХ! века, 2005.

Волкова Е.М. Рекомендации по адаптации детей в детском саду. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №2 август/2007.

Н.А.Картухина Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж; ЧП Лакоценин С.С. 2007.

Метенева Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. – Ярославль, Издательство  - полиграфический комплекс «Индиго».-2010г.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.; Лань, 2000.

Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3 лет/ Галанова Т.В..- Ярославль; Академия развития, 2007.