Статья. Использование проблемных ситуаций во всех видах деятельности детей.
материал (подготовительная группа) по теме

Нагорянская Вера Петровна

Предварительный просмотр:

                                             

 Статья.

Использование проблемных ситуаций во всех видах деятельности детей.

Не подражать, а открывать –

Вот что такое образование.

Дж.Кришнамурти

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В  этих условиях математическое развитие дошкольника  и младшего школьника не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Особую  ценность

сегодня приобретает развитие способности самостоятельно   и  творчески  мыслит.

Как научить маленького  ребенка  думать? Очевидно, что  научить ребёнка  этому  можно  лишь в  ситуации, требующей    осмысления. Таковой  является  проблемная  ситуация  (ПС) – ситуация,  с  которой  начинается процесс размышления. Осознание  трудностей, невозможность разрешить  их  привычным путем побуждают ребёнка к активному  поиску  новых средств и способов решения  задачи и открытию мира математики, предметов, связей и взаимоотношений.

Процесс постановки  и решения  проблемной  ситуации состоит из следующих  этапов:

        -постановка, формулирования проблемы;

        -выдвижения предложений и гипотез;

        -выбора, проверки, обоснования гипотез;

        -подведения итогов, выводов.

Для того чтобы  правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо  разделять деятельность педагога и деятельность ребёнка.

Деятельность педагога предполагает  создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление  поисковой деятельностью детей, подведения  итогов.

Деятельность ребенка включает в себя  «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы ,самостоятельный  поиск, подведение итогов.

Организовать поисковую деятельность помогут различные  приёмы решения проблемных ситуаций,  учитывающие степень самостоятельности детей  и меру  помощи  взрослого.  Это могут быть:

  1. Система  вопросов, переформулирование условий задачи;
  2. Наводящие задачи или задачи –подсказки;
  3. Цепочка наводящих задач;
  4. Готовый  вариант решения.

Решая проблемную  ситуацию, ребёнок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и    отличие. Так он открывает  окружающий мир.  Анализируя  маленькие  жизненные  проблемы, ребенок учится  ориентироваться в окружающем  мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию   и принимать чужую. Развиваются его творческие способности.

Какими способами создаются проблемные ситуации?

  1. Проблему выдвигают сами дети, мы фиксируем, накапливаем и используем в работе.
  2. Педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут.

Например: «На нашей улице открылась поликлиника. Кто будет главным врачом? Какие врачи работают в поликлинике? Кто еще работает в поликлинике?» Внимательно выслушиваем все предположения детей.

  1. Педагог побуждает детей к сравнению, сопоставлению и противоречию фактов.

Например: «Почему поссорились Том и Джери?» В зале кинотеатра Том и Джери оказались на одном месте. Как это произошло, хотя билеты у них были разные? Дети предлагают разные варианты ответов.

Создавая проблемную ситуацию, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, очень важно, приучаем не бояться делать ошибки, не читаем нравоучения. Как считает А.М.Матюшкин, «боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого».

Какие методы проблемного обучения доступны в работе с дошкольниками?

В своей работе я взяла частично поисковый метод, где побуждают детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречия в данном случае возникают в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки. Но так же возможен исследовательский метод - он способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности. Учить самостоятельному поиску, открытию нового, облегчает овладение научных знаний, способствует развитию творческой личности.

Но чтобы этот метод был реализован, нужно научить ребенка исследовать, т.е.

  1. Наблюдать и изучать факты и явления;
  2. Выявлять непонятные явления (ставить проблему);
  3. Строить план исследования;
  4. Осуществлять план, выяснять связи изучаемого явления с другими явлениями;
  5. Выдвигать гипотезы;
  6. Делать выводы, обобщать;
  7. Проверять решение;
  8. Делать практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

Какие задачи решает исследовательский метод?

Учим внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения.

Учим анализировать условия и находить самостоятельно решения и планировать свою деятельность.

Проводится индивидуальная работа с родителями.

Знакомим с содержанием ситуации, методами исследования, которыми должен овладеть ребенок в ходе самостоятельного поиска. Акцентируем внимание на том, какая роль отводится ему при этом, как должны обеспечить ребенку максимум самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемных ситуаций во всех видах деятельности детей.

Умение пргнозировать, обогащать знания, отражатьзакономерности в изучаемых предметах и явлениях....

Консультация для педагогов: "Присутствие музыки во всех видах деятельности детей"

"Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи"Музыкальное искусство на занятиях по развитию речи дошкольников - для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе....

Статья. "Оптимизация двигательной активности детей во всех видах деятельности".

СтатьяОптимизация двигательной активности  детей во всех видах деятельности.Мышкина Валентина Киреевна            Двигательная активность (Д...

Развитие речи детей во всех видах деятельности

Развитие речи детей во всех видах деятельности: в рисовании, лепке, муз.занятия, математики и т.д....

Статья "Использование конструктора «Полидрон Проектирование» в конструктивно-модельной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлен опыт применения конструктора «Полидрон Проектирование» в конструктивно-модельной деятельности детей подготовительной к школе группе. Этот новейший конструктор помогает...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Статья "Использование технологии детского экспериментирования как направления инновационной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО"

Исследование технологии экспериментирования детей старшего дошкольного возраста, как инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации...