Организация трансформируемой предметно - развивающей среды группы детского сада.
статья по теме

Воронова Марина Николаевна

          Системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выступает предметно - развивающая среда.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chteniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация трансформируемой предметно - развивающей среды группы детского сада.

          Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду.   Федеральные государственные требования  направлены,  прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Федеральные государственные требования направлены на реализацию следующих образовательных областей: «Физическая культура»; «Здоровье»; «Безопасность»; «Социализация»; «Труд»; «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество»; «Музыка», ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
      Теперь мы должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса должен быть пересмотрен.
                                                                                                           

          Системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выступает предметно - развивающая среда.  

              В течение 2010-11 учебного года мы в группе провели качественный анализ среды на соответствие Федеральным государственным требованиям. Анализ показал, что необходимо усовершенствовать центры развития. Мы выяснили, что необходимо обновлять игровое оборудование для самостоятельной игровой деятельности детей, сюжетной игры, театрализованных игр. При создании предметной развивающей среды мы старались руководствоваться следующими   принципами:                                                                                                                                      -полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать ребёнку множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса,  должна быть многофункциональной.                                                                                            --трансформируемости среды: этот принцип связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, которые позволяют, по ситуации, вынести на первый план то или иное использование  пространства (мы отказались от монофункционального зонирования, которое жестко закрепляло функции за определенным пространством).  С этой целью был  приобретён  передвижной стол-модуль на колёсах, на котором разместили материалы и оборудование для познавательно -  исследовательской деятельности. Мы руководствовались принципом интеграции образовательных областей. Таким образом материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других областей.                                                                                                                    При создании предметной развивающей среды мы учитывали гендерную специфику и обеспечили среду  специфичным материалом для девочек и мальчиков. Также мы опирались  на принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться  детьми  в ходе реализации других областей.      Помещение  группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры.    Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор.  

      В нашей группе   большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой.  Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе.  Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Для уединения  мы создали условия для уединения, релаксации и отдыха. Обращаем внимание на то, что дети с нарушениями речи могут иметь затруднения в общении и из-за этого отстраняться от других. Поэтому «насильно» не  привлекаем  ребенка к общим действиям, играм, если он этого не желает. Психологическое состояние ребенка мы контролируем совместно с логопедом и психологом.

 Развивающая среда разнообразна по оформлению центров детской деятельности и определяется также сенситивными периодами в развитии детей.  В подготовительной группе это развитие познавательных, творческих, коммуникативных  способностей дошкольников, подготовка детей к школе.

   Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
        В связи с тем, что игровые замыслы детей подготовительной группы разнообразны, весь игровой материал мы разместили так, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны, которые были раньше полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.  
  В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры. Для этого мы приобрели    универсальную складную ширму, стойку с штурвалом, настольную ширму-театр, кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей), тематические строительные наборы (для мелких персонажей).

     Мы в тесном контакте сотрудничаем с родителями. Они предложили создать в группе мини – музей часов.  И сами приняли активное участие в пополнении музея экспонатами.

Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.        Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.  Иначе говоря, среда  не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда  способствует формированию познавательной, речевой, двигательной  и творческой активности.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из личного опыта"Организация предметно - развивающей среды в детском саду"

Доклад из личного опыта"Организация предметно - развивающей среды в детском саду"...

Методические рекомендации по совершенствованию предметно-развивающей среды групп детского сада.й

Данный материал предназначен для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений и направлен на оказание методической помощи в вопролсе олрганизации предметно-развивающей среды в дет...

Предметно-развивающая среда группы детского сада с учетом ФГОС

В статье представлен необходимый перечень требований к предметно-развивающей среде с учетом ФГОС...

Организация предметно развивающей среды в детском саду в п.Карабаново

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающа...

Организация предметно-развивающей среды в детском саду

Организация предметно-развивающей среды в дошкольном учереждении, оформление игровых и учебных  зон....

Инновационные подходы организации предметно развивающей среды в детском саду

Инновационные подходы организации предметно развивающей среды в детском саду...

«Организация предметно-пространственной развивающей среды группы детского сада в социально-коммуникативном развитии детей в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Организация предметно-пространственной развивающей среды группы детского сада в социально-коммуникативном развитии детей в соответствии с ФГОС ДО»...