НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме

Хорхордина Татьяна Витальевна

Статья о нравственно-патриотическом воспитании в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstv.-patriot.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хорхордина Т.В.,

воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка

 детский сад №11 «Звёздочка»

"Рыбам вода, птицам воздух, а человеку отчизна вселенный круг".

Русская пословица

Нравственно - патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Сегодня термин «патриотизм» включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Многие говорят о том, что у наших детей отсутствует чувство патриотизма. Ведь патриотизм - не инстинкт. Он не передаётся на генетическом уровне, его необходимо воспитывать.

Весь коллектив нашего детского сада уделяет большое внимание нравственно-патриотическому воспитанию. Мы стараемся создать атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Ведется активная работа по ознакомлению дошкольников с некоторыми сведениями из истории Старого Оскола, с его достопримечательностями, известными людьми города. Дети учатся ориентироваться на макете своего микрорайона, с радостью находя на нем свои дома, детский сад. Но воспитывая патриота необходимо знакомить дошкольников с символами России, с шедеврами архитектуры главных российских городов.

Любовь к Родине - это необыкновенное чувство, прекрасное, бескорыстное, хранящееся в глубине человеческой души. Это чувство проявляет себя от любви к родному краю до высокого гражданского чувства.

В рамках образовательной области «социализация» с целью овладения детьми знаниями о культурных ценностях, традициях была организована непосредственная образовательная деятельность: «Моя мама», «Дружная семейка»,  «Род и родословие», «Родной город», «Достопримечательности родного города» «Наша Родина - Россия», «Москва-главный город нашей Родины», «Государственные символы России», «Русская матрешка», «Люблю берёзу русскую…», «Большая и малая-Родина», «Поклонимся великим тем годам…», «Мы дружбою сильны», «Бравые солдаты» и др.

Воспитание у детей нравственно - патриотических чувств, интереса и любви к родному краю наиболее эффективно проявляется в игре. Она способствует овладению способами познавательной деятельности, помогает усвоению, закреплению знаний, В своей работе используем дидактические игры: «Путешествие по городу», «Угадай и назови», «Сказка правда в ней намек, добрым молодцам урок», «Масленица», «Праздники», «Путешествие из прошлого в настоящее», «Где находится памятник?»; русские народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Воробушки и кот», «Петушиные бои», «Салка на одной ноге», «Молчанка», «Телефон» и др.

Большой интерес у детей и родителей вызывают совместные праздники: «Начало всех начал», «Веселье и труд рядом живут», «Традиции русской семьи», «Народные праздники на Руси. Масленица», «Веснянка (Свистунья)», «Осинины», «День защитника Отечества», «Рождественские превращения».

В связи с тем, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, есть трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями. Поэтому используем не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но и наглядные предметы и материалы. В детском саду созданы мини-музеи: «Русская изба», «Чудо-дерево», «Старооскольская глиняная игрушка», «Бабушкин сундук».  Важно то, что в создании этих музеев принимают непосредственное участие дети и родители. Дошкольники с удовольствием обсуждают новые темы, приносят из дома экспонаты. Ребятая в мини-музеях выполняют роль смотрителей, научных сотрудников, экскурсоводов, посетителей. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Дети должны знать историю своей семьи, кем были их деды и прадеды. Каждый мини-музей — совместная работа воспитателя, детей и их семей. Ведь взаимосвязь с родителями важное условие нравственно-патриотического воспитания.

Педагоги нашего детского сада №11 «Звёздочка» стараются с раннего возраста, проводить работу по воспитанию у малышей любви к своему городу и своей Родине. Ведь любовь к своей стране всегда начинается с любви к своей малой родине. У Старого Оскола героическое прошлое, замечательное будущее. И мы должны сделать все, чтобы дети любили родной город и стремились в будущем приумножать его славу.

                                                     Список литературы

  1. А.Я.Ветохина, З.С.Дмитренко. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  2. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа). Пособие для воспитателей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  3. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург, 1999 год.
  4. Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет.- М: Мозаика – Синтез, 2005.
  5. Сакавичене О. В. Патриотическое воспитание дошкольников// Ребенок в детском саду. 2006. № 3. С. 24 – 26.
  6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....