Формирование речемыслительной деятельности у детей с ЗПР в условиях ДОУ
методическая разработка (старшая группа) по теме

Модорова Светлана Александровна

педагогический проект   на тему : "Формирование речемыслительной деятельности     у детей с ЗПР  в условиях ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc290.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект педагогической деятельности

на тему:

« Формирование речемыслительной деятельности

у детей с ЗПР  в условиях ДОУ ».

Технологии  и методики используемые в работе с детьми с ЗПР

  • С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». М.,2005 г.

  • Л.Б.Баряева, А.Зарин Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами  интеллектуального развития  СПБ 2001 Г.

  • Борякова Н.Ю. Касицина М.А.  Коррекционн0- педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического  развития.

                                 

                                         Принципы обучения и воспитания:

                                       принцип социальной направленности воспитания и обучения        

                                    (максимальное включение детей в социальную среду),

                                  – принцип практической направленности (базисные занятия,                  

                                     предметно-практическая деятельность,

                                  – принцип коррекционно-развивающего обучения (учет зоны

                                     ближайшего развития, учет сензетивных периодов),

                                  – принцип деятельностного построения обучения,

                                  – принцип комплексного обучения (параллельное прохождение

                                     одной темы на разных занятиях),

                                  – принцип индивидуального обучения,

                                  – принцип интеграции специалистов.

Коррекция развития детей с учетом психофизиологических особенностей

        


Взаимосвязь специалистов

        


Актуальность.

        В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР  уделяется значительное  внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией   к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

        Дети с ЗПР – многочисленная категория , разнородная  по своему составу. Часть из них  имеет негрубые  нарушения со стороны  центральной нервной системы. У других  детей с ЗПР   нарушения возникают на фоне функциональной незрелости ЦНС.

        Своевременная  организация коррекционного воздействия  является основным  фактором , обуславливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию  ребенка  с проблемами в развитии.    

Проблема:

       В связи с особенностями развития  дети с ЗПР  еще в большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта у них практически не происходит, поэтому со всей остротой встает вопрос о более ранней диагностике и коррекции психического развития детей с ЗПР.

Практическая значимость:

        Проект знакомит с системой коррекционной работы над развитием речемыслительной деятельности детей с ЗПР.

Материал этого проекта будет полезен учителям–дефектологам, учителям–логопедам, воспитателям, руководителям специализированных дошкольных учреждений, а также родителям детей с ЗПР.


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В основе концепции специальной работы с  детьми с ЗПР лежит учение о недостаточности у них всей психики в целом, о пластичности человеческого мозга, позволяющей развивать и использовать все психические функции аномального ребенка, преодолевая или, по крайней мере, смягчая их дефектность. Определить подход к коррекционно – воспитательной работе с такими детьми  возможно только при учете основных особенностей их развития.

Познавательное  и речевое развитие ребенка с ЗПР тесно связаны между собой. В самой языковой системе нашли отражение пути развития человеческого сознания, зафиксированы результаты  мыслительной деятельности человека, процессы анализа, синтеза, обобщения.

В процессе  овладения речью осуществляется не только развитие речи, но и развитие сознания ребенка. В процессе формирования речевой деятельности у детей с ЗПР  важное место занимает выяснение реальных связей, отношений между предметами окружающей действительности. Обозначая предметы, признаки, действия предметов, отношения между ними с помощью слов и их связей, ребенок с задержкой в развитии овладевает языком, как орудием мышления и средством общения.

Таким образом, если для ребенка с ЗПР  характерна интеллектуальная недостаточность, которая выражается в неспособности к отвлеченным обобщениям, к установлению связей и зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, к их анализу и синтезу и соответственно общеречевое развитие этих детей в значительной степени отстает от нормы.


Причины нарушений речемыслительной деятельности  :

  основные причины, обусловившие такое состояние речемыслительной деятельности, – слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных условных связей во всех  анализаторах, а иногда преимущественно в каком-либо одном. Значительную отрицательную роль играет также общее нарушение  динамики нервных процессов, затрудняющее установление динамических стереотипов – связей между анализаторами.

Недоразвитие речи может быть обусловлено в первую очередь медленно формирующимися и нестойкими дифференцированными условными связями в области слухового анализатора. Из-за этого ребенок долго не дифференцирует звуки речи окружающих людей, долго не усваивает новых слов и словосочетаний. Процесс выделения этих воспринимаемых адекватно слов из речи окружающих происходит совершенно иным, более медленным темпом, чем в норме. Слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими. Кроме того, оно затрудняет анализ слова. Из-за слабости фонематического анализа  ребенок плохо различает на слух окончания слов, что препятствует усвоению грамматических форм. Причина указанного состояния фонематического слуха – все то же замедленное формирование дифференцировочных условных связей в слуховом анализаторе. По мере обучения эти связи более или менее успешно образуются. Но последствия столь замедленного усвоения речи для общего психического развития детей очень серьезны.

Недостатки фонематического слуха  усугубляются замедленным темпом развития артикуляции, т.е. комплекса движений, необходимых для произнесения слов.

Развитие всех движений ребенка, в том числе моторики его речедвигательного аппарата, также зависит от особенностей формирования дифференцировочных условно-рефлекторных  связей в области двигательного анализатора. Моторные импульсы, необходимые для отчетливого произнесения тех или иных звуков, должны быть очень точными. Правильное различение звуков на слух обычно способствует правильности произношения, правильность же собственного произношения, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков на слух. При патологии корковой деятельности и замедленном образовании межанализаторных связей возникает противоположная зависимость: недостаточность слуховых восприятий тормозит улучшение произношения, а нечеткость произношения препятствует улучшению качества слуховых восприятий. Таким образом, замедленное, неполноценное развитие анализаторов приводит к тому, что у детей, как правило, резко задерживается развитие речи. К тому времени, когда речь должна быть средством общения, обозначения и орудием мышления, она оказывается в крайне неразвитом состоянии. Очень часто  первые отдельные слова появляются в 2-3 года, а короткие, скудные и аграмматичные фразы – к 5-6 годам. Из выше сказанного видно, что нарушения  речи у детей с ЗПР имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих  детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи.  

При ЗПР  нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У таких детей могут наблюдаться и все формы речевых нарушений (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание). Особенность речевых расстройств у умственно отсталых детей состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект.

У детей с нарушениями в развитии отмечается несформированности как импрессивной, так и экспрессивной речи. У них отстают от нормы все этапы речевой деятельности в большей или меньшей степени. Отличаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушено смысловое программирование речевой деятельности. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.

    При ЗПР  в различной степени нарушаются многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторной. При этом наиболее недоразвитым оказываются сложные высокоорганизованные уровни, требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнивания.

      При  стойком  и системном недоразвитии речи у  детей с ЗПР коррекционная работа в специальных учреждениях вызывает большую необходимость опираться на научно-теоретические положения и принципы организационной работы по развитию речемыслительной деятельности детей, разработанные в дефектологии, психологии и педагогике.

  1. Учение о компенсации нарушенных функций. Процесс компенсации рассматривается не как механическое замещение пострадавшей функции, а как самостоятельное упражнение нарушенной функции и развитие направленной приспособительной деятельности сохранных функций.
  2. Положение о ведущей роли обучения в процессе развития. Принцип учета зоны ближайшего развития. Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение только тогда развивает ребенка, если ориентируется  не столько на уровень актуального развития, сколько на уровень, который находится в стадии становления. Вместе с тем необходимо учитывать и данные, характеризующие уровень актуального развития ребенка.
  3. Принцип учета потенциальных возможностей  ребенка. Одной из важнейших задач дефектологии является выявление потенциальных возможностей развития  детей с ЗПР. Потенциальные возможности тесно связаны с их зоной ближайшего развития. Зона ближайшего развития представляет собой уровень потенциальных возможностей ребенка, реализация которых будет способствовать переводу зоны ближайшего развития на уровень актуального развития.
  4. Принцип деятельного подхода. Формирование речевых умений и навыков у  детей с ЗПР осуществляется преимущественно в процессе игровой и учебной деятельности. Для успешной реализации речевой деятельности необходимо формирование различных операций порождения речевых высказываний, составляющих структуру ориентировочно-исследовательской и операционной фазы деятельности.
  5. Системно-структурный принцип коррекции нарушений речи. Формирование различных звеньев речевой функциональной системы и коррекции их нарушений осуществляется с учетом их тесной взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния.
  6. Связь развития речи и мышления. Речевое общение играет огромную роль в процессе формирования личности ребенка. В настоящее время оно рассматривается как особая деятельность, которая, наряду с предметно-практической и другими видами деятельности, является важным фактором становления  и развития психики детей. Этим также определяется значимость раннего выявления и коррекции нарушений речи у  детей с ЗПР. В связи с этим большое значение имеет создание интересных, доступных и значимых ситуаций речевого общения.
  7. Принцип поэтапного формирования речемыслительной деятельности: с учетом поэтапного перехода от речевых действий к операциям, поэтапного формирования умственных действий: с опорой на материализацию действия, далее в речевом плане и, наконец, в умственном плане.
  8.  Дифференцированный подход в процессе обучения  детей. Наблюдается большая разнородность детей  с точки зрения уровня речевого развития, характера нарушения речи. Это вызывает необходимость разработки дифференцированной методики коррекционно-логопедического воздействия внутри  детей с ЗПР  на основе этиопатогенетического принципа, а также с учетом симптоматики и уровня недоразвития речи.

Коррекционное воздействие на развитие речемыслительной деятельности в специальных учреждениях имеет свои особенности, которые мы учитываем в своей работе.

                Весь процесс коррекционной работы с  детьми с ЗПР мы направляем на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, в процессе дифференциации звуков необходима работа по анализу звуковой структуры слова, по определению места звука в слове. Широко используется сравнение графических схем слов, нахождение в словах  одного или другого звука.

              С учетом характера нарушений речи коррекционную работу мы проводим над                       речевой системой в целом. На каждом занятии ставим задачу коррекции не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

    В процессе работы мы основываемся на принципе поэтапного формирования умственных действий

  • Особенностями логопедической работы является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности. Так, постановке звука помогают зрительное восприятие артикуляции, тактильное восприятие муляжа, кинестетические ощущения от движения кисти руки.
  • Важнейшее значение имеет дифференцированный  подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматика речевых расстройств, их механизмы.
  • Коррекцию нарушений речи мы увязываем с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики  ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики, в занятия мы включаем упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
  • Содержание работы по развитию речемыслительной деятельности находится в соответствии с программой для  детей с ЗПР .
  • В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у  детей с ЗПР  очень консервативны, изменяются с трудом, мы особенно тщательно отрабатываем этапы закрепления правильных речевых навыков.
  • Характерной для работы является частая повторяемость упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.
  • Усвоенные навыки и умения мы закрепляем в различных ситуациях, на другом материале.
  • Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению  детей с ЗПР , мы проводим частую смену видов деятельности, переключаем ребенка с одной формы работы на другую.
  • Особенностью работы является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности обуславливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть разложена на простейшие задачи.
  • При проведении занятий необходимо ясное понимание ребенком цели занятия. В связи с этим цели занятия мы излагаем ребенку с  чрезвычайно конкретно, в доступной форме.
  • Для эффективного усвоения правильных речемыслительных навыков  детьми с ЗПР необходим определенный, не очень быстрый темп работы. 
  • Мы поддерживаем у  ребенка с ЗПР интерес к исправлению речи, воздействуем на его эмоциональную сферу.
  • Несформированность контроля, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы дефектолога, логопеда, воспитателя и родителей. Мы организуем педагогический процесс так, чтобы не только на логопедических занятиях, но и вне занятий осуществлялись закрепление правильных речемыслительных навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции речевых расстройств.
  • Логопедами в нашем детском саду при перспективном планировании учитывается необходимость привлечения к коррекционной работе с детьми всех участников педагогического процесса и родителей в том числе. Большое внимание уделяется нами пропаганде логопедических знаний.

Этапы

В коррекционной работе с детьми с ЗПР мы постепенно используем  последовательный переход от одного этапа  формирования того или иного речевого навыка к другому, что обусловлено особенностью мыслительной деятельности.  

  • материализация  действия с опорой на вспомогательные средства. Так, работа по развитию дифференциальных звуков на этом этапе предполагает использование картинок, названия которых анализируются, а также графических схем слов. Ребенок, выделяя звуки из слова, выкладывает фишки разного цвета в клеточки, соответствующие тому или иному звуку.
  • Выполнение действий в речевом плане. На этом этапе ребенок произносит слово и на основе его слухового и кинестетического образа, без опоры на вспомогательные средства, определяет наличие одного или другого звука в слове.
  • Выполнение действия во внутреннем плане. На этом этапе ребенок осуществляет дифференциацию звуков без материальных и речевых опор, по представлению.

           Разрабатывая  систему специального обучения и воспитания  детей  с ЗПР, педагоги и психологи исходят из того, что различные функции интеллекта не могут быть поражены все в одинаковой степени. Это положение также подтверждается многочисленными исследованиями, показывающими, что результативность воспитания и обучения  детей с ЗПР даже при одинаковых дефектах психофизического развития оказывается весьма различной. Это обусловлено индивидуальными особенностями каждого ребенка.

             


        

        


Примерное распределение занятий

НОД

Кто проводит

Кол-во

в неделю

ФЦКМ

дефектолог

1

Развитие речи

(лексико-грамматические категории, связная речь, звукопроизношение)

логопед

1

Развитие речи  и подготовка к обучению грамоте

логопед

1

ФЭМП

дефектолог

2

Конструирование

воспитатель

1

Лепка

воспитатель

1

Аппликация

воспитатель

1

Рисование

воспитатель

1

Ознакомление с художественной литературой

дефектолог

1

Обучение  игре

воспитатель

1

психолог

1

Музыкальное  занятие

Муз.руков.

2

Физкультурное занятие

Инстр.по физкультуре

2

итого

16


        

сюжетно-ролевая    ФЭМП      Озн.   конструирование   развитие речи     театрализованная    рисование лепка  ручной труд     аппликация

         игра                                     с окр.                                                                           игра

  – Способы совместной деятельности учителя-логпеда и воспитанника, направленные на решение задач образования;

 – словесный - рассказ, объяснение, беседа, дискуссия;

 – наглядные - наблюдения, демонстрация;      

 – практические   - упражнения, опытно-экспериментальная деятельность;

 –  объяснительно-иллюстративный;    – репродуктивный;  – проблемный;  – частично-поисковый (эвристический); 

 –исследовательский – методы изложения новых знаний;   

 –методы применения знаний    – коммуникативный;  – познавательный; 


ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                                             

                                                                                                         

                                                                                                                 

  Индивидуальная программа развития ребенка.

______________________________________________________________________________________

Дата составления______________________              

Раздел

программы

Индивидуальные рекомендации на 1 полугодие

Индивидуальные рекомендации на 2 полугодие

 Речевые навыки

Развитие связанной речи

Развитие грам матического

строя

Расширение словаря

Коррекция звукопро-изношения

Коррекция фонемати-ческого восприятия

Коррекция слоговой структуры

Развитие познавательной деятельности

Развитие внимания

Развитие восприятия

Развитие памяти

Развитие мышления

Коррекция моторики

Коррекция эмоционально-волевой сферы

                    Перспективный план работы для детей 6- 7 лет с  ЗПР.

Формирование целостной картины мира

          Сроки.

                                    Тема.

         Сентябрь.

         3 неделя.

Осень. Приметы осени.

         4 неделя.

Я - ребёнок. Моё тело. Я смеюсь, радуюсь, печалюсь.

           Октябрь.

         1 неделя.

 Сад . Фрукты. Описание фруктов.

         2 неделя.

Огород. Овощи. Описание овощей.

         3 неделя.

Игрушки. Моя кукла .Сравнение с ребёнком.

         4 неделя.

Одежда осенью.

         5 неделя.

Обувь.Сезонная обувь,её назначение.

         Ноябрь.

         1 неделя.

Посуда. Назначение и применение.

         2 неделя.

Мебель. Мебель дома, в детском саду, для кукол.

         3 неделя.

Семья . Я- сын, внук. (дочка, внучка ).

         4 неделя.

Семья. Члены семьи. Родственные отношения.

         Декабрь.

         1 неделя.

Зима. Приметы зимы. Сравнение зимы и осени.

         2 неделя.

Зима. Звери зимой

         3 неделя.

Одежда зимой

         4 неделя.

Новогодний праздник. Подготовка к празднику

         Январь.

         2 неделя.

Ребёнок и его дом. Адрес.

         3 неделя.

Ребёнок и детский сад. Помещения детского сада.

         4 неделя.

Транспорт. Название и назначение.

         Февраль.

         1 неделя.

Профессии. Расширение сведений о профессиях.

         2неделя.

Магазин. Расширение сведений о магазинах.

         3 неделя.

Праздник. День защитника Отечества.

           Март.

         1 неделя.

Мамин праздник. Подготовка к празднику.

         2 неделя.

Весна. Приметы весны.

         3 неделя.

Домашние животные.

         4 неделя.

Детёныши домашних животных.

          Апрель.

          1 неделя.

Дикие животные.

          2 неделя.

Детёныши домашних животных.

          3 неделя.

Птицы. Домашние и дикие птицы. Перелётные.

          4 неделя.

Мир растений.

              Май.

           1 неделя.

Праздник. День Победы.Подготовка и проведение.

           2 неделя.

Явления природы. Вода, огонь, земля, воздух.

           3 неделя.

Насекомые. Многообразие и внешний вид.

           4 неделя.

Приметы поздней весны и начала лета.

        Формирование элементарных математических представлений.

          Сроки.

                                    Тема.

         Сентябрь.

         3 неделя.

Признаки предметов .(цвет, форма).

Сравнение предметов по размеру.(большой, маленький, одинаковые).

         4 неделя.

Сравнение совокупности предметов.(больше- меньше).

Понятия: высокий- низкий.

            Октябрь.

         1 неделя.

Понятия : высокий- низкий.

Понятия: длинный- короткий.

         2 неделя.

Понятия: длинный- короткий.

Понятия: широкий- узкий.

         3 неделя.

Понятия: много- мало- один.

Понятия: один- много- столько же.

         4 неделя.

Геометрические фигуры: круг, квадрат,овал, треугольник,прямоугольник.

Уравнивание групп предметов.(разница равна одному).

             Ноябрь.

          1 неделя.

Число 1.

Число и цифра 1.

          2 неделя.

Число 2.Образование числа 2.

Число и цифра 2.

          3 неделя.

Цифры 1 и 2 . Соотнесение их с количеством.

Число 3. Образование числа 3.

          4 неделя.

Число и цифра 3. закрепление образования числа 3.

Прямой и обратный счёт от 3.

            Декабрь.

          1 неделя.

Число 4.Образование числа 4.

Составление числа 4.

          2 неделя.

Закрепление понятий больше- меньше( начислах).

Повторение образования и состава числа 4.

          3 неделя.

Число 5. Образование числа 5.

Число и цифра 5.Прямой и обратный счёт.

          4 неделя.

Отсчёт в пределах 5. Больше- меньше на 1.

       

Порядковый счёт до 5.

           Январь.

         1 неделя.

Состав числа 5. Счётные операции в пределах 5.

Счётные операции в пределах 5. Сравнение множеств больше- меньше на 1.

          2 неделя.

Цифра 0.

Число 6. Числовой ряд до 6.

          3 неделя.

Число и цифра 6. Счёт в пределах 6.

Счёт в пределах 6 с использованием различных анализаторов.

          4 неделя.

Цифры 1 и 6.Соотнесение числа, цифры и количества.

Порядковый счёт до 6.

           Февраль.

         1 неделя.

Числовой ряд.Сравнение чисел.

Порядковый и обратный счёт в пределах 6.

         2 неделя.

Сравнение чисел в пределах 6.

Выкладывание цифр до 6.  

         3 неделя.

Число 7. Образование числа 7.

Соотнесение числа, цифры 7 и количества.

         4 неделя.

Число и цифра 7. Прямой и обратный счёт до 7.

Число 8.Образование числа 8.

             Март.

           1 неделя.

Числовой ряд до 8.Соседи числа 8.

Счёт до 8.

           2 неделя.

Число и цифра 8.Счёт предметов с использованием различных анализаторов.

Число 9. Образование числа 9.

           3 неделя.

Число 9.Счёт до 9.

Число, цифра 9 и количество.

           4 неделя.

Числовой ряд до 9.Счёт в прямом и обратном порядке.

Отсчёт- больше на 1. Шар и куб.

            Апрель.

          1 неделя.

Отсчёт- меньше на 1.Положение предметов в пространстве.

Отсчёт- больше- меньше на 1. Цилиндр.

           2 неделя.

Повторение состава чисел 2 и 3.Шар, куб, цилиндр.

Повторение состава числа 4.

           3 неделя.

Повторение состава числа 5. Геометрические фигуры(зрительный и слуховой диктант).

Закрепление состава чисел 2-5.

          4 неделя.

Число 10. Образование числа 10.

Числовой ряд до 10.

             Май.

          1 неделя.

Количественный и порядковый счёт до 10.

Прямой и обратный счёт до 10.Треугольник.

          2 неделя.

Сравнение и уравнивание групп предметов. Квадрат.

Закрепление состава чисел от 1 до 5.

            3 неделя.

Закрепление состава чисел от 6 до 10. Прямоугольник.

Зрительный и слуховой диктанты на счёт. Овал.

            4 неделя.

Нахождение закономерностей.Шар, куб,цилиндр.

Любимые игры по математике.

                                              Развитие речи.

      Сроки.

                                   Тема.

         Сентябрь.

      3 неделя.        

Складывание домика для мышки из геометрических фигур.(развитие понимания речи).

      4 неделя.

Складывание ели для лисички из геометрических фигур.(побуждать отвечать на простые вопросы).

      Октябрь.

      1 неделя.

Понятие предмет.(составление простых предложений).

      2 неделя.

Понятие действие.(что делает?).

      3 неделя.

Одушевлённые существительные (кто это?).

      4 неделя.

Неодушевлённые существительные (что это).

     

      Ноябрь.

      1 неделя.

Согласовывание существительных с числительными (один кубик, одна кукла).

      2 неделя.

Именительный падеж множественного числа имён существительных (на столе лежат кубики).

      3 неделя.

Именительный падеж множественного числа имён существительных (договаривание предложений).

      4 неделя.

3 лицо единств. и множеств. числа глаголов настоящего времени.

      Декабрь.

     1 неделя.

Перессказ картины по теме «Зима».

     2 неделя.

Существительные с уменьшительно- ласкательным значением.(кот-котик).

     3 неделя.

Уменьшительно- ласкательная форма существительных.

     4 неделя.

Предложение- просьба.(дай мне…,помоги мне…).

      Январь.

      1 неделя.

Притяжательные местоимения: мой, моя.

      2 неделя.

Притяжательные местоимения: мои, моё.

      3 неделя.

Глаголы прошедшего времени единственного числа.(Миша гулял).

      4 неделя.

Закрепление умения использовать в речи глаголы прошедшего времени единственного числа.

     

      Февраль.

      1 неделя.

Винительный падеж единственного числа имени существительного.(Коля кормит кошку.)

      2 неделя.

Понятие предложение.

      3 неделя.

Предложения.Закреплять умение составлять предложения.

      4 неделя.

Родительный падеж единственного числа существительных без предлогов.

     

       Март.

      1 неделя.

Родительный падеж единственного числа существительных с предлогом.(у берёзы , у Маши).

      2 неделя.

Приставочные глаголы.

      3 неделя.

Договаривание предложений по сюжетным картинкам.

     4 неделя.

Простые предлоги (в , на, за)- в коробке, на коробке, за коробкой.

    Апрель.

   1 неделя.

Простые предлоги ( из, до, с)- из дома, до дома, с дома.

   2 неделя.

Сложные предлоги ( из-за, из-под)- из-за тучи, из-под книги.

   3 неделя.

Закрепление использования различных предлогов в речи.

   4 неделя.

Составление простых предложений по вопросам.

       Май.

     1 неделя.

Составление простых предложений по картинкам.

    2 неделя.

Имена прилагательные (какой?, какая?, какое?)

    3 неделя.

Повторение пройденного. Составление рассказа по картинке по теме «Весна».

    4 неделя.

Повторение пройденного. Составление рассказа по теме «Лето».

                                                                                   

                         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника"

" Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника"...

«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи» Согласно Федеральному закону о 29.12.2012 №...

"Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Материал содержит методический комплекс, представленный технологическими картами предшествующей работы и ООД  по заучиванию стихотворений....

Конспект логопедического занятия по формированию речемыслительной деятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Овощи.

Занятие комплексного характера содержит игровые упражнения, способствующие развитию речевых и интеллектуальных способностей воспитанников с ТНР....

Формирование речемыслительной деятельности у детей с зпр

Формирование речемыслительной деятельности у детей с ЗПР . В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и пра...

«Речемыслительная деятельность детей дошкольного возраста» ( Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей)

В звуке голоса, в глазах и во всём облике говорящего заключено не меньше красноречия , чем в выборе слов....