ОД «Доброта и вежливость- залог дружбы»
план-конспект урока (старшая группа)

Виноградова Виктория Валентиновна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_druzhba_1.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Доброта и вежливость- залог дружбы»

Цель: учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста, знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов, формировать духовно и нравственно развитую личность.

Задачи занятия:

-приобщение к нравственности,

- развитие внутренней культуры детей, умения общаться,

- расширение активного словарного запаса детей

- формирование особого мнения о вежливом человеке и правил вежливости.

Оборудование: карта «Страна добра», карточки с пословицами, карточки- иллюстрации «Волшебные слова», карточки с загадками, книги о вежливости, аудиозаписи.

Содержание организованной деятельности.

Организационный момент.

Прослушивание спокойной расслабляющей мелодии в течение 1–2 минут (для сосредоточения ребят).

Воспитатель. Добрый день ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня мы поговорим о таких качествах, как доброта и вежливость.

Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Вежливость- это  выражение доброго отношения к людям. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоит. А как вы думаете ребята, приятнее дружить с вежливым другом? Или это неважно?  Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости, давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать?

Конечно! Вот мы и посетим с вами необычную страну – Страну Вежливости.

Смотрите: перед вами карта этой страны. Прочитайте, какие необычные города в ней находятся: Народная мудрость, город Незнайки, Не попади впросак. В каждом городе нас будут ждать приключения, а кое-где – испытания.

В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица: доброе слово и кошке приятно. Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Поэтому мы начинаем наше путешествие с города Народной мудрости.

Народ придумал много пословиц и поговорок о доброте. И вот некоторые из них:

Про доброе дело говори смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Не мудрён привет, а сердце покоряет.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Как проживёшь, так и прослывёшь.

Дети называют пословицы, которые они знают о доброте и вежливости.

Воспитатель. А что ещё придумал и сочинил народ о доброте, вежливости. Как вы думаете?

Дети: сказки.

Воспитатель. Правильно. Конечно это сказки, где добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хотел достичь своей цели злым способом.

Ребята называют сказки (Кот и петух, Морозко, Кощей Бессмертный и др.), рассказывают о чём и о ком в них говориться.

Воспитатель. Вы правильно ответили, я думаю, вы согласитесь со мной – если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой.

Добрые слова нужны нам дома, в детском саду, на улице и в магазине. Давайте посмотрим с вами интересные рисунки и вспомним эти добрые, волшебные слова.

Рассматриваются иллюстрации «Волшебные слова».

Дети рассматривают и говорят, когда и где их надо произносить.

Воспитатель. Мы с вами прибыли в город Незнайки. Незнайка узнал, что мы будем путешествовать по Стране добра и учиться говорить вежливые слова там, где это нужно, решил нам помочь. Он оставил нам свои весёлые загадки.

Эти загадки особенные. Если сама загадка учит добру и вежливости, то в ответ на неё надо всем хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Загадки довольно хитрые, отгадывая их, надо ещё быть и очень внимательным. Ребята, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на загадку хитрую – молчите.

Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твёрдо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
У кого из вас в порядке,
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго “спасибо”?
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

Ребята правильно ответили на загадки.

Воспитатель. Ну вот, стать вежливым нелегко, но это очень важно.

Ребята, сейчас я прочитаю вам маленький рассказ, а вы должны будете вставлять в него нужные волшебные слова.

Мальчик Вова ехал в автобусе, он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал: «Садитесь…..»

Пожалуйста (отвечают дети).

Женщина поблагодарила Вову.

Спасибо (отвечают дети).

Вдруг автобус затормозил, все пассажиры наклонились вперёд, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину, но тут же сказал: «Извините…..»

Пожалуйста (отвечают дети).

Воспитатель: Молодцы, все нужные слова вы назвали правильно.

Утром – поздороваться, уходя – попрощаться и место уступать. Это очень приятно – быть вежливым, этим можно гордиться.

Многие детские писатели и поэты, писали рассказы и стихи о доброте и вежливости. Что бы читая, их произведения дети учились быть добрыми и вежливыми.

 Я хочу прочитать вам стихотворение, которое написал С. Я. Маршак «Ежели вы вежливы».

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.

Воспитатель. Мы с вами совершили увлекательное путешествие по Стране Вежливости

А закончить я хочу вот этими словами:

Я хочу сказать вам на прощанье
Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаёмся мы сейчас,
Добрый путь вам! В добрый час!

Исполнение песни В. Шаинского «Улыбка».

Тема: «Секреты дружбы».

Цель: привитие детям чувства значимости дружбы и умение общаться друг с другом.

Задачи:

-расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.

-развивать речь и мышление.

-воспитывать стремление дружить с окружающими, доброжелательность.

Оборудование: музыкальное сопровождение, памятка «Основные законы дружбы», пословицы о дружбе, выставка книг о дружбе, заготовка для  коллективной аппликации «Дружба».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема нашего занятия и для начала мы с вами поздороваемся.

Проводится упражнение «Назови соседа ласково по имени».

Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем. Например, ребенок обращается к соседу слева: «Здравствуй, Славик!» Тот обращается к следующему ребенку: «Привет, Танюша!» («Добрый день, Ванюша!», «Добрый день, Анечка!»).

Воспитатель: Дети, посмотрите, как мало стульчиков. Как же нам быть, кому предложить присесть на них?

Мальчики: Девочки присаживайтесь, пожалуйста. (мальчики берут стульчики для себя)

Воспитатель: Какие вежливые слова вы знаете?(ответы детей)

Воспитатель: Послушайте песню. О чем в ней поётся?

Я не случайно включила эту песню. Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем мы будем сегодня говорить?

Дети: о дружбе.

Воспитатель: мы будет разгадывать секреты дружбы. Будьте внимательны!

Первый секрет «спрятан» в песне. Слушаем…(Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки»).

Воспитатель: Так с чего же начинается дружба?

Дети: с улыбки

Воспитатель: Вот так легко мы с вами разгадали первый секрет.

Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку. (Дети выполняют.)

Воспитатель: Когда с кем – то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него.  Сейчас мы были все приветливыми. Это и есть второй секрет дружбы!

 Следующий секрет «зашифрован» в картинках.

(Выставляются сюжетные картинки).

Воспитатель: Чтобы его расшифровать, попробуйте определить, что в них общего.

Дети: На всех картинках люди помогают друг другу, животным, растениям.

(Дети рассматривают и обсуждают сюжеты картинок)

Это еще один секрет дружбы – помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе - девочки и мальчики, (правая и левая руки пожимают друг друга от кисти до кончиков пальцев)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики, (пальцы скрещены в «замок», вывернуть вперед, локти выпрямить, вращение кистями)

Раз, два, три, четыре, пять, любим мы играть.

(поочерёдное соединение пальцев от большого до мизинца, ладони напряжены, затем встряхнуть)

Пять, четыре, три, два, один - мы опять сидим. (руки в стороны, встряхнуть, опустить).

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что во все времена у всех народов высоко ценилась дружба, верность и преданность. Нет народа, у которого не было бы пословиц, поговорок и легенд о дружбе.

Давайте и мы вспомним пословицы о дружбе. Я буду говорить начало пословицы, а вы окончание.

1.Не имей сто рублей… (а имей сто друзей).

2.Старый друг… (лучше двух новых).

3.Один за всех и… (все за одного).

4.Гора с горой не сходятся, а человек… (с человеком сойдётся).

5.Человек без друзей,… (что древо без корней).

6.Друга ищи, а… (найдёшь, береги).

7.Дружба не гриб… (в лесу не найдёшь).

Воспитатель: А ещё о дружбе сложено много стихов. Давайте их послушаем

Ребёнок:

-Что такое дружба?-

Спросила я у птицы.

-Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

 

Спросила я у зверя:

-Что такое дружба?

-Это когда зайцу

Лисы бояться не нужно.

 

А после спросила у девочки:

-Дружба – что такое?

-Это что-то огромное,

Радостное, большое.

 

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети.

 

Воспитатель: Ребята у каждого из нас есть нужда в человеке, которому можно было бы рассказать о самых сокровенных мыслях, доверить свои чувства, поделиться радостью и горем.

Ребёнок:

Настоящий друг везде

Верен в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И во всём, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

А сейчас послушаем стихотворение-сценку «Мы друзья» Б.Заходера.

С виду мы

Не очень схожи:

Петька толстый,

Я худой,

Не похожи, а всё же

Нас не разольёшь водой!

Дело в том,

Что он и я –

Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоём,

Даже вместе отстаём!

Дружба дружбою,

Однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

-Что-то, Вова,

Позабыл!

-И я забыл

Ну, не важно! Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну!

Я как тресну!

Он как даст!

А я как дам!

Воспитатель: Я думаю, что эти мальчишки ещё и не совсем понимают, что такое дружба, но со временем их дружба станет настоящей, крепкой, верной и долгой. А у вас ребята есть друзья?

Воспитатель: Я предлагаю вам погулять с друзьями.

Физкультминутка:

 

  По дороге мы идем.                                    Дети шагают,

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим.                            садятся,

Мы под дубом полежим.

Полежим, отдохнем.                                  ложатся,

Потом дальше пойдем.

На лужайке поутру                                   дети становятся в.круг.

Мы затеяли игру.

Раз, два, три, четыре                                 расходятся, бегают,

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,                           становятся в круг

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять

Будем в солнышко играть.                     Встают и идут дальше.

Мы — веселые лучи. Мы резвы и горячи.

Воспитатель: Хором повторяйте за мной слова и выполняйте движения.

-Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)

-Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).

-Здесь есть ты (кладём правую руку на плечо соседа).

-Здесь есть я (кладём правую руку себе на грудь).

-Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа).

-Жить (хлопаем в ладоши)

-Дружить (соединяем руки ладонями).

Воспитатель: много написано книг о дружбе и друзьях. Читая эти книги, вы приобретаете себе настоящих друзей – литературных героев.

Посмотрите, какая у нас выставка книг.(дети называют названия книг).

С кем бы из литературных героев вы хотели дружить?

Воспитатель: Сегодня мы узнали о разных секретах дружбы. Давайте их вспомним.

Дети:

Чаще улыбайся.

Цени дружбу.

Помогай тому, кто нуждается в помощи.

Воспитатель: Это законы. Давайте не будем о них забывать и будем  жить по законам дружбы.

Коллективная работа.

Воспитатель: А сегодняшнее наше занятие мы закончим картиной «Дружба».

(На чистый лист ватмана каждый ребёнок заранее наклеивает заготовленные из бумаги детали: облака, солнце, дерево, птиц, животных, детей).

(По окончанию работы предлагаю встать в круги взяться за руки). Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня на занятии беседовали?

Дети: о дружбе.

Воспитатель: Я передаю свое теплое дружеское отношение всем вам: сначала Лёне, от Лёни – Анюте, Никитке, Сашеньке…(называю по очереди всех детей). Я чувствую, как мне передается ваше доброжелательное отношение. Сегодня мы забыли все свои обиды и стали друзьями.

Релаксация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник доброты и вежливости

Комплексное занятие для детей старшей группы...

Беседа «Доброта и вежливость дружбе не помеха»

Цель - формировать у воспитанников навык устанавливать дружеские вежливые, доброжелательные отношения с ровесниками и взрослыми.Образовательные задачи:• Раскрыть сущность понятия «дружба&ra...

Педагогический Совет «Привитие доброты в детстве - залог успешности ребенка в будущем!»

Этот Педагогический Совет я проводила после Недели "Добра" , как итог , это моя презентация к нему...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну доброты, вежливости и дружбы»

Развитие представлений детей о добре и зле.Развитие самооценки, коммуникативных навыков работы в группе.Воспитывать стремление совершать добрые дела и поступки....

Доброта и вежливость-день спонтанного проявления доброты

Доброта и вежливость-день спонтанного проявления доброты...

Консультация для родителей «Вежливость- залог успеха».

Обратить внимание родителей на повышение значимости вежливости детей....