Статья. Формирование готовности дошкольников к школьному обучению : особенности и проблемы.
статья (подготовительная группа) по теме

Соколова Марина Геннадьевна

 

Подготовка детей  к  обучению в начальной  школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. Подготовка к школе последовательный  и многогранный процесс воздействия на ребенка. Главной  целью подготовки ребенка к школе является всестороннее развитие ребенка-дошкольника : умственное , нравственное , эстетическое и физическое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование готовности дошкольников к школьному обучению : особенности и проблемы.

« Быть готовым к школе – не значит уже сейчас уметь делать все то , что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему научиться».  Л.А. Венгер

Подготовка детей  к  обучению в начальной  школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. Подготовка к школе последовательный  и многогранный процесс воздействия на ребенка. Главной  целью подготовки ребенка к школе является всестороннее развитие ребенка-дошкольника : умственное , нравственное , эстетическое и физическое.

Социальная готовность к обучению в школе определяется готовностью ребенка к новым формам общения с окружающим его миром. Как считают психологи , развитие этой готовности , связано с возрастным кризисом 6-7 лет.  Именно поэтому , при переходе из дошкольного возраста к школьному , ребенок меняется и становится более трудным в отношении воспитания.

Физиологическая готовность ребенка к школе выражается в уровне основных функциональных систем организма и состояния здоровья детей.  За основу критериев берется способность ребенка переносить возросшие нагрузки ,связанные  с началом новой систематической учебной  деятельности , физического  и  интеллектуального напряжения. Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами-медиками в соответствии с установленными критериями.

Психологическая готовность к обучению в школе  определяется общим уровнем психического развития ребенка и является важным шагом воспитания и обучения дошкольника  в детском саду  и в семье. Ее содержание определяется системой требований , которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к учебе и школе , умение управлять своим поведением , выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное  усвоение знаний, установление взаимоотношений  со сверстниками и взрослыми, определяемых совместной деятельностью.

Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту, по мнению Л.Г Выготского,  характеризуется прежде всего тем, что дети начинают терять детскую непосредственность, меняется поведение ребенка. У ребенка появляется самооценка, он вступает в новый жизненный период, в котором у него впервые формируются моменты самосознания. В 6-7 лет у детей происходит формирование внутренней социальной позиции.

Социальная подготовка к школе должна быть направлена на развитие качеств общения со сверстниками и взрослыми  в новых для ребенка условиях. Целью подготовки детей к школе является создание предпосылок школьному обучению, а не каких-либо конкретных элементов учебной деятельности.

Переход от дошкольного к школьному возрасту определен сменой ведущей деятельности, переходом от игры к учебе. Поэтому , необходимо обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его подготовку к школе могут только совместные , объединенные усилия воспитателей , учителей и родителей. Единство воздействий семьи и детского сада лучше всего воздействует на развитие  ребенка.

В связи с этим перед современным детским садом и его педагогами стоят первостепенные задачи по обеспечению  достаточного уровня подготовки детей к школе , позволяющему провести безболезненный переход от дошкольного обучения к начальной школе, а именно :

  1. Изучение возрастных возможностей ребенка.
  2. Повышение уровня достижений ребенка.
  3. Гармония и стабилизация внутреннего состояния ребенка.
  4. Формирование психологической готовности к школе.
  5. Развитие  у ребенка  способности решать познавательные и коммуникативные проблемы в условиях детского сада :  сотрудничество  с педагогами, сверстниками  и родителями.
  6. Активное включение родителей в процесс подготовки к школе с целью понимания значимости педагогических задач и выработки единого оценочного критерия  в подходе к школе. Оказание помощи родителям  в создании условий для благоприятной адаптации к школьному обучению и осознание необходимости данного процесса.
  7. Повышение уровня развития интегративных качеств  детей.
  8. Развитие комплекса показателей функционального развития : организация зрительного и слухового восприятия , развитие мелкой моторики, внимания, мышления, памяти , речи.
  9. Определение перспективных программ дополнительного образования , способствующих всестороннему развитию ребенка.
  10. Выработка устойчивого интереса к познанию нового и самовыражению.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний  и умений : общение ребенка со сверстниками и взрослыми , и организованный учебный процесс.

Но достижение этих задач невозможно без осуществления принципов работы педагога – дошкольника , а именно :

1.Уважение и доброжелательность к  ребенку , как к личности. Ребенок имеет право на собственное мнение, собственную жизненную  позицию и видение ситуации.

2.Постоянная помощь , а не требования.

3.Стимулирование творческого процесса на основе ощущения успешности.

4.Учет индивидуальных особенностей развития с учетом возраста.

В процессе общения со сверстниками и взрослыми ребенок получает сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания  и умения, которыми дети овладевают в повседневном общении . Вторая включает  знания и умения , подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает, как дети усваивают  программный материал, определяет способность соблюдать правильное поведение на занятиях, умение рационально и быстро действовать, наличие  определенных навыков и умений.

Хорошее усвоение детьми знаний  в процессе совместной деятельности составляет основу овладения различными элементами учебной деятельности , закрепляются и формируются  навыки и умения, необходимые в учебе: дети учатся слушать, запоминать, последовательно выполнять поставленные задачи и задания, следуя определенным правилам ; укладываться во времени; оценивать свою работу; находить и исправлять свои ошибки; доводить начатое дело до конца; содержать свое рабочее место в порядке. Также ребенку необходим запас определенных сведений об окружающем мире – явлениях в живой и неживой природе , о людях, о их труде, о предметах и их свойствах, о правилах поведения.

Особое внимание в детском саду уделяется формированию грамматических  и математических навыков, традиционно относящимся к школьной программе. Поэтому овладение этими навыками требуют от ребенка активной умственной деятельности, включая физиологическую и психическую зрелость.

Работая с детьми, педагог должен учитывать  особенности  каждой семьи , давать родителям советы, соблюдая тактичность в общении; привлекать к участию в жизни группы и детского сада; добиваться взаимопонимания, единого направления педагогических воздействий, направленных на подготовку ребенка к школе. Также важна связь со школой, ориентировка на программу и требования, которые школа предъявляет к своим ученикам.

Таким образом : залогом успешного обучения ребенка в школе является принцип преемственности между современным детским садом и школой. Тесное взаимодействие и сотрудничество  с семьей  по всем аспектам вопроса подготовки ребенка к школе – оптимальный вариант  формирования у детей школьной зрелости. Педагог в своей работе должен опираться на помощь семьи , а родители должны согласовывать свои действия с работой детского сада. Правильная  и полная подготовка ребенка к школе , которая возможна только в сотрудничестве и единстве семьи и детского сада  является целью  достижения общего результата.

                Литература.

1.Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. и др.  Готовность детей к школе.- М., 1992.

2.Выготский Л.С., Детская психология: Собрание сочинений в 6 томах. Т.4.- М ., Педагогика , 1984.

3.Дружинин А., Дружинина О., Первый раз в первый класс.- М., 2003.

4.Островская Л., Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников., М.,1990.

5.Реан А.А. , Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе.- М.: АПКиПРО., 2000.

6.Федосова Н.А., Преемственность между дошкольным и начальным образованием – основа успешного обучения в школе.  Концептуальные подходы. Организация работы по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.- М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема»

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа пред...

Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению особенностей влияния семьи на формирование школьной зрел...

Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".

quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет."    Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с...

ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА...

Статья "Формирование готовности дошкольников к обучению в школе в учреждении дополнительного образования"

В статье раскрыты организационно-педагогические условия формирования готовности дошкольников к обучению в школе. Рассмотрена сущность, содержание и структура готовности дошкольников к обучению в школе...