Статья "Формирование готовности дошкольников к обучению в школе в учреждении дополнительного образования"
статья (подготовительная группа)

В статье раскрыты организационно-педагогические условия формирования готовности дошкольников к обучению в школе. Рассмотрена сущность, содержание и структура готовности дошкольников к обучению в школе. Освещена программа формирования готовности дошкольников к обучению в школе в учреждении дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._menshchikova_tatyana.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Меньщикова Татьяна Андреевна

Формирование готовности дошкольников к обучению в школе в учреждении дополнительного образования

Аннотация: В статье раскрыты организационно-педагогические условия формирования готовности дошкольников к обучению в школе. Рассмотрена сущность, содержание и структура готовности дошкольников к обучению в школе. Освещена программа формирования готовности дошкольников к обучению в школе в учреждении дополнительного образования.

Ключевые слова: готовность к обучению в школе, дополнительное образование.

Рассматривая образование как многоуровневую систему, особого внимания требует дошкольная педагогика, которая является первой и фундаментальной ступенью образования в целом.

В Российской Федерации дошкольное образование является необязательным, поэтому существует несколько способов обучения ребенка на ранних этапах развития: на базе дошкольного образовательного учреждения, домашнего обучения и, один из таких способов, это обучение в сфере дополнительного образования.

Актуальность темы исследования подтверждается ФГОС ДО от 17.10.2013г., в котором отмечается, что главной целью является «формирование успешной личности», а также, «формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования» [4].

В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года) подчеркивается, что «Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, …, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей» [5].

Таким образом, задачи дошкольного образования и дополнительного образования детей совпадают, но реализуются разными условиями, формами, методами и средствами.

Такие авторы, как О.Д.Апурина, Е.Б.Евладова, Л.Г.Логинова и Н.Н.Михайлова, Л.Е.Захарова, З.А.Каргина, Е.И.Печеневская занимались изучением дополнительного образования детей.

Исследованием проблемы формирования готовности к школе занимались И.Е.Буршит, А.В.Запорожец, Д.Ю.Карасев, Т.Л.Кузьмишина, Н.В.Нижегородцева, Е.М.Омельченко, Т.Родина, Е.А.Селюкова и М.А.Мерзликина, О.Л.Середа, А.Г.Стригунова, М.Н.Терещенко, О.Б.Тихомирова и Т.В.Наумова.

Психологические аспекты готовности к школьному обучению и формирование личности в дошкольном возрасте продуктивно изучались О.А.Бессоновой, Л.И.Божович, Н.В.Бубчиковой, Л.С.Выготским, А.В.Вялых, Л.Р.Гаязовой и О.В.Черкасовой, О.О.Гониной, Г.Л.Драндровым и Т.А.Щербаковой, Л.Е.Захаровой, Е.Е.Кравцовой, А.М.Кузьмичевой и Т.О.Смолевой, Л.И.Никоновой, Т.С.Семеновой, О.О.Суздальцевой, Е.С.Таушкановой, М.Н.Терещенко, Н.А.Шошиной и др.

Проблема заключается в педагогических условиях определения формирования готовности к обучению в школе в учреждении дополнительного образования.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у дошкольников готовность к обучению в школе в учреждении дополнительного образования.

Объект исследования – процесс формирования у дошкольников готовности к обучению в школе в учреждении дополнительного образования, а предмет исследования – педагогические условия формирования у дошкольников готовность к обучению в школе в учреждении дополнительного образования.

Гипотеза:  Формирование у дошкольников готовности к обучению в школе в учреждении дополнительного образования будет эффективным, если:

1) осуществляется учебная деятельность по разработанной комплексной программе подготовки дошкольников к обучению в школе, включающая: первоначальные основы грамоты и развитие речи, развитие элементарных математических представлений; осуществляется ценностно-ориентационная деятельность, включающая экскурсии и праздники; осуществляется личностно-развивающая деятельность, включающая тренинг для будущих первоклассников; осуществляется индивидуально-творческая деятельность, включающая кружки по интересам;

2) организовано взаимодействие педагогов дополнительного образования с родителями обучающихся.

Задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить степень разработанности проблемы формирования готовности к обучению в школе в системе дополнительного образования, а также уточнить сущность понятий «готовность к обучению в школе» и «дополнительное образование».

2. Разработать модель формирования готовности к обучению в школе в условиях детского образовательного центра.

3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования готовности к обучению в школе в условиях детского образовательного центра.

4. Определить уровни, критерии, показатели диагностики готовности дошкольников к обучению в школе.

5. Разработать и экспериментально проверить программу формирования готовности дошкольников к обучению в школе в условиях детского образовательного центра.

В структуре готовности к обучению в школе были выделены следующие компоненты и, соответственно, критерии: физиологический компонент – биологический и физический критерии; психологический компонент – мотивационный и эмоционально-волевой критерии; социальный компонент – социально-коммуникативный критерий; интеллектуальный компонент – мыслительный, речевой и художественно-эстетический критерии [3].

Определены уровни (низкий, средний, высокий) формирования готовности дошкольников к обучению в школе. Для проведения констатирующего и контрольного экспериментов были использованы следующие методики:

1. Психофизиологическое исследование функциональной готовности ребенка к поступлению в школу (тест Керна-Йерасека);

2. Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин);

3. Исследование концентрации внимания (методика Пьерона-Рузера);

4. Методика «Последовательные картинки» (Д.Векслер);

5. Методика «Стандартная беседа» (Т.А. Нежнова).

Проведенное тестирование доказало, что существует потребность в формировании готовности к обучению в школе у дошкольников.

Была разработана и апробирована программа формирования готовности дошкольников к обучению в школе в учреждении дополнительного образования, которая включает несколько видов деятельности:

1. Учебная деятельность;

2. Внеурочная деятельность;

2.1. Ценностно-ориентационная деятельность;

2.2. Личностно-развивающая деятельность;

3. Индивидуально-творческая деятельность.

Общий итог результатов уровней формирования готовности дошкольников к обучению в школе экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов представлено в сравнительной таблице 1.1.

Таблица 1.1

Сравнительная таблица уровней формирования готовности дошкольников к обучению в школе экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов

Уровни формирования готовности дошкольников к обучению в школе

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

n

%

n

%

n

%

Констатирующий эксперимент, ЭГ

0

0

3

15

17

85

Констатирующий эксперимент, КГ

0

0

4

20

16

80

Контрольный эксперимент, ЭГ

10

50

8

40

2

10

Контрольный эксперимент, КГ

4

20

7

35

9

45

Наглядно результаты проведенного воздействия представлены в разработанных уровнях на сравнительном рисунке 1.1.  

Рисунок 1.1 Сравнительная диаграмма уровней формирования готовности дошкольников к обучению в школе экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов, в %

Результаты исследования готовности дошкольников к обучению в школе показывают, что на этапе констатирующего эксперимента высокий уровень в экспериментальной и контрольной группах не выявлен. Средний уровень в экспериментальной группе зафиксирован у 15% (3 дошкольников), а в контрольной группе у 20% (4 дошкольников).  Низкий уровень в экспериментальной группе получили 85% (17 дошкольников), а в контрольной группе 80% (16 дошкольников). На этапе контрольного эксперимента в экспериментальной группе высокий уровень диагностирован у 50% (10 дошкольников), в контрольной группе у 20% (4 дошкольников). Средний уровень в экспериментальной группе выявлен у 40% (8 дошкольников), в контрольной группе у 35% (7 дошкольников). Низкий уровень в экспериментальной группе зафиксирован у 10% (2 дошкольников), а в контрольной группе у 45% (9 дошкольников).

Анализируя проделанную работу, а так же проведя сравнение результатов тестирования до применения программы формирования готовности дошкольников к обучению в школе и после, был сделан вывод о том, что данная программа имеет положительный результат. С ее помощью можно эффективно формировать готовность к обучению в школе у дошкольников для более успешного дальнейшего обучения.

Список литературы:

  1. Евладова, Е.Б., Логинова, Л.Г., Михайлова, Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 318
  2. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / А.В. Запорожец, Г.А. Маркова. - М.: Просвещение, 2005.- 980 с.
  3. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: офиц. текст. - М.: Омега-Л., 2018.- 134 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

"Интеллектуальная готовность дошкольника к обучению в школе"

Долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе...

"Личностная и социально – психологическая готовность дошкольников к обучению в школе"

Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «с...

Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе. (Консультация для воспитателей)

Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.Шпилёва Екатерина Андреевна, старший воспитатель МДОУ – детский сад № 30 «Родничок» (г. Серпухов) Перед нашим обществом на современном этапе е...

ФГОС как условие обеспечения готовности дошкольника к обучению в школе

ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты?...