Поликультурный подход в воспитательно-образовательном
статья по теме

Сергеева Надежда Александровна

 Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     

Поликультурный подход в воспитательно-образовательном

процессе.         

 Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

          Для нашего многонационального отечества вопросы, связанные  с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства. В национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры,  с развитием у детей культуры межэтнического общения.

          Придание воспитательному процессу этнопедагогической направленности позволяет с одной стороны сохранять и развивать  этнокультурную самобытность, формировать этническое самосознание;  с другой, –   воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, понимать и принимать инаковость,  укреплять  российское общество.    Исследования Г.Н. Волкова, И.С.  Кона, Г.Д. Гачева,  А.Э. Измайлова  Д.Н. Латышиной и других показали, что в глубинах народной мудрости заложены идеи мирного сосуществования разных народов, их сотрудничества и взаимодействия.

         Поскольку дошкольный возраст – это  период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, то это наиболее благоприятное время для  развития  у ребенка   интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к  людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

          Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения к национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп в педагогическом многонациональном дошкольном учреждении. Конечно, это возможно в условиях реализации целей гуманистической системы образования, организацию педагогического процесса в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам многонациональной культуры, их современное развитие.

           Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляться в трех направлениях:

Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).

Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).

Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

          Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста используются разнообразные средства:

общение с представителями разных национальностей;

устное народное творчество;

художественная литература;

игра, народная игрушка и национальная кукла;

декоративно-прикладное искусство, живопись;

музыка;

этнические мини-музеи;

национальные кушанья.

            Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит - мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними.            Сегодня наш детский сад развивается как детский сад диалога культур, мы воспитываем в детях национальную и этнокультурную толерантность.В нашем дошкольном образовательном учреждении силами сотрудников и родителей создан музей «Русская изба», а в каждой группе созданы народные уголки «Моя малая Родина», с целью знакомства воспитанников с  бытом, традициями, ремеслами народов Урала: русской, татарской, удмуртской  национальностей и воспитания уважения к людям различных национальностей и их обычаям. Каждый педагог и родители принимали активное участие в пополнении музея экспонатами, и приносили из своих домов старинные предметы быта, утвари.                      Специфика учебно-воспитательного процесса на материалах нашего мини-музея национальных культур состоит в том, чтобы помочь ребенку научится воспринимать произведения искусства людей разных национальностей, пробудить потребность к созиданию, - созданию прекрасного и в своем быту. Мини-музей находится в группе детского сада. Здесь же представлена коллекция декоративно-прикладного искусства русских, удмуртских, татарских и других национальностей, проживающих на Урале, игрушки из глины, куклы в национальных костюмах.  В мини-музее национальных культур с детьми проводят беседы по различной тематике, характеризующей культуру и быт народов, населяющих Урал и занятия-путешествия музейного содержания. К оформлению музея предъявляются особые требования. Его экспонаты не содержатся за стеклом. Они находятся в рабочем состоянии, так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности.Без зрительных образов ребёнок не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, в этом одна из важных особенностей детей дошкольного возраста.

          Музей даёт возможность детям не только рассмотреть предмет, но и практически освоить его. Чем больше органов чувств будут задействовано в изучении традиционной культуры, тем глубже она усвоится. Трудно заинтересовать описанием изготовления старинной одежды, если дети не знакомы с данным процессом. Совсем иначе пойдёт разговор, когда они освоят хотя бы две-три операции (прясть нитку на старинной прялке или проделать несколько движений на ткацком станке). При этом необязательно стремиться к получению готового изделия, главное создать ощущение сопричастности и подключить все виды памяти.

                    Использование музея в образовательно-воспитательной работе - дело не простое. Введение в словарь ребёнка давно исчезнувших слов, названий, обозначений, заучивание вместе с ним не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Педагоги, включающие посещение музеев в воспитательно-образовательный процесс, обращают внимание на то, что экскурсии в музей приносят положительные эмоции в жизнь детей. Дети не скучают, у них появляется желание снова пойти в музей. Здесь большое значение имеет не количество занятий в музее, а качество этих занятий, экскурсий, их подготовленность. Зная, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает навыками, приобретает собственный опыт, а также большое значение имеет новизна материала, методы и приёмы его преподнесения, сюрпризность, ожидание ребёнком интересного, необычного.

          Подводя итог, можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников с использованием фольклора и традиций народов Урала возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи  всех педагогов ДОУ и  семей воспитанников, что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.

Список использованной литературы.

1. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.

2.Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.

3.Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы планирования воспитательно- образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГТ

Планирование воспитательно - образовательной работы по новым федеральным государственным требованиям...

Основные подходы в воспитательно - образовательном процессе с детьми раннего возраста.

Основные направления в воспитательном процессе с детьми 3-х летнего возраста....

Деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе с использованием комплексно-тематического планирования. «В круговороте дел - вода».

В своей работе я представляю разработанный мною материал знакомства детей с водой как ценном природном ресурсе, положенный в основу деятельностного метода через организацию различных видов детской дея...

Индивидуальный подход в воспитательно -образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении»

Актуальность индивидуального подхода в процессе работы с детьми в условиях доу...

Презентация "Инновационные подходы в воспитательно - образовательном процессе в ДОУ"

В презентации представлен оыт работы по инновационным технологиям в ДОУ...

Деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе ДОУ....