Шахматы в детском саду
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Бабаханова Елизавета Анатольевна

Педагогические задачи игры в шахматы, примерное тематическое перспективное планирование, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_v_detskom_sadu.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматы в детском саду

Часто воспитателям в детских садах родители задают вопросы: «Можно ли обучать малышей игре в шахматы? Как играть с ребёнком на доске?»

Психологи говорят о громадных возможностях в дошкольном возрасте. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте (А.Карпов-в 4 года, Г.Каспаров, Р.Фишер, Ю.Балашов-в 6 лет, А.Алёхин, М.Таль-7 лет).

Малыши любознательны-это позволяет увлечь их игрой в деревянные фигурки. Впервые массовое дошкольное шахматное воспитание и обучение началось на Кубани. Шахматы помогали подготовить дошкольника к быстрому и успешному освоению общеобразовательных школьных дисциплин (особенно математических). Массовое обучение дошколят помогало выявить шахматные дарования.

Игра в шахматы решает несколько педагогических задач:

  1. Оброзовательная-расширяет кругозор, развивает память, сообразительность, находчивость, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, внимание.
  2. Воспитательная-дисциплинирует, вырабатывает черты характера, как усидчивость, самокритичность, умение самостоятельно принимать  решение, не унывать при проигрышах.
  3. Эстетическая-обогощает внутренний мир ребёнка, развивает фантазию, приносит наслаждение и восхищение игрой.
  4. Физическая-развивает выносливость, побуждает быть физически здоровым.
  5. Коррекционная-помогает активным малышам стать спокойнее, непоседам сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Общепринятой методики обучения дошколят шахматам не у нас в стране, не за рубежом не существет. Есть опыт энтузиастов.

Список литературы:

1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.

2. В. Кастров, Д. Давлетов «Шахматы», Санкт-Петербург 1997 г.

3. Инна Весела, Иржи Веселы «Шахматный букварь», М. Просвещение, 1983 г.

4. Ник Бретт «Как играть в шахматы?» М.,Слово,1999 г.

5. И. Г. Сухин «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

6. И. Г. Сухин «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

Занятия с детьми проводятся вовтрой половине дня, желательно каждую неделю по 30 мин. – подготовительные группы, 25 мин. – старшие. Группа делиться на подгруппы. Главное в обучение – привить интерес к интеллектуальной игре.

Примерное тематическое преспективное планирование (подготовительная группа)

Занятия

Цель занятий

Кол-во часов

                Сентябрь

1. Что за игра – шахматы? Сказка про великого царя и про появление шахмат.

Знакомство с новыми предметом, с шахматной доской и фигурами.

2 ч.

2. Путешествие шахмат по свету. Знакомство с шахматной доской.

Знакомство с геометрией шахматной доски. Изучение шахматной нотации.

2 ч.

3. Изучение шахматной нотации. Запись позиции.

Запись положение фигур на шахматной доске. Закрепление знаний, полученных на первых уроках. Игра на шахматной доске.

2 ч.

4. Плывут ладья по доске. Запись шахматных ходов.

Передвижение ладьи по шахматной доске. Изучение записи шахматных ходов. Закрепление пройденного материала.

2 ч.

Октябрь

5. Как ходит и как ест шахматный слон?

Изучение и запись ходов слона. Закрепление пройденного материала.

2 ч.

6. Как ходит его величество король и ферзь?

Передвижение короля и ферзя.

2 ч.

7. Скачем на коне.

Обучение прыжкам коня (на это потребуется 2-3 занятия).

6 ч.

Ноябрь

8. онипеамёёюСолдаты шахматной доски-пешки.

Знакомство со всеми правилами поведения пешек во время игры.

2 ч.

9. Что такое шах, мат и пат?

Понятие о цели шахматной игры. Знакомство с шахом, матом и патом.

2 ч.

10. Как начинать шахматную партию?

Правельная начальная расстановка фигур и их быстрейшее развитие в начале партии. Понятие об основных идеях дебюта.

2 ч.

11. Рокировка и всё о ней.

Знакомство с рокировкой. Разобраться во всех правилах и тонкостях рокировки.

2 ч.

Декабрь

12. Как записывать шахматную партию?

Знакомство с правельной формой записи шахматной партии. Развитие шахманой памяти.

2 ч.

13. Как зписывать шахматную партию? (Продолжение). Испанская партия.

Запись шахматной партии. Знакомство с дебютом – испанская партия. Развитие шахматной партии.

2 ч.

14. Основные законы дебюта. Ловушки.

Знакомство с основными дебютными принципами. Борьба с «Детским» матом и другими «детскими» ловушками.

2 ч.

15. Кто сколько стоит (ценность фигур).

Понятие о сравнительной ценности фигур.

2 ч.

Январь

16. Линейный мат. Мат двумя ладьями.

Понятие – линейный мат. Составление плана. Научится ставить линейный мат двумя ладьями.

2 ч.

17. Решение задач.

Правельное формирование задач на мат. Закрепление знаний по темам «Рокировка», «Мат 2-мя ладьями».

2 ч.

18. Линейный мат ферзём.

Научится ставить линейный мат ферзём. Составить план действий.

2 ч.

19. Лиейный мат ладьёй

Научится ставить линейный мат одной ладьёй. Составление плана действий. Дать определение термину оппозиция.

2 ч.

Февраль

20. «Квадратный» мат ладьёй.

Знакомство с геометрией шахматной доски. Научится ставить мат методом ограничения.

2 ч.

21. Заплетём косичку. Мат двумя слонами.

Обучение мату двумя слонами. Правильное планирование своих действий. Знакомство с геометрией шахматной доски.

2 ч.

22. Король с пешкой против короля. Паровоз везёт вагончик.

Знакомство с возможностями защиты нападения в данном окончании. Оппозиция, «ключевые поля».

2 ч.

23. Пешечные окончания. Правило «квадрата».

Знакомство с правилом «квадрата». Основные сведения о розыгрывании пешечных окончаний. Решение этюдов.

2 ч.

Март

24. Пешечная структура. Какие бывают пешки.

Знакомство с понятиями: изолированная, сдвоенная, проходная, «висячая», блокированная, отсталая пешка, пешечная цепь.

2 ч.

25.Пешечная структура (рокировка).

Значение пешек при защите рокированного короля.

2 ч.

26. Борьба ферзя против пешки.

Знакомство с приёмами шахматной борьбы: блокада, цугцванг, «плечо», патовые возможности, связка, «лесенка».

2 ч.

27. Комбинации. Двойной удар.

Понятие о шахматной комбинации. Знакомство с тактическим приёмом: двойной удар.

2 ч.

Апрель

28. Связка. Виды связок.

Знакомство учащихся с тактическим приёмом: связка. Виды связок, фигуры, осуществляющие связку.

2 ч.

29. Отвлечение и завлечение.

Знакомство с тактическими приёмами: завлечение и отвлечение.

2 ч.

30. Сильнейшие шахматисты. Чемпионы мира.

Знакомство детей с историей борьбы за мировую шахматную корону. Рассказ о выдающихся шахматистах мира, об их вкладе в развитие шахмат.

2 ч.

31.Сильнейшие шахматисты. (Продолжение).

Продолжить знакомство с выдающимися шахматистами мира.

2 ч.

Май

32-35. Шахматные задачки.

Закрепление и повторение всех пройденных тем в решение игровых этюдов и решение шахматных задач.

6 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Шахматы в детском саду"

Программа  рассчитана на детей 5-7 лет. В состав группы входит 8-10 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут. Гр...

Шахматы в детском саду

Краткое тематическое планирование на годпо обучению детей с 4 летигры в Шахматы...

Шахматы - в детском саду!

laquo;Шахматы - в детский сад!»«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элеме...

Шахматы в детском саду (младший возраст)

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию...

Конспект занятия по теме "Шахматы в детском саду"

Конспект занятия по теме "Шахматы в детском саду"...

План реализации по проекту «Шахматы детям» в рамках сетевого инновационного ресурсного центра «Шахматы в детском саду»

Проект предназначен педагогам дошкольных образовательных учреждений, рекомендован педагогам дополнительного образования, так как направлен на оказание практической помощи педагогическому коллективу до...