Шахматы в детском саду
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Краткое тематическое планирование на год

по обучению детей с 4 лет

игры в Шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_shahmatam_doshkolnika.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение шахматам дошкольника

Сегодня обучение шахматам – популярный и эффективный инструмент развития интеллекта ребенка. Когда и с чего лучше начинать.

    В старшем дошкольном возрасте у детей происходит формирование механизма «действия в уме». Это важный период, в котором закладываются основы мышления; ребенок учится проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем что-либо сделать.

   Шахматы – действенная модель для того, чтобы правильно сформировать этот механизм. Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием.

   Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.

    Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. А. Карпов познакомился с древней игрой в 4 года,  Г. Каспаров - в 5 лет, В. Смыслов и Б. Спасский - в 6, А. Алехин и М. Таль - в 7.

              Причина раннего знакомства с шахматами - желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.

   Дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делают домашние задания.

Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования состоит из совокупности требований к реализации образовательных  программ.

 Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности в различных видах деятельности и охватывать такие направления развития детей:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное,
  • речевое,
  • художественно-эстетическое,

физическое, чего мы добиваемся по всем этим направлениям приобщая детей  к шахматной игре.

Пользу шахмат можно рассмотреть по нескольким направлениям:

1. Ребенок учится самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.

2. Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость.

3. У ребенка развивается пространственное воображение.

4. У ребенка формируются навыки планирования действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества, а у ребят его нет. Учиться формировать внутренний план действий следует в дошкольном возрасте. Тогда дети сами научатся планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

5. Шахматы учат творчеству. В отличии от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы.

   Обучение шахматам дарит ребенку радость творчества, одновременно с этим являясь эффективным инструментом его умственного развития.

Играйте всегда! Я использую впри знакомстве с этой игрой обучающую сказку, кукольный театр и инсценировку ее.

   Использую любые моменты для повторения пройденного. По дороге на прогулку вспоминаем, чему научились за доской во время игр,  лепим шахматные фигуры из пластилина, раскрашиваем карандашами или рисуем сказочные шахматные фигуры.

   Делаем вместе с детьми наглядные пособия из цветной бумаги и картона, это поможет им запомнить названия фигур, их ходы, видеть горизонтали и вертикали шахматной доски. Учим стихи и отгадываем загадки.

 Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают! Постепенно интерес возникнет, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.

Дидактические игры и задания в начале обучения

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Воспитатель словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

"Мешочек". Ребята по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Воспитатель берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Воспитатель произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из детей. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

 Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого необходимо запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель - не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре.

   Никому еще не удавалось изучить шахматную игру до конца, даже чемпионам мира... Но играть в шахматы может каждый и получать от этого огромное удовольствие.

Методы обучения:

Игровой, наглядный, репродуктивный

Основные формы и средства обучения:

1.практическая игра-непосредственно на шахматной доске с шахматными фигурами

2.решение шахматных задач-на заламинированном листе с заданием нарисовать короткий путь  шахматной фигуры

3.дидактические игры и задания, игровые упражнения

Дидактические игры и задания

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

4.творческие занятия(раскрашивание, лепка, аппликация)

5.теоретические занятия, шахматные игры

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра . У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др.  Играет  фигура против фигуры - выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

ЗАГАДКИ

Чтобы не путать, какие поля

тут для ферзя и для короля,

нужно запомнить одну из примет:

ферзь выбирает свой собственный цвет —

белый на белом квадрате стоит,

чёрному чёрный удачу сулит.

В каких клетках не держат зверей?

На каких полях ничего не растёт?

Из каких досок ничего не растёт?

У какого слона нет хобота?

Какой король не уиеет говорить?

Какая фигура не может встать на чёрные поля?

Когда король может прыгнуть через поле?

Стоят ли в начальном положении фигуры в центре?

На доске есть у меня две лошадки – два……

Какая фигура никогда не попадёт на 1ую горизонталь

Стихи

Видимо, ладья упряма,

если ходит только прямо,

не петляет — прыг да скок,

не шагнёт наискосок.

Так от края и до края

может двигаться она

Эта башня боевая

неуклюжа, но сильна.

Пешка, маленький солдат,

лишь команды ждёт,

чтоб с квадрата на квадрат

двинуться вперёд.

Король любит гладкий, расчищенный путь:

в любую он сторону может шагнуть,

однако легко ты заметишь, дружок,

что в силах он сделать не шаг, а шажок.

Всего одно поле — вот шага длина,

не очень проворен король-старина.

Зато начеку королевская рать —

должна короля она оберегать.

Ведь если б король беззащитный погиб,

фигуры войну продолжать не могли б.

Запомни: король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей

Примерная тематика обучения детей 

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигу

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР . Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шахматы в детском саду

Педагогические задачи игры в шахматы, примерное тематическое перспективное планирование, список литературы....

Программа "Шахматы в детском саду"

Программа  рассчитана на детей 5-7 лет. В состав группы входит 8-10 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут. Гр...

Шахматы - в детском саду!

laquo;Шахматы - в детский сад!»«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элеме...

Шахматы в детском саду (младший возраст)

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию...

Конспект занятия по теме "Шахматы в детском саду"

Конспект занятия по теме "Шахматы в детском саду"...

План реализации по проекту «Шахматы детям» в рамках сетевого инновационного ресурсного центра «Шахматы в детском саду»

Проект предназначен педагогам дошкольных образовательных учреждений, рекомендован педагогам дополнительного образования, так как направлен на оказание практической помощи педагогическому коллективу до...