Развитие графо-моторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Азарова Екатерина Владимировна

 

Задачи предшкольного образования разнообразны. Среди них необходимо выделить центральные: оказание помощи в социализации детям и их семьям, поддержка развития личности ребенка, психопрофилактика и психокоррекция нарушений в развитии личности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

У большинства детей с ОНР при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. Поэтому коррекционный процесс в дошкольном учреждении направлен как на устранение имеющихся проблем в развитии, так и на профилактику вероятных нарушений  устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafo-motornie_naviki.docx62.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Мурманска

Детский сад комбинированного вида № 151

Развитие

графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

в период подготовки к школе

Авторы составители

Азарова Е.В. – педагог-психолог

Петрова А.С. – учитель-логопед

Пшук Е.А. – воспитатель

Мурманск

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Виды работы по формированию графо-моторных навыков

2.Организация коррекционной работы по развитию  мелкой моторики рук детей с общим недоразвитием речи

3.Развитие элементарных графических навыков при подготовке руки к письму на листе

4.Нетрадиционные техники работы с детьми

5.Особенности коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи

6. Рекомендации психолога для родителей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В рамках изменения Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» принят стратегический план по переводу детей на предшкольное образование. Определено, что главной целью предшкольной подготовки является выравнивание стартовых возможностей школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. Задачи предшкольного образования разнообразны. Среди них необходимо выделить центральные: оказание помощи в социализации детям и их семьям, поддержка развития личности ребенка, психопрофилактика и психокоррекция нарушений в развитии личности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

В контексте готовности ребенка к школе на первое место выходит сформированность предпосылок учебной деятельности, о  наличии   которых  говорят  параметры,   которые  фактически являются показателями развития произвольности (Д.Б. Эльконин):

  1. умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия,
  2. умение ориентироваться на заданную систему требований,
  3. умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые им в устной форме,

-        умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Среди компонентов психологической готовности к школе выделяются учебно-важные качества (мотивы учения, зрительный анализ (образное мышление), уровень обобщений (предпосылки логического мышления), способность принимать учебную задачу, графический навык, произвольность, регуляция деятельности в условиях пошаговой инструкции взрослого, обучаемость – восприимчивость к обучающей помощи, вербальная механическая память, вводные навыки как элементарные представления о специфическом содержании обучения и способах выполнения учебной деятельности, а именно речевые, математические навыки и навыки учебной работы (Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков).

Формирование психологической готовности к школе в реальной образовательной практике имеет четко выраженную когнитивную направленность при недостаточном внимании к личностной, психофизиологической и физической составляющих развития.

У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев.  Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.

За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушениями речевого развития. Наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство носит название «общего недоразвития речи» (ОНР).

У большинства детей данной категории  при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. Поэтому коррекционный процесс в дошкольном учреждении направлен как на устранение имеющихся проблем в развитии, так и на профилактику вероятных нарушений  устной и письменной речи.

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно. Такой подход во многом связан с психолого-физиологическими особенностями ребенка 5-6 лет.

Часто приходится слышать от учителей «Плохо развита рука, пишет медленно, неуверенно, не видит строчки, не соблюдает интервалов между буквами». Все это говорит о том, что графические навыки у ребенка вовремя не сформированы.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.  Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей.

Причины могут быть разными:

- нарушение элементарных гигиенических требований (положение тетради, ручки в руке)

- перенапряжение  руки;

-отсутствие необходимых пространственных ориентаций, несовершенство регуляции движений.

Таким образом, необходим определенный уровень психофизиологического  развития ребенка, а не только руки, как иногда считают. Прежде всего, следует обратить внимание на функционирование психических процессов (мышления, памяти, внимания, способности к пространственному восприятию объектов).

Главная цель – создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.

Задачи:

1. Способствовать развитию мелкой моторики рук – развивать точность и координированность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:

- произвольного внимания;

- речи, памяти;

- логического мышления;

- зрительного и слухового восприятия.

3. Формировать и  совершенствовать пространственные представления:

- ориентацию на листе;

- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

4. Формировать навыки учебной деятельности:

- умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

- контроль за собственными действиями.

Для реализации целей и задач применялись следующие формы работы: 

1. Диагностирование детей;

2. Взаимодействие со специалистами ДОУ (психолог, логопед, музыкальный работник);

3. Организация работы с семьей;

4. Организация обучение детей в свободной форме свободной самостоятельной деятельности в форме занятий  и совместной деятельности воспитателей с детьми.

  1. Виды работы по формированию графо-моторных навыков

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Важно, чтобы к этому времени ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Для коррекции и одновременно профилактики нужен систематический контроль. Показав ребенку, как держать карандаш и работать с ним, нужно постоянно следить, выполняет ли он эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6-7 лет могут сами контролировать свои действия. Переделать стереотип нелегко, и сначала ребенку неудобна новая поза пальцев или посадка за столом, поэтому взрослые должны быть настойчивыми и терпеливыми.

При неправильном положении пальцев можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером на верхней фаланге безымянного пальца, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. А если малыш держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или далеко от него), можно нарисовать на руке черту, ниже которой или выше не должен опускаться или подниматься указательный палец.

Виды неправильного навыка письма и их причины:

- неверное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет щепотью, собрав пальчики горсточкой, рука сжита в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, карандаш (ручка) лежит не на среднем, а на указательном пальце;

- ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику или очень далеко от него;

- неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки  направлен от себя в сторону, кисть зависает над столом, зависает локоть;

- неправильное движение кисти: кисть жестко фиксирована на листе, двигаются только пальцы, локоть находится на листе, слишком сильный (слабый) нажим;

- ребенок принимает неудобную позу, изгибаясь в сторону, подкладывая под себя ногу, приподнимаясь со стула.

В результате получаются извилистые линии, отклоняющиеся от нужного расположения. Обнаружить проблему можно не только наблюдая за малышом, но и при помощи специальных заданий.

Родителей должен насторожить такой признак недостаточной работы пальцев, как активное поворачивание бумаги при рисовании и закрашивании.

С помощью диагностических заданий мы определили уровень развития мелкой моторики рук у детей группы. Для этого использовались методики «Дорожки», тест развития графических навыков. Для определения ведущей руки ребенка использовали рекомендации М.Г. Князевой, В.Ю. Вильдавского, М. Озъяс. Психологические тесты: тест Бендера (исследование зрительно-моторной координации), пробы Озерецкого.

По результатам диагностики было проведено родительское собрание и индивидуальные беседы с родителями с целью налаживания контакта, определения уровня наблюдательности, степени понимания ребенка взрослыми и обсуждения диагностических данных.

Родителями было предложено участие в занятиях, с целью ознакомления с методами и приемами работы с детьми. В ходе занятий из пассивных зрителей родители превратились в активных участников обучающего процесса, помогающих своим детям овладеть основными графическими навыками. Предложенный практический материал доступен для понимания и выполнения заданий с детьми в домашних условиях. (Прил.1)

Результаты такой деятельности мы демонстрируем в детском саду – оформляем выставку с рисунками и поделками. Совместная деятельность воспитателей и родителей объединят их усилия в предупреждении трудностей обучения письму.

Прежде чем приступать к деятельности, ребенку необходимо обеспечить хорошее освещение рабочего места. Следует помнить, что в процессе рисования, лепки, аппликации, ребенок пребывает в фиксированной статичной позе и органичен в движениях. Это вызывает быструю утомляемость. Следовательно, целесообразно переключаться на небольшой перерыв (5 минут).

Важное значение приобретает вопрос о правилах посадки. Дошкольник должен находиться в следующей позе: сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья лежат на столе, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Мебель подбирают в соответствии с ростом ребенка. Стол и стул должны быть правильно расположены в отношении к источнику света.

Специально организованное обучение осуществлялось под руководством педагога-психолога в форме коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование у детей тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных, развитию мелкой моторики), отвечающих логике их развития.

В совместной деятельности с детьми воспитатель занимает позицию партнера. Он приглашает к активности своим примером и участием. Педагог как партнер поощряет детскую инициативу, обеспечивает условия для того, чтобы дети при желании могли продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпали интерес.

Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность развития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его интересам и потребностям. Воспитатель обеспечивает предметную среду, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами. Являясь потенциальным партнером, он готов оказать поддержку и помощь в реализации свободных замыслов детей, в разрешении конфликтных ситуаций.

  1. Организация коррекционной работы по развитию  мелкой моторики рук детей с общим недоразвитием речи

В коррекционной группе детского сада воспитатель вместе с логопедом регулярно проводит работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.

В работе с детьми с ОНР применяется пальчиковая гимнастика. Она проводится ежедневно в течение 3-5 минут в начале занятия или в середине в форме физминутки. Начинается она с разминки пальцев рук, сжимания в кулак и разжимания пальцев рук. Затем используются упражнения для расслабления пальцев и кистей рук.

Значение включения упражнений на развитие мелкой моторики в физминутки:

1. Происходит регулярное стимулирование действий речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

2. Совершенствуется  внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;

3. Облегчается усвоение навыков письма школьников;

4. Вызывается интерес и яркий эмоциональный настрой.

Дале, даются задания на удержание позы кистей рук «Зайчик», «Коза-дереза», «Кольцо», «Осенние листья».

На первом занятии  все упражнения выполняются в медленном темпе. Воспитатель следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть четкими и ясными. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой конструкции. Сначала словесную инструкцию сопровождаем показом. Затем показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Упражнения, состоящие из серии последовательных движений, предполагают развитие и совершенствование произвольного внимания, автоматизацию действий  («Пальчики поздоровались», «Ладонь-кулак»).

Важное место по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР занимает ритмическая организация движения, оказывающая положительное влияние на слухо-зрительно-двигательную координацию движений. Ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок (хлопки, постукивание по столу).

Далее дети учатся воспроизводить движение с отказом от двигательных стереотипов («Я хлопну один раз – ты поднимаешь одну руку, я хлопну два раза – ты поднимаешь две руки»).

Используем рисование в воздухе кистями и пальцами рук:

Упражнение «Радужные брызги»  - встряхивание расслабленными кистями в разном темпе, имитируя разбрызгивание капель. Это упражнение способствует развитию воображения.

Упражнение «Скульпторы» - дети «лепят руку», разминают глину, разглаживают каждый палец – это своего рода массаж.

В середине занятий (3-5 минут) вместе с воспитателем дети проговаривают стихотворный текст, сопровождая его определенными движениями пальцев рук («Домик», «Замок», «Зайцы»).

Пальчиковые игры отражают объективную реальность окружающего мира. Дети, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  1. Развитие элементарных графических навыков при подготовке руки к письму на листе

Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке на листе бумаги. Дети обучаются по тетрадям «Для подготовки руки к письму» Т.А. Воробъева, Т.В. Гузенко. Для выполнения графических заданий необходим простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться стирательной резинкой. Раскрашивают дети цветными карандашами, т.к.  работа фломастером не требует контролируемого усилия, след легко возникает на бумаге. Когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.

Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях. Затем учится ставить точки. Тренировать точеные движения очень важно детям с ОНР. Сначала указательный палец взрослого  ставится на ладошку ребенка и совершает пальцем легкие вращательно-круговые движения по часовой стрелке, не отрывая палец от ладони. После этого ребенок проделывает это упражнение самостоятельно. Далее тренируем упражнение ставить точку карандашом. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги.

Прежде всего, ребенок должен определить, где у него правая и левая стороны туловища. Это основа ориентировки в пространстве. Он должен познакомиться с понятиями верх-низ, сзади-спереди. Такие понятия можно хорошо отработать во время физминуток.

Самым сложным является понятие зеркального изображения. Проводим следующее упражнение: детям даем в правую руку предмет и спрашиваем «В какой руке?». После этого расставляем в две шеренги лицом друг к другу, просим поднять предмет, обращаем внимание, где находится предмет у шеренги напротив. Затем обе шеренги становятся рядом и воспитатель снова обращает внимание на положение предмета.

Многие дети с ОНР не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движением своей руки.

Упражняемся в пространственной ориентации детей на листе бумаги, разделенном пополам, фиксации ритма (ребенок хлопает, зарисовывает его).

Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка. Она имеет последовательность:

1. Редкая штриховка карандашом одного цвета.

2. Штриховка двумя карандашами разного цвета.

3. Частая штриховка одним цветом.

4. Частая штриховка разными карандашами. Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание.

Необходимо научить ребенка правильному захвату карандаша. Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать большой палец в щепотку и захватывать различные предметы (перекладывать палочки в коробку, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать кольца на тесьму, сортировать крупу, нанизывать бусины).

Упражнения:

1. Захват граненого карандаша большим и указательным пальцами рабочей руки.

2. Перекладывание карандаша с одного листа на другой, при этом карандаш захватывается большим и указательным пальцами.

3. Прокатывание карандаша между ладонями.

4. Прокатывание карандаша между большим и указательным пальцами.

5. Расслабление кистей рук путем поглаживание листа бумаги от середины в сторону или сверху вниз (можно использовать ткань, мех).

6. Круговые вращения кистей рук с последующим расслаблением.

7. Попеременное поглаживание одно кисти руки другой.

Выполнение графических заданий в пособии сочетается с развитием речи, наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания и подобраны по лексическим темам («Одежда», «Космос» и другие). Психолог работает с детьми по пособиям Андреевой И.А. «Развиваем логику», «Тренируем память», «Развиваем моторику руки» и др.

После освоения основных графических приемов, знакомимся с буквами, при условии постановки их в речи. Дети «печатают» букву, «чинят» букву, обводят по пунктирным линиям.

Частота занятий – 2 раза в неделю.

Сравнительный анализ  результатов диагностики развития мелкой моторики рук.

Старшая группа

Начало года

Конец года

средний уровень

25%

30%

низкий уровень

45%

28%

высокий уровень

30%

42%

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

средний уровень

50%

20%

низкий уровень

15%

9%

высокий уровень

35%

71%

Таким образом, сравнительный анализ показывает, что дети старшей группы имеют более низкие показатели развития мелкой моторики рук. Это факт говорит о необходимости проведения последовательной и систематической работы по развитию мелкой моторики рук. 

Работа по формированию графо-моторных функций осуществляется на продуктивных видах деятельности, где значительно быстрее формируются восприятие и осознание различных видов речи, поскольку она приобретает практическую направленность. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие, что положительно влияет на развитие письменной речи.

Продуктивная деятельность наряду с лепкой, аппликацией, ручным трудом включает в себя изобразительную и конструктивную, которые являются эффективным средством подготовки детей к овладению письмом.

Например, декоративное рисование. 

Овладение необходимыми для него техническими приемами способствует развитию двигательных ощущений, а главное – мелкой моторики, ведь детям необходимо прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, завитки, волнистые и прямые линии, а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения.

Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах, завитки и травка напоминают крючки, прямые и вертикальные линии – палочки, волнистые  - элементы букв «б» и «г» и.др.). Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.

Перед началом изобразительной деятельности мы проводим тренировочные  упражнения для развития мелкой моторики рук:

1.  Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу, вытянуты:

- развести пальцы рук (поочередно каждую пару, оставляя ее в разведенном состоянии), затем все пальцы сразу соединить.

- пальцы каждой пары развести и свести одновременно.

- все пальцы одновременно развести и свести, «похлопать» только одними пальцами.

2. Рука лежит на столе, кисть приподнята в вертикальном положении. Каждый палец поочередно касается стола.

3. Ладонь лежит на столе. Пальцы прижаты друг к другу, затем собираются в кулак, выпрямляются, ладонь ставится на ребро.

В работе ежедневно используются Су-Джок тренажеры: дети катают шарик по ладони  - по часовой стрелке, против, зажимают шарик в ладони, катают по каждому пальцу, начиная с большого, круговое движение шариком по ладони.

  1. Нетрадиционные техники работы с детьми

На занятиях мы используем и нетрадиционные техники:

1. Работа со штампами вырабатывает навык правильного захвата орудия письма и тренирует быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.  

Ребенок берет штампы за ручку (щепоть напряжена), обмакивает в гуашь, встряхивает (рука расслаблена), с силой приживает штамп к бумаге (сильно напряжена), отрывает руку от бумаги (рука расслаблена).

Чтобы интерес и продуктивность не исчезли, мы связываем работу с интересной сказкой и просим вывести героев из трудной ситуации («Дорожка для зверят», «Рябина для снегирей», «Цветы»)

2. Работа с ножницами. Это упражнение для быстрого чередования напряжения мелкой мускулатуры руки и ее расслабления.

3. Техника «Отрывание бумаги». Дети украшают картинку с помощью произвольного отрывания кусочков цветной бумаги («Домашние и дикие животные», «Облака», «Вода»).

4. Ниткография. Это выкладывание ниток по контуру рисунков, сделанных из бархатной бумаги или по контуру изображений, сделанных из нее. Цель – развитие глазомера, зрительной памяти, образного мышления.

5. Бисерография. Выкладывание картинки с помощью бисера, бусинок. Цель – развитие щепоти руки, воспитание усидчивости, внимания. Постепенно можно усложнить – выложить панно из отдельных бисеринок с помощью  пинцета. Цель – работа с пинцетом в точности повторяет акт письма. Кисть находится в напряжении, когда ребенок сжимает концы пинцета, и расслабляется, когда концы пинцета разжимаются. Эти упражнения развивают большой и указательный пальцы (самые активные при письме).

6. Скань. Это фигурки, свитые из тонкой металлической проволоки. Сначала делаем геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, змейку, спиральку. Обматываем проволокой, тонкой бельевой веревкой, толстыми нитками любые предметы (например, ручки, карандаши).

7. Рисование солью. Дети посыпают солью рисунок, после высыхания соль пропитывается краской и получается объемный рисунок.

8. Рисование на крупе (манка рассыпана на столе, дети рисуют пальцами)

9. Составление букв из пальчиков (см. приложение)

Благотворно влияет на нервную систему, учит концентрироваться, сосредотачиваться, способствует развитию усидчивости и в целом стимулирует нервную систему, такой вид деятельности как аппликация и лепка из пластилина и глины.

В нашей группе дети очень любят занятия по лепке из глины на гончарном круге  («Посуда»). Дети лепят фигурки животных, людей, коллективные аппликации «Вывеска для магазина игрушек» (коллаж – дети вырезают из различных журналов игрушки, наклеивают их на плакат), с удовольствием плетут коврик из цветных полосок. (Прил. 2 - диск)

5. Особенности коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке к школе детей с ОНР

При выборе приемов коррекционного воздействия особое внимание  уделяется соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность материала, обязательная наглядность, совокупность включения в работу всех анализаторов ребенка). На обучающих занятиях используется  хорошо знакомый речевой материал. В ходе занятия дошкольникам не предлагается более одного нового понятия, терминологический словарь детей увеличивается постепенно. Необходимо учитывать и тот факт, что в рамках только занятий по подготовке к обучению грамоте невозможно отработать весь комплекс решаемых задач. Поэтому работа над ними продолжается и в других организационных формах (индивидуальных занятиях логопеда, занятиях других специалистов и воспитателей, совместной деятельности с детьми).

Так как у дошкольников с общим недоразвитием речи страдают и психические процессы, в ходе коррекционной работы необходимо решать следующие коррекционные задачи:

  1. развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки, усвоение линейности ряда символов, знаков (слева направо);
  2. развитие слухового и фонематического восприятия;
  3. уточнение артикуляции всех изучаемых звуков, а также работа над звукопроизношением;
  4. развитие графо-моторных навыков.

Коррекционный процесс включает в себя два периода

Первый период – подготовительный, на этом этапе осуществляется работа с детьми 5-6 лет старшей логопедической группы детского сада.

 Во втором периоде проходит непосредственная подготовка к обучению грамоте с дошкольниками 6-7 лет подготовительной логопедической группы.

 I период  -подготовительный.

Задачи:

  1. развитие  фонематического восприятия и слухового внимания;
  2. развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации;
  3. развитие графо-моторных навыков.

Развитое слуховое внимание и память являются обязательной базой для формирования правильного фонематического восприятия дошкольника. Для этого необходимо развивать у детей:

  1. умение слышать и различать неречевые звуки,
  2.  умение различать высоту, силу, тембр голоса;
  3. умение различать слова, близкие по звуковому составу.

Далее проводиться работа по знакомству с понятием «слово», «слог» (часть), «предложение».

На этом этапе развитие слухового внимания начинается с различения звуков окружающего мира (д/игры «Что звучит?», «Что льется?» (вода, кисель и т.д.), «Что шуршит?» (газета, оберточная бумага и т.п.)), от игры к игре задания усложняются, требуя все более тонкой дифференциации.

Затем детей необходимо научить на слух определять высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков (н-р, игра «Кто заблудился?» - дети зовут водящего ребенка, у которого завязаны глаза, словом «ау» поочередно и он отгадывает, кто его позвал), а также определять различие слов, близких по звуковому составу.

Следующим этапом работы является введение понятия «слог», деление слов на слоги и умение их различать. Здесь необходимо дать ребенку представление о «коротких» и «длинных» словах – односложных, двусложных, трехсложных. Так как процесс слогового анализа весьма сложен для детей с ОНР, необходимо обязательное использование вспомогательных средств как двигательных (отхлопать, отстучать), так и визуальных. Параллельно с осуществляемой работой начинается обучение детей различению на слух сначала разных по звучанию слогов (па-ра), а потом в слоговых рядах со сходным звучанием (ка-га-ка). В этом случае также идет постепенное увеличение слогового ряда, начиная от двух слогов.

Следующим направлением работы является развитие у дошкольников с ОНР зрительного восприятия и пространственной ориентации с целью предупреждения трудностей, которые могут возникнуть при обучении чтению и письму в школе. Вся работа по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентации подразделяется на следующие фрагменты:

- работа на плоскости стола,

  1. выделение заданных предметов из группы разнородных,
  2. выделение заданных предметов из группы однородных,
  3. группировка предметов по основным признакам (цвет, форма, величина) в различных вариациях,
  4. нахождение в заданном окружении предметов, похожих на геометрические фигуры,
  5. определение геометрических фигур приблизительно соответствующих формам заданных предметов,
  6. конструирование из счетных палочек – а) по образцу педагога, б) по словесной инструкции; и др.
  7. ориентация в ограниченном пространстве – 1) в игрушечном домике, 2) в групповой комнате,

Развитие графо-моторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания.

Коррекция ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми.

Начинается работа с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и др. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

Таким образом, к концу I подготовительного периода по подготовке к обучению грамоте дошкольники с общим недоразвитием речи должны подойти со следующими результатами:

  1. у детей сформированы сенсорные эталоны цвета, формы, величины;
  2. дети ориентируются на плоскости, в пространстве относительно себя;
  3. у детей развиты сенсомоторные навыки;
  4. дети выделяют слова-предметы как отдельную единицу речи, делят слово-предмет на части, определяют количество слогов и их последовательность в слове;
  5. дети умеют составлять предложения из двух, трех частей.

II период.

Задачи:

  1. формирование правильного звукопроизношения и уточнения артикуляции изучаемого звука;
  2. развитие фонематического слуха, соотношение звука с образом буквы;
  3. формирование грамматического строя речи;
  4. овладение детьми навыком чтения по слогам;
  5. совершенствование зрительного восприятия и пространственной ориентации;
  6. развитие графо-моторных навыков.

В процессе построения обучения по плану-программе второго периода подготовки на первое место по значимости встает задача развития фонематического восприятия и формирования навыков элементарного звукобуквенного анализа у детей с ОНР. Две другие наиболее важные задачи – по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентации, а также, развитию графо-моторных навыков – решаются параллельно.

Формирование правильного звукопроизношения и артикуляции проводится логопедом на индивидуальных занятиях с ребенком, где происходит и освоение процесса кинестетического самоконтроля за собственным произношением. Это способствует более тонкому усвоению фонетического образа изучаемого звука, осознанию того факта, что непрерывный речевой поток можно членить на отдельные звуковые компоненты: слова, слоги, звуки. Приобретенные знания затем уже являются базой для усвоения материала по подготовке к обучению грамоте.

На занятиях второго периода дети знакомятся со звучащим словом, протяженностью слова, овладевают способом интонационного выделения звука в слове (жжжжук), учатся определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.

Далее дошкольники наращивают слова, добавляя все новые части к основе (снег, сне – жок, сне – жин – ка, сне – гу – роч – ка). Вся работа осуществляется на основе знаний, полученных в старшей группе. Дети уже имеют представление о слове-предмете, теперь вводятся понятия «слово-признак», «слово-действие», их модели (                 ,               ).

Все этапы обучения обязательно связаны с моделированием этого процесса.  Умение работать с моделью звука требует от ребенка не только установления последовательности  звуков в слове, но и определения их качественной характеристики. Для детей с ОНР характерны затруднения в выделении ударного гласного звука в слове, ударного слога. Необходима специально организованная работа с поэтапным овладением этим навыком. Педагог дает образец правильного произношения слова с подчеркнутым ударением, делая это утрированно ( н-р, тихо, или громко, или шепотом). При этом на модели слова используется еще одна модель в форме черного прямоугольника, обозначающая ударение и утяжеляющая выделяемый звук.

Параллельно со звуками детей необходимо знакомить и с соответствующими им буквами. В этом случае идет отступление от традиционной методики, где соблюдается последовательность в знакомстве сначала только с гласными звуками, а затем согласными. Но тогда возможность сложения из звуков слогов и слов для ребенка отодвигается на неопределенный срок, что приводит к потере интереса. Поэтому логичнее приблизить этот момент для ребенка, постепенно знакомя его и с гласными, и с согласными звуками, а также их печатным образом.

Одновременно в процессе  знакомства со звуками и буквами происходит ненавязчивое освоение ребенком послогового чтения. Для совершенствования этого навыка возможно использование – книжек-«самописок» с напечатанными словами .        

Таким образом, работа по подготовке детей – логопатов к обучению грамоте позволяет в значительной мере повысить уровень готовности к школе и способствует профилактике дислексии и дисграфии будущих школьников.

  1. Рекомендации психолога для родителей.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Урунтаева Г.А. выделяет три периода сенсомоторного развития:

В младенчестве - высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.

Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

  1. Складывается акт рассматривания предметов;
  2. Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;
  3. Устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;
  4. Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

В раннем детстве - восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными.

Особенности сенсорного развития в раннем детстве:

  1. Складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее – зрительное соотнесение предметов по их признакам;
  2. Возникает представление о свойствах предметов;
  3. Освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.

В дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

  1. зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;
  2. осваиваются сенсорные эталоны;
  3. возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
  4. с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие приобретает осмысленность.

Таким образом, начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основных функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии.

Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Изучение предмета:

1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуры, влажности и т.д.

2. Постукивание дает возможность  получить информацию о свойствах материала.

3. Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.

4. Надавливание дает возможность определить мягкий или твердый, из какого материала сделан.

5. Мелкие и сыпучие предметы учат ребенка ощупывать прикосновениями ладони или двумя пальцами.

6. Ощупывание поглаживанием «к себе» дает возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения пальцев с высокой точностью распознают не только гладкость-шероховатость, но и  сорт материала ( например: бумага газетная, пергаментная, промокательная).

Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.

Глаза, руки должны совершить не один десяток движений по расчленению синтезированного воспринимаемого объекта, чтобы ребенок усвоил его и был способен его воспроизвести.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

1.Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.)

2.Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

3."Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

4.Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

5.Игра "Разноцветные снежинки". Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Взрослый показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Взрослый просит детей раскрасить снежинки.

6."Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

7.Игры - шнуровки:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

8."Найди клад". В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.

9.Графические диктанты на листочках в клеточку.

10.Копирование нарисованных фигур разной степени сложности.

11.Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.)

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принимая во внимание важность  речевого развития детей, мы пришли к выводу о целесообразности проведения работы по формированию мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе.

Старшая группа.

1. Умеет закрашивать карандашом в одном направлении неотрывными движениями, без пропусков, не выходя за контур с равномерным нажимом.

2. Умеет вырезать круги из квадратов и овалы из прямоугольников в соответствии с величиной  исходной формы.

3. Развиты плавность и согласованность движений рук.

Подготовительная группа.

1.  Совершенствование мелкой моторики рук (штриховка, развитие техники рисунка)

2. Совершенствование пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени)

3. Совершенствование активной речи, словарного запаса.

4. Совершенствование мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

5. Совершенствование навыков учебной деятельности.

В совокупности с другими направлениями деятельности идет коррекция речевых нарушений дошкольников с ОНР.

У многих родителей, вооруженных знаниями и рекомендациями, появилось желание по-другому взглянуть на особенности развития своего ребенка.

Список используемой литературы

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива в ДОУ: Психологическое сопровождение. – М., 2006.
  2. Афонькина Ю.А. Диагностическая программа в системе предшкольного образования. Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. - Мурманск, 2006.
  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.- Ярославль, 1998.
  4. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. – СПб., 2002.
  5. Беззубова Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. - М., 2003.
  6. Венгер Э.Г., Пилюгина Н.Б., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.
  7. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8 лет. – СПб., 2001.
  8. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др. Обучение дошкольников грамоте. М., 1998.
  9. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М., 1989.
  10. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973.
  11. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. – М., 2002.
  12. Марковская И.Ф. Развитие тонкой моторики у детей с ЗПР. - Дефектология, 1988, № 4.
  13. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.
  14. Топоркова И.Г. Развиваем руки, чтоб писать и красиво рисовать. Ярославль, 2007.
  15. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. – М., 1993.
  16. Щербакова Т.Н. Игры с пальчиками. – М., 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культурно-гигиенических навыков детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Значение формирование культурно-гигиенических навыков детей, в условиях детского сада и семьи....

Тема: «Роль дидактических игр в развитии мышления и речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста». Игровая мозаика: «Что? Где? Когда?»

Дидактические игры, насыщенныех разнообразным занимательным материалом, способствуют не только речевой активности и быстроте мышления, но и активизируют восприятие, позволяют детям по-новому пр...

Развитие фонематического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Данный материал и игры можно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по развитию фонематического слуха. Хорошо развитый фонематический слух облегчает процесс овлад...

Развитие выразительности образа у детей логопедических групп старшего дошкольного возраста

Работа над выразительностью образа – один из важнейших компонентов развития личности в целом, прежде всего это развитие и воспитание таких качеств, которые необходимы ребенку при его общении...

Проект:"Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с ОНР старшего дошкольного возраста".

Цель проекта: Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических процессов у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.   Задачи:1. Формировать начальные ...

Проект "Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора "ТИКО""

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детейсреднего и старшего дошкольного возраста посредством констр...

"Развитие фонематического восприятия у детей младшего и старшего дошкольного возраста"

Выступила с сообщением с целью расширения знаний о приемах работы по развитию фонематического восприятия...