Проект:"Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с ОНР старшего дошкольного возраста".
проект (старшая группа) на тему

Куприна Оксана Николаевна

Цель проекта: Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических процессов у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

   Задачи:

1. Формировать начальные навыки учебной деятельности работы за компьютером.

2. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление), потребность к познанию.

3. Вовлечь родителей в коррекционно-образовательный процесс через знакомство с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения.

4. Разработка системы работы по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dou_421_kuprina.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 421 комбинированного вида»

отдела администрации Центрального района

города Новосибирска

КОНКУРС ПРОЕКТОВ

«Инновационное образование – ресурс развития города Новосибирска»

НОМИНАЦИЯ

«Обновление содержания образования и внедрение современных образовательных технологий»

                                           

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей

 с ОНР старшего дошкольного возраста.

Автор проекта:

Куприна О.Н., учитель-логопед.

2010 г.

     В настоящее время возросло количество детей с общим недоразвитием речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация говорить “правильно и красиво”. Внедрение компьютерных технологий на сегодняшний день является новой ступенью в образовательном процессе. Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 421 комбинированного вида» расположено в Центральном районе города Новосибирска.  Для района характерна высокая концентрация образовательных учреждений, объектов культуры и спорта, научно-исследовательских институтов, предприятий торговли и бытового обслуживания элитного типа; высокая концентрация частных предприятий и фирм. Население Центрального района      преимущественно отличается высоким уровнем образования и, как правило, высоким уровнем запросов, предъявляемых к сфере образования. В дошкольном учреждении функционируют три компенсирующие группы для детей с нарушением речи.

Целенаправленно изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, сочла необходимым разработать методический проект по использованию информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических процессов у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

    Цель проекта: Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических процессов у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

   Задачи:

1. Формировать начальные навыки учебной деятельности работы за компьютером.

2. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление), потребность к познанию.

3. Вовлечь родителей в коррекционно-образовательный процесс через знакомство с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения.

4. Разработка системы работы по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством ИКТ.

   Участники проекта: учитель - логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели логопедической группы, дети, родители воспитанников.

   Ожидаемые результаты:

1.  Овладение начальными навыками работы за компьютером у детей с ОНР старшего дошкольного возраста (старшая логопедическая группа – 14 детей).

2.. Развитие психических процессов (память, внимание, воображение, мышление).

3. Повышение ИКТ - компетентности педагогов и родителей.

4. Обобщение опыта работы по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством ИКТ.

Основные принципы реализации проекта:

 Принцип развивающего обучения.

    Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

 Принцип систематичности и последовательности обучения.

    Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

 Принцип доступности.

    Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

Принцип индивидуализации.

     На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.

Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

      Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.

Принцип связи с жизнью.

    Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.

Оснащение проекта:

Полное название учреждения согласно свидетельству об аккредитации

Дата последней аттестации и аккредитации ДОУ

Год следующей

аттестации и аккредитации ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 421 комбинированного вида»

06.03.2008.

2013 г.

Методическое обеспечение.

Комплексная

программа

    Программа воспитания и обучения в детском саду /под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.г.;

Направления

Парциальные программы

Педагогические технологии

Познавательно-речевое развитие.

     Подготовка к школе детей с недостатками речи/ под редакцией П.А. Каше. - М.; Просвещение,

 1985 г.;

Компьютерная грамотность

«Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет». Габдуллина З.М. - Волгоград: Учитель. 2010.

«Компьютер в детском саду».

Смирнягина Л. А.,

старший воспитатель

высшей кв. категории.

Физкультурно-

оздоровитель-ное

«Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях». Новиковская О.А. - СПб.6 КОРОНА принт, 2005 г.

«Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Л.П.Савина - М.: ООО «изд-во АСТ», 2001.

Программное обеспечение

Компьютер для малышей: «Учимся пользоваться мышкой» часть 1.

«Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой» часть 2.

«Учимся играть на компьютере». Часть 3, 2. «Учимся играть на компьютере 2» часть 4. «Азбука в картинках животные».

«Зайка Всезнайка дошкольникам».

 «10000 почему?!» Бука СОФТ.

Техническое       обеспечение

- аудиомагнитофон;

- видеомагнитофон;

- DVD проигрыватель;

- телевизор;

- музыкальный центр;

- цифровой фотоаппарат;

- мультимедийный проектор;

- компьютер 2 шт.;

- принтер;

- сканер;

- видеокамера.

Специальные помещения детского сада

- кабинет учителя – логопеда;

- компьютерный класс;

- методический кабинет;

- сенсорная комната;

- медицинский кабинет;

- спортивный зал;

- музыкальный зал.

Печатные средства

- методические пособия,

- дидактические пособия,

- современные энциклопедии и справочники,

- журналы.

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап.

Вид деятельности

Цель деятельности

Срок

 1. Повышение квалификации.

Обучение на курсах:

МБОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» по программе

IntelR «Обучение для будущего»: «Введение в информационные и образовательные технологии 21 века».

2. Анализ работы по данной проблеме.

3. Изучение методических раз-

работок по данной проблеме.

4. Проведение педагогической и логопедической диагностики с учётом индивидуально типологических особенностей детей.

5. Разработка методических материалов по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством ИКТ.

Повышение ИКТ-компетентности педагогов.

Выявить методы, приемы

развития психических процессов у детей с ОНР

с использованием ИКТ.

Выявить уровень развития детей (Приложение 1).

Определение основных направлений деятельности.

12 -16. 04.    2010 г.

II- III квартал 2010 г.

сентябрь

2010 г.

октябрь 2010 г.

II. Основной этап.

Вид деятельности

Цель деятельности

Сроки

                                               Работа  с   детьми

1.

2.

3.

4.

5.

Педагогическая диагностика с учётом индивидуальных типологических особенностей детей.

Занятия по компьютерной грамотности

(Приложение № 2).

Занятия по развитию речи с использованием ИКТ.

 Логоритмика  с использованием  ИКТ.

Развлечения для детей и родителей (Приложение 3).

Выявить уровень развития детей.

Формирование начальных навыков учебной деятельности работы за компьютером. Развитие психических процессов (память, внимание, воображение, мышление).

Активизация непроизвольного внимания, повышение мотивации к обучению.

Расширение возможностей работы с наглядным материалом.

Развивать воображение, любознательность, память, творческие способности.

Создание эмоционального комфорта.

3 раза в год

1 раз в неделю

По мере необхо-димости

2 раза в месяц

2 раза в год

                                       Работа         с        родителями

1.

 

2.

3.

4.

5.

6.

Наглядная информация для родителей в родительском уголке по темам: «Компьютер: вред или польза?», «Компьютер: за и против» и т.д.

Рекомендации родителям при выборе компьютерных обучающих игр.

Родительское собрание «Суд над компьютером» (Приложение № 4).

Проведение консультаций для родителей по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.

Анкетирование родителей

Развлечения для детей и родителей.

Вовлечь родителей в образовательный процесс через знакомство с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей посредством использования информационно-коммуникативных технологий.

Познакомить с правилами безопасной работы детей на компьютере.

 Формирование навыков взаимодействия

детей и родителей.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности

детей и родителей.

2 раза в месяц

1 раз в месяц

сентябрь

2010 г.

в течение года

апрель 2011 г.

2 раза в год

Взаимосвязь    со      специалистами

1.

2.

3.

Подготовка и проведение развлечений.

Проведение педагогической и логопедической диагностики с учётом индивидуальных типологических особенностей детей.

Логоритмика  с использованием  ИКТ.

Развивать координацию движений.

Развивать воображение, любознательность, память, творческие способности.

Развивать у детей положительные эмоции.

Создание эмоционального комфорта.

Определение уровня знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств.

Развивать координацию движений.

В течение 2010/2011  учебного года

III. Заключительный этап.

            Вид  деятельности

       Цель деятельности

Сроки выполнения

1.

Создание системы работы по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством ИКТ.

Обобщение опыта работы по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством ИКТ.

июнь        2011 г.

Ресурсы проекта.

Основные поправления

Что имеется для реализации проекта

Что необходимо приобрести

Повышение квалификации педагога

Обучение на курсах: «Основы работы на ПК» ГЦРО.

МБОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» по программе

IntelR «Обучение для будущего»: «Введение в информационные и образовательные технологии 21 века».

Приобретения продуктивного обеспечения

- аудиомагнитофон;

- видеомагнитофон;

- DVD проигрыватель;

- телевизор;

- музыкальный центр;

- цифровой фотоаппарат;

- мультимедийный проектор;

- компьютер 2 шт.;

- принтер;

- сканер;

   - видеокамера.

Программное обеспечение:

Компьютер для малышей: «Учимся пользоваться мышкой» часть 1.

«Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой» часть 2.

«Учимся играть на компьютере». Часть 3, 2. «Учимся играть на компьютере 2» часть 4. «Азбука в картинках животные».

«Зайка Всезнайка дошкольникам».

 «10000 почему?!» Бука СОФТ.

CD-jewel:

«Нескучные уроки: развиваем память, внимание».

52 рубля.

Наушники Philips SBC HL140.

 500 рублей.

Итого:

552 руб.

   Таким образом, внедрение в коррекционно-образовательный процесс дошкольного учреждения данного проекта позволит достигнуть следующих результатов:

1.  Овладение начальными навыками работы за компьютером у детей с ОНР старшего дошкольного возраста (старшая логопедическая группа – 14 детей).

2.. Развитие психических процессов (память, внимание, воображение, мышление) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

3. Повышение ИКТ - компетентности педагогов и родителей.

4. Обобщение опыта работы по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством ИКТ.

Приложение

Приложение 1.

Воспитанники логопедической подготовительной группы

Обследование детей логопедической (подготовительной) группы «Зайка»

по критериям «Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой

(сентябрь 2010 уч.г.)

Развитие речи ( % )


Приложение № 2.

Перспективный план занятий по компьютерной грамотности детей

старшего дошкольного возраста с ОНР

Месяц

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвёртая неделя

сентябрь

Педагогическая диагностика.

Цель: выяснить уровень развития психических процессов и знаний детей о ИКТ.

Педагогическая диагностика.

Цель: выяснить уровень развития психических процессов и знаний детей о ИКТ.

Адаптация детей к компьютеру. Правила поведения в компьютерном классе.

Цель: учить выполнять задания по инструкциям.

Развития внимания памяти и координации движения рук.

Знакомство с составляющий компьютера (системный блок, монитор, мышь, клавиатура).

Цель: учит выполнять задания по инструкции развивать внимание, память, координацию движения.

октябрь

«В гостях у мышки».

«Учимся пользоваться мышкой».  Часть 1.

Знакомство с составляющей компьютера: мышь.

Развивающая игра «парочки».

Цель: развивать внимание, память, координацию движения.

«В гостях у мышки».

«Учимся пользоваться мышкой».  Часть 1.

Развивающая игра «шарики».

Цель: развивать внимание, цветовое

восприятие,

координацию движения.

«В гостях у мышки».

«Учимся пользоваться мышкой».   Часть 1.

развивающая игра «узнай по голосу».

Цель: развитее слухового и зрительного внимания.

«Учимся работать на компьютере 2». Часть 4.

Развивающая игра «домик» (звука подражание).

Цель: развитее слухового и зрительного внимания.

ноябрь

«Учимся пользоваться мышкой».  Часть 2.

«собери предметы в корзину».

Цель: развитие внимания, ориентировки в пространстве, координации движения рук, зрительного восприятия.

«Учимся играть». Часть 4.

«Вкусное варенье».

Цель: развитие внимания, ориентировки в пространстве, координации движения рук, зрительного восприятия.

«Учимся играть».

Часть 3.

«Хамелеон».

Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, логического мышления, памяти, ориентировки в пространстве.

«Учимся играть». Часть 4.

«Поезд».

Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, логического мышления, памяти, ориентировки в пространстве.

                декабрь

«Учимся играть».

Часть 3.

«Раскрашивать так здорово».

Цель: развитие цветового ощущения, не произвольного внимания, воображения.

«Учимся играть». Часть 3.

«Узнай по контору»  (животные).

Цель: развитие мышления, зрительного внимания, координации рук.

«Учимся играть».

Часть 3.

Узнай по контору». (геометрические фигуры).

Цель: развитие мышления, зрительного внимания, координации рук.

ТВОРЧЕСКИЕ КАНИКУЛЫ

Педагогическая диагностика.

Цель: выяснить уровень развития психических процессов и знаний детей о ИКТ.

           январь

Рождественские каникулы.

Рождественские каникулы.

«Учимся играть».

Часть 4.

«Рисуем».

Цель: развитие цветового ощущения, не произвольного внимания, воображения.

«Учимся играть». Часть 4.

«Робин Бобин» (съедобное - несъедобное).

Цель: развитие мышления, зрительного внимания, координации рук, долговременной памяти.

           февраль

«Учимся играть».

 Часть 4.

«Прятки» (разрезные картинки).

Цель: развитие воображения, координации движения рук, ориентировка в пространстве.

«В гостях у мышки».

«Учимся пользоваться мышкой».  Часть 1.

«Часть и целое».

Цель: развитие зрительного внимания, воображения, умения соотносить части и целое.

«В гостях у мышки»

«Учимся пользоваться мышкой».  Часть 1. «Вопрос».

Цель: развитие ориентировки в пространстве, координации движения рук, внимания.

«В гостях у мышки».

«Учимся пользоваться мышкой».  Часть 1. «Зеркало» (парные картинки).

Цель: развитие внимания, логического мышления, памяти, мелкой моторики рук.

март

«Учимся пользоваться мышкой».  Часть 2.

«Форма, цвет, размер».

Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления.

«Учимся пользоваться мышкой».  Часть 2.

«Тарелочка».

Цель: развитие воображения, координации движения рук, ориентировка в пространстве.

«Учимся пользоваться мышкой».  Часть 2.

«Книга» (принтер)

Цель: развитие творческих способностей, внимания, умения распечатывать готовые работы на принтере.

«Учимся пользоваться мышкой».  Часть 2. «Рыбка».

Цель: развитие цветового восприятия, зрительного внимания, умения соотносить знаки на экране и клавиатуре.

                        апрель

«Учимся пользоваться мышкой».  Часть 2.

«собери предметы в корзину» (высокий уровень).

Цель: развитие внимания, ориентировки в пространстве, координации движения рук, зрительного восприятия.

«Учимся играть». Часть 3.

«Хамелеон» (по кривой линии).

Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, логического мышления, памяти, ориентировки в пространстве.

«Учимся пользоваться мышкой».  Часть 2.

«Звук картинка» (низкий уровень).

Цель: развивать умения соотносить звук и картинку, логическое мышления, слуховое и зрительное внимание, память.

«Учимся пользоваться мышкой».  Часть 2.

«Звук картинка» (высокий уровень).

Цель: развивать умения соотносить звук и картинку, логическое мышления, слуховое и зрительное внимание, память.

май

«Учимся играть».

Часть 3.

«Прятки».

Цель: развитие координации движения рук, зрительного внимания, памяти.

«Учимся играть». Часть 3.

«Что за окном?».

Цель: развитие моторики рук, воображения, слухового внимания, памяти.

Итоговая педагогическая диагностика.

Цель: выяснить уровень развития психических процессов и знаний детей о ИКТ.

Итоговая педагогическая диагностика.

Цель: выяснить уровень развития психических процессов и знаний детей о ИКТ.


Приложение 3.

НОВОГОДНЯЯ ПУТАНИЦА

Действующие лица:
Дед Мороз
Снегурочка
Красная Шапочка
Ромашка
Ведущий

Дети входят, рассаживаются. Появляется ведущий.

Ведущий: Здравствуйте! Начинаем наш новогодний праздник! Но нам чего-то не хватает для настоящего веселья? Конечно же, волшебства! А волшебство всегда приходит к нам в Новый год с Дедушкой Морозом! Где же наш сказочный Дед Мороз со своей внучкой? Дедушка Мороз!

(все зовут Деда Мороза и Снегурочку вместе с Ведущим). Появляется Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Вот вместе со Снегурочкой добрались мы к вам на праздник!
Снегурочка: Слышали мы с Дедушкой, что ребята здесь умеют замечательно и петь, и танцевать, и стихи рассказывать! Вот мы пришли сюда послушать и посмотреть то, чему вы научились!
Дед Мороз: Ну, ребятки, чем вы нас сейчас порадуете?
Ведущий: Сейчас ребята вам споют. Правда, ребята?

Дети в ответ: "Да!"

Дед Мороз: С удовольствием послушаем!
Снегурочка Конечно, с удовольствием!
 

Дед Мороз и Снегурочка усаживаются на трон.

Дед Мороз: После пения детей: вот это выступление, вот это спели! Давно я не слышал такого замечательной песни! 
Снегурочка: Молодцы, ребята!
Дед Мороз: Ну-ка, сейчас я проверю, как вы к зиме готовы, да к моим холодам и метелям! Вставайте, ребятки, в круг и покажите, как вы греться умеете.

Дети встают - хлопают и топают вместе со Снегурочкой, а Дед Мороз ходит и смотрит, как ребята исполняют задание.

Снегурочка: ну, что же, Дедушка Мороз, видишь, что ребята и выступать умеют, и все про твой мороз да холод знают! 
Дед Мороз: Да, внученька, убедился я, что ребятки здесь хорошие, что же, пора их с праздником поздравлять да в лес возвращаться! 
Снегурочка: Дедушка, погоди, а как же праздничное веселье, а подарки?! Посмотри, как красиво зал украшен, как ребята постарались, какая елка красивая, сказка нужна!
Дед Мороз: Хорошо, внучка, будет сказка. А зал надо бы издалека, осмотреть, что бы сразу все видно было!

Дед Мороз и Снегурочка отходят ближе к выходу, к последнему ряду.

Дед Мороз: Вот, пожалуй, отсюда вся красота как на ладони. Иди, Снегурочка, вот тут как раз и стульчики свободные есть, сядь, полюбуйся!

Дед Мороз и Снегурочка садятся на последний ряд около сооруженной шторы или ширмы. Только они присаживаются на стулья, как вдруг падают со стульев прямо за штору или ширму под непонятные звуки и мигание света.

Ведущий: Ой, кажется Дед Мороз упал и Снегурочка тоже, стулья, наверное, плохие там оказались, как неудобно получилось, надо помочь им подняться.

Ведущий подбегает к шторе, открывает ее, а Деда Мороза и Снегурочки там нет. Все удивляются, потому что на их месте, на полу за шторой, сидят удивленные и ничего непонимающие Красная Шапочка, и Ромашка.

Ведущий: Вы кто такие, где Дед Мороз, где Снегурочка?!!!

Красная Шапочка: я, Красная Шапочка из сказки "Красная шапочка" шла себе ничего не подозревая уж в который раз длинной дорогой по лесу к бабушке … все как обычно, короткой - шел волк … ну, все как всегда, да вы и сами сказку знаете … и вдруг: бум - хлоп, бах, шум разный … и вот я у вас на полу, а волк один, бедный к бабушке идет, сколько же ему теперь меня ждать, я то у вас тут застряла!

Ведущий: Ну, хорошо, а ты-то кто такая?
Ромашка: А я так же к вам попала. Я - Ромашка, которую писатель Носов придумал в "Приключениях Незнайки", мы все только что благополучно с Луны вернулись, вышли из ракеты, а тут тоже вдруг шум, гром и… (хнычет) я отдохнуть от лунной экспедиции не успела, где я?
Ведущий: Да, девчонки, что-то перепуталось в сказочном мире, значит Дед Мороз и Снегурочка в ваши сказки провалились, а вы вместо них теперь здесь.

Ромашка: Да, если так, то Дед Мороз у нас в Цветочном городе растает, ведь сейчас там лето, если, конечно, Знайка … или Незнайка что-нибудь не придумают.
Красная Шапочка: Ах, а бедному волку придется, есть холодную Снегурочку, а если он заболеет?
Ведущий: Да, здесь, можно сказать, сбой в программе…а, действительно, давайте мы современную технику подключим!

Ведущий, Ромашка и Красная Шапочка подходят к муляжу компьютера и стучат по картонным кнопкам. Раздается резкий звук и из компьютера торчит лист (за коробками, изображающими компьютер, может находиться взрослый, подающий в нужный момент листы). На нем напечатано крупно, текст читает ведущий: "Сбой, сбой, сбой, перепутаны ноты самой новогодней песни, сказки перемешались"

Ромашка и Красная Шапочка наперебой: Ну, теперь все ясно, что же делать, а какая самая новогодняя песня?
Ведущий: Действительно, какая? Сейчас поищем по нашему компьютеру, и все узнаем!

Подходит к картонному компьютеру, нажимает на кнопки, там снова выскакивает лист бумаги.

Ведущий берет лист и читает: "Инструкция по систематизации нот для новогодней песни. Отгадаете с помощью конкурсов все ноты новогодней мелодии и узнаете, что это за песня! Пункт первый.

Проводится конкурс или игра по выбору на усмотрение педагогов, воспитателей, учителей. Конкурс помогают проводить Красная Шапочка и Ромашка

После конкурса из компьютера вылезает листок с надписью "первый конкурс успешно пройден, в компьютер загружена первая нота песни!", лист достает Ведущий. Все персонажи радуются.

Ромашка: Показывая на компьютер, где появился еще один лист бумаги: посмотрите, здесь что-то еще появилось. 
Красная Шапочка берет листок из рук Ромашки: Ну-ка, посмотрим! Читаем, ребята, инструкцию дальше:

"Пункт второй: прочитать стихи о Новом годе"
Ромашка: Ребята, а вы знаете стихи о Новом годе?
Дети: "Да!"
Красная Шапочка: расскажите, нам так интересно!

Дети читают стихи.

После прочтения стихов из компьютера вылезает листок с надписью "второе задание успешно выполнено!". Все снова радуются.

Ведущий: Молодцы ребята! 
Ромашка: Замечательные стихи рассказали!
Красная Шапочка: Ну, что, ребята, читаем инструкцию дальше?
Дети вместе с персонажами: "ДА!"

Ведущий берет очередной лист из компьютера, читает.

Ведущий: Тут написано, что теперь надо танец станцевать! Что, ребята, получится у нас танец?

Дети, участвующие в танце, выходят на сцену, исполняют танцевальный номер.

Снова у компьютера появляется листок с надписью "третье задание успешно выполнено!". Все снова радуются.

Ромашка: Смотрите, все еще не достаточно - компьютер еще что-то напечатал!
Красная Шапочка: достает из компьютера новый лист, читает: здесь еще одно задание - это конкурс!

Проводится конкурс или игра по выбору и на усмотрение педагогов, воспитателей, учителей.

Ведущий после последнего конкурса достает из компьютера лист с надписью "все задания выполнены, ноты, и мелодия самой новогодней песни восстановлена!".

Музыкальный руководитель, учитель музыки или концертмейстер начинает играть вступление к песне "В лесу родилась елочка".

Красная Шапочка: Ну, что ребята, узнали, что это за самая новогодняя песня?
Все дети: "Да!

Дети исполняют песню "В лесу родилась елочка"

Песня заканчивается, входят Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз и Снегурочка: Ребята! Наконец-то мы снова там, где и должны быть, на Елке!
К ним подбегают Ромашка: и Красная Шапочка: Дедушка Мороз, Снегурочка! Как вы там в наших сказках? Никто вас не обижал?
Снегурочка: Спасибо, вот меня волк съесть хотел, но как только ко мне, такой холодной, поближе подошел так и расчихался, раскашлялся, простудился. Так что тебе, Красная Шапочка, пора отправляться в свою сказку Волка лечить, чай с малиной ему заваривать.

Ромашка: Ну, а ты Дедушка, как в моей сказке время провел?
Дед Мороз: Конечно, подтаял маленько, но ничего, окончательно не успел разморозиться. А друзьям твоим, из Цветочного города помог новый двигатель на лунную ракету поставить, теперь у вас межпланетный аппарат многоразового использования есть, теперь цветочные жители новую космическую экспедицию готовят!
Дед Мороз:  А вы как без меня здесь праздник провели?

Ромашка: Хорошо, Дедушка Мороз!
Красная Шапочка: ребята и в конкурсах участвовали, и стихи рассказывали, и танцевали - молодцы!
Снегурочка: Ах, какие вы все молодцы!
Ромашка: и Красная Шапочка: Ну, что ж, пора нам в наши сказки возвращаться, до свидания!
                               
Ромашка и Красная Шапочка прощаются и уходят.

Дед Мороз, Снегурочка (Ромашке и Красной Шапочке вслед): До свидания!
Дед Мороз: Да, молодцы ребята, все задания компьютера выполнили, и порядок на новогоднем празднике восстановили! А теперь и нам с внученькой пора восвояси!
Снегурочка: как это, Дедушка? Ты же про самое главное новогоднее правило забыл!
Дед Мороз: Какое?

Снегурочка: А как же подарки для ребят?
Дед Мороз: Ах, да, вот они, мешочки то, под елкой лежат. Меня это путешествие в другие сказки совсем с толку сбило, сейчас раздадим всем подарки! С Новым годом, дорогие ребята, с Новым годом, дорогие взрослые!

Берут мешки, раздают всем подарки. Прощаются, уходят.

Приложение 4.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:

"КОМПЬЮТЕР И РЕБЕНОК".

ЦЕЛЬ: Донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила при организации игровой деятельности ребенка на компьютере, чтобы не нанести вред здоровью.

 Форма проведения родительского собрания: «Суд над         компьютером".


Все роли исполняют родители.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:        

Судья.

Обвинитель (прокурор).

Защитник (адвокат).

Потерпевшая (родитель).

Свидетели: врач-педиатр, психолог, родители, педагог.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

В зал входит судья, где собрались все участники процесса.

Судья – Начинается рассмотрение дела родителя – Петровой И.Н. о негативном влиянии компьютера на развитие ребенка. Слово для обвинения предоставляется государственному обвинителю.

Обвинитель – Со слов Петровой стало известно, что с мая по сентябрь того года ее ребенок ежедневно в течении часа проводил время за компьютером. В результате у ребенка ухудшилось зрение, участились головные боли, нарушился сон, нарушилась осанка. Прошу с помощью суда разобраться: компьютер – это добро или зло? 
Ваша честь, разрешите пригласить в зал суда свидетеля обвинения – родителя Иванова.

Судья – В зал для дачи показания приглашается свидетель Иванов.

Обвинитель – Что Вы можете сказать о роли компьютера в жизни вашего ребенка?

Родитель (Иванов): Я считаю, что компьютерные игры – пустые забавы, отвлекающие детей от полезных занятий и занятий спортом.

Обвинитель – Большое спасибо, у меня больше нет вопросов.

Судья – У адвоката есть вопросы?

Защитник – Нет, Ваша честь!

Судья – В зал для дачи показания приглашается свидетель Макарова (педагог).

Обвинитель – А что Вы можете сказать о роли компьютера?

Педагог – Я считаю, что компьютерные игры формируют в ребенке жестокость, привычку разрешать любые ситуации агрессивными способами.

Обвинитель – Большое спасибо, у меня больше нет вопросов к этому свидетелю. Ваша честь, разрешите пригласить другого свидетеля – это врач-педиатр (Ф.И.О)

Судья – В зал для дачи показания приглашается свидетель (Ф.И.О.).

Защитник – Скажите пожалуйста, мы только что слышали о негативном влиянии компьютера, но есть ли положительное влияние.

Врач-педиатр – Несомненно, нагрузка на зрение имеет место быть. Но если правильно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером, то нежелательной нагрузки на зрение можно избежать.

Для этого нужно соблюдать следующие правила:
- работать за компьютером не более 15 минут в день;
- играть в компьютер в первой половине дня;
- в течение недели ребенок может работать за компьютером не более 3 раз;
- комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена;
- расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см;
- после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз.
Нарушение осанки и появление лишнего веса так же можно избежать. Ведь при рисовании, лепке, чтении нагрузка на позвоночник не меньше, чем при игре на компьютере. Значит, в этом случае тоже нужно соблюдать определенные
правила:
- мебель (стол, стул) по размерам должна соответствовать росту ребенка;
- игровую деятельность с компьютером нужно чередовать с физическими упражнениями и играми.

Защитник – Большое спасибо. У меня больше нет вопросов к этому свидетелю.

Судья – Сторона обвинения может задать вопросы.

Обвинитель – Спасибо, Ваша честь. Скажите, пожалуйста, каким образом происходит влияние компьютера на организм ребенка?

Врач – педиатр – При работе с компьютером усиливается нагрузка на зрение. Ребенок вынужден улавливать мельчайшие предметы, следить за их передвижением, реагировать на неожиданно появляющиеся предметы. В результате нагрузка на зрение становится колоссальной.

При частой работе с компьютером несформированный глазной аппарат 
ребенка не справляется с такой нагрузкой и зрение начинает падать. Исследования медиков показали, что снижение зрения наблюдается у 80 % детей, пользующихся компьютером, и лишь у 15 % детей, не играющих в компьютер.

Необходимо также сказать о нарушении осанки. Необходимость длительное время сохранять одну и ту же позу создает большую нагрузку на одни и те же мышцы. В результате происходит деформация еще неокрепших костей и появляется искривление позвоночника.
Следует отметить у детей, играющих в компьютер длительное время, появляется лишний вес. Игра захватывает ребенка целиком, в результате очень много времени ребенок находится в неподвижном состоянии. И у него формируется малоподвижный образ жизни и как следствие, лишний вес: а это в свою очередь нагрузка на сердце и печень.

Обвинитель – Большое спасибо. Ваша честь, разрешите пригласить в зал суда другого свидетеля – психолога (Ф.И.О.)

Судья – В зал для дачи показания приглашается свидетель (Ф.И.О.)

Обвинитель – Скажите, а с Вашей точки зрения, каково влияние компьютера на здоровье ребенка?

Психолог – Компьютер мешает ребенку полноценно общаться с другими ребятами, а некоторым детям полностью заменяет общение со сверстниками. Подавляющее большинство компьютерных игр развивает только быстроту реакции ребенка, но не развивает воображение, мышление. Содержание игр провоцирует проявление детской агрессивности, жестокости, повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы.

Обвинитель - Большое спасибо. У меня больше нет вопросов.

Судья – Со стороны защиты есть вопросы?

Защитник – Да, Ваша честь! Скажите свидетель, какое положительное влияние оказывает компьютер на развитие ребенка?

Психолог – Хочу отметить, что не компьютер создает ребенку проблемы в общении. Наоборот, тот, кто испытывает такие сложности, ищет в виртуальном мире спасение от них (погружаясь в мир игры или общаясь в интернете). Далеко не у всех детей увлечение компьютером ограничивает круг общения со сверстниками. Некоторым застенчивым и не слишком коммуникабельным, он помогает найти друзей со сходными интересами. И, пожалуй, не так уж важно будет ли их общение только виртуальным или станет ступенькой для перехода в реальную плоскость. Даже если ребенок застенчив, но компетентен в компьютерной области, это поможет ему чувствовать себя уверенно в компании сверстников.
Несколько слав по поводу компьютерной игры. Они бывают разные.
Специалисты выделяют следующие их виды:

  • игры типа "убей их всех", в которых главный герой должен победить врагов;
  • игры – приключения, где герой проходит по страницам повестей и рассказов;
  • игры стратегические, в которых приходится принимать решения по изменению стратегии в ходе игры;
  • развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию;
  • обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений;
  • диагностические (применяются специалистами);
  • графические игры, связанные с рисованием, конструированием.

Важно только правильно выбрать игру для ребенка. Ведь компьютерная игра удовлетворяет естественную потребность ребенка в игре. Он учится следовать определенным правилам, планировать свои действия, добиваться улучшения своих результатов. Так что главное правильный выбор игры в соответствии с принципом "Не навреди!"

Защитник – Большое спасибо свидетель, у меня больше нет вопросов.

Судья – Со стороны защиты и обвинения есть еще свидетели?

Защитник – Нет, Ваша честь!

Обвинитель - Нет, Ваша честь!

Судья – Суд удаляется для принятия решения (судья выходит из зала суда, через некоторое время возвращается)
Суд принял решение, что компьютер может быть врагом. А может быть и другом. Поясняю. Компьютер приносит вред тогда, когда родители формально относятся к подбору игр для ребенка или не знают как их выбирать, не создают условия для организации безопасной игровой деятельности: не следят за осанкой, не контролируют время игры, и т.д.
Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста:

  • в игре не должно быть текстовой информации;
  • шрифт символов должен быть больше по размеру, чем традиционный;
  • изображение на экране должно быть крупным, без мелких отвлекающих деталей;
  • темп движений на экране не быстрый;
  • нежелательно применение системы оценок в баллах;
  • программа должна иметь логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок.

А так же разработаны гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при организации игровой деятельности:
- ребенок может играть за компьютером не более 15 минут в день;

-лучше играть в первой половине дня;

- в течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3 раз;

 - комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена;

-мебель должна соответствовать росту ребенка;

-расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см;
- после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз;
- игровую деятельность сменить физическими упражнениями

Если соблюдать эти требования и правила, то компьютер не нанесет вреда ребенку, а польза его очевидна.