Использование игровых образовательных ситуаций в процессе развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Александра Львовна Смирнова

Развитие социально- коммуникативных навыков у младших дошкольников с помощью игровых образовательных ситуаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых образовательных ситуаций в процессе развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

         Выполнила воспитатель ГБДОУ № 80 Фрунзенского района г.Санкт Петербурга

Игровые образовательные ситуации  как вид игровой деятельности способствуют получению, накоплению, осмыслению и закреплению нового эмоционального и социального опыта.

Педагогические возможности игровых образовательных ситуаций в процессе развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста заключаются в следующем:

игровые образовательные ситуации являются разновидностью игры, которая является основной деятельностью детей, нравятся дошкольникам, вызывают у них сильный эмоциональный отклик;

игровые образовательные ситуации способствуют формированию и развитию личностных новообразований, а также различных качеств детской личности – самостоятельности, активности, эмпатии, способности к творческому самовыражению, направленности на другого человека;

в процессе использования игровых образовательных ситуаций у детей развиваются коммуникативные навыки – речь обогащается новыми терминами, литературными оборотами, активизируется словарь ребенка, развивается диалогическая речь, умение слушать и слышать другого;

игровые образовательные ситуации воздействуют и развивают эмоциональную сферу детей. Младшие дошкольники знакомятся с различными эмоциями при помощи пиктограмм, закрепляют их понимание в играх-имитациях, этюдах, тем самым учатся распознавать эмоциональное состояние близких людей, которые их окружают, а также сверстников, что влияет на характер проявлений и действий по отношению к другим, на социальное поведение;

игровые образовательные ситуации побуждают ребенка к социальной активности, учатся общаться со сверстниками, знакомятся и закрепляют общепринятые правила вежливого обращения.

Тематика игровых образовательных ситуаций может быть самой разнообразной. Педагоги могут использовать для сценария игровых образовательных ситуаций лексические темы, сюжеты литературных произведений или обсуждать любые интересующие проблемы, вопросы, которые возникают у детей.

С помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра можно разыгрывать ситуации, отражающие те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как я помогаю»( попросить родителей дома повторять эту игру), «Не забывай волшебные слова»( во всех режимных моментах использовать волшебные слова и просить детей делать так же), «Как дети делились игрушками», «Как Ваня и Миша помирились». Воспитатель может продемонстрировать детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Активно участвуя в беседе, предлагая свои варианты решения  образовательной ситуации, дети получают образец социально одобряемого поведения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну игрушки).

В раннем детстве ребенок в совместной деятельности со взрослыми осваивает основные предметные действия, в то же время поведение взрослых, характер их отношений собой, способы их действий, манеры становятся образцом для подражания. Взрослый человек является образцом для ребенка, который постепенно начинает действовать «как большой», ему хочется подражать взрослым, их действиям, отношениям. Именно это стремление становится основой всех новообразований в социально-коммуникативном развитии ребенка.

В дошкольном возрасте у ребенка появляется произвольность поведения – умения контролировать свои поступки и действия, эмоции на основе усвоения принятых этических норм и правил. Для дошкольника становится важной оценка взрослыми его проявлений, которая становится ориентиром для дальнейших действий и поступков.

Для развития социально-коммуникативных навыков обязательным условием является ознакомление детей с эмоциями. В младшем дошкольном возрасте ребенок способен  к различению и сравнению, в основном,  ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний (смех – слезы), поэтому воспитатель при помощи пиктограмм, картинок, иллюстраций в книгах знакомит детей с другими эмоциями, учит их различать и называть. Т. И. Бабаева описывает следующие образовательные ситуации для ознакомления детей с эмоциями : «Узнай настроение», «Не надо грустить!», «Вежливые слова», «Успокой друга». Используя куклы – перчатки, воспитатель инсценирует небольшой сюжет, предлагает детям решить проблему самостоятельно. После обсуждения и поиска вариантов решения, дети называют эмоцию, которую испытывают герои сценки, изображают ее при помощи мимики, жестов. Разговор о разных эмоциональных состояниях героев воспитатель может продолжить, обсуждая факты поведения детей, их отношения друг к другу. Таким образом, используя игровую образовательную ситуацию, педагог помогает дошкольникам освоить язык эмоций, правильные формы поведения с другими людьми.

Для развития социально-коммуникативных навыков у младших дошкольников воспитатель может использовать игровые образовательные ситуации типа «Поможем нашим игрушкам», которые требуют от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц и др. Дети подключаются к решению проблемы, обсуждают и практически осуществляют необходимые действия.

Познакомиться и усвоить уже полученные формы этикета детям помогут игровые образовательные ситуации, направленные на освоение культурных форм поведения и общения. Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например, «Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Как поздравить маму с днем рождения».

Т. И. Бабаева разработала игры – имитации, которые можно использовать, начиная уже с младшей группы. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый - грустный, агрессивный – спокойный) и их образы. Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь; ласковая, грациозная кошка и сердитая собака; большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплята.

Наибольшее значение для развития социально – коммуникативных навыков имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. Например, ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть, поднять настроение); «Мы встречаем друга после болезни»( приветствовать друга после отсутствия повышенным вниманием, заботой) ; «Поменяемся игрушками»( учить детей меняться игрушками, избегая конфликтов и ссор); «Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».

Для успешного развития социально-коммуникативных навыков у младших дошкольников необходимо соблюдать несколько важных условий: систематическое использование игровых образовательных ситуаций их в работе, мониторинг социально-коммуникативного развития детей, активное участие родителей в педагогическом процессе.

Таким образом, продуманное и системное использование игровых образовательных ситуаций способствует тому, что дети с большим интересом и желанием включаются в образовательную деятельность, которая становится для них интересной, учатся понимать эмоциональное состояние других людей и общаться со сверстниками.

Использованная литература :

Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. : Питер, 2013. — 464 с.

               Котырло В. К. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. / В. К. Котырло. - М. : Педагогика, 1987. – 92 с.

             Младший дошкольник в детском саду. Как работать но программе «Детство» : Учебно-методическое пособие / Т. И. Бабаева и др. / Сост. и ред. Т. И. Бабаева. М. В. Крулехт. 3. А. Михайлова. - СПб. : ДЕТСТBO - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. »

Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями, в частности детям с нарушением зрения, в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорожденных в период с 2007 по 2...

ИГРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

Для того чтобы способствовать развитию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, из педагогической литературы нами были подобраны, модифицированы и систематизированы по характер...

Использование произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность выбранной темы  заключается в следующем: с одной стороны одним из важнейших  направлений воспитания и обучения детей дошкольного возраста  является развитие речи у детей и ...

Статья "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя первой младшей группы)».

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиен...

Роль игровых методов и приемов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки...

Использование различных видов детской деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Оздоровительная  работа  с  дошкольниками  в  последние  десятилетия  приобрела  особую  актуальност...