Памятка для воспитателя.
материал по теме

Лесникова Наталья Сергеевна

 

КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЕ?

Шпаргалка для воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_vospitatelya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЕ?

Шпаргалка для воспитателя

Как подготовить занятие

I. Определение темы и ведущих понятий

        1. Четко определить и сформулировать тему.

        2. Определить место темы в учебном плане.

        3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.

        4. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях.

II. Определение целей и задач

        Определить целевую установку занятия – для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.

III. Планирование учебного материала

        1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

        2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

                 узнавание нового материала,

                 воспроизведение, применение ЗУН (знаний, умений и навыков детей) в знакомой и не знакомой ситуации,

                 творческий подход к заданию

        3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

                 подводящие детей к воспроизведению материала,

                 способствующие осмыслению материала,

                 способствующие закреплению материала.

IV. Продумывание «изюминки» занятия

        Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для ясельной или подготовительной группы.

        Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отобранного материала

        Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.

        Главное при группировке – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей

        Продумать:

                 что контролировать,

                 как контролировать,

                 как использовать результаты контроля.

        Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

VII. Подготовка оборудования

        Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает.

Проведение самоанализа занятия

        1. Определить место занятия в теме и общем курсе, задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для детей после занятия.

        2. Соотнести поставленные цели для детей и педагога с достигнутыми на занятии и определить причины успеха или неудачи.

        3. Определить уровень формирования знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).

        4. Ответить на вопрос, что нового дало занятие для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарища, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, для формирования интересов к данному занятию.

        5. Подумать, насколько оптимально было выстроено занятие: соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития детей? Адекватна ли была организация деятельности детей обучающим, развивающим и воспитывающим целям?

        6. Оценить степень активности детей на занятии: сколько раз и кто из них выступал? Почему молчали остальные? Как стимулировалась их работа? Насколько были продуманы их действия при подготовке к занятию? Оценивать необходимо деятельность ребенка, а не его личность.

        7. Каким был темп занятия? Поддерживался интерес детей к предлагаемой деятельности? Как была организована смена видов деятельности? Как был организован учебный материал? Что было дано в виде готовых знаний, а до чего додумались сами дети?

        8. Ответить на вопрос: «Как была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей и насколько актуальным для них был учебный материал?»

        9. Оценить, как организован контроль над деятельностью детей: весь ли труд детей был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?

        10. Охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, степень доброжелательности, взаимозаинтересованность всех участников процесса.

        11. Эмоциональное состояние педагога до занятия и после него: изменилось ли оно? В чем причина? Что целесообразно было бы изменить в занятии? Что можно было бы поставить себе в плюс, а что в минус?

        При анализе необходимо учитывать тип, структуру и логику занятия в соответствии с задачами психологического развития личности данного возраста. Что было важным: передача готовых знаний, самостоятельная умственная деятельность детей, получение практических навыков, обучение обобщению при повторении. Какова форма проведения занятия? (Комбинированное, занятие-отчет, КВН и т.д.). Обоснуйте выбор формы занятия.

        При анализе деятельности детей и педагога вв. 5 и 7 необходимо выделить, что было важным по содержанию, какие активные методы использовались, какова форма работы детей на занятии (коллективная, групповая, индивидуальная).

        На каждый пункт своего самоанализа необходимо приводить пример из занятия, подтверждающий его использование. Также необходимо указать на изменения в конспекте, проведенные педагогом по ходу занятия, причины и результат изменений. Удалось ли сохранить темп занятия, избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения.

Анализ занятия

        1. Как воспитатель выполнил поставленные задачи?

        2. Подготовка (в том числе гигиенические условия). Материалы и оборудование.

        3. Какой характер имеет занятие: развивающий или обучающий, соответствует ли поставленным целям?

        4. Способствует ли занятие развитию психических, физических и нравственных качеств? Познавательных интересов?

        5. Какой психологический микроклимат в группе?

        6. Как воспитатель осуществляла оптимальный отбор методов, средств и форм обучения?

        7. Формы работы (традиционные, нетрадиционные, с подгруппами, индивидуально, драматизация, КВН, викторина и др.).

        8. Средства обучения и воспитания (наглядность, диафильмы, грамзапись, видео, картинки, опорные таблицы и т.д.).

        9. Приемы обучения и воспитания (игровой, художественное слово и др.), оценка деятельности детей, приемы поощрения, вспомогательные вопросы, результат работы с детьми.

        10. Создание условий для творческих возможностей детей (развивающая среда).

        11. Владеет способом организации и проведения опытно-экспериментальных, исследовательских действий.

        12. Какие анализаторы детей были задействованы, каким образом?

        13. Владеет ли воспитатель методикой проведения занятий?

        14. Интегрированность занятия, связь с другими занятиями. (Возможно, это комплексное занятие).

        15. На формирование каких психических процессов направлено занятие (внимание, мышление, речь, воображение, воля, эмоциональное, нравственное воспитание).

        16. Комфортно ли детям на данном занятии, каково психологическое состояние воспитателя?

Критерии оценки занятия

Шпаргалка для начинающего воспитателя

        Обучение должно быть:

        1) научным,

        2) проблемным,

        3) наглядным,

        4) познавательным,

        5) доступным,

        6) систематическим и последовательным,

        7) прочным,

        8) развивающим,

        9) воспитывающим:

                 внимание,

                 память,

                 мышление,

                 эмоции,

                 воображение.

        В ходе занятия применяются методы:

        1. Обьяснительно-иллюстративные.

        2. Репродуктивные.

        3. Частично-поисковые.

        4. Исследовательские. Организаторская деятельность учителя.

        5. Готовность педагога к занятию.

        6. Целевая установка занятия.

        7. Санитарно-гигиенические нормы.

        8. Индивидуальная работа.

        9. Нормы оценки знаний.

        10. Наличие обратной связи.

        11. Рациональность использования времени.

        12. Организация рабочего места.

        13. Практические навыки и умения.

        14. Самостоятельная работа.

        15. Самоконтроль и самооценка.

        16. Коллективная, индивидуальная, групповая работа.

        17. Развитие речи, качество ответов детей.

Памятка для педагогов

Принципы толерантного воспитания

  1. Помни, что твоя оценка чего-либо всегда должна быть развернутой. Под качественностью оценки следует понимать ее развернутый характер, своевременность и точность. Ведь неправильная оценка – это неправильное отношение, неправильные побуждения, неправильные действия.

  1. Суди людей «по фактуре», а принадлежность лишь учитывай. Не суди людей по их принадлежности, кроме принадлежности их к человеческому роду. Иными словами, любая оценка должна начинаться с фактурной. Особенно это важно в общении с людьми: в любом случае главное, каков сам человек, а уже затем – какой он расы, пола, возраста, нации и т.д. Надо научиться ценить человека за его доброжелательность, а затем уже «за деловые качества».

  1. Уважай право каждого на свои недостатки – это залог того, что и твои недостатки будут уважать. В самых различных людях намного больше сходства, чем различия. Нужно уметь видеть сходное и ценить его.

  1. Держи свои оценки при себе, и тем более, если тебя о них не спрашивают. Оценки надо держать при себе и не высказывать их, когда не просят, иначе это может превратиться в практику наклеивания ярлыков. В связи с этим необходимо с раннего возраста у детей пресекать инфантильные формы интолерантности: ябедничество и дразнилки.

  1. Не воспринимай различия как недостаток. Надо стараться избегать оценки неотъемлемых качеств других людей, которые можно было бы воспринимать как недостаток. Дело в том, что критике можно подвергать только то, что человек в силах изменить.

  1. Не суди предвзято или только на основании новизны оцениваемого. Следует понимать, что у каждого из нас есть особенности, которые могут восприниматься другими как недостаток. Каждый человек имеет право на собственные недостатки и это право надо уважать.

  1. Не теряй надежды в глубине свойств другого найти тоже самое, что и в себе. Надо ценить разнообразие окружающего, в том числе разнообразие свойств и качеств других людей и принимать их такими, какие они есть, не стремясь переделывать под себя. Следует помнить, что сила и богатство человечества заключены именно в его разнообразии. И это разнообразие надо ценить и признавать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Речь воспитателя.

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи....

Памятка для воспитателей "Действия воспитателя при проведении утренней гимнастики и ООД по физической культуре"

Данный материал может быть полезен инструкторам по физической культуре при взаимодействии с воспитателями в ДОУ....

памятка для воспитателей и помощников воспитателей в адаптационный период

в памятке даётся описание правил поведения персонала ДОУ, приёмы и методы работы в адаптационный период, применение упражнений и игр  во время прохождения этого периода...

Памятки для воспитателей. Правила поведения и общения воспитателя в ДОО.

Правила поведения и общения в дошкольной образовательной организации...