Психологическое сопровождение в реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе ДОУ
статья по теме

Консультация для старших воспитателей,  педагогов-психологов и социальных педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _dswmedia_psixologicheskoesoprovojdenie.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение в реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе ДОУ

Необходимым условием  реализации ФГТ  является психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом, психологическая служба должна ориентироваться не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на  тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. С возрастанием роли дошкольного образования возникла проблема определения стратегии работы, систем, в рамках которых проходит образовательный процесс. Один из основных подходов применяемый системой дошкольного образования, связан с тем, что происходит ориентация на естественную активность ребенка, другой подход заключается в развитии средств саморегуляции детей, т.е. системы  развивающего обучения. Учитывая возрастные особенности детей, необходимо выделить 2 направления в отборе содержания образования в дошкольном детстве: приобщение ребенка к накопленным опыту и достижениям человечества (этическим, социальным, техническим, научным); педагогическое содействие собственно психическому развитию дошкольника. В образовательном процессе овладение любыми способами организуется взрослыми путем показа, объяснений, через собственную практику и опыт ребенка. Для того чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо связать содержание  последнего доступной для осмысления ребенком целью, к достижению которой побуждает реально действующие в данном возрасте мотивы. Активная включенность взрослого, однако, может либо подавлять, либо ограничивать инициативу ребенка. Ребенок сензитивен к взрослому и ориентирован на него. Главное услышать голос ребенка, чтобы педагог взаимодействовал с ребенком, поддерживая его, а не подавляя. Ощущение потребности в компетентности старшего дошкольника как особой форме сознательной человеческой активности  формируемой через игровые, воображаемые ситуации, игры с правилами. В связи с этим нельзя не отметить проблему оценки качества дошкольного образования. Традиционный подход оценки качества, когда проводится диагностика детского развития и на основе оценок судят об эффективности образовательной системы, в которой находится ребенок. Ограниченность этого подхода связана с наклеиванием на ребенка ярлыков. Другой подход к оценке – аутентичный. Он позволяет собирать достижения ребенка в процессе образовательной работы и делать выводы о детском развитии. Этот подход больше, чем первый, нравится родителям. Но на его основании трудно влиять на процесс детского развития. Педагоги-практики вместо привычных и очень понятных ЗУНов, на которых дошкольное образование «сидело» с середины ХХ века,  будут измерять, насколько ребенок общителен, или насколько он креативен. Если сегодня ЗУНы рассматриваются, чаще всего,  как цель и одновременно как критерий развития ребенка, то в основной общеобразовательной программе дошкольного образования конкретные знания, умения и навыки, возникающие при освоении конкретных образовательных областей, будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств. Правомерен, с нашей точки зрения, и взгляд на ЗУНы как на промежуточные результаты освоения ООПДО. Во время переходного периода вариативность программ сохраняется, поэтому до принятия примерной основной общеобразовательной программы, мониторинг промежуточных результатов можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной программе («Истоки», «Из детства в отрочество», «Детство», «Радуга» и др.). Вариативность программ дошкольного образования и начальной школы, вариативность видов учреждений создает ситуацию, в которой не только родители имеют возможность выбирать школу, но и школа имеет возможность выбирать «своего ученика». Реальные критерии выбора могут относиться к социальному слою, к которому принадлежит семья ребенка, к уровню его материального обеспеченности - но и формальной причиной отказа в приеме становится какой-то объективный» показатель его развития, выбираемый произвольно. Тем самым нарушается преемственность ступеней образования, поскольку детские сады теряют ориентиры того, к какой школе им следует готовить своих выпускников. Внимание дошкольных педагогов направлено на обучение (естественно они стремятся подготовить своих воспитанников к  поступлению в лучшие, сильные школы с повышенными требованиями), при этом, проблемой становится несформированность важнейших «неспецифических» компонентов школьной готовности. И поэтому, возникла необходимость в разработке единой примерной программы подготовки детей к школе. ФГТ оградили нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать. В этом смысле ФГТ структурируют содержание дошкольного образования, выставляя заслон по отношению к начальной школе.

В соответствии с ФГТ создан новый  социальный портрет ребенка 7 лет, состоящий из интегративных качеств и выглядит следующим образом:

-физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

-любознательный, активный;

-эмоционально отзывчивый;

-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми с сверстниками;

-способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основании первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

-способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

-имеющий первичные представления о себе, семье, об обществе, о государстве, мире, природе;

-овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

-овладевший необходимыми умениями и навыками.

Отбор качеств в «социальный портрет» ребенка осуществляется:

по принципу интегративности (т.е. формирования каждого качества в ходе освоения всех или большинства областей);

-в соответствии с возрастными нообразованиями, появившимися у ребенка к концу дошкольного детства, если процесс был правильно организован;

-с учетом возможности формирования  того или иного качества в процесс освоения образовательной программы.

  Разбивка интегративных качеств ребёнка-дошкольника на физические, личностные, интеллектуальные весьма условна, поскольку качество задается как системное образование.

Для возникновения каждого интегративного качества требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуально).

Данная условная классификация обладает  преемственностью с классификацией планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего образования на предметные и метапредметные и личностные.

Предметными в дошкольном возрасте могут считаться те знания, умения и навыки, которыми ребенок овладевает по ходу освоения содержания  конкретных образовательных областей, а также овладения различными видами детской деятельности; под метапредметными – универсальные предпосылки учебной деятельности; под личностными – характеристики мотивационного, эмоционально-волевого, морально-нравственного развития.

В порядке перечисления интегративных качеств «портрета» есть определенная логика. Так одной  из первых позиций находится качества «любознательный, активный» В соответствии с деятельным подходом к образованию детей дошкольного возраста центральной категорией является категория деятельности, которая понимается как форма какой-либо активности ребенка.

Осуществление не всякой последовательности действий направленных на достижение результата, будет являться деятельностью, если эта последовательность задана из вне и ребенок реализует ее без собственной воли и желания. Эта будет лишь цепочка действий, внешне имитирующих какую либо деятельность ребенка, но не оказывающих подлинного влияние на его развитие.

Обозначение цели развития ребенка через формирование у него указанных качеств позволяет подойти к решению проблемы его развития как целостной личности, а не отдельным составляющим, например набору знаний, умений и навыков или соответствующих компетенций.

Если в процессе дошкольного образования мы делаем акцент на развитие (а не обучение) то ребенок в возрасте 7 лет переходит в новое качественное состояние, существенно отличающее его от самого себя в возрасте 3-7 лет. Таким образом, объект оценки и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» - это физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Основанием для классификации качеств на физические, личностные и интеллектуальные является выделение основных сфер развития ребенка. Соответственно: «Личностные качества» - качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие. «Физические качества» - качества, характеризующие физическое развитие ребенка (сила, выносливость, ловкость и др.), а также антропометрические и физиометрические показатели. «Интеллектуальные качества» - качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта). Для определения  итогового результата, физической и психологической готовности к школе проводится итоговая диагностика при переходе ребенка с уровня дошкольного образования на уровень общего (начального общего) образования. Система мониторинга в соответствии с ФГТ на данный момент разрабатывается в московском психолого-педагогическом университете и  будет предложена нам для использования в начале следующего учебного года. Но, кроме того, есть промежуточная диагностика, о которой мы уже говорили выше и которая определяет  результаты освоения программы, т.е.  качества, формируемые в течение всего периода дошкольного образования, оценка которых осуществляется с определенной периодичностью; знания, умения и навыки; способы овладения ребенком той или иной деятельностью. (диагностика по программе «Из детства - в отрочество»)

В этой работе нам было предложено использовать систему диагностики, разработанную  Н.И. Гуткиной, оценивающую развитие ребенка в период от пяти до семи лет. Её методики относятся к клиническим методам,  представляют собой игры и игровые задания, которые исследуют мотивационную, произвольную, интеллектуально-речевую сферы.  Развитие детей и подготовка их к школе «Группы развития» (для детей 5-7 лет) педагогом психологом осуществлялась по программе предложенной Н.И. Гуткиной, где основное программное содержание преломлялось  через ведущую деятельность старшего дошкольного возраста – игру, а также через традиционно детские виды деятельности.

Одним из принципиальных моментов является то что, на последних позициях находятся качества, традиционно занимающие в образовательных программах XX в начала XXI в. лидирующие места –  это «первичные представления о себе, семье, обществе мире и природе» и «овладевший необходимыми умениями и навыками». Без этих качеств не может быть портрета современного дошкольника, но все-таки не они определяют возрастные новообразования дошкольника.

Образование – одна из социальных систем российского общества и государства, ориентированная на удовлетворение определенных потребностей и запросов общества, государства личности отдельного человека, соответственно и результат должен отражать согласованные интересы и потребности семьи, обществ ми государства.

Согласованность интересов и потребностей семьи, общества и государства – еще один важный критерий отбора интегративных качеств при определении образовательных результатов.

Но эти интересы не всегда, к сожалению совпадают. Значительная часть российский семей желают, чтобы дошкольные учреждения воспитали их детей послушными, т.е. управляемыми, выполняющими требования взрослых. Государству тоже нужны законопослушные граждане, а обществу нужны не исполнители чужой воли, а люди думающие, имеющие свое мнение, чтобы ребенок соблюдал общепринятые нормы и правила на основе сформированных первичных ценностных представлений.

Поэтому в качестве просветительской работы с родителями необходимо знакомить с требованиями, предъявляемыми сегодня к результатам дошкольного образования, а именно  с теми интегративными качествами которые составляют социальный портрет ребенка 7 лет.

Сегодня психологическая служба дошкольного образования нашего города   в основном направлена на  диагностику психологической готовности ребенка к школе, результаты которой не тождественны результатам освоения ООПДО.  Виталия Владимировича Рубцова, психолог, специалист в области развивающего образования, коммуникативно - ориентированных учебных средств и систем группового обучения, доктор психологических наук, сказал, что  педагог-психолог в школе и детском саду просто необходим.  Он может оказывать реальную помощь детям, педагогам и родителям, в том случае, конечно, если перед ним ставить четкие задачи.

«В настоящее время образовательные учреждения переходят на новые стандарты образования, что задает жесткие требования к работе школ и детских садов, в том числе требования к педагогам-психологам. У педагога-психолога две задачи: с одной стороны, он должен оценивать результаты введения новых образовательных стандартов, а с другой стороны – влиять на них. Как? Через взаимодействие с администрацией, педагогами, родителями, чтобы совершенствовать образовательные траектории каждого ребенка. Также педагогу-психологу необходимо владеть технологиями оценки развития надпредметных и личностных компетенций».

Почему?Диагностика Мухиной не предполагает определения сформированности  интегративных качеств ребёнка-дошкольника, перечисленных в ФГТ.

Предложение: определить основные направления работы педагогов-психологов ДОУ и начальной школы для успешного внедрения ФГТ в переходный период (до официального утверждения системы мониторинга)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе".

Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, Дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к...

Методическое сопровождение поэтапной реализации в практику работы ДОУ ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы на 2011- 2012 учебный год.

Примерный  план мероприятийметодического  сопровожденияпоэтапной реализации в практику работы  ДОУ ФГТ к структуреосновной     образовательной   программын...

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования....

Сообщение на методическое объединение ДОУ Ачинского района "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

В соответствии с действующим законо­дательством федерального государст­венного образовательного стандарта к структуре ос­новной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГОС) уст...

ПЛАН ОБНОВЛЕНИЯ РППС И УЛУЧШЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

ПЛАН ОБНОВЛЕНИЯ РППС И УЛУЧШЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИСОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С  ФГОС ...