Социально – психологическая готовность детей к школе.
статья по теме

Вяткина Елена Анатольевна

 

Для успешного обучения в школе ребенок должен иметь определенный уровень личностного, умственного и физического развития....

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – психологическая готовность детей к школе.

Для успешного обучения в школе ребенок к моменту поступления в школу должен иметь определенный уровень личностного, умственного и физического развития. Уровень физического развития  определяет медосмотр, а уровень умственного и личностного развития определяют воспитатели дошкольных учреждений, педагоги школ, а так же психологи.

Формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с детьми и учителем. Наличие гибких способов установления взаимоотношений с другими детьми, необходимых для вхождения в детское общество (действия совместно с другими детьми, умение уступать и защищаться).

Этот компонент  предполагает развитие у детей потребности в общении, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающей способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Умение общаться.

Большое значение в исследования психологов уделяется достижению ребенком соответствующего уровня развития общения со сверстниками и, что ещё более важно, со взрослыми (вне ситуативно-личностная форма). Исследования Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, Г.И. Капчелия показали, что в процессе общения у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности. В процессе общения ребенок приобретает ценную способность ориентироваться на общие правила, достигать взаимопонимания, учиться понимать установки другого и адекватно реагировать на них.

Социально-психологическое формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С. Выготским внутренними этическими инстанциями.

Д.Б. Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.

В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.

Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом всему образу жизни взрослых людей.

В условия повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще  до конца  неосознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока ещё относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.

Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

А.Н. Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается «периодом первоначального, фактического склада личности». Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять всё его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.

Формирование «первоначального фактического склада. личности»

Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью , способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву говорит о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности»

Одним из основных новообразований этого возраста является усвоение в процессе игры различных социальных ролей.

Дети 5 – 6 лет готовы к пониманию освоению морально – этических норм. Однако понимание этих норм и правильная оценка поступков персонажей ещё мало связано с резальным поведением ребенка в тех же ситуациях (Е. Субботский), В старшем школьном возрасте только начинают возникать первые моральные инстанции. По Л.С. Выготскому, это также является одним из важных новообразований данного возрастного периода. Примером появления у ребенка этических норм служит описанный Л.Н. Леонтьевым феномен «горькой конфеты»: солгав, ребенок понимает, что поступил плохо и желаемая награда не приносит ему радости.

Важным мотивом в поведении старших дошкольников является стремление к самостоятельности. С концом дошкольного периода связан кризис семи лет, проявляющийся в потере непосредственности, возрастающей склонности манерничанию и паясничанию, как особому средству самозащиты.

Значительного прогресса в старшем дошкольном возрасте достигают познавательные процессы. У ребенка этого возраста развивается восприятие, складываются сложные виды перцетивной аналитико-синтетической деятельности, появляется умение мысленно вычислить в видимом предмете отдельные аспекты (децентрация, по Пиаже), дети постепенно начинают различать не только форму, но структуру предметов, соотношение и взаимное расположение частей.

Сложноорганизованная игра старших дошкольников стимулирует формирование мышления. У большинства детей этого возраста развито, в первую очередь, наглядно-образное мышление в то же время начинается становление словесно-логического мышления, которое предполагает умение понимать и воспроизводить логику рассуждений.

Развитие внимания и памяти у старших дошкольников идет по пути от непроизвольного и не опосредованного к произвольному и опосредованному (Л.С. Выготский, Запорожец и др.), помимо этого внимание и память прогрессируют и по многим количественным характеристикам: увеличение объема внимания и оперативной памяти, времени концентрации внимания, продуктивности запоминания.

По тому же пути к большей произвольности и опосредованности развивается и воображение старших дошкольников. Воображение ребенка проявляется в его играх – придумывание сюжета, детализации ролей, конструирование, замещение предметов в игре (символическая функция). Воображение ребенка выполняет две основные функции:    творчески-познавательную  и эффективно-защитную.

Один из любимых видов детского творчества, в котором находят отражение представления ребенка об окружающем мире, - это рисование. Большинство дошкольников много и с увлечением рисуют. В особенностях их рисунков (выбор темы, колорита, характера линий, расположения рисунка на листе) проявляются психологические и психофизиологические характеристики самого ребенка. На этом факте основаны графические проективные методики исследования личности. (Например: «Человек – дом – дерево», «несуществующее животное», «рисунок семьи» и т.д.)

Одним из основных видов деятельности у дошкольников помогающим сформировать все упомянутые выше компоненты психологической готовности к школе является игра. В старшем дошкольном возрасте дети отдают предпочтение сюжетно – ролевым играм, которые отличаются большим разнообразием тематики.

Принятие на себя различных ролей способствует (по Пиаже) преодолению эгоцентрической позиции и как следствие развитию логического мышления (по Эльконину). Игры детей старшего дошкольного возраста приобретают коллективный характер, именно в играх и развивается устойчивая потребность общения со сверстниками (социально-психическая готовность). Источником сюжетно-ролевой игры становятся режиссерская и образно-ролевая игра, позже из них выделяются игры с правилами. Наряду с этим сохраняются и продолжают совершенствоваться старые виды игр. Содержание игры составляют моменты в деятельности и отношении взрослых, которые воспроизводит ребенок.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, так же у детей формируется воображение, произвольная память и произвольное  поведение ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам складывается в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Социально - психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятный вариант развития детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование социально-психологической готовности детей

Проект направлен на разработку модели предшкольного образования детей, не посещающих ДОУ на базе студий детского сада, учитывающий принципы организации образовательной среды, примерный режим старших д...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.

Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....

буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...