Тематический план факультатива "Уроки этикета" для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Музыка Ольга Ивановна

Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно знать, что правила вежливости не что-то выдуманное, а благодаря им общество становится более человечным. Всему этому дети научатся на занятиях по этикету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры городской округ город Радужный.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Факультатива «Уроки этикета»

для детей старшего дошкольного возраста.

Составила:

 педагог-психолог

   Музыка О.И.

г. Радужный

№ занятия

Темы занятий

Кол-во занятий

Примечание

1 –

 занятие.


2 – занятие.


3 – занятие.


4 – занятие.

5 – занятие.

6 – занятие.


7 – занятие.


8 – занятие.

9 – занятие.

10 – занятие.

11 – занятие.

12 – занятие.

13 – занятие.

14 – занятие.

15 – занятие.

16 – занятие.


17 – занятие.


Вступительная беседа. Кто придумал этикет?


Посоветуемся с зеркалом. (Мимика, жесты).


Добрые слова (приветствия, комплименты, шутки).


Красота в человеке.


Красота души – доброта.


Что о вас думают другие (словесный портрет).


Приход в гости. Накрываем на стол и угощаем.


Маленькая контрольная. Сказочный бал.


Знакомство.


Воспитанный человек – человек долга.


Правила телефонного этикета.


Вежливая улица.


Когда ты едешь в трамвае (автобусе).


Посещение театра, концертного зала.


Как вместе провести выходной день.


Выход из сложных ситуаций (театрализация).


Итоговое.

1



1



1



1


1


1



1



контрольное занятие.

1


1


1


1


1


1


1


1



1

ПРИМЕЧАНИЕ: Итоговое – 17 занятие провожу по желанию детей. (В начале занятия вместе с детьми подбираем игры, этюды, или просто устраиваем прощальный бал, где закрепляются все правила ЭТИКЕТА. Обмениваемся подарками, которые заранее готовим).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – / Н.В.Клюева., Ю.В Касаткина/ - Ярославль: Академия Развития, 1996.

  1. Лилия Лихачева. Уроки этикета. – / Лилия Лихачева/ -Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1996.

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика. – / М.И. Чистякова/ М.: Просвещение, Владос, 1995.

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Азбука настроения – / С.Е Гаврина/ - Ярославль: Академия Развития, 1997.

  1. Шапиро Ф.Б., Урок благородства. – / Ф.Б Шапиро/ - М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.

  1. Шапиро Ф.Б., Урок гостеприимства. – / Ф.Б Шапиро/ - М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.

 

ЗАНЯТИЕ № 1

«КТО ПРИДУМАЛ ЭТИКЕТ. БЕСЕДА».

Цель: Подвести детей к пониманию слова «этикет». О важности соблюдения

          элементарных правил вежливости, о повседневном этикете.

Ход: Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно знать, что правила вежливости не что-то выдуманное, а благодаря им общество становится более человечным. Вам мамы, воспитатели иногда говорят – «Ешь культурно! Как ты разговариваешь! Привыкай к хорошим манерам! А вы думаете:  «А кому нужны эти хорошие манеры? Не все ли равно, как есть? И вообще, кто все это выдумал? А как вы думаете, для чего нужны хорошие манеры?»

- Первая страна, где люди начали пользоваться этикетом – Италия. Потом этикет проник и в другие страны.

- Что такое – ЭТИКЕТ (определенные правила поведения в обществе). Манера одеваться, вести себя. (Рассматривание картин).

Человек живет не один, а среди других людей – в обществе. Когда-то, в древности, люди выглядели не так, как сейчас, и привычки у них были другие. Пример (В крестьянских семьях ели обед из общей миски, опуская в нее свои ложки. Но при этом придерживались строгих правил: не садиться к столу в шапке, не начинать есть раньше главы семьи (отца), не «хватать» лучшие куски из общего котла. Провинившегося наказывали тут же ударом ложкой по лбу.

- Но идут года, люди меняются. Меняется и их жизнь, поведение, меняются и их представления о том, что хорошо и что плохо, что принято в обществе, а что не принято, - меняется ЭТИКЕТ. Никто его не придумал. Просто большинство людей считают, что вести себя надо так, а не иначе.

Но мы здесь говорим об этикете повседневном, для простых воспитанных людей, то есть о правилах вежливости. Но вы можете сказать: «Знаем мы таких вежливых! А попросишь чего-нибудь, так сразу: «Извините, пожалуйста, но мне и самому очень нужно». (Бывает такое?)

Конечно, и такое бывает. Тут-то и видно, действительно ли человек воспитанный или только делает вид. По-настоящему воспитанный человек и думает вежливо. И еще – он умеет сочувствовать. Он поможет слабому не для того, чтобы показаться хорошим, а потому что понимает: человеку трудно. Он не разговаривает грубо ни с кем, потому что знает, как обидно, когда тебе грубят, и как безобразна грубость. Он всегда сдержит слово, потому что просто не может поступить иначе. Вот таких людей называют еще и порядочными, надежными. Учиться этому нужно всю жизнь: наблюдать, размышлять – ВОСПИТЫВАТЬ СЕБЯ. (Чтение произведения А. Борто «Любочка» или «Вежливый поступок»).

Итог занятия.  

ЗАНЯТИЕ № 2

«ПОСОВЕТУЕМСЯ С ЗЕРКАЛОМ».

Цель: Учить детей пользоваться мимикой, жестами для выражения своих чувств.

Чаще обращать внимание на свой внешний вид.

  Ход: различные настроения, эмоциональные переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике. Постарайтесь показать, как и с каким настроением, вы пришли сегодня в детский сад. (Задание для детей).

Рот, нос и все лицевые мускулы одарены способностью отражать нашу внутреннюю жизнь. Нам необходимо научиться владеть собой и подчинять своей воле игру нашего лица. Мы не должны оставлять выражение лица без внимания. Лицо неподвижное, как маска, без всякого оживления наводит скуку. Не следует также допускать в обществе грустного или расстроенного выражения лица, даже в том случае, когда есть на то серьезная причина. Поступать, таким образом, не значит лгать и лицемерить; мы можем открыть свою душу и сердце искреннему другу.

        Следует также избегать и противоположных крайностей: необузданную веселость. Привычка оставаться с полуоткрытым ртом намекает на глупость и очень некрасива. Невежливо, идя по улице, смотреть с пренебрежением на людей, разговаривая с кем-нибудь, избегать его взгляда, но еще хуже впиваться глазами в своего собеседника, оборачиваться и смотреть вслед.

  1. Задание для детей из Азбуки настроений. (2-3 задания на выбор).
  2. Игра «Колдун».

Колдун заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и формы предметов, используя жесты, их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое состояние на момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает.

  1. Игра «Нарисуй узор». (Для игры готовится несколько пар вырезанных из бумаги варежек с различными узорами на них. Количество половинок должно быть равно кол-ву детей).

Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги варежка. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. Не разговаривая, пользуясь только жестами и мимикой. После этого каждая пара должна, не разговаривая, закончить узор, причем каждой паре дается только один набор карандашей и фломастеров.

2ч. занятия:

-  О воспитанности человека говорит уже его внешний вид. Вы можете задать вопрос: «Что же, воспитанный человек выглядит как-то по - особенному?»

Нет, просто он выглядит так, что не производит на окружающих неприятного или смешного впечатления. Есть несколько признаков, по которым можно судить, как человек воспитан.

-   Первое, что отличает человека культурного, воспитанного, - это опрятность. Даже такие «мелочи», как грязный носовой платок или обкусанные ногти, кое о чем говорит.

-   Воспитанный человек должен следить за своими зубами. Не забывать, что испорченные зубы не только болят, но еще и плохо пахнут.

-   Культурный человек всегда думает, насколько его внешний вид соответствует тому месту, куда он идет.

- Обратите внимание, как выглядят артисты. Строгость и торжественность – это тоже этикет, традиция концертного зала. Посетители концертов уважают и поддерживают эту традицию.

- Одежда и обувь должны быть удобными и подобранными по сезону.

- Одежда, прическа, украшения должны быть по возрасту и соответствовать друг другу.

- Ну вот. Вы аккуратно одеты и причесаны, обувь почищена, ногти подстрижены. Все пуговицы на костюме крепко пришиты, а в кармане лежит чистый носовой платок. Значит, можно смело выходить на улицу. Да, еще проверьте, не оторвалась ли вешалка на вашей куртке. Неприятно бывает, когда это обнаруживается в гардеробе.

- Очень хорошо, когда у вас есть привычка перед выходом на улицу проверять свой внешний вид.  (Дети, послушав рассказ «Три подружки» распределяют между собой роли и разыгрывают сценку).

Подведение итога занятия.

ЗАНЯТИЕ № 3

«ДОБРЫЕ СЛОВА».

(приветствия, комплименты, шутки).

Цель: Подвести детей к тому, что добрые слова бывают разные (здравствуйте, добрый

день, я рад вас видеть и т.д.) Учить детей выражать свое положительное отношение

к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания.

Ход: В древние времена, когда людей было еще мало, они, наверное, очень радовались, встречаясь где-нибудь на дикой тропе. И, наверное, поэтому они приветствовали друг друга. (Разыгрывание сценки, как первобытные люди могли выразить восторг и приветствовать друг друга).

- А может быть, и не так это было, но почему-то у всех людей на земле есть обычай приветствия.

Чтение рассказа Владимира Васильевича о том, кто как здоровается. «К Владимиру Васильевичу в гости прилетел с другой планеты Плунтик, и он не знает, как приветствовать другого человека. В.В. посадил Плунтика на диван и стал ему рассказывать…

- У нас, живущих на Земле, - существуют особые правила. Эти правила позволяют отличать хорошее от плохого, красивое от некрасивого, приличное от неприличного.

(Как, одним словом все это можно назвать? Вы это знаете). Правильно - ЭТИКЕТ. И знать их необходимо каждому человеку.

Человека, не знающего правил, можно сравнить с шофером, который не знает правил дорожного движения. Как вы думаете, что из этого может получиться? Правильно – АВАРИЯ.

Нашу планету населяет огромное количество разных народов, и у всех есть свои особые обычаи (традиции), и у каждого народа обязательно принято  приветствовать друг друга. Тем, как люди здороваются, они показывают свое дружелюбие расположение. Хотя здороваются люди в разных странах по-разному, древние римляне приветствовали друг друга вопросом: «Хорошо ли вы потеете?», а древние китайцы – «Ели ли вы сегодня?», монголы – «Здоров ли ваш скот?», персы – «Будьте веселы».

Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор  правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и при этом высовывают язык.

У африканского племени существует свой особый ритуал: знакомые, повстречавшись, прежде чем поздороваться, поворачиваются друг к другу спиной (проигрывание с детьми этих приветствий).

Вы заметили, что в разных странах разные приветствия, но все они так или иначе связаны с пожеланием человеку добра, здоровья, благополучия.

- Этюд «Встреча с другом» - используя мимику, жесты.

«У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и видит друга, как же обрадовались они друг другу.

(Выразительные движения: объятия, улыбки).

- Вот еще одно подтверждение тому, что везде свои правила и обычаи, - представьте, что встречает кто-нибудь из вас своего лучшего друга или подругу, а они от вас отворачиваются, на ваши приветствия не отвечают. Как вы себя чувствуете? О чем подумаете?

А какие приветствия вы знаете? Правильно: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер» и т.д.

Не поздороваться со знакомым считается оскорблением. Здороваться надо всегда приветливо, отчетливо произносить слова, даже если у вас плохое настроение. При этом смотреть в глаза тому, с кем здороваешься. Согласно этикету молодой человек (мальчик) первым здоровается с женщиной (девочкой).

        А как вы думаете, для чего люди для приветствия протягивает руку? Происхождение рукопожатия относят к времени рыцарских турниров. (Когда поединок рыцарей затягивался и было ясно, что они равны по силе, то один из них поднимал оружие вверх и подъезжал к другому, тот тоже поднимал оружие  вверх и они протягивали друг другу руки для рукопожатия, тем самым, защищая себя от возможного коварного обмана со стороны противника.). Это старый обычай, но и сегодня рукопожатие выражает мирные, дружеские намерения. Здороваясь за руку, мужчины должны встать со своего места, если они сидят. (Проигрывание с детьми рукопожатия).

 - ЭТЮД НА РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ: «Конкурс лентяев». Ведущий читает стихотворение В. Викторова.         Хоть и жарко                  Сладко спит

                                        Хоть и зной,                         В норе прохладной.

                                        Занят весь                        Лежебока видит сон,

                                        Народ лесной.                Будто делом занят он.

                                        Лишь барсук -                На заре и на закате

                                        Лентяй изрядный                Все не слезть ему с кровати.

Дети ложатся на ковер, и пока звучит музыка, стараются, как можно глубже расслабиться.

Не надо забывать про эти «добрые слова» дома, на улице, в д/саду, школе.

- Вы видите на улице незнакомого человека и вам надо спросить его о чем-нибудь, как вы к нему обратитесь? (Скажите, пожалуйста, …) Все «добрые слова» надо помнить и чаще их произносить и к вам тогда будут обращаться с «добрыми словами» - и будут говорить: «Какой воспитанный человек».

Итог занятия.

 

ЗАНЯТИЕ № 4

«КРАСОТА В ЧЕЛОВЕКЕ».

Цель: Продолжать формировать представление о том, что доброта, честность и смелость

 есть проявление Красоты души. Учить понимать, что в любой сказке за подчас

 невероятными событиями в за волшебным кружевом слов скрыта правда.

 Ход: Чтение сказки «Орешки» - однажды Колючка и Почемучка нашли два ореха – Ой! Посмотри! – закричал Почемучка. – Тебе орех и мне орех. Сейчас мы сядем под кустик и съедим каждый свой орех. – Знаешь, - неторопливо сказал Колючка, - давай съедим вместе. – Ну, конечно, вместе! Просто ты будешь, есть вот этот орех, а я – этот. – Давай съедим вместе, - повторил Колючка, - сначала этот, потом этот. – Ты что? Думаешь, я себе больший взял? Давай поменяемся! На тебе мой, а я возьму твой. – Давай съедим вместе. Почемучка уже начал сердиться. Он громко доказывал, что орехи одинаковые, и так расшумелся, что прилетела знакомая ворона Варя. – Кар-р-р! Я то думала, что они дерутся, а они два ореха поделить на двоих не могут. – Я ему говорю, - Вот тебе орех, а вот мне орех, - чуть не со слезами заговорил Почемучка, а он: «Давай вместе, да давай вместе». – Ну и съешьте вместе – сказала ворона – Варя.

- Вместе? Давай вместе! Слетай к нам, угощайся! – махнул лапкой Почемучка. – Давай помогу расколоть. – И Варя ударила крепким клювом по ореху. Крак! – и орех разлетелся на две половинки, а там … оказалось гнилое ядро. – Вот, - проворчал чуть слышно Колючка, - а вдруг этот орех попался бы тебе. Мне было бы обидно за тебя. Почемучка ничего не ответил и только переводил взгляд с целого ореха на расколотый.

- Если бы мне, то ладно, - проговорил он, наконец. – А вдруг тебе? Ладно, давай есть второй орех. Крак! – а второй орех оказался с ароматным сладким большим ядром. Таким большим, что хватило полакомиться и Почемучке, и Колючке, и Варе».

- Давайте вместе подумаем о том, что не так уж трудно узнать гнилой орех или нет. Раскол – и … увидел. А как узнать, какой человек? Чего в нем больше: хорошего или дурного. (Высказывания детей …. Итог: человек узнается по его делам).

- ИГРА: «СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА». Прил. (Психогимнастика. Часть 11, стр. 129)

- ЭТЮД: «Мороженое» (проигрывание ситуаций с детьми). Стр. 131 – карточка № 8.

А как бы вы поступили на месте этого мальчика? (Высказывание детей).

Как можно назвать этого мальчика?

Какая это радость – помочь другому.

- По желанию детей можно проиграть еще несколько этюдов на различные черты характера.

ЗАНЯТИЕ № 5

«КРАСОТА ДУШИ – ДОБРОТА».

Цель: Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между

 людьми. Рассказывать о том, что такое зло. Показать, как приятно дарить другим

 добро и красоту мира.

Ход:  Сегодня мы с вами постараемся решить один очень важный вопрос. Что такое зло и что такое добро? Может, вы мне в этом поможете? (рассуждения детей о добре и зле).

- Многие сказочники сочиняли сказку о добре и зле. Вот и мне захотелось придумать такую сказку. Послушайте, что у меня получилось.

Рассказывает сказку «Искорки добра». – В одном селении люди умели дарить друг другу добро. Как? Очень просто: когда они протягивали друг другу руки и их ладони встречались, между ними вспыхивала теплая крошечная искорка, маленькое-маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обжигало, а только согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей. И добра этого было так много, что все, кто хоть раз бывал в этом селении, уносили его с собой, что хватало на всю жизнь! А добро все не кончалось. И дети с самого рождения умели дарить добро: Всякое бывало в их жизни: игры и драки, ссоры и веселье. Но как только в чьих-то глазах мелькала злость, друзья клали ему на плечи руки, и их добро растапливало зло без слов и следа. И только окна одного дома по вечерам были темны. Там жил злой и жадный человек. Он очень хотел завладеть всем добром и собирал каждую искорку, которую дарили ему люди. Он приносил ее домой и стряхивал с ладошки в кованый сундук. Она летела в темноту сундука и исчезала. И он никак не мог понять, куда девается все то добро, что он уже накопил. «Кто-то ворует его у меня? – думал он, - но ничего, я отыщу и отомщу». И он отправился к колдуну. -  «Кто-то ворует у меня добро» - сказал он колдуну.

  1. А ты видел, как рождается добро? – спросил колдун.
  2.  Видел, ну и что? – ответил злой человек.
  3.  Добро не может лежать в сундуке, оно само уходит к людям.
  4.  Зачем оно уходит к людям? – спросил злой человек. Сделай так, чтобы люди не пожимали друг другу руки.
  5. Будь по – твоему – сказал колдун – но лучше ли тебе от этого станет?

И сделал от так, что ладони не стали раскрываться навстречу друг другу. День прошел, другой прошел, а окна селения все так же светятся добром. Стал приглядываться злой и жадный человек к людям и заметил, что они улыбаются друг другу и искорки добра вновь вспыхивают между ними. Снова побежал он к колдуну – «Сделай так, чтобы люди не улыбались друг другу» - попросил он.

- «Чтож, попробую. Только лучше ли тебе станет?» - сказал колдун.

На следующее утро губы людей селения забыли улыбку, а искорки добра все так же сверкали и переливались. И заметил злой и жадный человек, что искорки проскальзывают из взгляда во взгляд. И все так же люди живут не ссорясь, и окна светятся как прежде. Только ему было все хуже и хуже. Снова побежал он к колдуну. – «Сделай так, чтобы люди не видели друг друга» - попросил он.

- «Сделаю» - ответил колдун, - но лучше ли тебе от этого будет? И больше не ходи ко мне, я выполнил твои три желания. Вернулся злой человек в селение и видит, люди не видят друг друга и дорогу перед собой палками нащупывают. Дети из домов не выходят. Побежал домой злой и жадный человек и стал ждать вечера. Вышел на улицу и видит, что окна домов все так же светятся.

        А утром вот что произошло. Столкнулись у калитки два человека. Один мимо шел, другой из ограды выходил. – «Здравствуй добрый человек», - сказал первый. – «Извини меня, что толкнул, я тебя не видел». – «Здравствуй» - откликнулся другой. И такая добрая сила была в этих словах, что спала колдовская сила: и глаза увидели, и губы улыбнулись, и руки протянулись друг к другу. И снова искорки добра родились между ладонями, мелькнули в улыбке, засветились в глазах. Обнялись соседи на радостях и пошли по селению здороваться со всеми… И только жадному и злому человеку никто не улыбнулся не протянул руки, никто на него не взглянул. И не потому, что хотели отомстить – ведь он хотел погубить добро, а потому что колдовство пало на жадного и злого человека. Прошли годы … Седой и сгорбленный злой человек бродил между людьми и силы покидали его. Однажды он сидел на камне, возле своей покосившейся избушки и смотрел на людей, которые его не видели. Он уже так привык к этому, что и злиться и жалеть себя перестал.

        Вдруг, запнувшись за камешек, около него упал мальчик. Старик вскочил и подхватил малыша НА РУКИ. – «Не плачь, все пройдет!» - и подул на больное место. – «Дедушка, здравствуй, ты откуда?» - услышал он вдруг и оглянулся. Рядом с ним стояла молодая женщина, мать малыша, и, улыбаясь, смотрела на него. И на душе у старика вдруг стало ТЕПЛО и ЛЕГКО. – «Бродил по земле, да вот домой вернулся, доченька», - ответил он.

- «У тебя поди и поесть-то нечего, дом-то столько лет стоял пустой и холодный. Сейчас я тебе молока и хлеба принесу.

        Старик оглянулся на свой дом и впервые в жизни увидел, как чуть-чуть потеплели и засветились окна.

- А теперь давайте поразмышляем. Как вы думаете, кому было легче жить: тем, кто умел дарить добро, или тому, кто хотел все доброе, что только есть, спрятать в своем сундуке? А как люди дарили друг другу добро? Давайте и мы попробуем сделать наши руки добрыми, теплыми (Дети расслабляются). А как вы думаете, что могут теплые и добрые руки? Проводится упражнение «Передача добра» (легкие поглаживающие движения по ладони соседа),   «Цепочка доброты» (поглаживания ладони соседа по кругу).

Итог занятия.

ЗАНЯТИЕ № 6

«ЧТО О ВАС ДУМАЮТ ДРУГИЕ»

(словесный портрет)

Цель: Умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в

 присутствии других. Выделять положительные качества других людей, ставить

 себя на место других.

 

Ход: Детям раздаются карандаши, и предлагается тема: «Нарисовать себя сейчас и себя в будущем, каким бы он не хотел быть. После рисования проводится обсуждение. Оговаривается рисунок каждого. В заключении ребенок должен сам сформулировать для себя, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.

- Нет на Земле двух одинаковых людей – все люди разные. Кто-то лучше рисует, кто-то шьет, кто-то любит машины, кто-то любит варить. Каждый человек - неповторим.  А что- же о нас думают другие? – предлагается каждому высказаться по этому поводу (если звучит критика, то только поступков, а не самого ребенка, нужно делать это вежливо, в форме пожелания).

  1. Игра: «Словесный портрет» - описание внешности, привычки, вкусы, особенности поведения, пожелания (проводится со всеми детьми).
  2. Игра: «Расскажи о своем друге» - ребенку предлагается рассказать о своем друге (2-3 ребенка).
  3. Игра: «Биография по фото» - игра направлена на выработку чувствительности к переживаниям других. (Для этой игры необходимо несколько фотографий, дети заранее приносят их из дома). Надо проследить, чтобы каждому ребенку досталась не та фотография, что он принес. Дети составляют рассказы о людях, изображенных на фотографиях. Особое внимание надо обратить на то, что в данный момент чувствует этот человек, и каковы возможные причины этих переживаний.
  4. Игра: «Волшебный мешок» - игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. С детьми обсуждается, какое у них сейчас настроение, предложить нарисовать его, что он чувствует, может быть он обижен на кого-то. Затем предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть в мешок. Этот со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается.

Можно со всеми детьми.

  1. Всегда, во всех ситуациях надо контролировать свои чувства, не портить настроение других людей, если тебе плохо.

Подведение итога.

ЗАНЯТИЕ № 7

«ПРИХОД В ГОСТИ»

(Накрываем на стол и угощаем).

Цель: Познакомить детей, что такое гостеприимство, прием гостей и как вести себя

в таких ситуациях, как правильно накрыть на стол, чем занять гостей т.е. соблюдать все правила – ЭТИКЕТА.

Ход: Обычай ходить в гости, наверное, такой же древний, как и обычай приветствовать друг друга. И вы, конечно, тоже любите, когда к вам приходят гости. Когда вы, непременно после совета с родителями,  решили пригласить гостей, не обязательно рассылать приглашения по почте. Впрочем, можно написать и вручить пригласительные открытки (в том числе и самодельные). Это удобно: гость не перепутает день и час, на который приглашен, а также адрес. НО главное – пригласить вовремя, не в последний момент. Человеку тогда не придется в спешке искать подходящий подарок, срочно менять свои планы, а может быть и планы своих родителей.

        Прием гостей – хлопотное дело для всей семьи, поэтому вы, как виновники торжества, должны принять участие во всех приготовлениях к нему. Мальчики могут помочь при покупке продуктов, почистить картошку, а девочки – даже что-нибудь испечь. Перед приходом гостей критически осмотри владения: не затянула ли паутина твою коллекцию марок (гости, возможно, захотят ее посмотреть), не посыпится ли пыль с книг, если гость возьмет ее с полки, и не обрушатся на его голову все остальные  книги. Короче – нужно сделать уборку помещения. Подумай о программе праздника. Не надейся, что все само пойдет, - так почти никогда не бывает. Приготовь настольные игры, магнитофонные записи или пластинки.

- Игра «Пошли письмо» - дети стоят по кругу, держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так далее по кругу, пока «письмо» не дойдет к Лене. Цель почтальона «перехватить» письмо: т.е. увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит до тех пор, пока «письмо» не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

- Беседа продолжается. И вот гости начинают собираться. (На вешалке в прихожей к этому моменту должно быть достаточно свободных мест).

Помогай им, если нужно, повесить вещи.  

Если на твоем празднике некоторые из гостей встречаются впервые, их нужно познакомить. Мальчика представляешь девочке. Девочка при знакомстве первой подает руку. Подарок не откладывайте в сторону с равнодушным видом. Обязательно разверните и похвалите. Если вам подарили цветы, сразу же поставьте их в воду. Вы как хозяин постарайтесь, чтобы никто не чувствовал себя одиноким и забытым. Даже в знакомом доме гость не должен без разрешения трогать руками все вещи, которые его заинтересовали. Это не принято.

        Гостей, как известно, потчуют, это один из законов гостеприимства. У славян издревле был обычай держать постоянно на столе хлеб и соль. От этих времен происходит и наш современный обычай подносить хлеб-соль почетному гостю. Но, конечно, не только хлебом и солью гостей потчуют, особенно в праздники. Значит, нужна посуда – СЕРВИРОВКА СТОЛА.

        У разных народов еда и обычаи разные, разная и сервировка. В Европе ложки и ножи появились в шестнадцатом веке, а вилки – и того позже. Мясо брали рукой с общего блюда на дощечку или просто на хлеб. Но время шло, и стали критиковать русских за то, что они едят некультурно.

        При сервировке стола рекомендуется соблюдать определенную последовательность. Запоминайте (показ детям).

  1. Накрывают стол скатертью;
  2. расставляет тарелки;
  3. раскладывает столовые приборы;
  4. ставят стеклянную (хрустальную) посуду;
  5. раскладывают салфетки;
  6. расставляют блюда с угощением и приборы со специями.

- Игра: «Накрой правильно стол» - для закрепления сервировки (2-3 реб.)

Стол готов. Зовут к столу. Но не спеши занять место первым. Принято, чтобы за стол первыми садились старшие, а среди детей – девочки. Будет очень любезно, если мальчики отодвинут стулья для своих соседок девочек. За красивым столом сидеть надо красиво. Вот так – прямо, не слишком близко к столу и не слишком далеко от него, чуть наклоняясь во время еды.

- Не нависай над тарелкой, не разваливайся на стуле, не клади локти на стол Салфетку разверни и положи на колени (руки и рот можно вытирать бумажными салфетками).Веди себя так, чтобы не портить аппетит окружающим (не размазывай еду по тарелке, не катай хлебных шариков, не говори, что не любишь «такую гадость». Нельзя за столом причесываться, чистить ногти, ковырять в зубах. Старайся не чавкать, не сопеть. Не надо дуть на суп, облизывать пальцы и обгладывать кости. Как и в любом обществе, за столом неприлично шептаться.

        Не нужно тянуться за блюдом через стол, а попроси соседа. Передают не тарелку к блюду, а блюдо гостю. Хлеб бери рукой и не кусай из целого куска. Положи его на хлебную тарелочку и отламывай по маленькому кусочку. Вот так надо держать ложку (показ). Доедая суп, наклони тарелку немного от себя. Когда суп съеден, ложку нужно оставить в тарелке. Если на десерт  подан компот, не нужно вытряхивать фрукты в рот через край. Для компота есть ложка.

- Для закрепления всех правил проиграть с детьми игру. «Приход в гости». Распределяются роли самостоятельно, обыгрывание ситуаций, предложенных детьми или взрослым.

Подведение итога занятия.    

 

ЗАНЯТИЕ № 8

«МАЛЕНЬКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ»

«СКАЗОЧНЫЙ БАЛ».

Цель: Закрепить у детей знания об ЭТИКЕТЕ. Заранее обговаривается с детьми, каких

 сказочных героев они будут играть, дома с родителями дети придумывают

 маскарадные костюмы, не требующего долгого приготовления (или шапка, или

 накидка, или маска). Учить детей воплощаться в образ и вести себя

соответствующе.

Ход: Игра: «На балу у короля». Автор Чижова С.Ю.

         Перед игрой дети рассказывают о том, кем они будут, выбираются слуги, шуты и т.д. Главные фигуры: король и королева принимают гостей по поводу дня рождения наследника – принца. Оформляется группа (игровая комната) – это зал для бала.

разыгрываются ситуации:  

  1. подготовка зала для гостей;
  2. прием гостей;
  3. знакомство гостей;
  4. торжественный обед;
  5. бал (танцы, игры);
  6. уход гостей.

Рекомендовать следующие игры:

- «Изобрази пословицу» - дети разбиваются по подгруппам, задумывают какую-нибудь пословицу и изображают ее с помощью жестов. Пословицы выбираются простые, знакомые всем детям. Вторая группа угадывает пословицу. Потом группы меняются.

- «Помоги принцессе» - принцессу забрал к себе злой дракон. Замок находится очень далеко, и он со всех сторон окружен водой. Есть только один маленький мостик, по которому можно пройти к замку. Но чтобы спасти принцессу, нужно принести ей волшебную воду. По этому узенькому мостику и нужно пронести воду «волшебную» принцессе.

- Для проведения бала подбирается музыка. Сказочные герои танцуют.

- Бал заканчивается уходом и прощанием гостей.

ЗАНЯТИЕ № 9

«ЗНАКОМСТВО»

Цель: Подчеркнуть значение правильного поведения при знакомстве: что делает его

 приятным, и как это влияет на первое впечатление о человеке.

Ход: Чтение отрывка из книги «Уроки этикета». Глава 17 в которой приходят новые гости и по всем правилам знакомятся с Плунтиками. Стр.139.

- Есть несколько правил знакомства и представления:

  1. Своих гостей друг другу знакомит хозяйка или хозяин.
  2. Вновь прибывшие гости, встретившись с другими гостями в прихожей, не знакомятся тут же, а ждут приглашения в комнату, где их знакомят хозяева.
  3. Знакомясь, следует смотреть в глаза друг другу и вести себя приветливо и дружелюбно.
  4. Одного человека представляют группе. При этом подводить его к каждому присутствующему не стоит. Тот, кого представляют, может слегка поклониться (кивнуть) один или два раза всем присутствующим.
  5. Представляя человека, надо произносить его имя и фамилию громко и отчетливо.
  6. Тот, кого представляют, не должен первым протягивать руку, он должен дождаться, чтобы руку подал ему тот, кому его представляют.

Вместе с детьми разбираются и разыгрываются варианты знакомств:

  1. Знакомство через друга (подругу).
  2. Мальчика с девочкой.
  3. Старших детей с младшими.
  4. Детей со взрослыми детьми.
  5. Одностороннее знакомство (представление).

При знакомстве мальчика с девочкой руку для приветствия (рукопожатия первой подает девочка). Во время знакомства старших детей с младшими – первыми подают руку старшие. Знакомясь с взрослыми людьми, детям полагается назвать свое имя и ответить на предложенное рукопожатие и обязательно стоя, вынув руки из карманов. Отвечая на вопросы взрослых, стараться говорить внятно и понятно.

После проигрывания детьми предложенных ситуаций разобрать, кто вел себя правильно – т.е. соблюдал все правила этикета. Кто больше всех понравился.

Задание из пособия «Азбука Настроения» - приятная встреча.

Подведение итога занятия.

ЗАНЯТИЕ № 10

«ВОСПИТАННЫЙ ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК ДОЛГА».

Цель: Дать представление о морали: дисциплинированность, следование долгу верность

 данному слову, честь. Побуждать к доброжелательным отношениям,

к правильному осознанию своих поступков. Создание эмоционального комфорта.

Ход: Как вы думает, кого мы можем назвать добрым, честным, справедливым?

Давайте проиграем несколько этюдов, а потом вы скажете, кто из них человек чести, вежливый человек, справедливый человек.

  1. Этюд: «Мороженное» - Карточка № 8.
  2. Этюд: «Часовой» - Карточка № 2.
  3. Этюд: «Просто старушка» - Карточка № 6.
  4. Этюд: «Вредное колечко» - Карточка № 9.

Беседа по содержанию этюдов. С детьми обсуждаются человеческие качества. Вырабатываются правила того, как развить эти качества:

- ДОБРОТА:

  1. помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
  2. прощать ошибки других;
  3. не жадничать;
  4. не завидовать;
  5. жалеть других.

- ЧЕСТНОСТЬ:

  1. сказал – сделал;
  2. не уверен – не обещай;
  3. ошибся – признайся;
  4. забыл – попроси прощения;
  5. говори то, что думаешь;
  6. не можешь сказать правду – объясни почему;
  7. не выдавай чужую тайну.

- ВЕЖЛИВОСТЬ:

  1. вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
  2. будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – попрощайся.
  3. не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и во сколько придешь.
  4. не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

Содержание беседы закрепить в сюжетно-ролевых играх: «Школа», «Дочки-матери», «Магазин» или «Волшебный магазин».

После игры обсудить, какие сложности возникали во время игр, с нарушением каких правил, они были связаны.

        Подведение итога занятия.

ЗАНЯТИЕ № 11

«ПРАВИЛА ТЕЛЕФОННОГО ЭТИКЕТА»

Цель:  Дать понятие о том, что такое «телефонный разговор», для чего нужен телефон.

Довести до детей правила телефонного этикета.

Ход: Как вы думаете, для чего людям нужен телефон? А как раньше люди обходились без телефона? (давайте пофантазируем).

Телефон – замечательная вещь! И что бы мы без него делали? Как вы думает нужно соблюдать правила, когда звонишь или разговариваешь по телефону? А как вы думаете, какие правила?

  1. невежливо звонить кому – нибудь рано утром или поздно вечером;
  2. по служебному телефону не принято говорить долго – это невежливо.

А как нужно вести разговор? С чего начать говорить?

Рассмотрим несколько ситуаций:

  1. Вы набираете номер, и к телефону подходит мама твоего друга или подруги? С чего вы начинаете разговор? (Обыгрывание).
  2. Ты набираешь номер, тебе отвечают – и оказывается, что попал не туда. (Проигрывание ситуации).  

Ничего страшного. Нужно сказать: «Извините» и положить трубку. Если и второй раз попадешь туда, не смущайся, снова извинись и уточни номер.

  1. А если вам кто-то звонит по ошибке, тоже, конечно, надо отвечать вежливо. Человек ведь не виноват! И если такой звонок повторится, предложи уточнить номер.

Вот и все премудрости телефонного этикета. Пожалуй, еще вот что, когда ты бываешь у кого-то в доме и тебе нужно позвонить по телефону, обязательно спроси разрешения. Конечно, тебе разрешат, но это правило вежливости. Объяснять, почему нельзя от нечего делать набирать первый попавшийся номер и говорить незнакомым людям всякие глупости, я не буду. Ведь у нас разговор – О КУЛЬТУРЕ.

  1. Игра: «Испорченный телефон».
  2. Чтение отрывка из книги: «Уроки этикета» глава 18. Где Костик звонит предкам, а Владимир Васильевич рассказывает об истории телефона стр. 149.
  3. Беседа по прочитанному.

Подведение итога занятия.

ЗАНЯТИЕ № 12

«ВЕЖЛИВАЯ УЛИЦА».

Цель: Уточнить и закрепить у детей правила дорожного движения, правила поведения на

 улице. Если человек воспитанный, будь таким везде и во всем.

Ход: Обыгрывание ситуации: «Улица» проходит по диагонали комнаты. Тротуар. Он условно пересекается проезжей частью, знак светофора. В конце улицы скамейка, рядом с ней мусорная корзина. Ситуации для обыгрывания:

  1. встреча друзей на дорожке;
  2. брошенная бумага;
  3. переход улицы;
  4. место на скамейке.

С самого начала «улицы» идет ребенок, встречает своего друга. Друг несет кулек с карамелью (в обертке). Вопрос: «Как угостить друга? Надо ли угощать? Может быть, лучше съесть самому?

         Другу предлагается взять самому из кулька конфеты. Вопрос: «Сколько взять конфет тому, кого угощают? (лучше одну конфетку, ибо скромность всегда уместна). Теперь вопрос о конфетной бумаге. Что с ней делать? (приходится нести ее до первой урны).

        Ребята приближаются к уличному переходу, останавливаются около светофора и идут только на зеленый свет (с детьми уточняется).

Один из попутчиков хочет показать свой дом. Можно ли показывать пальцем? Но вот и конец пути – скамейка и урна. Сначала выкидывается бумажка, затем взгляд на скамейку. Свободно одно место, но здесь один ребенок изображает старого человека, устремившегося к скамейке.

Как следует поступить? Если же освободилось еще одно место, кто сядет на него, мальчик или девочка?

- Обсуждение проигранной ситуации. Вырабатываются правила поведения на улице:

  1. выходя на улицу, надо осмотреть свой костюм, чтобы он был чистым и целым;
  2.  когда идешь вдвоем, не следует разговаривать громко;
  3. когда встречаются несколько человек знакомых, нехорошо останавливаться толпой, мешая прохожим;
  4. если появляется потребность плюнуть, то пользуйтесь для этой цели платком, а плевать на улице, это привычка американцев;
  5. напевать, свистеть на улице – это все привычки дурного тона;
  6. когда на улице обгоняешь кого-нибудь, сделай это вежливо, не задевая человека, обходи с левой стороны. Если случайно задел прохожего, извинись;
  7. между прочим, несоблюдение правил уличного движения – это тоже признак невоспитанности. Ты не только рискуешь жизнью, но и мешаешь, вредишь другим людям – нарушаешь этикет уличного движения.

Чтение: «Уроки этикета» гл. 7. В которой Плунтики узнают, как надо вести себя на улице стр. 58.

Подведение итога занятия.

ЗАНЯТИЕ № 13

«КОГДА ТЫ ЕДЕШЬ В ТРАМВАЕ»

(автобусе).

Цель: Уточнить и закрепить с детьми правила поведения в общественном транспорте.

Следить за своим поведением везде. Пользоваться этими правилами в

 повседневной жизни.

Ход: Сегодня у нас с вами пойдет разговор о том, как вести себя в общественном транспорте (высказывания детей).

  1. А для чего нужно пользоваться определенными правилами поведения в транспорте?

Чтение: «Уроки этикета» гл. 11. В которой Плунтик в числе прочих полезных вещей узнает, зачем человеку нос стр.95.

- Правила поведения в транспорте:

  1. Прежде чем войти в автобус или другой транспорт, дай возможность пройти выходящим.
  2. Пропусти вперед инвалидов, пожилых людей, маленьких детей. В случае необходимости помоги им.
  3. Не останавливайся у дверей, а пройди вперед, освобождая место другим. Стараться не беспокоить других людей (не задевать их, не наступать на ноги).
  4. Старайся садиться только в том случае, когда убедишься, что рядом не стоят пожилые или больные люди, женщины с маленькими детьми.
  5. Не занимай сиденье полностью, если оно рассчитано на двоих.
  6. Не ставь на сиденья сумки и пакеты, если кто-то стоит рядом и других свободных мест нет.
  7. Уступая кому – нибудь место, можно сказать: «Садитесь, пожалуйста», можно сделать это молча.
  8. Не входить в общественный транспорт с мороженным, пирожками, чтобы не испачкать одежду себе и другим.
  9. Чихая и кашляя, пользуйся носовым платком. Не приводи в порядок свою внешность, не ковыряй в зубах, не чисти ногти и т.д.
  10. Не заглядывай в газету или журнал другого пассажира, чтобы не беспокоить его.
  11. Не разглядывай пассажиров.
  12. Не переговаривайся громко со своими спутниками, не смейся громко.
  13. К выходу готовься заранее, чтобы потом не пробираться через толпу.
  14. Мужчины и мальчики выходят первыми и помогают спуститься своим спутницам.

Игра: «Автобус» книга: «Учим детей общению» стр. 196.

Обыгрывание ситуации. Подведение итога занятия.

ЗАНЯТИЕ № 14

«ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА, КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА».

Цель: Познакомить детей с правилами поведения в театре, концертном зале.

(Театральный этикет). Прививать любовь к искусству.

Ход: Чтение стихотворения: «Посещение театра».

        Кому-то музыка подчас                        А как бы все же полюбить

        В концерте – только мука:                        И музыку, и пение –

        Сидеть и слушать битый час                Не равнодушным в зале быть

        Набор каких-то звуков.                        Во время представления?

        И не вздохни, и не толкни,                        На это есть один совет:

        И не промолви слова,                         Ходите чаще на концерт.

        А только делай вид, что ты

        Всем этим очарован.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как надо вести себя в театре, кинотеатре. Когда ты собираешься в театр, на концерт, вспомни некоторые правила театрального этикета:

  1. Очень хорошо, если у вас есть привычка перед выходом на улицу проверять свой внешний вид.
  2. К началу лучше не опаздывать, но если такое случилось, не надо мешать актерам и зрителям, разыскивать в темноте свое место и пробираться к нему. Садитесь до перерыва на свободное место с краю или даже постойте.
  3. Если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, проходи к своему месту, повернувшись лицом к сидящим.
  4. Совершенно неприлично во время концерта или спектакля разворачивать конфеты, жевать, щелкать семечки и т.д. Учтите, что шуршание конфетной бумажкой, в тишине зала подобно грохоту железа. Это ужасно! То же касается и шепота. Потерпи до антракта.
  5. Когда спектакль закончился, зрители благодарят его участников аплодисментами. Актеры выходят на сцену и кланяются. Эта театральная традиция – проявление взаимной вежливости, не надо разрушать ее.

11 ч. С-р игра: «Приход в театр» - обыгрывание всех правил поведения в театре детьми. Заранее готовятся «билеты» и «деньги» из листочков бумаги, также подготавливается зрительный зал.

Распределяются роли: кассир, билетер, конферансье.

После покупки билетов, во время которой соблюдаются правила вежливости, зрители проходят в зал, где конферансье предоставляет им программу.

Обыгрываются следующие ситуации:

  1. покупка билетов;
  2. проход к своему месту в зрительском зале, лицом к сидящим;
  3. поведение во время спектакля;
  4. аплодисменты;
  5. приветствие артистов у рампы;
  6. уход из зала.

Сказку для обыгрывания дети выбирают заранее. Распределяют роли.

- После проведения с-р игры проходит обсуждение с детьми, как пошла игра, как дети соблюдали театральный этикет, какие ошибки были допущены и почему.

  1. Подведение итога занятия.

ЗАНЯТИЕ № 15

«КАК ВМЕСТЕ ПРОВЕСТИ ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ»

Цель:  Внимательно выслушивать друг друга, не перебивать, обсуждать все возникшие

 идеи по очереди, не говорить слишком долго и быстро. Предлагать оригинальные

 идеи. Вместе приходить к общему мнению.

Ход: Сегодня мы с вами самостоятельно будем составлять сценарий праздника.

ТЕМА: «Как вместе провести выходной день».

        Обсуждение следующих ситуаций:

  1. Как оформить приглашения.
  2. Украсить дом.
  3. Подобрать игры, призы, развлечения.
  4. Приготовить костюмы.
  5. Подготовить напитки, блюда.

А если выход на природу? Как составить сценарий? С чего начать? Какие игры, развлечения подобрать?

Обсуждаются все предложенные варианты, обсуждение продолжается до тех пор, пока вся группа не придет к общему мнению.

Некоторые предложенные игры обыгрываются. Все предложенные варианты применяются, не отрицаются, поддерживаются оригинальные решения.

(При составлении этого занятия можно использовать материал из книги: «Все о детской вечеринке»).

ЗАНЯТИЕ № 16

«ВЫХОД ИЗ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ»

Цель: Подвести детей к тому, что из любой сложной ситуации всегда можно найти выход,

не надо только опускать руки, а нужно бороться с трудностями. Всегда идти к

 своей цели и добиваться ее.

Ход: Сегодня мы с вами побеседуем о том, как выходить из сложных ситуаций. Не нужно бояться ошибок, неудач. Мы с вами растем, развиваемся. Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужно справиться, каждый день мы учимся делать что-то новое. А на новой дороге не обойтись без ошибок и неудач. Не бойтесь их! Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Главное – не расстраиваться, не опускать руки, не обвинять себя и окружающих в том, что не повезло. Нужно терпеливо исправлять ошибки, преодолевать трудности. Давайте подумаем вместе, что значит «на ошибках учатся»? Наши ошибки помогают понять, что было сделано не так, и в следующий раз поступить так, чтобы добиться успеха. Если трудно, непонятно, попросите о помощи других ребят или взрослого человека. Может быть, они уже сталкивались с такой ситуацией, и у них есть опыт выхода из нее, который они могут вам передать.

- Игра: «Как поступить?» - для этой игры потребуется несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например, такие:

  1. Все сажают овощи, цветы, а один ребенок сидит без дела.
  2. Дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руке.
  3. Двое детей едят что-то вкусное, а третий нет.
  4. Дети играют, а у одного ребенка нет игрушек.
  5. Ребенок плачет.

Перед игрой читаются пословицы: Одному не под силу – зови товарищей.

Все силы отдай, а друга в беде выручай.

Эти ситуации можно обыграть, а можно просто обсудить.

  1. После обыгрывания предлагается детям совместный рисунок «Как мы боремся с трудностями». Дети совместно обсуждают, что они будут рисовать, каким материалом пользоваться, кто, что будет рисовать.

Подведение итога занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематический план кружка для детей старшего дошкольного возраста "Удалые казачата"

Уважаемые педагоги! Вашему вниманию прелагается материал, который познакомит детей с кубанскими народными играми....

Календарно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста (социально-нравственное воспитание) подготовительная группа.

План практической работы с детьми подготовительной группы, направленный на развитие и воспитание у детей качеств необходимых в современном обществе....

Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к празднованию 70- летия Дня Победы.

Тематический план работы по подготовке празднования 70 лет Победы окажет помощь воспитателям в организации мероприятий,приуроченных к великой дате. Позволит разнообразить виды деятельности с детьми и ...

Тематический план занятий с детьми старшего дошкольного возраста «О правах и обязанностях ребенка»

Перспективный план поможет воспитателю познакомить детей с правами и обязанностями. Уже в дошкольном возрасте детям важно знать, какие права помогут им существовать в социуме, помимо этого, существуют...

Календарно- тематический план на тему: «Мама» старший дошкольный возраст

Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области. Цель: Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания п...

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)

Тематический  план  по ознакомлению детей  старшего дошкольного возраста  с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)...

Тематический план экскурсий для детей старшего дошкольного возраста

Тематический план экскурсий для детей старшего дошкольного возраста...


 

Комментарии

Музыка Ольга Ивановна

Человек живет не один, а среди других людей – в обществе. Когда-то, в древности, люди выглядели не так, как сейчас, и привычки у них были другие. Пример (В крестьянских семьях ели обед из общей миски, опуская в нее свои ложки. Но при этом придерживались строгих правил: не садиться к столу в шапке, не начинать есть раньше главы семьи (отца), не «хватать» лучшие куски из общего котла. Провинившегося наказывали тут же ударом ложкой по лбу.

- Но идут года, люди меняются. Меняется и их жизнь, поведение, меняются и их представления о том, что хорошо и что плохо, что принято в обществе, а что не принято, - меняется ЭТИКЕТ. Никто его не придумал. Просто большинство людей считают, что вести себя надо так, а не иначе. Об этом и другом дети узнают на занятиях по этикету.