Занятие в старшей группе по валеологии.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Мишина Наталья Викторовна

Занятие по валеологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1vospitatel_goda.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

         

Занятие по ознакомлению с окружающим

" Наши умные помощники –

органы чувств" (старшая группа)

Мишина Наталья Викторовна,

воспитатель МДОУ «Детский сад №23»

Петрозаводск 2011

Программные задачи:

  1. Обобщить имеющиеся представления    детей о различных средствах и способах познания окружающего мира.  Определить роль органов чувств    в восприятии окружающего мира.  Помочь понять детям, почему мы называем  органы чувств нашими добрыми помощниками.
  2. Закрепить у детей   знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.
  3. Побуждать  использовать  в речи предложения различных конструкций, пополнять  словарный запас   детей за счёт  качественных  прилагательных («сладкий», «горький», «вкусный», «громкий»),  расширять кругозор.
  4. Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.

Методы и приёмы.

Беседа,   использование  художественного слова (стихи, загадки),  дидактическая игра,  логические рассуждения,  внесение иллюстраций.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята!  Давайте познакомимся, меня зовут Наталья Викторовна, я очень рада вас видеть. А вы рады нашей встрече?

Включается аудиозапись: «Чайковский П.И. Времена года – Апрель: Подснежник».

Я предлагаю вам, ребята, поприветствовать друг друга.

С другом всегда приятно разделить радость и грусть. Поэтому давайте возьмемся за руки и по цепочке, через рукопожатие, передадим наше хорошее отношение друг к другу, заботу, внимание, улыбку.

Дети становятся в круг и выполняют  релаксационное упражнение “Доброе утро”.

Воспитатель: Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро, кто улыбнулся.

Глазки откройте и посмотрите:

Мы вас любим, и вы нас любите!

Вы любите путешествовать? Я хочу пригласить вас отправиться в путешествие, в котором мы вспомним о наших органах чувств, при помощи которых  мы с вами можем   ощутить  и увидеть красоту  и  разнообразие окружающего нас мира.

Есть четыре помощника на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать.

Все, что нам покажется интересным в нашем путешествии, мы должны запомнить и потом рассказать об этом нашим родителям.

Сейчас весна и мы начнём путешествие необычно “ручейком”. Помощником в нашем путешествии будет мой дружок – веселый колобок.

Итак, в путь. Колобок нам укажет дорогу (ходьба ручейком).

Мы осторожно входим в сказку с вами.

Дорога, лес знакомы нам давно.

Здесь все живет и дышит чудесами.

 Загадками и тайнами полно.     

Вот и добежал наш  Колобок  до первого населенного пункта волшебной страны, но сначала вы должны отгадать загадку:

Два  братца  через  дорогу  живут, друг  друга  не  видят.  

Дети: Глаза

Воспитатель:

Правильно, итак:  первым на пути у нас посёлок Зоркий. В этом поселке живут люди, которые очень хорошо видят и знают, что необходимо для того, чтобы глаза были здоровыми и зоркими.

Природа заботливо оберегает глаза,   посмотрите на иллюстрацию. Они расположены в специальных углублениях – глазницах - домиках. Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием – веко. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами.

Подскажите, для чего нужны глаза?

Дети: Чтобы смотреть, видеть.

Воспитатель: Как ты думаешь, Саша, правильно ли ответил твой товарищ? А как ты думаешь, для чего нужны глаза?

Дети: Видеть дорогу, когда едешь на машине; видеть, того кто приходит за тобой в детский сад…

Воспитатель: Посмотрите,  что стоит ближе к нам пирамидка или матрёшка?

Как вы определили?

Дети: Посмотрели глазами  и увидели, что  пирамидка стоит дальше от нас, а матрёшка ближе.

Воспитатель: Значит, что могут определить глаза?

Дети: Наши глаза могут определить расстояние.

Воспитатель: Найдите и ответьте,  где большая игрушка,  где маленькая? Что больше кукла или кубик? Какая палочка длиннее? Значит,  что ещё могут глаза?

Дети: Наши глаза могут определить размер предмета

Воспитатель: Посмотрим, смогут ли наши глаза определить форму? Как называется эта фигура?

Дети: Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем с «Волшебным мешочком». Подойди ко мне Катя, (Таня) и достань из мешочка красное яблоко. А кто достанет зелёный помидор?

Скажи, Дима, что ты достал?

Ребенок: Красный помидор.

Воспитатель:  А почему ты не достал зеленый?

Ребенок: Мне не было видно.

Воспитатель: Можно ли на ощупь определить цвет?

Дети: Нет.  

Воспитатель: А как ты думаешь, Света? Скажи, Сережа, правильно ли ответила Света?

Ответы детей.

Воспитатель:

Перед вами на столе лежат большие карты, одна из них называется «Здоровые глаза», а другая: «Больные глаза». Карточки, соответствующие названию той или иной  большой карты – перемешаны. Подойдите,  пожалуйста к столу, и разложите карточки на большие карты правильно  (деятельность детей).

Воспитатель подходит к столу и рассматривает выполненную работу.

Да, вы очень умные ребята! Я вижу, что вы правильно разложили все карточки, а это значит, что вы знаете, как нужно беречь глаза? Расскажите,  пожалуйста,  всем, что можно делать, а что нельзя.

Дети: Умываться по  утрам;  сидеть  не  близко  к    телевизору;  не тереть  глаза  грязными  руками.

Воспитатель:  Как ты думаешь, правильно ли ответил твой товарищ?

Дети:  Не  читать  лёжа  и при  слабом  освещении, кушать морковку, лук, петрушку, помидоры.

Воспитатель:

 А если человек плохо видит?

Дети: Ему прописывают очки.

Воспитатель:

 Как называется этот доктор?

Дети: Окулист

Воспитатель:

Будет странно, скучно и обидно,

Если ничего вокруг не видно.

Нужно помнить каждый час,

Как важны глаза для нас!

Путешествуем дальше. Катится колобок, катится и привел нас к следующей станции. А что это за станция вы узнаете, отгадав загадки.

Что на лице у нас одно?

Дети: Нос.

Воспитатель:

Конечно же,  это нос.

Вот перед вами и   долина запахов.  Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель:

 Какой из органов чувств мы подключаем в долине запахов?

Дети: Нос.

Воспитатель:

 Для чего нам нужен  нос?

Дети: дышать, нюхать цветы, нюхать запах вкусных маминых духов…

Воспитатель:

Можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для дыхания.  Ребята, посмотрите, пожалуйста,  на  иллюстрацию.

Стенки внутри носа покрыты маленькими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем пылинки вылетают наружу.И ещё пока холодный воздух проходит по носу – он нагревается и попадает в организм тёплый.

Конечно,  нос нужен, чтобы чувствовать запахи. Если пахнет булочками, мы можем определить, где мы находимся? А как ты думаешь? А если лекарством?

Расскажите,  как ухаживать за органом обоняния – носом, для того, чтобы он хорошо дышал и чувствовал запахи.

Дети: Нельзя  ковырять  в  носу  пальцем   и  палочкой; нельзя  засовывать  в  нос  посторонние  предметы;  при  насморке нельзя  сильно  сморкаться.  

Воспитатель: Да, правила ухода за носом вы знаете, а теперь давайте сыграйте в игру "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, чеснок , духи)

Воспитатель:

Есть прямые носики,

Есть носики – курносики…

Очень  нужен всякий нос,

Раз уж он к лицу прирос.

А сейчас, ребята, вставайте на ножки. Мы с вами немного отдохнем.

Воспитатель:

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

Воспитатель:

Для того, чтобы нам с вами перейти к следующей станции вы, ребята, должны отгадать еще одну загадку.

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше:

Дети: Ушки.

Теперь колобок проводит нас в следующий населенный пункт, в деревню Слухачей. Присаживайтесь на коврики.

Как вы думаете,  какой орган  чувств  хорошо развит у этих жителей?

Дети: Уши.

Воспитатель:

Для чего нам нужны уши?

Дети: Слышать музыку, слышать, как поют птицы..

Воспитатель: Орган слуха – уши. Закройте глаза. Что вы услышали?

Дети: Звенит колокольчик

 Воспитатель: Слух для человека - это большая ценность. Уши помогают нам слышать звуки, общаться друг с другом, сообщают, что происходит вокруг нас.  

Дотроньтесь до своего уха; то,  что мы называем ушами – ушные раковины.

Обратите внимание  на иллюстрацию.  Ушные раковины  сами  не слышат, а лишь  усиливают звук,  самая чувствительная часть находится внутри. В конце прохода находится тоненькая плёночка  - называется перепонка. Звук ударяется о перепонку и мы его слышим.

Звук может быть сильнее или слабее, а определить его силу нам поможет слух.

А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух. Мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать.

(Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, разрывает бумагу, мешает чайной ложкой в стакане, стучит барабанными палочками по барабану).

Воспитатель:

Какие хорошие у вас уши.  Перед вами на столе лежат большие карты, одна из них называется «Здоровые уши», а другая: «Больные уши». Карточки, соответствующие названию той или иной  большой карты – перемешаны. Подойдите,  пожалуйста,  к столу, и разложите карточки на большие карты правильно (деятельность детей).

Воспитатель подходит к столу и рассматривает выполненную работу.

Воспитатель:  Да, вы очень умные ребята! Я вижу, что вы правильно разложили все карточки, а это значит, что вы знаете, как нужно беречь уши? Расскажите,  пожалуйста,  всем, что можно делать, а что нельзя. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

Дети:  Мыть уши;  не  слушать музыку громко;  не ковырять в ушах гвоздём.  

Воспитатель:  Доктор, доктор, как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть:

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор:Еже!

Отвечает доктор гневно:

- Еже, еже, ежедневно!!!    

Воспитатель:  Ребята, чтобы вы могли попасть на другую станцию, я предлагаю вам отдохнуть еще раз и сделать гимнастику.

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем (шаги на месте).

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед, (развели руки в стороны, вперед)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети (присели)

А потом все дружно встали, (встали)

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, (хлопки)

Ногами топаем! (топают)

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали! (шаги на месте)

Воспитатель:  И так, сейчас нас колобок проводит до следующей станции.

Мы с вами подошли к поселку вкусов  

Отгадайте,  пожалуйста,  загадку:

В конюшне кони белые, только один красный их стережет (язык и зубы).

Для чего человеку язык?

Дети: Говорить.

Воспитатель: А как ты думаешь, Кирилл?

 Дети: Помогает кушать.

Воспитатель: Скажи нам, Ксюша, правильно ли ответил Кирилл?

Дети: Языком  мы можем понять холодный или горячий чай; можно узнать вкусная ли еда…

 Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию.  Язык – орган вкуса. На языке расположены рецепторы, которые помогают определить разные предметы на вкус.

 Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым)?

Дети: Лук, лимон, огурец.

Воспитатель:

Для того чтобы наши язычки были чувствительными, выполним гимнастику для языка.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай на вкус». Вы закроете глаза, а я вас угощу. Вы должны определить на вкус и назвать вкусовые качества угощения (сладкий, кислый, соленый).  

Воспитатель: Как ты думаешь, Кирилл, что ты попробовал? А какой он на  вкус?

Дети: Лимон кислый, огурец солёный..

Воспитатель:

Наше путешествие подошло к концу.  О каких помощниках человека  мы с вами сегодня  говорили?

О чем вы расскажете  своим родителям?

Итак, ребята, мы убедились, как важны наши органы чувств. Благодаря   им  мы  познаем окружающий мир.

Включается аудиозапись «Чайковский П.И. Времена года – Март: Песнь жаворонка».

Воспитатель:  

Ну, а нам ребята пора возвращаться в детский сад.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланья.

Дети говорят друг другу добрые пожелания.

Спасибо, ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать. Все вместе мы узнали много нового и интересного. Я желаю вам, ребята, всего самого хорошего и доброго: быть здоровыми, счастливыми, красивыми, любимыми, умными и любознательными.

До свидания!  

Литература:

  1. Добро пожаловать в экологию!/ Сост. О.А.Воронкевич.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.
  2. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред.З.И. Бересневой.- М.: ТЦ Сфера,2003.
  3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников./ М.:ВАКО,2005.
  4. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет- Ярославль: Академия развития, 2002.
  5. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет/М.: Издательство ГНОМ и Д,2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по валеологии. «ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ»

Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Задачи: совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены;объяснить детям, какую пользу приносят солнце, воздух и в...

Конспект занятия для старшей группы по валеологии «Сохрани свое здоровье сам»

Расширить  знания  детей  о  полезных  продуктах,  их  значении  для  здоровья  и  хорошего  настроения....

конспект НОД в старшей группе по валеологии "Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду"

тема: "Внешнее строение человека". занятие проводится блоками используя методы, рассказа, беседы, самонаблюдение, экспериментирования, логические рассуждения....

Конспект образовательной и деятельности в старшей группе по валеологии

Воспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного до...

Конспект занятий в старшей группе «Разноцветные секретики» (познавательная деятельность, валеология).

Занятие даёт детям представление о роли зрения (глаз), с помощью которого можно различать цвета....