Семейная адаптационная группа в ДОУ
методическая разработка (младшая группа) по теме

 

         Целью моей работы является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, не посещающих детский сад,  и их родителей.

            Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Организовать и осуществлять взаимодействие с родителями детей, не посещающих ДОУ;
  • Создание условий для полноценного развития  и благоприятной адаптации к пребыванию в детском коллективе, в дошкольном учреждении детей, воспитывающихся в семье;
  •  Формировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверие к окружающему миру;
  • Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, вопросам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Решить поставленные задачи удалось путем создания системы взаимодействия с родителями нерганизованных детей, которая описана в содержании работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynaya_adaptacionnaya_gruppa_v_dou.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Галина Лэйла Мухаметзакиевна

педагог-психолог

 МДОУ Кондратовский детский сад общеразвивающего вида №2

Пермского района Пермского края

Название работы: Семейная адаптационная группа в ДОУ

Координаты: Пермский край Пермский район д. Кондратово, ул. Камская 7-1, тел. 89027980628

                                                                       

        В нашей стране особое внимание уделяется вопросам Семьи и Детства. Одним из таких является образование детей дошкольного возраста, не посещающих  ДОУ.  В деревне Кондратово, в которой я проживаю и работаю около 300 «неорганизованных» детей от 1,5 до 5 лет, очередность в единственный в нашей деревне  детский сад  составляет на сегодняшний день 220 детей.  Не у всех родителей есть возможность вместе с детьми   посещать воскресные школы и пользоваться дополнительным образованием. Заинтересовавшись этим вопросом, летом 2012 года я провела  анкетирование и опрос родителей, имеющих детей раннего возраста, не посещающих детский сад. Оказалось, что многие  (72,3%) хотят получать квалифицированную помощь именно у специалистов  дошкольного учреждения. Обсудив ответы родителей на наши вопросы с заведующей, методистом и специалистами  детского сада, мы пришли к выводу о том, что  проблему   можно  решить,  создав в детском саду группу кратковременного пребывания для  детей, не посещающих ДОУ  в   возрасте от 1,5 до 3 лет, и, тем самым, облегчить ситуацию, в основном, молодых родителей.  

         Таким образом, в сентябре 2012 года администрация детского сада доверила мне процесс организации развивающих занятий для детей раннего возраста, воспитывающихся дома.

         Целью моей работы в этом направлении было обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, не посещающих детский сад,  и их родителей.

        Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Организовать и осуществлять взаимодействие с родителями детей, не посещающих ДОУ;
  2. Создание условий для полноценного развития  и благоприятной адаптации к пребыванию в детском коллективе, в дошкольном учреждении детей, воспитывающихся в семье;
  3.  Формировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверие к окружающему миру;
  4. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, вопросам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ;
  5. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Решить поставленные задачи удалось путем создания системы работы в этом направлении.

            На подготовительном этапе (сентябрь) совместно с логопедом, музыкальным руководителем, физинструктором  и методистом мною был составлен перспективный план  непосредственно образовательной деятельности (НОД), консультаций для родителей с учетом возрастных особенностей детей и условиями их воспитания.  Также возникла необходимость обновления дидактических материалов и игрушек. Выявить семьи, которые могли бы воспользоваться услугами дошкольного образовательного учреждения, нам помогли данные очередности в наш детский сад, а также сотрудники Кондратовской сельской амбулатории. После составления списка семей по телефону сообщили им об открытии группы развития для малышей в нашем детском саду, развесили объявления, распространили рекламные буклетики – приглашения.

Основной этап (октябрь-май).

На первую НОД пришло 5  ребят с мамой, либо бабушкой. Принимали желающих в течение всего года и постепенно список детей увеличился до 23, каждую НОД посещало не более 10 детей.   Во время первой встречи с родителями и их детьми провели экскурсию по детскому саду: посетили  музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда и педагога-психолога  и групповое помещение, где воспитатель Т.В.Полевщикова  встретила красочным, интересным рассказом о жизни детей в группе, с демонстрацией «Паспорта группы»,  фотовыставки, показа детских работ.  Затем пригласили детей на развивающую НОД в физкультурный зал.

Само название «НОД» в нашем случае используется условно, как время, отведенное на специальную работу с детьми и их родителями.  Каждая встреча занимала по 50-60 минут 1 раз в неделю (по четвергам) либо в музыкальном, либо в физкультурном зале в зависимости от НОД и проходило по следующей структуре:

 -информационная часть, цель которой - оказание квалифицированной  консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, вопросам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ. В это время дети находились вместе с родителями в игровой зоне физкультурного зала, где занимались свободной игровой деятельностью. Родители общались друг с другом, обсуждали сходство переживаемых ситуаций, делились опытом семейного воспитания, участвовали в тематических беседах - консультациях, организованных психологом. Наиболее интересными и актуальными оказались следующие: «Странная привычка», «Психологическая безопасность ребенка», «Мы играем» и др.

-практическая – совместные (ребенок-родитель) развивающие, музыкальные, физкультурные, логопедические занятия, игры, упражнения; Цель – заинтересовать игрой ребенка и родителей, а также обучить их приемам вовлечения детей в игру и способам игровой деятельности. Данные НОД нами разработаны по принципу сотрудничества и партнерства ребенка и взрослого. С помощью близкого - взрослого (мамы, сестры, бабушки) малыш преодолевал трудности и достигал успеха. НОД при этом носит комплексный характер и объединено одной темой. Например, дети поют песенку о ежике, рассматривают картинку, игрушку, узнают о том, что ежик колючий, трогают  жесткую щетку, ощущают; играют в подвижную или хороводную игру, слушают сказку с элементами театрализации, лепят или рисуют яблочки, грибочки, считают их и дарят ежику.  Таким образом, за  это время  часто происходит смена форм и видов деятельности, которые связаны единой сюжетной линией или действующим персонажем.

Источником познания, умственного развития малышей раннего возраста является чувственный опыт, поэтому на НОД большое внимание уделялось его обогащению путем развития представлений о цвете, форме, величине окружающих предметов. Вначале малыши только знакомились с основными свойствами предметов, сравнивали их, подбирали одинаковые, запоминали названия, затем начинали различать их и пользоваться своими знаниями в разных ситуациях.  Кроме того, детям давались задания для формирования первых количественных представлений: собирать предметы вместе, накладывать их друг на друга, ставить в ряд, раскладывать, группировать и т.д.

В этом возрасте обогащается активный и пассивный словарь ребенка, развивается связная речь, отрабатывается звукопроизношение. Неотъемлемым элементом всех встреч были артикуляционные и пальчиковые  игры, разучивание песенок, стишков, рассказывание сказок.

На протяжении всего общения с детьми мы старались создать и поддержать у малышей радостное настроение, укреплять веру  в себя, хвалить, гладить по голове, эмоционально и искренне радоваться малейшему успеху и приучать к этому всех детей, предлагая порадоваться за своего товарища. Именно поэтому вошло в традицию аплодировать после правильного выполнения задания.

Специально для малышей провели новогодний утренник-карнавал,  к которому   тщательно готовились и родители, и ребята: выучили стихи, одна мама со старшим и младшим детьми спела песенку, все пришли в карнавальных костюмах. В конце праздника Снегурочка и кукольный Дед Мороз  порадовали их подарками. Весной всем очень понравился праздник мам, после которого была оформлена выставка фотографий.

 В познавательном развитии ребенка особая роль принадлежит родителям. Без их помощи и поддержки нам не обойтись!

- домашнее задание, которое формирует у родителей потребность в частом, продуктивном общении со своим ребенком; побуждает родителей задуматься о собственных приемах и методах воспитания, развития малыша.  Для того чтобы заинтересовать родителей в раннем развитии ребенка, научить их искренне радоваться самому маленькому успеху своего малыша, после каждой встречи раздавали  памятки с кратким содержанием игр, рекомендаций для упражнений дома, стихи, которые нужно повторить. Свои рисунки, поделки дети уносили домой, чтобы показать и рассказать о том, где они были, как провели время, чем занимались. Задача родителей – проявлять неподдельный интерес к рассказу ребенка, поддерживать интерес у малыша узнавать и запоминать новое.

Заключительный этап (июнь).

На последних занятиях по желанию и при участии родителей планирую провести индивидуальную  диагностику психического развития детей по методикам, предложенным Е.О.Смирновой, Галигузовой Л.Н. в методическом пособии «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет» и консультацию «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?».

Результатами работы над данной проблемой можно считать следующие:

- нам удалось привлечь к сотрудничеству   23 семьи,  заинтересованных в развитии ребенка, не посещающего детский сад;

- из них трое детей были устроены в детский сад (подошла их очередь), все благоприятно адаптировались к пребыванию в детском коллективе и  условиям дошкольного учреждения, т.к. для них эта среда была уже знакомой, и был опыт общения со сверстниками;

-- в ходе опроса родителей выяснилось, что у них выросла компетентность в вопросах воспитания своего ребенка, и они в дальнейшем тоже хотели продолжить нашу совместную работу;

- разработана система работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, не посещающих детский сад,  и их родителей.

Все это и в дальнейшем позволит создать наиболее благоприятные условия для охвата дошкольным образованием большего числа «домашних» малышей. Теперь мы продолжаем и совершенствуем свою работу в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Организация адаптационной группы раннего возраста в ДОУ способствует мягкой безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада. В игровой форме чередуются различные виды детской деятельности, п...

Программа дополнительного образования для неорганизованных детей (не посещающих ДОУ) «Семейная адаптационная группа Скоро в садик»

Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малы­ша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети, и родители. Поступлен...

Календарно-тематическое планирование для адаптационной группы (младшей группы)

Представлены разработки тематических недель "На дворе мороз и ветер" и "В гости сказки к нам пришли". Данные материалы можно использовать в работе с детьми 2-3 лет....

Семинар-практикум для педагогов адаптационных групп «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения »

Данный материал опубликован в помощь педагогам, работающим с детьми, проходящими адаптацию в ДОУ...

Семейный адаптационный клуб "Академик Кроха"

Рабочая программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....

Исследовательский проект «Семейная адаптационная группа»

2 слайд:Семья всегда являлась и является важнейшим институтом воспитания и развития детей дошкольного возраста, но по ряду причин, родители все чаще и раньше приходят к выбору семейно-общественной фор...

Семинар-практикум для педагогов адаптационной группы «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения»

В первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитат...