Проект "Культура, быт и традиции казачества"
рабочая программа (средняя группа) по теме

Королёва Валентина Александровна

 Цель  проекта состоит в приобщении детей к культуре, традициям и быту Кубани. Именно такой представляется  стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_byt_kazakov.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

А.В. Запорожец

Введение

Духовно- нравственное воспитание детей - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса в дошкольный период. Воспитание на традициях русской культуры (культуры Кубани) позволяет привить детям любовь к быту и традициям родного края.   Жизнь казачества удивительна, интересна. Являясь пограничным оплотом российского государства на юге, кубанское казачество одновременно создавало самобытную культуру, которая будучи частью российской культуры, проявлялась в образе жизни казаков, одежде, языке, фольклоре.                                                                                                                                                        ммммДанный проект знакомит дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом казаков Кубани; охватывает литературный, фольклорный, исторический материал; помогает формировать личность, способную к успешной социализации; создаёт обогащённую духовную среду; способствует самореализации индивидуальности ребенка. Проект состоит из нескольких разделов, тесно связанных между собой.

Актуальность

                                                                                     Чем дальше в будущее входим,

                                                Тем больше прошлым дорожим.

                                               И в старом красоту находим,

                                               Хоть новому принадлежим

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.    

 Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения Кубани, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России. Это делает данный проект актуальным в современных условиях.

Интерес к традиционной культуре кубанских казаков, к языку, обычаям, обрядам, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и иные причины.

 Только глубокое познание истоков может дать ответ на главный вопрос: что же делать нам сегодня для духовно–нравственного возрождения народа, чтобы процесс развития культуры носил закономерный характер, вытекая из своеобразия истории и культурных традиций края. Говорят, что красота спасет мир, но в наше время не только красота, но и приобщение к своим народным корням способно исцелить холодное сердце, освободить человека от жестокости и грубости, дать новое дыхание жизни. И если забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего народа, значит, действительно, «казачьему роду нету переводу».

Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитательная цель проекта состоит в приобщении детей к культуре, традициям и быту Кубани. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Постановка проблемы

В настоящее время чрезвычайно много информации дети получают из зарубежных мультфильмов и кинофильмов, компьютерных игр.  Дети быстро воспринимают всё, увлекаются героями  и получают зачастую поток вредной информации, которая не воспитывает чувства патриотизма, а наоборот, отдаляет от культуры и традиций  своей страны. Результаты опроса родителей и детей выявили низкий уровень знания культуры и  обычаев своей малой Родины -  Кубани. Чтобы выработать правильную жизненную позицию в отношении мира, а также заложить основу для развития  чувства  патриотизма ребёнка, необходимо знакомить дошкольника с историей и традициями родного края.

Цель проекта – воспитание патриотического чувства детей  к родной земле        

                             Кубани.

Задачи:

  1. прививать интерес к культуре и быту Кубанского                                  казачества, изучению исторического прошлого       Краснодарского края;
  2. выявлять и внедрять в быт детского сада основы казачьего (народного) творчества;
  3. воспитывать любовь к родному языку.

Гипотеза

Если  детям прививать интерес к историческому прошлому родного края, к культуре и быту Кубанского казачества, то мы воспитаем в детях патриотические чувства к  родной земле.

Методы и формы работы:

  1. подвижные  игры;
  2. беседы с использованием иллюстраций;
  3. выступления;
  4. лепка;
  5. фольклорные и казачьи  праздников;
  6. концерт казачьей песни;
  7. поисковая работа;
  8. выставка утвари казаков.

Для организации работы по реализации данного проекта, я использовала схему поэтапной работы.

Этапы:

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

На подготовительном этапе (август 2012 года.) проведение опроса родителей и детей с целью выявления состояния исследуемой проблемы; сформулировать цель; определить теоретические и методические подходы к решению проблемы.

На основном этапе (сентябрь 2012- май 2013 г.) реализация плана мероприятий.

На заключительном этапе (июнь 2013.) реализации проекта; обработка и анализ  данных, трансляция опыта.

        План мероприятий

Месяц

Содержание работы

Результат

Подготовительный этап

Август

Анкетирование родителей

Результаты анкетирования.

Выявление проблемы.

Опрос детей. Мониторинг

Результаты мониторинга. Выявление проблемы.

Определение темы проекта. Создание проекта.

Проект

Основной этап

Месяц

Тема

Содержание работы

Результат

  1. История кубанского казачества

Сентябрь

Знакомство с историей кубанского казачества.

Кубань – моя Родина.

  1. Знакомство детей с историей возникновения кубанского казачества.
  2. Рассказ о даровании Кубани казакам Екатериной II.
  3. Показ иллюстраций о достопримечательностях Краснодарского края.

Альбом достопримечательностей.

Презентация

«История возникновения кубанского казачества».

2.Быт кубанских казаков

Октябрь

Казачья хата.

Подворье.

  1. Знакомство детей с устройством казачьей хаты ( сени, печь, красный угол).
  2. Знакомство с обстановкой ( столом, лавка, кровать, колыбелька и др.).
  3. Знакомство с устройством двора ( сарай, хлев, амбар, плетень, дробина, телега, колодец и др.).
  4. Скотоводство. Знакомство с домашними животными  ( корова, лошадь, коза, овца, куры, утки, гуси и др.).
  5. Ремёсла (кузнечное деревообрабатывающее, оружейное, кожевенное, ювелирное, прядильно-ткацкое и др.)
  6. Промысел (охота и рыболовство)
  7. Земледелие.

Макет казачьей хаты, двора.

Презентация

«Ведение хозяйства  казаками»

Альбом «Домашние животные и их детёныши».

Альбом «Ремёсла кубанских казаков».

Альбомы «Речные рыбы»,«Дикие животные»

Ноябрь

Традиционная Кубанская одежда. Особенности одежды казаков.

  1. Знакомство с  одеждой казачки( рубаха, сорочка, передник, юбка, плюшка)
  2. Знакомство с  одеждой казака( папаха, рубаха, черкеска, чекмень, бешмет, шаровары, архалук, бурка, тулуп, кушак, башлык).
  3. Элементы украшения (бусы, гулька, платок).
  4. Знакомство с орнаментом одежды.

Куклы казака и казачки.

Презентация «Одежда кубанских казаков».

Альбом «Казачья одежда»

Декабрь

Домашняя утварь казаков.

  1. Название посуды (макитра, крынка, махотка, миска, чолба, чугунок, горшок, кувшин, чарка, ковш, жбан, кадка и др.).
  1. Предметы быта (коромысло,  ухват, ушат, доска для стирки, прялка, веретено, утюг, дорожки, рушники и др.).

 Коллекция посуды из солёного теста.

Коллекция утвари.

3. Культура кубанского казачества

Январь

Кубанский диалект.

  1. Знакомство с лексикой казаков: словарём, особенностями произношения некоторых звуков.

Диалектный словарь.

Февраль

Православие и казачество.

Особенности кубанских праздников.

  1. Знакомство с основными кубанскими праздниками

( Святки, Масленица, Пасха, Троица, Ивана Купала и др.)

Разработка праздника «Обрядовый праздник. Масленица».

Создание странички фотоальбома.

Март

Кубанский фольклор.

  1. Знакомство с жанрами кубанского фольклора (пословицы и поговорки, колыбельные песни, потешки, считалки, сказки, заклички, частушки и др.).

Создание фонотеки.

Картотека сказок, пословиц и поговорок, частушек.

Создание странички фотоальбома.

Апрель-май

Народные игры.

  1. Знакомство с играми казаков ( казаки-разбойники, пахари и жнецы, кружева,  кузнецы, лапта, перетяжка, ляпка, салки).
  2. Знакомство с игрушками (свистульки, ложки, волчок, погремушки и др.)

Картотека игр.

Альбом с иллюстрациями игрушек.

Заключительный  этап

Месяц

Содержание работы

Результат

Июнь

  1. Обработка и анализ  данных, мониторинг.

Результаты мониторинга

  1. Обобщение опыта. Размещение на одном из педагогических сайтов

Сертификат.

  1. Общественный смотр знаний.

Концерт «Культура, быт и традиции казаков»

Предполагаемые результаты

К концу проекта дети должны

знать: 

  1. об истории переселения казаков на Кубань;
  2. особенности жизни и быта кубанских казаков;
  3. повседневную жизнь кубанских казаков;
  4. 2-3 кубанские песни, 3-4 частушки;
  5. 5 старинных казачьих игр;
  6. элементы казачьей одежды;
  7. особенности православного праздника – Масленицы, Пасхи;
  8. 7-8 заповедей казачества;
  9. диалектную лексику.
  10. уметь:
  11. играть в старинные казачьи игры;
  12. исполнить 2-3 кубанские песни, 3-4 частушки
  13. называть некоторые предметы быта;
  14. называть основные православные праздники.

Источники информации

1.А.Казаченко «Батуринский очаг культуры и его история» - Брюховецкая, 2010

2. Бардадым В.П. Этюды о Екатеринодаре.- Краснодар, 1992.

3. Маслов А.В. Кубанская старина.- Краснодар, 2005.

4.Н.И Бондарь, С.А Жиганова «Фольклор и этнография Кубани». – Краснодар 2009

5. Ратушняк В.Н. Родная Кубань.- Краснодар, 2003.

6. Фролов П.З. Обычаи, традиции, нравы казаков.- Краснодар, 2005.

7. Фролов П.З. Православие и казачество.- Краснодар, 2005.

8. Фролов П.З. По казачьему следу. — Краснодар, 2005.

9. Чебыкин А.Ф. Наследники казачьей славы.- Краснодар, 2004.

10.О.Хамцова «Кубанская азбука».- Краснодар,2007.

11. http://littlhuman.ru/698/

12.http://www.millersad.ru/index.php/kazachestvo-i-pravoslavie/traditsii-donskogo-kazachestva.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление дошкольников с природой Кубани и традициями казачества» из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории Гаврилко Ирины Николаевны

Данный материал это описание опыта работы Гаврилко И.Н. в направлении ознакомления дошкольников с традициями казачества и природой Кубани...

Воспитание уважительного отношения к старшим.Традиции казачества.

По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям и прародителям. Они были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу....

Традиции казачества

проект по развитию у детей патриотического воспитания, развитие регионального компонента...

Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...

«Использование культурно – исторических традиций казачества»

Выступление с использованием ИКТ на тему:«Использование культурно – исторических  традиций казачества»,на городском методическом объединении творческой группы воспитателей по проблеме «использова...

Презентация "Формирование нравственно-патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества"

Презентация "Формирование нравственно-патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества". Цель: патриотическое воспитание дошкольников, развитие кадетского движения, сохрани...

Использование культурно - исторических традиций казачества в развитии творческих способностей, средствами танцевального искусства. "Танцевальная культура казачества"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15г. Красноармейск Саратовская область»Танцевальная культура казачестваМузыкальный руководительI квалификационно...