Главные вкладки

    «Ознакомление дошкольников с природой Кубани и традициями казачества» из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории Гаврилко Ирины Николаевны
    материал на тему

    Данный материал это описание опыта работы Гаврилко И.Н. в направлении ознакомления дошкольников с традициями казачества и природой Кубани

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Традиции казачества.doc150 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

    «Ознакомление дошкольников

    с природой Кубани и

     традициями  казачества»

    из опыта работы воспитателя

    1 квалификационной категории

    Гаврилко Ирины Николаевны

    Ст. Калниболотская  2011г

    ВВЕДЕНИЕ

         

    Россия… Как велика она, как многолика! Величаво раскинула свои просторы от океанского побережья Дальнего Востока до цветущих земель Украины, от побережья Ледовитого океана до благоухающего под теплым южным солнцем Черноморского побережья Кавказа!.. На этих необозримых просторах живут и трудятся россияне. Живут, радуясь мирным восходам и закатам, любуясь красотами вечнозеленой тайги и величием сияющих в поднебесье золотых куполов храмов, зачарованно всматриваются в набегающие волны желтеющего пшеничного поля или в раздумье задерживают взор на седых горных вершинах.

    Велика и красива Россия! Есть в ее наряде жемчужина, которая зовется Кубанью. Наша кубанская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, живущего на этой земле.

    Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание воспитанию патриотических чувств у детей, уделялось до перестройки и, к сожалению, потом вопрос воспитания граждан своей Родины угас, стал неактуальным. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

    Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, станице. В этой связи в процессе своей трудовой деятельности веду целенаправленную работу с детьми, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.

    Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в детском саду. Именно поэтому в детском саду идет восстановление утраченных связей между поколениями, идет формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему роду.

    Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков, я в воспитательном процессе в детском саду практикую играть в игры, в которые играли прежние казаки и празднование старых русских праздников в казачьем духе. Так же проводятся занятия, призванные воспитывать патриотизм.

    На занятиях дети учатся слушать, воспринимать, любить культуру Кубани и казачества, на примере героев Кубани.  История Кубани хранит множество случаев беззаветного служения Отечеству. Мы можем гордиться своими предками, их делами и теми нравственными ценностями, которые они оставили нам в наследство. Что же это за особое воспитание, которое дало Кубани и России таких героев? Имя ему – Народная Педагогика! Ребенок в казачьей семье с младенчества и до 7 лет находится с родителями под их опекой. А это важно для ребенка познавать мир с помощью самых близких людей. С 7 лет на детей возлагали посильные работы. Мальчиков приобщали к мужским занятиям: уходу за скотом, заботам о хозяйстве девочек – к работам по дому и огороду. С раннего детства существовала половая дифференциация: мальчик – будущий хозяин дома и защитник, воин, девочка – хозяйка и рукодельница, подчиняющаяся мужчине. Таким образом, с раннего детства детей приобщали к труду, давая этим понять, что труд – это главная обязанность каждого члена семьи. Раньше особое внимание уделялось казаками формированию качеств будущего защитника Отечества. С ранних лет маленьких мальчиков готовили к испытаниям и борьбе с опасностью. Это были скачки на лошадях, военизированные игры, которые велись под руководством взрослых. С 10-11 лет казачата участвовали в скачках-соревнованиях, организуемых местной властью. Программа была не из легких: качки через препятствия со стрельбой, рубкой чучел и прутьев, умение броситься на врага с холодным оружием в руках и поразить его. Подростки упражнялись в джигитовке и ловкости владения оружием также в подготовительных лагерях. Казачьи школы имели специальную программу по военной подготовке и устав, который неукоснительно должен был соблюдать каждый ученик. Вот некоторые положения устава:

    Казак верен Отечеству.

    Казак вежлив.

    Казак бережлив.

    Казак никогда не падает духом и старается выйти из трудного положения героем.

    Казак обязан в любое время быть готовым спасти жизнь другим людям, помочь обиженным и ежедневно делать добро, не ожидая за это благодарности.

    Остается только восхищаться тем, как мудро и умело казаки воспитывали будущего мужчину, в котором культивировали мужественность, отвагу, справедливость и доброту.

    В воспитании девочек-казачек тоже сформировались определенные традиции. После замужества семейные обязанности тяжелым бременем ложились на плечи казачки. После ухода мужчины на военную службу женщины трудились вдвойне выполняя и мужскую работу. «Даже дерзкий черкес, пробираясь темной ночью в казачью станицу на грабеж, имел дело с казачкой, и бывали случаи, когда высокая грудь казачки украшалась Георгиевским крестом за военный подвиг», – так писал о казачьих женах историк Ф.А.Щербина в своей книге «История кубанского казачьего войска».

    Казачье воспитание формировало способность принимать решения, адекватные любой обстановке. В результате сложился тип личности, сильный духом, с ясным сознанием, стойкими убеждениями.

    Для любого ребенка Родина – в первую очередь – это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется личность будущего гражданина Отечества. Одна из главных причин несовершенства педагогики кроется в том, что издержки воспитания идут, в первую очередь, из семьи. Именно семья как первичная ячейка общества, вкладывает в своего ребенка духовно-нравственные ценности, с которыми он впоследствии пойдет по жизни, поэтому в своей работе я часто привлекаю родителей к совместной работе с детьми, выражающейся в изготовлении совместных поделок из природных материалов, изготовлении стендов на различные темы из жизни ребят вне садика (фото, рисунки). Это позволяет не только очередной раз развить у детей творческие способности, но и стать им ближе с родителями в процессе совместной творческой деятельности.   Результаты работ собираются в тематические выставки.

         Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

    1. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

    В нашем детском саду «Сказка» я уделяю большое внимание работе по формированию у детей духовно нравственных норм и привитию им любви к родному краю, начиная с младшего дошкольного возраста и до выпуска детей в школу. Для того чтобы эта работа велась успешно и была результативна я ставила перед собой следующие задачи:

    1. Выявлять и внедрять в быт детского сада основы народного творчества.
    2. На основе народного творчества воспитывать патриотические чувства к родной земле – к кубанскому краю, родному языку, к кубанской культуре и истории нашего края. Проводя духовно-нравственное воспитание детей необходимо:
    1. Формировать у них желание поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (желание жить по совести);
    2. Развивать способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;
    3. Воспитывать стремление к любви, добру, терпимости, мужеству, проявляющимся в различных жизненных ситуациях;
    4. Прививать детям чувство собственного достоинства, веры в свои возможности.
    1. Знакомить с народным искусством кубанского казачества. Вместе с детьми изучать культуру, быт, традиции кубанцев, потому что Кубань – наша Родина, и мы должны знать её.
    2. Знакомить с природой родного края, чтобы воспитать любовь и бережное отношение к природе в целом.

            Свою работу с детьми средней группы я построила на их эмоциональности. Знакомить детей с бытом и традициями станицы я начала через сказку. Во-первых, я рассказала о своей бабушке, настоящей казачке. Принесла и показала детям ее фотографию. А новую информацию начинала словами: «Когда я была маленькой, бабушка мне рассказывала такую историю…» и потом рассказывала, например, о том, как в старину строили хаты из камыша, глины и соломы, о том кто их строил и т.д. Или, рассказывая о костюмах казака и казачки, я не только показываю кукол в кубанских костюмах, показываю фотографии казаков, но также опираюсь на историю бабушки казачки. Также мы вместе рассматриваем альбом «Кубанские костюмы». Рассказывая о посуде, наглядным материалом является, взятая в музее СОШ №5 старинная посуда. При этом дети также узнают название посуды на местном наречии, такие как «глэчик», «макитра». Дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информативную роль.        

    Так же для средней группы  мною разработаны два занятия по Кубани, которые прилагаются к данному опыту работы.

         В старшей группе для обучения детей используется программа О.А. Скорлуповой, эта программа разработана так, что обучение разбито на блоки – каждая неделя имеет свою тематику и все занятия подобраны под тему недели. По моему мнению  данная программа наиболее хорошо подходит под патриотическое воспитание детей и особенности малой Родины. Так как в изучении любой темя мы опираемся на особенности родного края и страны в сочетании с традициями казачества. В программе перспективного планирования 2 недели посвящены полностью родному краю. Занятия по темам данных недель разработаны и подобраны мною.

         В старшей группе, есть уголок, посвященный кубанским быту, традициям кубанцев. Также веду работу по сбору старинных фотографий родственников работников и воспитанников детского сада, где наглядно можно наблюдать одежду, в которой ходили казаки, их хаты и убранство хат.  

         Большая работа по привитию любви к Кубани проводится, путем разучивания с детьми казачьих песен знакомства их с музыкальным фольклором Кубани. И если верно, что язык – душа народа, то фольклор, несомненно, является уникальным и традиционным средством выражения его души. Знакомя детей с кубанским фольклором, я прежде всего начинаю с пословиц и поговорок, которые используют именно в нашей станице. Проговаривая их на кубанском наречии обязательно разъясняю их значение. Так же знакомлю детей с произведениями Кубанских поэтов и писателей (И.В. Белякова, В.Б. Бакалдина, Т.Д. Голуб, В.Д. Нестеренко, И.И. Варравы) на занятиях и в свободное от занятий время.

            В своей работе я использую не только литературный, но и музыкальный фольклор. На музыкальных занятиях мы знакомим детей с песнями и пьесами Кубанских композиторов. Дети средней группы участвуют в кубанских праздниках и вечерах развлечений таких как «Кубанская ярмарка», «Встреча весны», «Фома и Ерема» и т.д., которые проводит старшая группа. Регулярно проходят утренники, праздники, развлечения, на которых звучат казачьи песни, разучиваются казачьи народные игры, дети читают стихи о Родной Кубани, о красоте её природы, о любви к ней. Всегда интересно проходят такие праздники, как «Масленица» и «Святки». Уже становится традицией, что с показательными выступлениями ребята разъезжают по различным организациям станицы. Ребят всегда тепло приветствуют и приглашают с подобными визитами и на следующий год.

    Народные праздники и кубанские традиции занимают большое место в приобщении детей к народной культуре.  В своей работе с детьми начиная с самого раннего возраста, я широко использую все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы). Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди Кубани и нашей родной станицы Калниболотской – все это я стараюсь передать своим воспитанникам, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

    Казачество – это поэзия

    Русско – славянского мира.

    Да и где ей было развиваться,

    Как не там, куда каждый,

    Недовольный своим положением,

    Бежал пожить на просторе и где,

    Не стесненный ничем, он мог

    По–своему развиваться

    И изведать все свои силы.

    В. Каверин

    Интерес к традиционной культуре кубанских казаков, к языку, обычаям, обрядам, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и иные причины.

    Мысль о том, что без всестороннего знания прошлого не может быть понято настоящее и тем более будущее, сегодня становится аксиомой. Только глубокое познание истоков может дать ответ на главный вопрос: что же делать нам сегодня для духовно–нравственного возрождения народа, чтобы процесс развития культуры носил закономерный характер, вытекая из своеобразия истории и культурных традиций края. Говорят, что красота спасет мир, но в наше время  не только красота, но и приобщение к своим народным корням способно исцелить холодное сердце, освободить человека от жестокости и грубости, дать новое дыхание жизни. И если забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего народа, значит, действительно, «казачьему роду нету переводу».

    Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в духовно–нравственном становлении человека, воспитывая чувства уважения к традициям и ответственности за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями.

    Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиций и обычаев предков. Чрезвычайно строго их придерживались в казачьей среде, так как считали, что это жизненно–бытовая необходимость каждой семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями станицы или поселка.

    Понимать искусство человек учится всю жизнь, но его основы закладываются  все–таки  в  детстве. Изучение и освоение фольклора  Кубани требует глубокого понимания его сущности и специфики, знания основных его функций: бытовой, обрядовой, этнической, эстетической, воспитательной и других. В дошкольном детстве происходит закладка чувств гражданственности и любви к Отечеству.

    Музыкальный фольклор - синтетический вид искусства, тесно переплетающийся с жизнью и бытом, народными традициями. Поэтому  необходимо обращаться  к нему и на занятиях,  и  в повседневной жизни.  Так же, как и в старину, освоение образов фольклора включает в себя различные формы воплощения: пение, инструментальное исполнение, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию  быта казаков, костюмы, оформление.

    Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

     Основная направленность предлагаемой вашему вниманию методической разработки – психологическое раскрепощение ребенка через творчество и игру с попутным освоением культуры казачества.

    Предлагаемая мной методическая разработка ориен тирует педагогов на работу с детьми, независимо от предпочтений ребенка для этого используются различные методы: экскурсии, игры, танцы, песни, обряды. Таким образом каждый ребенок, в зависимости от своих предпочтений воспримет передаваемую ему информацию и вынесет из детского сада любовь к родному краю, его природе, традициям, старшим.

    Цель опыта – воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному краю и его традициям, через игры и фольклор.

    Основные задачи:

    1. Эстетические:
    1. Через творчество дать возможность выразить собственное восприятие родного края;
    2. Развитие кругозора;
    3. Воспитание знания истории предков и их культуры.
    1. Физические:
    1. Через подвижные народные игры и забавы;
    1. Воспитательные:
    1. Воспитание у детей интереса к культуре Кубани;
    2. Воспитание уважения к старшим;
    3. Воспитание трудолюбия;
    4. Воспитание бережного отношения к природе.

             Актуальность -   Становление дошкольников идет по разным линиям, начиная с самообслуживания и кончая зрелостью мышления. Что будет брать верх – хорошее или плохое, во многом определяется ориентирами, теми образцами, идеалами, на которые равняется дошкольник. А какой образец выберет ребёнок, кому он подражает в огромном мире зависит от нас, взрослых и от того, каковы мы сами, каковы наши интересы, цели нашей жизни. От того, каков уклад нашей семьи и взаимоотношений в ней, как мы относимся к самому дошкольнику. И от того, наконец, как мы управляем развитием и духовным ростом наших детей; какие желания и интересы у них формируем, какие стороны их личности развиваем, как и в какой мере участвуем в жизни наших детей.    


    2. МЕТОДЫ РАБОТЫ, КАК ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

     ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.

    1.Подвижные народные игры. Казачьи забавы.

    Все исконно народные игры имеют космогоническое значение. Это величайшая педагогика волхвов и кудесников Земли, смысл которой открывается благодаря пониманию значения образов русской и общеземной культуры.

    На физкультурных занятиях и прогулках мы с детьми изучаем кубанские игры: «Гуси-лебеди», «Утка и селезень», «Прыганье через шапку», «Жмурки». Народные игры — это заклики к Природе, как коллективная просьба реализации тех или иных событий, явлений, действий: это диалог с Природой как с Матерью, через общую игру человек находит ответ. С малых лет он усваивает алгоритм общественного бытия. Аналоги подобных игр можно встретить у всех народов планеты, что говорит об общей для землян культуре, в основе которой  — знание законов Природы и разумный диалог с нею.

            Так же к этому методу можно отнести музыкальные игры и музыкально–двигательные упражнения, такие как «Всадники», «Цветы» и др.

    2. Хороводы и музыкальные композиции.

    Русская хороводная песня рассказывает об объединении усилий. Состояние хореографа, самих детей подскажут танцевальные движения, отражающие понимание, внутреннее видение слов песни. Детям доставляет несказанную радость снова и снова проживать в хороводе жизнью образов: движения, голоса становятся ладнее. Задача педагога тактично подсказывать о технике выполнения движений, пения, чтобы не нарушить интерес к самому действу. Главная задача не техническая, а дать возможность душе открыться.

    «Ходила младешенька по борочку». Подобные хороводы вводят детей в алгоритм непреходящих ценностей взаимоотношений детей и взрослых, на подсознании развивают здравость поведенческой саморегуляции. Учат быть терпеливыми и самостоятельными на выбранных путях, что усиливается в душе через образы исконной культуры и совместные движения. Сила коллективной мысли создает единое энергетическое поле, которое защищает, оберегает, даёт возможность для культурного саморазвития.

    Ходила младёшенька по борочку,

    Брала, брала ягодку земляничку.

    Брала, брала ягодку земляничку,

    Наколола ноженьку на былинку.

    Наколола ноженьку на былинку,

    Болит, болит ноженька, да не больно.

    Болит, болит ноженька, да не больно.

    Пойду к свету–батюшке да спрошуся,

    Пойду к свету–батюшке да спрошуся,

    У родимой матушки доложуся:

    «Пусти, пусти, батюшка, погуляти,

    Пусти, пусти, матушка, ягод рвати».

     «Как по морю». Море – Окиян  — это Вселенная, как Дух, которым дышит Земля–Лада, разум и любовь, которому нет предела. В этой игре предвосхищение добрых славных перемен в жизни народа, одухотворенных силами Природы. В песнях, сказках, образ Лебеди — стремление человека к совершенству, к реальному воплощению его силы во множестве людей, победе красоты ненаглядной на Земле.

    Как по морю, как по морю, морю синему,

    Плыла лебедь, плыла лебедь с лебедятами,

    Со малыми, со малыми со ребятами.

    Плывши лебедь, плывши лебедь окуналася,

    Окунувшись, окунувшись встрепенулася

    Под ней вода, под  ней вода всколыхнулася.

    1. Изучение праздников и обрядов.

    Народные праздники на Кубани всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков. При изучении музыкального фольклора первостепенную роль отводится освоению разнообразия его жанров: исторических, лирических, строевых, шуточных песен. Особое внимание заслуживает обрядовый фольклор, игры народных праздников. Обычаев и традиций много. Одни появляются, другие исчезают, остаются только те, которые наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности казаков. Они сохраняются в памяти народа.

    Наиболее известные праздники, сохранившиеся в том или ином проявлении и до наших дней это «Святки» и «Масленица».  Проведение данных праздников позволяет детям в полной мере окунуться в историю и почувствовать себя участником былых времен.

    1. Экскурсии в природу.

    Экскурсия – один из методов, применение которого в познавательном и обучающем процессе актуально в любом возрасте. На экскурсиях дети имеют возможность любую информацию предлагаемую им в качестве образовательного материала не только наглядно наблюдать, но и осязать (брать в руки листочки с деревьев, нюхать цветы, ощущать, как колются колоски пшеницы).

    Кубанский край сегодня – один из важнейших сельскохозяйственных регионов страны. С целью расширения кругозора детей, развития любознательности, наблюдательности я провожу экскурсии на поле в разное время года. Провожу беседы о труде комбайнеров, трактористов, шоферов, людей выращивающих хлеб, о работающих на СТФ, МТФ и ПТФ. С детьми мя рассматриваем картины и иллюстрации сельскохозяйственной техники и людей, работающих на ней.

    Знакомство детей с природой родного края я начинаю с экскурсий в природу. Первая экскурсия в природу начинается с территории детского сада, т.е. с той природы что их окружает. А это и деревья, и кустарники, растения и цветы, что растут на территории детского сада и вокруг него, это и птицы, которые прилетают на территорию детского сада. Так же я провожу экскурсию на реку «Ея», на берегу которой стоит детский сад. Я знакомлю детей и с птицами, которые зимуют в нашей станице, и с птицами, которые улетают на зиму. Для просмотра детям даются папки с подбором картинок «Времена года», «Домашние животные и птицы», «Животные Краснодарского края»

    При проведении экскурсионных занятий я особое внимание уделяю бережному отношению к природе, так как основы любви к природе и бережного отношения к своей Земле закладываются именно в раннем возрасте.


    ПРИЛОЖЕНИЯ.

    1. Подвижные народные игры:

    «Заря». Игра о силах  Природы: Воды, Воздуха, Земли. Заря Природы — это рождение Духа Земли, который она выдавливает из себя через родники, ключи. Этот Дух (голубая лента) — Воздуха и есть обновляющие, озаряющие силы Природы, дающие вдохновенные силы человеку.

    Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

    Заря–зарница, красная девица,

    По полю ходила, ключи обронила,

    Ключи золотые, ленты голубые,

    Кольца обвитые — за водой пошла!

     С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

    Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

    «Иголка, нитка и узелок». Игра о единстве идеи, пути её осуществления.

    Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали,

    вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

    Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

    «Лапта». Это самая распространенная игра в Мире. В этой образной игре развиваются и реализовываются сильные качества человека, которые находят применение в любой конкретной обстановке, в экстремальной ситуации: смелость, организованность коллективной мысли и совместных движений, чувство общности устремлений и действий, кругозоркость и ловкость, быстрота реакции. В подобных играх истоки высоких чувств патриотизма, верности, боевых начал.

    Вариант 1. Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта  — круглая палка, длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см. На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой — кон. Участники игры делятся на две равные группы. По жребию игроки одной группы идут в город, а другая группа водит. Горожане начинают игру. «Метала» лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. «Водилы» ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегуна. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в него на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегуна, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все игроки бьющей партии выступают в роли метал. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьёт мяч. Случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждёт, когда мяч забьёт следующий игрок, — тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

    Правила игры. «Поддавалы» не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Партия города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

    Вариант 2. Переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из игроков. «Подавала» подбрасывает мяч, отбивала отбивает его лаптой. Остальные игроки, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Поймавший мяч на лету, идёт отбивать его, а бывший «отбивала» переходит к ловцам. Если никто не поймал мяч, то его берёт тот из игроков, к которому он упал ближе, и возвращает его «поддавале». Если «подавала» поймает его на лету, то становится «отбивалой», а «поддавалой» становится тот, который удачно бросил ему мяч. «Отбивала» идёт к ловцам.

    Правила игры. «Поддавале», ловя брошенный ему мяч, не выбегать за свою черту.  Если он не поймал на лету возвращенный ему мяч, то подаёт его снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из игроков набрал 10 очков, т.е. 10 раз отбил мяч так, что его никто не поймал.

    «Ловишка в кругу». Игра развивает чувство меры, умение жить в почитании и согласии с требованиями общества, не переступать запретную черту даже в экстремальных ситуациях, хранить устремление к реализации цели. Подобная игра, входя в подсознание, как алгоритм поведения, поможет человеку и в дальнейшем, не выходя из круга своих возможностей и заслуг, регулировать свои действия, соотносить их безболезненно для самолюбия с действиями окружающих.

    Ход игры: На площадке чертят большой круг — от 3 м и более, в зависимости от количества играющих. В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу, один из них — «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой».

    Правила игры. Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать. Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».

    «Снежинки, ветер и мороз». Игра воспитывает спокойное восприятие холодных качеств природы как радостных и полезных. Она даёт возможность детям выразить свои симпатии, а педагогу увидеть их и укрепить.

    Ход игры: Игроки — «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

    Ой, летят, летят снежинки,

    Словно белые пушинки

    На дороги, на поля.

    Стала белой вся Земля.

    На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем. Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны

    и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки.

    Правила игры. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!».

    В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, кружение парами и т.д.

    «Ляпка». Игра развивает стремление приблизиться к цели, дотронуться в игре к своей симпатии, проявить ловкость, быстроту реакции. В общем азарте она растворяет обидчивость недотрог, застенчивость робких.

    Ход игры: Один из игроков — водящий или «Ляпка». «Ляпка» бегает за игроками и старается кого–то осалить. Осалив, приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!» Новый «Ляпка» догоняет игроков, чтоб передать «ляпку».

    Правила игры. «Ляпка» не преследует одного игрока. Все игроки следят за сменой «ляпок».

    «Пятнашки». Игра развивает ловкость, увёртливость, стремление к победе. Учит быть честным и оптимистом, сохранять душевное равновесие, развивает чувство юмора.

    Ход игры: Выбирается «пятнашка». Все разбегаются по площадке, а «пятнашка» ловит: кого «пятнашка» коснется рукой, тот становится новым «пятнашкой».

    Вариант: 1. «Пятнашка, ноги от Земли!»: Игрок может спастись от «пятнашки», если встанет на какой–то предмет — Землю.

    Вариант: 2.  Зайки. «Пятнашка» может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать зайкой на двух ногах — он в безопасности.

    Вариант 3. Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга — дома. Игрок может спастись от пятнашки в доме  — за кругом не пятнать.

    «Салки» — одна из популярнейших игр в Мире. Она выводит детей к Природе, развивает координацию движений, глазомер, меткость, способствует тому, что в непринужденной обстановке дети видят способности друзей, учатся друг у друга.

    Ход игры: Все роют ямки–салки по размеру мяча (3–4 см). Игроки встают около салок, а водила выбирает одну на расстояния 0,5–1 м и катит в неё мяч. В чью салку попадает мяч, тот берёт его и старается попасть этим мячом в одного из разбегающихся в стороны детей. В кого мяч попал, тот становится водилой.

    Правила игры. Бросать мяч можно только с места и только в ноги игроков.

    2. Музыкальные игры и музыкально–двигательные упражнения.

    «Всадники». Образ коня — это образ несущейся через века идеи, это знания, традиции предков, мощь веры и одухотворенности. Это может быть конь Добрыни Никитича, Ильи Муромца. Конь своими движениями отражает посылки всадника, почувствовать их помогает музыка, здесь же оттачивается техника галопа.

    Ход игры: Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой. И.п. — держа «повод» обеими руками или только левой рукой. Такты 1–2 (вступление): «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод». Такты 3–10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».

    «Цветы». Цветы — отражение черт характера человека. Предложить детям описать свое видение состояния природы человека в нежности форм, цвета, строгости линий, веянии ароматов. Подобрать грациозную танцевальную музыку, которая бы помогала оттачивать движения, выполнять перестроения, творить! Жить в прекрасном!

    Ход игры: Исходная позиция — дети стоят в кругу, в обеих руках держат по цветку или листику. Такты 1–8: дети плавно покачивают руками вправо и влево, приподняв их вперед (по 1 движению на такт). Такты 1–8: повторение — продолжают то же движение, держа руки над головой. Такты 9–16: повторение. Затем дети, подняв руки в стороны, танцуют по всей комнате, заполняя её пространство. С окончанием музыки останавливаются, повернувшись лицом в одну сторону с поднятыми вверх руками. Упражнение помогает развивать пластику движений рук, мышцы плечевого пояса.

    Методические рекомендации. Музыкальное оформление — вальс.

    Цветы или листики должны быть легкие, с мягким стебельком, чтобы дети излишне не напрягали пальцы. Педагог помогает детям самим войти в ритм музыки, предоставляя возможность двигаться по–своему. Следует обратить внимание детей на различный характер музыки, подсказывать, чтобы руки были мягкие, с округлыми расслабленными локтями.

    «Гори–гори ясно». Эту игру заводили с самого начала Зимнего Солнцеворота  — с 25 грудня (декабря). В этой древнейшей игре отражено ожидание и предвосхищение добрых дел людей в Году, с которыми они пойдут ввысь — в Гору с одухотворением, даруемым Небесами. Внутри Души поют колокола.

    «Хоровод» — от хоро, коло — годовое коло Хорса (Солнца) — хорошего, как объединенных деяний людей, а не как светила. К личному сиянию нужно стремиться через вклад для сияния всего общества  — это наши условия!

    Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке  — «огневушка». Такты 1–8: все идут вправо по кругу, «огневушка», пританцовывая, машет красным платочком. Такты 9–16: дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Огневушка» скачет внутри круга, с окончанием музыки останавливается и встает перед двумя из стоящих в кругу детей. С 17 такта играющие хором поют:

    Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

    Глянь на Небо — птички летят, колокольчики звенят!

    На слова дети «колокольчики звенят» — 3 хлопка в ладоши, а «огневушка» взмахивает платочком. Избранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, взять у «огневушки» платочек и высоко поднять его. Игра повторяется.

    Методические рекомендации. Обращать внимание детей на характер игры.

    «Хоровод с подснежниками». Ладины весенне–летние хороводы, связанные с ладом и любовью на Земле, почитаемы народом. Хороводные песни  — это заклики сил на труды у Живы Весны, а так же дождей и вёдра — погожих деньков. Дети учатся понимать, что реализовать свои устремления помогает только вежливая просьба и терпение, и эти знания переносят на взаимоотношения друг с другом. Народная песня «Веснянка»:

    Стало ясно Солнышко припекать, припекать,

    Землю словно золотом заливать, заливать.

    Громче стали голуби ворковать, ворковать.

    Журавли — к нам опять, к нам опять.

    А в лесу подснежники расцвели, расцвели —

    Много цвету вешнего у Земли, у Земли.

    Ой, ты, Ясно Солнышко, посвети, посвети!

    Хлеба, Земля–Ладушка, уроди, уроди!

    Описание. Дети танцуют парами плавным хороводным шагом.

    «Кувшинчик». Это игра на заклик дождя. Игра дает возможность прожить минуты единения, выразить свои симпатии, говорить и действовать в кругу друзей. Природа выбирает достойных внимания и усиливает каждого силой коллективного признания.

    Ход игры: Избранный водящий берёт мяч — «кувшинчик», и, ударяя им о Землю, поёт:

    Я кувшинчик уронила и о пол его разбила.

    Раз, два, три, раз, два, три, его, Ванечка, лови!

    Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мяч о Землю, а участник, имя которого было названо в песне, ловит его. Поймавший мяч отходит в сторону, все остальные, подняв руки и образовав над головой «круг–колесо», поют:

    Мы знаем все подряд, что ребята говорят:

    Оля, Коля, дуб зеленый, ландыш белый, зайка серый, брось!

     Игрок с мячом поёт:

    Я знаю всё подряд, что ребята говорят:

    Дуб зелёный, ландыш, мак, я бросаю мяч — вот так!

    И бросает мяч кому – нибудь в «круг–колесо» из рук над головой. В кого попал, тот водит.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Участие детей в различных видах  деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начало творчества, ориентируют на положительное формирование человеческих качеств для дальнейшего пребывания в обществе.

    Народные игры являются важнейшей, своеобразной школой жизни. Одним из важнейших достоинств народной игры для современности, является то, что через нее дети приобщаются к народной культуре. В процессе игры совершается активное, творческое усвоение не только накопленных многими поколениями знаний об окружающем нас мире, представлений об этике и морали, но и сведений о народном быте, утвари, одежде, народных праздниках, обычаях и обрядах. Опыт работы показывает, что легкость и непринужденность занятий, создаваемая игровой формой, во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер, возникший между, поколениями нынешних «дедов» и «внуков», т. е. народная игра может выступать в качестве универсального средства, важного механизма переработки и приспособления явлений традиционной культуры к современным условиям. Так как фольклор - это настоящая школа патриотического воспитания, можно сказать, что именно использование комплекса средств, различных фольклорных жанров в их взаимодействии наиболее эффективно при воспитании патриота.

    Таким образом:

    1.  Приобщение детей к культуре родного края через фольклор, а главное, через личное участие во всех  обрядах, заложило в детской памяти информацию, которую они пронесут через всю жизнь и смогут рассказать все своим детям;

    2.  Данный подход к воспитанию оказался эффективным, что выразилось в поступление некоторых выпускников детского сада в «казачьи классы».

    Для дальнейшего развития своего направления, я планирую открыть уголок кубанского ремесла, где будут представлены наглядно и в виде фотографий приспособления, такие как, например прялка, в прошлом составлявшие быт Кубани.

            Кубань - это «житница России», «Всероссийская здравница», а также один из крупнейших культурных центров России. Еще Кубань называют «жемчужиной России». Я горжусь своим краем и стараюсь привить эту гордость детям, потому что за ними будущее России и им продолжать поддерживать и укреплять славу и красоту Кубани.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме «Развитие речи детей, через ознакомление дошкольников с природой»

    Автор: Емельянова Елена АлександровнаОрганизация: АНО ДО  «Планета детства «Лада»№159 "Соловушка"Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти«Природа - единственная книга, каждая страница кот...

    Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)

    Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)...

    Выступление из опыта работы Условия успешности ознакомления дошкольников с природой

    Условия успешности ознакомления дошкольников с природой...

    Ознакомление дошкольников с природой через наблюдение. (Из опыта работы)

    Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к не...

    Презентация "Ознакомление с миром природы в подготовительной группе. Обобщение опыта работы.

    Презентация представляет обобщение опыта работы по знакомлению с миром природы в подготовительной группе у детей с ОНР согласно ФГОС. Раскрывается содержание образовательной области "Познание&quo...

    Дистанционное обучение дошкольников старшей группы в период самоизоляции из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Ибрагимовой Е.Ю.

    Условия самоизоляции изменили жизнь всей планеты, в том числе и педагогов, воспитанников и родителей нашего детского сада. Все дети оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основной ...

    Дистанционное обучение дошкольников старшей группы в период самоизоляции из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Ибрагимовой Е.Ю.

    Условия самоизоляции изменили жизнь всей планеты, в том числе и педагогов, воспитанников и родителей нашего детского сада. Все дети оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основной ...