ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
статья по теме

Макарова Марина Валерьевна

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_metod.odt26.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ

 

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

На сегодняшний день особое место в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ занимает проектный метод.

 

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

 

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

 

Основные этапы метода проектов

 

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

 

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  1. ∙••••••• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  2. ∙••••••• в каких источниках можно найти информацию;
  3. ∙••••••• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  4. ∙••••••• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

 

3. Выполнение проекта – практическая часть.

 

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

 

В настоящее время проекты классифицируются:

  1. ∙••••••• по составу участников;
  2. ∙••••••• по целевой установке;
  3. ∙••••••• по тематике;
  4. ∙••••••• по срокам реализации.

 

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

 

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

 

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 

Задачи развития:

 

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

 

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

 

В младшем дошкольном возрасте – это:

  1. ∙••••••• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  2. ∙••••••• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  3. ∙••••••• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

 

В старшем дошкольном возрасте – это:

  1. ∙••••••• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. ∙••••••• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  3. ∙••••••• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  4. ∙••••••• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

 

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

Задачи обучения:

  1. ∙••••••• пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. ∙••••••• приобщать детей к процессу познания;
  3. ∙••••••• формировать различные представления;
  4. ∙••••••• привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. ∙••••••• побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

 

Совершенствование психических процессов:

  1. ∙••••••• формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. ∙••••••• знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. ∙••••••• развитие мышления и воображения;
  4. ∙••••••• речевое развитие.

 

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. ∙••••••• осознание поставленной цели;
  2. ∙••••••• овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. ∙••••••• способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. ∙••••••• поиск различных средств достижения цели.

 

Линии развития личности.

 

Физическое развитие:

  1. ∙••••••• стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  2. ∙••••••• формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

 

социальное развитие:

  1. ∙••••••• формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»);

 

познавательное развитие:

  1. ∙••••••• обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  2. ∙••••••• расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  3. ∙••••••• сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

 

эстетическое развитие:

  1. ∙••••••• развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  2. ∙••••••• овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

 

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

 

Задачи обучения:

  1. ∙••••••• развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. ∙••••••• развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  3. ∙••••••• формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. ∙••••••• развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

 

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. ∙••••••• произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. ∙••••••• потребности в создании собственной картины мира;
  3. ∙••••••• навыков коммуникативного общения.

 

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. ∙••••••• выявить проблему;
  2. ∙••••••• самостоятельно искать нужное решение;
  3. ∙••••••• выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. ∙••••••• самостоятельно анализировать полученные результаты.

 

Линии развития личности.

 

Социальное развитие:

  1. ∙••••••• развитие самопознания и положительной самооценки;
  2. ∙••••••• овладение способами внеситуативно-личностного общения;
  3. ∙••••••• высокий уровень коммуникативной компетентности;
  4. ∙••••••• осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

 

Физическое развитие:

  1. ∙••••••• развитие осознанного отношения к своему здоровью;
  2. ∙••••••• формирование потребности в здоровом образе жизни;
  3. ∙••••••• совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

 

Познавательное развитие:

  1. ∙••••••• систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
  2. ∙••••••• развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

 

Эстетическое развитие:

  1. ∙••••••• углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
  2. ∙••••••• овладение различными видами худ. деятельности;
  3. ∙••••••• развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)

Педагогический совет  Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...

МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС

Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...

Проектно - исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности,помогающий успешной реализации ФГОС

Очень важно повышать профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы....

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.

Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Задачи:1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.2.Развивать умение дискусс...

«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО

«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО...

Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС"

Данный мастер-класса  призван  повысить профессиональную компетентность педагогов дошкольных учреждений в планировании исследовательской работы....

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...