Из опыта работы. Здоровьесбережение.
статья (старшая группа) по теме
Из опыта работы. Здоровьесбережение.
Воспитатель: Митрохина Людмила Владимировна
г. Ачинск, Красноярского края
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Области здоровьесбережения в работе с детьми всегда уделяла больше внимание.
В работе по здоровьесбережению использовала технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологию обучения здоровому образу жизни: подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная), коммуникативные игры, точечный самомассаж, психогимнастика, сказкотерапия.
Работу организовала по нескольким направлениям: воспитание осознания и потребности в здоровом образе жизни; создание оптимальных условий для реализации двигательной активности детей; воспитание у дошкольников навыков личной гигиены, обеспечение оздоровительно-физкультурной работы в течение дня с учётом возрастных особенностей. Большое внимание уделяла формированию ценностного отношения к своему здоровью и воспитанию здорового образа жизни: привития стойких культурно-гигиенических навыков (правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании); развития представлений о строении собственного тела; формирования представлений о том, что полезно, а что вредно для организма; формирования привычки ежедневных физкультурных упражнений.
Для этого в работе с детьми применяла:
- игры-занятия познавательного цикла, направленные на привлечение внимания к своему телу, побуждение интереса к самопознанию, усиление мотивации к изучению себя («Встречи с Айболитом», «Путешествие в страну здоровья»);
- физкультурные занятия с целью развития двигательной активности, освоения техники основных движений, укрепления определенной группы мышц;
- интеграцию образовательных областей;
- праздники и досуги («Остров Здоровья», «Это Я, это Я, это все мои друзья», «Весёлые старты», «Русские богатыри»);
- познавательные и эвристические беседы для создания у дошкольников правильных представлений о здоровом образе жизни: «Лекарства – друзья и враги», «Овощи и фрукты полезны для здоровья».
Работу по профилактике заболеваемости проводила через использование комплексов упражнений, направленных на профилактику бодрящей гимнастики после сна, использование игр на развитие общей моторики, релаксации, разных видов закаливания: воздушно-контрастное, босоножье – ходьба по корригирующим дорожкам.
Разработала систему мероприятий под названием « Забочусь о своём здоровье».
Работу вела в двух направлениях:
1 направление « Образ жизни человека и здоровье».
Целью данного направления являлось формирование представления детей об образе жизни человека, о режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни. («Беседа по книге», «Азбука здоровья», чтение И.Токмаковой «Где спит рыбка?», советы «Как готовиться ко сну», «Аскорбинка и её друзья»).
2 направление « Я - человек. Что я знаю о себе?».
Целью направления ставила формирование представления детей о человеке как живом существе, об условиях необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни
( дидактические и настольные игры: «Что есть во рту», « Какие у нас зубы», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом?». «Сказка про ногти», «Сказка о зубной щётке». Практические занятия, опыты на вкус, запах, звук.)
В процессе ознакомления с образовательной областью «Познание» ознакомление с окружающим миром формировала представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни.
На занятиях экологической направленности формировала у детей знания об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
В своей работе использовала как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, выпуск буклетов «Здоровье», тематические выставки, оформляла информационные уголки здоровья «Здоровые дети », «Как я расту», проводила консультации, встречи «за круглым столом», спортивные семейные эстафеты. Родители стали непосредственными участниками планов оздоровления своих детей.
В результате проведенной работы, в группе низкий уровень простудных заболеваний, дети в достаточной степени владеют культурно-гигиеническими навыками, дошкольники имеют представление о своём теле и способах ухода за ним, дети понимают важность и необходимость закаливания, владеют некоторыми приёмами закаливания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познанию (ФЭМП)
в старшей группе
«Увлекательное путешествие по стране «Математика»
Воспитатель: Митрохина Людмила Владимировна
Г. Ачинск, Красноярского края
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;
- познакомить со знаком «минус» и цифрой «0»;
- совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, воображение, навыки самооценки.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, желание помогать друг другу.
Демонстрационный материал: фланелеграф, 5 птичек, карточки-цифры, рисунки предметов: шарика, зайки, рыбки, вагона, мяча, ёлки, вагона, дома, коляски, телевизора, мяч.
Раздаточный материал: карточки с геометрическими фигурами (круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат), карандаши на каждого ребёнка.
Ход занятия
Психогимнастика «Передай настроение»
Воспитатель: Ребята, протяните руки к солнышку, солнышко даст вам свое тепло и хорошее настроение. А теперь возьмите друг друга за руки и передайте свое хорошее настроение и тепло друг другу.
- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по стране «Математика». Чтобы оно было удачным необходимо помогать друг другу и быть внимательными.
- Давайте подойдём к фланелеграфу. Кого вы здесь видите?
- Сколько птичек сидит на верхней ветке? (5)
- Сколько птичек сидит на нижней ветке? (Ни одной.)
- Сколько птичек улетело с нижней ветки? (5)
- Давайте составим задачу про птичек.
Задача: На ветке сидело пять птичек, а затем пять улетели. Сколько птичек осталось на ветке?
Дети: Ни одной.
Воспитатель: Ребята, если в задаче кто-то уходит, улетает, уезжает, то пишется знак «-». Послушайте стихотворение о знаке «минус».
Я – минус,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
Я роль свою лишь выполняю.
- На нижней ветке нет ни одной птички. Это можно записать цифрой 0.
Цифру ноль ты раньше знал:
Это круг или овал.
(Показ цифры- карточки.)
- Давайте запишем решение задачи с помощью цифр и знаков.
(На доске выкладывается запись: 5 – 5 = 0)
- С заданием вы справились. Молодцы!
- А сейчас давайте поиграем.
Игра «Загадки и отгадки»
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Ест и пьёт он из корытца.
(Поросёнок)
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня,
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.
Разных три имеет глаза.
Но откроет их не сразу.
Если глаз откроет красный:
Стоп! Идти нельзя, опасно!
Жёлтый глаз – погоди,
А зелёный – проходи!
(Светофор)
Физминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Ребята, походите по группе и найдите предметы, которые похожи на геометрические фигуры.
Дети: Двери, окна – на прямоугольник, крышки у стола – на прямоугольник, выключатели – на квадрат, книги – на прямоугольник, мячи – на круг и т.д.
Воспитатель: А сейчас пройдите и сядьте за столы. Назовите геометрические фигуры, нарисованные на карточках.
Дети: Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
Воспитатель: Ребята, дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились предметы.
(Можно показать детям заранее заготовленные рисунки предметов: шарика, зайки, рыбки, вагона, мяча, ёлки, вагона, дома, коляски, телевизора.)
Дидактические игры «Скажи наоборот» и «Расставь по порядку»
Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием. Предлагаю вам поиграть со мной.
Игра с мячом «Скажи наоборот».
(Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.)
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Математика». Вам понравилось путешествие?
А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку. Дети делают свой выбор.