Программа психолого-педагогического консультирования в ДОУ по проблемам десткого онанизма (мастурбации)
методическая разработка по теме

Катричева Лилия Мирзеюсуфовна

 

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического консультирования типичных психологических проблем дошкольников 5
Глава 2. Детский онанизм (мастурбация) 10
Глава 3. Система работы педагога-психолога в ДОУ с детским онанизмом (мастурбацией). 16
Содержание работы педагога-психолога по проблеме детского онанизма 16
Анализ результатов апробации системы работы педагога-психолога ДОУ с детским онанизмом. 19
Заключение. 23
Литература. 25
Приложения. 26
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО «РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

_____________________________________________________________

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

слушателя курсов повышения квалификации педагогов – психологов дошкольных образовательных учреждений по теме:

«Особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ (на материале типичных психологических проблем)».

выполнила:  Катричева Лилия Мирзеюсуфовна,

        педагог-психолог МДОУ №102 Ростовского

        района/ г. Таганрога        

        научный руководитель: Ничипорюк Е.А.

        доцент кафедры дошкольного и начального образования

        

        

        

Ростов-на-Дону

2011

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического консультирования типичных психологических проблем дошкольников

5

Глава 2. Детский онанизм (мастурбация)

10

Глава 3. Система работы педагога-психолога в ДОУ с детским онанизмом (мастурбацией).

16

Содержание работы педагога-психолога по проблеме детского онанизма

16

Анализ результатов апробации системы работы педагога-психолога ДОУ с детским онанизмом.

19

Заключение.

23

Литература.

25

Приложения.

26


ВВЕДЕНИЕ.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей). Одним из направлений деятельности практического психолога является консультирование всех участников педагогического процесса по актуальным для них проблемам. К наименее разработанным проблемам относится консультирование по дошкольному онанизму (мастурбации). Детская мастурбация существует достаточно давно, но информации очень мало. Возможно, это связано с историей нашей страны, когда общество было более закрытое и многие проблемы просто замалчивались. Таким образом, получается, что проблема существует достаточно давно, но нет информации для педагогов и родителей, нет системы работы с педагогическим коллективом в связи с дошкольным онанизмом.

Мы обратилась к данной теме, потому что стали периодически ко мне обращались педагоги с вопросом: «Что делать?», если ребенок или повторяет движения имитирующие половой акт или перед сном засовывает ручки в трусики, или играется своими половыми органами и т.д. Многие педагоги не знали, как сказать, говорили тихо, не смотрели в глаза, не могли назвать или описать процесс. По процентному соотношению вопросов, тема детской мастурбации вышли на первое место.

Цель работы – создание системы психолого-педагогического консультирования в ДОУ по проблеме детского онанизма.

Задачи работы:

- изучить литературу по теме «психолого-педагогическое консультирование типичных психологических проблем дошкольников (детский онанизм);

- раскрыть особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма (мастурбации).

Гипотеза нашей работы: комплексная работа педагога-психолога с педагогами, родителями и детьми обеспечивает профилактику мастурбации (онанизма) дошкольников, предотвращает закрепление негативной реакции у них и уменьшает количество детей с мастурбацией.

Научная новизна нашей работы в том, впервые создана и описана системная работа с педагогами и родителями по профилактике дошкольного онанизма и по предотвращению закрепления негативной реакции у детей.

Практическая значимость работы в том, что предполагаемое содержание может быть использовано педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений в работе с педагогическим коллективом

Структура работы: введение, три главы,  заключение, литература и приложения.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНУЛЬТИРОВАНИЯ ТИПИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В приказе № 57 Об утверждении «Положения о службе практической психологии в системе образования Ростовской области» от 4.02.2011 в приложении одним из основных направлений деятельности Службы является психологическое консультирование всех участников образовательного процесса.

В психологическом словаре О.А. Карабанова дает следующее определение психолого-педагогического консультирования «(синоним: возрастно-психологическое консультирование) [греч. pais (paidos) — дитя + agō — веду, воспитываю] — вид индивидуального психологического консультирования по вопросам психического развития, обучения и воспитания детей и подростков. Психолого-педагогическое консультирование. направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии — задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции. В отличие от других видов психологического консультирования, предметом психолого-педагогического консультирования являются динамика и содержание психического развития ребенка (подростка) на каждой возрастной стадии развития, т.е. индивидуальные особенности возрастного развития».

В основе практики психолого-педагогического консультирования лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе.

Принципы психолого-педагогического консультирования включают (О.А. Карабанова) [9] этические, стратегические и тактические. Важнейшими этическими принципами являются: принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности; принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации; принцип компетентности и ответственности консультанта. Стратегические принципы, определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития, составляют: принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой) и принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий. Тактические принципы психологического консультирования включают:

- принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией;

- принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер;

- принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками;

- принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка;

-  принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий и их реализации.

Психолого-педагогическое консультирование осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач:

1) этап сбора исходной информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных);

2) этап комплексного психологического обследования;

3) аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариантного прогноза; составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций);

4) этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследования до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы);

5) этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий.

В приказе 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога» от 12.11.2007 одной из приоритетных задач педагога-психолога ДОУ является выявление и преодоление отклонений и проблем дошкольника.

В статье из интернета с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" [11] автор перечисляет следующие трудности, характерные для ДОУ в настоящее время.

1. Ухудшение здоровья детей:

- изменение физического, психического состояния детей, оказывающие отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребенка.

2. Неготовность детей к поступлению в детский сад.

3. Тяжелая адаптация детей к условиям детского сада.

4. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку.

- некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей;

- ослабление духовных связей между родителями и детьми и кризисное состояние семейных отношений;

- отторжение детей из семьи, ведущее к "социальному сиротству" и росту бродяжничества.

5. Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения:

- отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности;

- недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого- педагогического сопровождения;

- педагогические технологии, реализуемые в ДОУ, ориентированы на коллективное воспитание детей, без учета их индивидуальных особенностей;

- усложнение образовательных программ без учета возможностей детей.

6. Низкая квалификация педагогических кадров:

- недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли

- недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы эффективно оказывать необходимую помощь детям и их родителям в полном объеме;

7. Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком.

Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию.

Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей (Венгер А.Л. 2001).

Выделяют:

1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);

2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);

3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);

4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.);

5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).

Алексеева Е.Е. рассматривает сосание пальца, сосание предметов, грызение ногтей, мастурбация как патологические привычки детей, ставит их в один ряд.


Глава 2. ДЕТСКИЙ ОНОНИЗМ (МАСТУРБАЦИЯ).

Энциклопедический словарь дает следующее определение онанизму – «(от имени библейского персонажа Онана) (мастурбация) - искусственное (вне полового акта) раздражение половых органов для достижения оргазма»[12].

В детском возрасте не может быть оргазма, тем более эякуляции, как это понимается во взрослой сексуальной сфере. Ребенок манипулирует со своим телом, его членами, исследуя свое физическое «Я» и знакомясь при этом с самыми разными ощущениями. Постепенно он «открывает» для себя те зоны, прикосновения к которым приносит больше удовольствия, так в зону внимания попадают гениталии. Дети часто играют со своими половыми органами, трогают их, теребят, почесывают, но это не следует принимать за онанизм в классическом его понимании.

Прежде всего это ситуация эмоционального дискомфорта — скуки, заброшенности, одиночества, ущемления взрослыми достоинства ребенка. Другая причина — эмоциональное неблагополучие в семье. Иногда онанизм — это форма убаюкивания себя перед сном. Во всех случаях онанизм выступает как форма успокаивающей самостимуляции. В детских коллективах онанизм может распространяться по механизму подражания: есть зачинщик, остальные подражают. Причиной онанизма могут быть и медико-гигиенические причины — тесная одежда, сужение крайней плоти у мальчиков, влагалищные выделения у девочек, глисты, особенно острицы.

В подростковом возрасте дети мастурбируют осознанно, понимая, какого эффекта они хотят достичь. А младенческая мастурбация — акт бессознательный, чаще встречается у девочек. Это выглядит примерно так: ножки сведены или скрещены и очень плотно сжаты; тело напряжено и вытянуто, младенец краснеет, кряхтит, плотно сжимая и разжимая бедра, — так продолжается несколько минут, после чего ребенок удовлетворенно расслабляется, дыхание успокаивается, кожа принимает обычный цвет.

Ученые объясняют этот феномен изменением гормонального баланса в организме ребенка в ходе становления независимого от организма матери функционирования эндокринной системы. В очень редких случаях младенческая мастурбация обусловлена заболеваниями нервной системы. Как правило, все проходит бесследно в течение года.

Практически все маленькие дети в тот или иной период жизни занимаются этим, это совершенно нормально. Например, ещё до года малыш начинает изучать части своего тела, в том числе и половые органы. Многие мамы замечают, что малютка трогает ручками «интимное место». Для малышей первого года жизни подобное явление ни что иное, как знакомство со своим телом.

В возрасте 2-3 лет у детей появляется активный интерес к своим половым органам и половым органам своих сверстников. Общаясь с детками противоположного пола, малютка делает важное открытие: есть различия между мальчиками и девочками. В этот период ребенок начинает относить себя к определенному полу, отвечая на вопрос: « Ты мальчик или девочка?», понимает некоторые анатомические различия между полами. Возвращаясь из детского сада, кроха может торжественно заявить: «Я хочу писать стоя, как Ваня». Мальчик может удивляться отсутствию такой важной детали у девочек: «А почему у Маши нет такого краника как у меня?» Очень важно отвечать на эти вопросы, какими бы забавными и наивными они не казались. Объясните, что мальчики и девочки устроены по-разному, поэтому девочка не может писать стоя, у неё половые органы внутри, а у мальчиков они снаружи. Подчеркните, что пол человеку дается от рождения на всю жизнь. В этом возрасте дети продолжают исследование своего тела, трогают себя за половые органы, прислушиваясь к ощущениям от различных прикосновений.

К 4-5 годам ребенка начинают интересовать вопросы зачатия и рождения. «Откуда я взялся? Как я попал в животик? Как я вышел оттуда?» А также дошкольник присматривается к взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, используя свои наблюдения в играх, например, «Дочки – матери». Теперь ваш сын может с удовольствием рассказывать вам, что он женился на Лене из детского сада, и она его жена. А Лена, обязательно похвастается перед родителями, что у неё есть муж. В этом возрасте большинство детей уже прячутся во время мастурбации, так как понимают, что взрослые осуждают эти действия. Многие родители даже и не подозревают, что их ребенок мастурбирует. Если ваше чадо прячется, трогая свои половые органы, это означает, что он понимает интимность своих действий.

Бывает, что родители постоянно застают своего ребенка за мастурбацией, он не может уснуть без этого, или делает это прилюдно (во время урока, в магазине, дома при родителях). В этом случае речь идет, скорее всего, о навязчивой мастурбации, возникающей как следствие каких-то психологических проблем у ребенка. Ребенок, пытаясь снять внутреннее напряжение, успокоить, убаюкать себя, прибегает к такому способу решения проблемы. И сколько бы вы не разговаривали с ним о вреде его действий, сколько бы не брали обещаний о том, что больше этого не повториться, он не сможет контролировать свое поведение до тех пор, пока родители не поймут истинную причину.

В статье из интернета неизвестный автор дает следующие причины[13], лежащие как на поверхности, так и спрятанные где-то в глубине. Поэтому родители и сам ребенок могут даже не осознавать их.

1.Недостаток телесного контакта и ласки со стороны родителей. С самого рождения для малыша очень важно, чтобы родители проявляли свою любовь с помощью прикосновений, поглаживания, поцелуев, ласковых слов, совместной игры. Поцелуй на ночь, пожелание спокойной ночи, посидеть у мамы на коленях, покататься на папиной спине, попроситься на ручки – все эти приятные мелочи дают возможность ребенку почувствовать себя нужным, любимым, долгожданным. Если же родители недостаточно уделяют внимание телесному контакту с ребенком, это может привести к тому, что компенсировать недостаток телесных ощущений он будет с помощью мастурбации.

2.Чувство одиночества, ненужности, брошенности. Эти чувства могут возникнуть у ребенка в ситуации расставания родителей, появления новой семьи у одного из родителей после развода, рождение другого ребенка. Малышу может казаться, что мама или папа больше не любят его, забыли про него. В этот период поддержка близких ребенку просто необходима.

3.Авторитарный стиль воспитания. Если на ребенка постоянно оказывается давление, всё решается за него, его мнение и желания не интересуют взрослых, постепенно он свыкается со своей пассивной ролью  «жертвы». Становится подавленным, безынициативным и несамостоятельным. Чтобы снять внутреннее напряжение, ребенок находит утешение в онанизме.

4.Физические наказания. С анатомической точки зрения физические наказания (шлепки, порка) способствуют приливу крови к генитальной области, непроизвольно сексуально возбуждая ребенка. Помимо этого оказывают негативное воздействие на психику ребенка. Если родители  выбирают в качестве наказания именно физические, бьют ребенка, то он привыкает к тому, что это нормально. Физические наказания вызывают у ребенка чувство неполноценности, униженности, снижает самооценку. Для «разрядки» ребенок также может мастурбировать.

5 Несоблюдение гигиены, тугая одежда, опрелости. Все это может вызывать зуд в генитальной области и приводить к специфическим ощущениям, которые ребенок будет повторять.

6.Насильственное кормление. Часто родители переживают, что малыш мало съел, остался голодным, начинают воевать с ним, в буквальном смысле впихивают еду, заставляя все доесть до конца. Намерения у родителей благие, а вот эффект получается отрицательный, вызывая отвращения к еде. Но это ещё не всё. Если ребенок не испытывает удовольствия от приема пищи, то включаются другие чувствительные зоны организма. Зона слизистой губ и рта связана с генитальной зоной. Если первая «молчит», то возбуждается вторая. Малыш начинает трогать половые органы.

7.Отсутствие навыков опрятности. Маленький ребенок, изучая свое тело, не подозревает о том, что у него есть интимные места. Но постепенно, у детей формируется чувство стыда. Именно поэтому важно прививать малышу навыки опрятности и правила гигиены, объяснять, что есть интимные действия, которые ребенок должен выполнять самостоятельно: выносить горшок, вытирать попу, мыться, не ходить голым, особенно перед родителем противоположного пола. Иногда родители, не смотря на то, что ребенок уже в состоянии сделать сам, продолжают все интимные процедуры выполнять за него. Например, если мама 5-летнего сына моет ему сама половые органы, это может вызывать у ребенка приятные ощущения, которые впоследствии он захочет повторить.

8.Подражание старшим. У психологов есть поговорка: «Дверь в спальню родителей для детей должна быть всегда закрыта». Если есть возможность, то желательно, чтобы ребенок спал в отдельной комнате. А если жилищные условия не позволяют, то можно сделать в комнате детскую зону, отделив её шкафом, шторой или ширмой. Так или иначе, но ребенок должен понимать, что у родителей есть своя жизнь, куда он не может входить. Ребенок может стать случайным свидетелем, проснувшись ночью в самый "неподходящий" момент.

Особое место в психологии половой идентификации занимает формирование образа тела, который возникает в связи с общими познавательными интересами ребенка, когда он начинает активно интересоваться телесной организацией людей, в общем, и своей в частности. Осознание своей половой принадлежности включается в структуру образа своего "Я". Маленький ребенок непосредственен в своем любопытстве к своему телу и половым органам. По мере взросления ребенок начинает испытывать неловкость, когда приходится обнажаться перед представителями другого пола. Стыдливость - естественный результат воспитательного воздействия цивилизации. Как таковое, сексуальнее развитие ребенка взаимосвязано с развитием телесного образа или чувства тела.

Само по себе такое обследование тела не является патологичным. Чаще проблема во взрослом, в его отношении к этому. Проявляя испуг при виде занятий онанизмом, взрослый тем самым дает понять ребенку, что он занимается чем-то плохим, следовательно, он сам плохой.

Если онанизм носит скрытый и несистематический характер, скорее всего - это игры, изучение своего тела. Другое дело, если ребенок мастурбирует систематически, в присутствии окружающих. Здесь причины более глубинные. По мнению А. И. Захарова такой вид онанизма можно отнести к патологическим привычкам наравне с сосанием пальца и навязчивым грызением ногтей. Их патологичность и определяется непроизвольным, навязчиво-болезненным характером. Основной психологической причиной, стимулирующей развитие патологического онанизма, является эмоциональная холодность родителей, ощущение ребенком своей ненужности. В этом случае он начинает искать источник положительных эмоций, а наиболее доступный - его собственное тело, будь то онанизм, сосание пальца и т. д. Опасна также и другая крайность, когда родители, не чувствуя границы, излишне ласковы с ребенком


Глава 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДОУ С ДЕТСКИМ ОНАНИЗМОМ (МАСТУРБАЦИЕЙ).

Содержание работы педагога-психолога по проблеме детского онанизма

На основе анализа литературы была разработана система работы педагога-психолога в ДОУ с проблемой детского онанизма.

Цель данной системы - обеспечить профилактику мастурбации (онанизма) дошкольников, предотвратить закрепление негативной реакции у них и уменьшить количество детей с мастурбацией.

Этапы работы:

с педагогами:

- исследование представлений педагогов по проблеме детской мастурбации;

- выявление детей с проблемой детского онанизма;

- информирование педагогов по проблеме детской мастурбации;

- обучение педагогов правилам реагирования на детскую мастурбацию;

- развитие навыков общения с родителями по теме детского онанизма.

с родителями:

- информирование родителей по проблеме детского онанизма;

- информирование родителей правилам реагирования на детскую мастурбацию;

- диагностика и коррекция детско-родительских отношений у родителей детей с мастурбацией.

с детьми:

- индивидуальная коррекционная работа детей с проблемой онанизмом.

Методы работы: анкетирование, беседа, мини-лекции, консультирование групповое и индивидуальное, семинар, практикум, игра и рисование.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, микрогрупповая.

Эффективнее начать работать по системе с октября-ноября месяца. Первый этап работы включает в себя выявление детей с проблемой детского онанизма. Данную задачу можно решить двумя способами:

- индивидуальный опрос педагогов;

- анкетирование педагогов (приложение 1).

Анкета решает еще одну задачу - исследование представлений педагогов по проблеме детской мастурбации. Она помогает выделить трудности педагогов по данной теме, их знания и собрать интересующие вопросы, которые нужны для планирования дальнейшей работы.

Далее педагог-психолог организовывает семинар на тему «Детский онанизм (мастурбация). Что делать?» (приложение 2). Здесь дается:

- теория о познании ребенком своего тела в соответствии с возрастом;

- понятие онанизм, мастурбация;

- причины детской мастурбации и онанизма;

- информация о влиянии неправильной реакции на детскую мастурбацию;

- в ролевых играх происходит обучение правильной реакции на ситуацию детского онанизма;

- ответы на вопросы из анкет и на возникшие вопросы;

- задается задание: подготовить план беседы с родителем ребенка, который занимается онанизмом с целью донести информацию до родителя и направить к психологу.

Педагоги в течение двух недель готовят план беседы и составляют «Памятку педагогу для ведения диалога с родителями» (приложение 3). После педагог-психолог проводит практикум «Как сообщить родителям о детской мастурбации?» (приложение 4). Цель практикума научить каждого педагога навыкам консультирования.

После практикума педагог-психолог проводит индивидуальное консультирование тех педагогов, у которых еще остались трудности и вопросы.

Параллельно педагог-психолог ведет работу с родителями. Приглашаются на индивидуальную консультацию родители, чьи дети занимаются онанизмом. Цель первой индивидуальной консультации сообщить родителям о поведении ребенка, собрать информацию по поведению ребенка дома. Для выявления причины детского онанизма педагог-психолог направляет ребенка на медицинское обследование к терапевту (сдать анализы на глисты, если девочка, то к детскому гинекологу). На этой же консультации проводится диагностика детско-родительских отношений. Можно взять тест «АСВ» и «Круг» Данные тесты помогут выявить нарушения детско-родительских отношений и их причины. На этой же консультации родителям даются рекомендации по реагированию на такое детское поведение.

На этой консультации важно дать поддержку родителю, выстроить контакт и договориться о следующей встрече. Если не поддержать родителя, то возможно, он закроется, что осложнит дальнейшую работу. С нашей точки зрения это один из самых важных этапов в консультировании. Ведь родитель приходит в напряжении, ему самому не просто.

На второй встрече обсуждаются результаты обследования и диагностики. На данном этапе отсеивается часть семей, т.к. у некоторых детей на этом этапе уже может не наблюдаться ситуации онанизма, с другой частью семей важно вести далее  консультативную работу. Из них будут несколько семей, которым может понадобиться помощь психотерапевта, т.к. там более глубокие причины поведения ребенка

Так как целью работы является профилактика детского онанизма, то педагог-психолог выступает с мини-лекциями на родительских собраниях с темой «Как реагировать на это….(детский онанизм) (приложение 5). Обычно в конце года (декабрь) идут родительские собрания, на которых психолог и сообщает свою информацию.

К групповой консультации для родителей педагог-психолог готовит брошюры «Как на «это» реагировать?» (приложение 6). Их можно раздать родителям и предать тем, кого не было.

После собрания, возможно, увеличивается количество родителей, желающих получить консультацию по дошкольному онанизму.

С детьми, у которых уже есть такое поведение, как онанизм педагог-психолог ведет индивидуальную коррекционную работу. Длительность консультации зависти от возраста. Методы работы: сюжетно-ролевые игры, рисование и сказкотерапия Количество встреч с ребенком колеблется от трех до десяти, индивидуально. Обязательно параллельно ведется консультативная работа с родителями этого ребенка.

Анализ результатов апробации системы работы педагога-психолога ДОУ с детским онанизмом

В начале года стало возникать много вопросов от педагогов по проблеме детского онанизма. Как реагировать? Нормально ли это? Как сообщить родителям? Сначала мы начали вести работу индивидуально, но, когда выявилось количество детей, то возникла потребность в системной работе по данной теме.

До работы по этой системе в ДОУ было 17 детей проблемой онанизма (таблица 1).

Таблица 1. Количество детей с мастурбацией до проделанной работы.

возраст детей

Количество детей с мастурбацией

2-3 года

1

3-4 года

7

4-5 лет

5

6-7 лет

0

5-6 лет

4

итого

17

Таким образом, стала актуальна комплексная работа по данной теме со всеми участниками педагогического процесса.

Сначала мы провели анкетирование педагогов с целью выявления детей с мастурбацией и исследования представлений по данной теме. Оказалось, что из 12 педагогов четких знаний по теме дошкольного онанизма нет ни у кого. Стыд и растерянность - это основные чувства, которые появляются у педагогов в ситуации детской мастурбации. Только один педагог мог сообщить родителям о таком поведении их ребенка. Четкого алгоритма действий тоже не было ни у одного педагога.

Результаты анкетирования были сообщены руководителю и методисту, после чего было принято решение о проведении комплексной работы по теме дошкольного онанизма.

Работа с педагогами продолжилась на семинаре «Детский онанизм (мастурбация). Что делать?» (приложение 2). Во время встречи были раскрыты понятия «детский онанизм», «детская мастурбация», их возможные причины, в чем опасность такого поведения для детей, как правильно реагировать на ситуацию. Педагогам было дано задание, разработать план беседы с родителями по теме для следующего практического занятия.

После семинара педагоги дали следующую обратную связь: что теперь им понятно, что такое дошкольная мастурбация, каковы ее причины, понизился их уровень тревожности по данному вопросы, но осталось волнение, по поводу беседы с родителями на эту тему.

Следующий этап работы с педагогами – это практикум «Как сообщить родителям об этом…?». Воспитатели пришли с вопросами, как говорить и зачем. В совместном обсуждении пришли к решению, что цель беседы с родителем – сообщить о поведении ребенка и направить к психологу. На практикуме была разработана памятка «Памятка педагогу для ведения диалога с родителями» (приложение 3), были проведены ролевые игры.

Далее велась индивидуальная работа с каждым педагогом, кому необходима была еще консультация. Таких педагогов было трое.

После этого проводилось опять такое же анкетирование, как и в начале. Теперь у педагогов  появилось спокойствие и уверенность в ситуации детского онанизма. Педагоги используют термины «онанизм», «мастурбация».  Провели беседы с родителями.

Работа с родителями проходила в виде групповых консультаций «Что такое дошкольный онанизм (мастурбация)? Каковы причины? Как реагировать?».

После групповых консультаций двое родителей, дети, которых мастурбируют, обратились за помощью. На индивидуальных консультациях сначала собирался анамнез для выявления причины такого поведения ребенка, т.к. дальнейшая коррекция зависит от причины. Родители направлялись к врачу на обследование, что бы убрать медицинскую составляющую.

Для диагностики детско-родительских отношений нами используется тест «АСВ» и «Круг». После была проведена коррекционная работа с этими двумя семьями индивидуально. По три встречи с родителями и по три с детьми. Оказалось этого достаточно, у этих детей прошли симптомы эмоционального неблагополучия.

Вся эта работа проводилась в течение трех месяцев. В результате уменьшилось количество детей с таким поведением. Теперь их уже 7 человек (таблица 2).

Таблица 2. Количество детей с мастурбацией после проделанной работы.

возраст детей

Количество детей после работы

2-3 года

0

3-4 года

3

4-5 лет

2

6-7 лет

0

5-6 лет

2

итого

7

Было проведено повторное анкетирование педагогов, с целью выявления изменений педагогов по теме «дошкольного онанизма». Педагоги сообщили, что теперь им понятны причины такого поведения детей, научились правильно реагировать в ситуации детской мастурбации, приобрели навыки консультирования родителей по этой теме. Снизилась тревожность педагогов относительно ситуаций с онанизмом.

Частота ситуаций с онанизмом у этих детей уменьшилась, но не ушла по нескольким причинам:

- родители не видят в этом ничего страшного, говорят, что нет времени этим заниматься;

- более глубокие причины такого поведения детей и здесь нужна семейная психотерапия;


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проделанной работы, разработана система психолого-педагогического консультирования в ДОУ по проблеме детского онанизма.

Была изучена литература по теме «психолого-педагогическое консультирование типичных психологических проблем дошкольников (детский онанизм) и раскрыты особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма (мастурбации).

Подтвердилась часть гипотезы, что комплексная работа педагога-психолога с педагогами, родителями и детьми уменьшает количество детей с мастурбацией. Что бы проверить гипотезу о профилактике, то нужно провести дополнительное исследование среди разных коллективов дошкольников, где среди одних проводилась бы такая работа, а среди других нет. Провести дополнительную диагностику и потом скоррелировать результаты.  А чтобы проверить закрепление или не закрепление негативной реакции, то нужно провести пролонгированное исследование.

Разработанная система направлена на всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

Решает следующие задачи:

- исследование представлений педагогов по проблеме детской мастурбации;

- информирование педагогов и родителей по проблеме детской мастурбации;

- обучение педагогов правилам реагирования на детскую мастурбацию;

- развитие навыков общения с родителями по теме детского онанизма.

- диагностика и коррекция детско-родительских отношений у родителей детей с мастурбацией.

Методы работы: анкетирование, беседа, мини-лекции, консультирование групповое и индивидуальное, семинар, практикум, игра и рисование.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, микрогрупповая.

В результате проделанной работы уменьшилось количество детей с мастурбацией на 60%, повысился уровень компетенции педагогов и родителей по проблеме дошкольного онанизма.


ЛИТЕРАТУРА.

  1. Алексеева Е.Е  Психологические проблемы детей дошкольного возраста.  СПб.: Речь, 2007. - 224 с.
  2. Широков Г.А. Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Ростов, 2005.
  3. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986
  4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997
  5. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
  6. Симеон Т. П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение. - М., 1988
  7. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
  8. Фелъдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии -М., 1995.
  9. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/984/984003.htm 
  10. http://slovari.yandex.ru
  11. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/984/984003.htm 
  12. http://lib.deport.ru/slovar/bes/o/onanizm.html 
  13. http://www.neroli.ru/articles/psihology/article4.html 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета для педагогов.

1. Есть ли в вашей группе дети, занимающиеся мастурбацией или онанизмом?_____________ Сколько?______________________________

2. Когда они этим занимаются:

 - перед сном,

 -  во время занятий,

 - в свободное время,

 - наедине,

 - в присутствии других детей,

 - показывают другим детям на себе,

 - показывают другим детям на других детях,

 -  показывают на игрушках.

3. Как вы обычно реагируете на данное поведение ребенка? _________________________________________________________________

4. Какие чувства испытываете, когда вы видите ребенка, занимающегося мастурбацией? Нужное подчеркнуть.

Стыд, удивление, неудобство, растерянность, страх, злость, вину, спокойствие, иное______________________________________________

5. Знаете ли вы причины такого поведения ребенка? Если да, то какие? _______________________________________________________________

6. Какой информации по данной теме вам не хватает? __________________

________________________________________________________________

Спасибо.

Педагог психолог

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Групповая консультация

1. Для педагогов,

2. Когда: место в системе работы ДОУ

Вторая неделя декабря

3. С какой целью проводится – проинформировать педагогов по теме дошкольного онанизма и научить правильно реагировать.

4. Тема Детский онанизм (мастурбация). Что делать?»

5. Текст объявления.

6. В итоге научиться правильно реагировать на ситуацию дошкольного онанизма, что бы повысить свою компетенцию.

7. Способы активизации: ролевые игры, обращения.

8. Способ получения обратной связи: рефлексия

9. Установление связи с последующей работой – задание по разработке плана беседы с родителями по теме онанизма.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Памятка педагогу для ведения диалога с родителями.

Цель: Сообщить родителю информацию о поведении ребенка и направить к педагогу – психологу ДОУ на консультацию.

1 Шаг         Приветствие.

2 Шаг         Установление контакта и договор о беседе.

  1. Марья Ивановна, мне важно с вами поговорить.
  2. У вас есть 10 минут сейчас для разговора.

3 Шаг         Сообщение о поведении ребенка с Я-высказыванием и  выражением своих чувств

  1. меня беспокоит некоторое поведение….
  2. сегодня я заметила, что ваш(а) (ситуация)…..
  3. я переживаю……
  4. я волнуюсь….

4 Шаг         Обращение к родителю для присоединения в решении этой трудности.

  1. Для Вас это важно?
  2. Вас это беспокоит?

5 Шаг         Поддержка.

  1. Давайте попробуем вместе разобраться….
  2. Я понимаю, что вам непросто меня слушать….

6 Шаг         Направление к психологу на консультацию.

  1. Наш психолог Вам поможет разобраться в этом вопросе.
  2. Он работает по……расписанию
  3. Он сможет  с вами встретиться……

7 Шаг         Завершение беседы.

  1. Я надеюсь, что все разрешиться благополучно…
  2. Мне приятно, что Вы меня правильно поняли….

8 Шаг         Прощание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Групповая консультация

1. Для родителей

2. Когда: место в системе работы ДОУ.

Декабрь-январь.

3. С какой целью проводится – проинформировать родителей по теме дошкольного онанизма и научить правильно реагировать.

4. Тема Детский онанизм (мастурбация). Что делать?»

5. Текст объявления.

6. В итоге научиться правильно реагировать на ситуацию дошкольного онанизма, что бы повысить свою компетенцию.

7. Способы активизации: обращения.

8. Способ получения обратной связи: рефлексия

9. Установление связи с последующей работой – буклеты и приглашение на индивидуальные консультации.