Социальное развитие детей дошкольного овзраста
тест по теме

Предлагаемый материал основан на исследовании  проблем в общении детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Всё  более  возрастающий  жизненный  ритм, стремление  родителей  самоутвердиться  в  обществе, желание  видеть  своих  детей  самостоятельными, но  не  умение  воспитать  в  них  добрые  чувства  и  развить  коммуникативные  навыки  общения  определило  проблему: неадекватного  поведения  детей  в  обществе, не  способность  устанавливать  и  развивать  отношения  в  коллективе, желание  доминировать  и  подчинять, не  считаясь  с  мнением  окружающих  его  сверстников, родных.  

     Так  как  одним  из  ведущих  условий  реализации  содержания  образования  детей  дошкольного  возраста  является  освоение  детьми  социального  опыта  совместной  деятельности  со  сверстниками, взрослыми  и  установление  отношений, которые  основаны  на  чувстве  общности  и  доверия, и  которые  учитывают  собственные  интересы  и  интересы  других (детей, взрослых), передо  мной  встали  следующие  задачи:

 - изучить  и  внедрить  в  практику  работы  с  детьми  технологии  межличностного  общения;

 - создать  развивающую  среду  как  условие  формирования  групповых  норм  поведения  и  положительных  взаимоотношений  в  процессе  игрового  общения;

 - расширить  представление  родителей  о  формировании  гуманистической  направленности  поведения  у  детей.

     До  начала  проведения  мероприятий, выбора  развивающей  программы, я  провела  проверку  уровня  развития  детей  на  тот  момент. Для  этого  были  отобраны  критерии  наиболее  чётко  характеризующие  личностную  сферу  ребёнка: а  именно: личностные  характеристики, составляющие  понятие  индивидуальности  и  позволяющие  с  учётом  межличностных  отношений  с  окружающими  людьми  сделать  выводы  о  своеобразии  формирования  навыков  общения  у  каждого  из  детей.

     Для  решения  задач  я  выбрала  программу  «Азбука  общения: развитие  личности  ребёнка, навыков  общения  со  взрослыми  и  сверстниками.» авторов Шипициной Л.М, Защиринской О.В, Вороновой А.П, Ниловой Т.А.  Данная  программа  предложила  мне  кроме  практических  приёмов  общения  с  детьми  и  родителями  курс  теории  по  психологии  детской  игры. Вся  работа  проводилась  поэтапно  с  учётом  возрастных  особенностей  детей, образованности  родителей, т.к.  они  тоже  являлись  активными  участниками  процесса. Материал выделен  в  разделы, которые  охватывают  основные  моменты  жизнедеятельности  человека: природа  и  животный  мир, связь  их  с  человеком; семья  и  родовые  понятия, отношения  взрослых; различия  характеров, полоролевые  различия; культура  общения  и  групповые  нормы  поведения. Разнообразие  форм  и  методов  организации  детей  помогли  учесть  возрастные  и  индивидуальные  особенности  развития  детей.  Основными  формами  обучения  детей  коммуникативным  навыкам  стали:

 - развивающие  игры (игры – драматизации, сюжетно – ролевые  игры  и  др.)

 - упражнения (подражательно – исполнительского  и  творческого  характера);

 - этюды, импровизации;

 - наблюдения, прогулки, экскурсии;

 - рассматривание  рисунков  и  фотографий;

 - моделирование  и  анализ  заданных  ситуаций;

 - свободное  и  тематическое  рисование, лепка;

 - чтение  художественных  произведений;

 - рассказ  педагога  и  рассказы  детей;

 - сочинение  историй, беседы;

 - мини – конкурсы, игры – соревнования.

Основной  принцип  развивающей  игры – попутное  обучение, развитие  коммуникативных  навыков,  я  использовала  при  совмещении  элементов  игры  и  учения, переход  от  игр – забав  через  игры – задачи  к  учебно – познавательной  деятельности: поле чудес, КВН, викторины, конкурсы, где  дети  могли  не  только  применить  имеющиеся  знания  но  и  понять  что  значит  работа  в  команде, помощь  другу. Так  проявляется  психологическое  воздействие  игры: развиваются  основные  психические  процессы, способности  ребёнка, волевые  и  нравственные  качества  личности.

В  соответствии  с  разделами  программы  «Азбука  общения»  я  разработала  тесты – беседы, которые  позволяют  отслеживать  развитие  навыков  и  качеств, наблюдая  за  деятельностью  детей  в  игре  осуществляла  коррекцию  поведения.

При  проектировании  предметно – развивающей  среды  я  учитывала:

 - индивидуальные  социально – психологические  особенности  детей;

 - особенности  эмоционально – личностного  развития  детей;

 - интересы, склонности, предпочтения  и  потребности  детей;

 - любознательность, исследовательский  интерес  и  уровень  развития  творческих  способностей;

 - возрастные  и  полоролевые  особенности.

А  также  учитывала  основные  принципы:

 - обеспечение  баланса  между  совместной  и  индивидуальной  деятельностью;

 - организация  «зон  приватности»;

 - предоставление  права  и  свободы  выбора;

 - создание  условий  для  моделирования  и  экспериментирования;

 - полифункциональность  использования  помещений  и  оборудования;

 - возрастная  и  полоролевая  адресность  оборудования  и  материалов.

     Не  менее  важным  направлением  в  работе  я  считаю  взаимодействие  с  родителями.

     Данная  работа  проводилась  поэтапно.

1  этап. В  первую  очередь  я  постаралась, как  можно  больше  узнать  о  каждой  семье, о  ребёнке. Из  бесед  с  родителями  узнала  об  особенностях  детей, их  поведении  и  привычках: чем  больше  всего  любит  заниматься, как  называют  ребёнка  дома, какие  особенности  в  поведении  радуют, а  какие  настораживают, с  целью  согласования  воспитательных  воздействий  на  ребёнка  (альбом  «Моя  семья»)

2  этап. С  целью  вовлечения  родителей  в  совместную  с  детьми  деятельность, приглашала  их  на  внутрисадичные  мероприятия: участие  в  выставках  поделок  из  природного  и  бросового  материала, спартакиады, и  пр. А  также  на  внутригрупповые  мероприятия: экскурсии, походы  в  лес, кинотеатр, театральные  постановки  и  многие  другие. Дети  и  родители  с  удовольствием  принимают  активное  участие  во  всех  мероприятиях. Для  активизации  воспитательных  возможностей  родителей  я  использовала  разнообразные  активные  формы  общения  с  ними: консультации,

дискуссионные  встречи, практикумы  (альбом  «Летопись  группы»)

3  этап.  Следующий  этап  работы – посещение  занятий, режимных  моментов  (по  желанию), с  целью  привлечения  родителей  к  различным  формам  совместной  с  детьми  и  педагогами  деятельности, к  участию  в  воспитательно – образовательном  процессе  группы. На  данном  этапе  родители  могли  видеть  особенности  общения  ребёнка  с  другими  детьми, результаты  образовательной  деятельности.

4  этап.  Организация  помощи  родителям  по  вопросам  развития  психических  процессов  ребёнка, инициативы  и  самостоятельности, творчества  и  фантазии, по  вопросам  воспитания  дома. В  ходе  индивидуальных  бесед, консультаций  я  даю  рекомендации  об  организации  деятельности  дома.

     Планируя  свою  деятельность  я  определила  цель: совершенствовать  условия  для  развития  навыков  межличностного  взаимодействия  детей  3 – 7  лет  со  сверстниками  и  взрослыми. Для  этого  необходимо:

 - совершенствовать  механизм  реализации  новых  педагогических  технологий  по  развитию  навыков  общения;

 - развивать  у  родителей  умения  и  навыки  практического  использования  методов  и  приёмов  развития  коммуникативной  деятельности  детей.

                                                                                                                                               

   Диагностика социально – личностного развития детей по  

                   Шипициной Л.М. «Азбука общения».

                             

                                  1. раздел  «Мир  познания».

   Планируемый  результат.  Ребёнок  должен  уметь:

    - правильно  определять  времена  года,

    - наблюдать  за  животными, играть  с  ними  и  заботиться  о  них,

    - наблюдать  за  растениями  и  ухаживать  за  ними,

    - определять  по  жестам, позе, эмоциям  настроение  животного.

*  Метод – дидактическая  игра.

    1. «Времена  года».

        Цель: изучить  умение  детей  понимать  и  оценивать  природные

                   явления, их  влияние  на  эмоциональное  состояние  человека;

                   оценивать  природные  явления  и  находить  в  любом  хорошее

                   и  радостное.

*   Метод – дидактическая  игра.

     2. «Расскажи  о  животных, которых  ты  знаешь».

         Цель: изучить  знания  детей  о  жизни  диких  и  домашних  животных;

                    умение  ухаживать, понимать  общие  и  специфические  

                    особенности  общения  разных  животных  между  собой  и  знать

                    меру  понимания  их  человеком (по  жестам, движениям,

                    эмоциональным  реакциям).

*    Метод – дидактическая  игра.

      3. «Посажу  я  семена».

          Цель: изучить  умение  понимать  и  любить  красоту  окружающего  

                     мира, бережно  относиться  к  растениям, ухаживать  за  ними,

                     понимать  значение  растительного  мира  для  состояния  

                     человека – его  настроения, самочувствия.

                                      2. раздел  «Языки  общения».

   Планируемый  результат. Ребёнок  должен  уметь:

    - узнавать  с  помощью  органов  чувств  хорошее  и  плохое  настроение,

      эмоциональное  состояние  собеседника;

    - правильно  выражать  эмоциональные  реакции, мысли  и  чувства;

    - по  выражению  лица  и  тела, жестам,  эмоциям  понимать  своего  

      собеседника;

    - соблюдать  правильную  осанку, жестикуляцию  при  общении.

* Метод – беседа.

   1.Цель: изучить  знания  детей  о  роли  наших  «умных  помощников» -

              органов  чувств, их  значение  для  развития  общения (в процессе  

              восприятия, внимания, памяти, двигательной  и  эмоциональной

              сферах).

* Вопросы:

   - Скажи, пожалуйста, как  ты  понимаешь  выражение  «умные  помощники»

      что  это?

   - Зачем  человеку  уши ? Глаза ? Рот ?

   - Как  ты  ухаживаешь  за  ними ?

   - Как  они  помогают  общаться  тебе  с  другими  людьми ?

   - Что  ты  можешь  делать  глазами ? Ушами ? Ртом ?

* Метод – дидактическая  игра.

  2. «Настроение».

   Цель: изучить  представление  детей  об  их  собственных  эмоциях  и  

              эмоциях  других  людей ( хорошем  и  плохом  настроении), умение

              быть  внимательными  к  чувствам  и  желаниям  других  людей,

              передавать  свои  эмоции  другим  людям  разными  средствами.

                                   3. раздел  «Тайна  моего  «Я»».

   Планируемый  результат. Ребёнок  должен  уметь:

    - понимать  собственное  «Я», свою  индивидуальность,

    - уметь  радоваться  удаче, успеху, игрушке, развлечению,

    - понимать  «нельзя»  и  «надо»,

    - быть  самостоятельным.

* Метод – творческая  игра.

 

   1. «Угадай, кто  это ?».

       Цель: изучить  умение  мысленно  воспроизводить  образ  себе  подобного  

                  через  собственное  видение  человека.

* Метод – дидактическая  игра.

   2. «Мой  день».

       Цель: изучить  умение  видеть  и  понимать  себя, свой  внешний  и  

                  внутренний  мир, умение  быть  самостоятельным.

* Метод – наблюдение – этюд.

   3. «Зайчики  и  волк».

       Цель: изучить  развитие  осознания  детьми  и  сравнения  собственных  

                  мышечных  и  эмоциональных  ощущений.

                         4. раздел  «Этот  странный  взрослый  мир».

   Планируемый  результат. Ребёнок  должен  уметь:

   - понимать  основы  взаимоотношений  с  родителями, бабушками,

     дедушками  и  другими  близкими  людьми,

   - проявлять  заботу  и  добрые  чувства  к  своим  близким,

   - понимать  значение  труда  взрослых; понимать  в  доступной  для  них  

     форме, особенности  профессиональной  деятельности  взрослых.

* Метод – беседа.

  1. «Семейная  фотография».

   Цель: изучить  отношение  детей  к  самым  близким  людям, знание  о  

              повседневном  труде  родителей, понимание  взаимоотношений  в

              семье, потребность  радовать  своих  близких  добрыми  делами  и

              заботливым  отношением  к  ним.

   Вопросы:

   - Кто изображён  на  фотографии ?

   - Узнали  ли  они  своего  товарища  по  группе ?

   - Где  его  мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра ?

   - Какое  у  них  настроение ?

   - Что  они  делают ?

   - Где  работают  родители ?

   - Кем  работают ?

   - Как  ты  помогаешь  дома ?

   - Чем  любит  заниматься  твоя  бабушка ?

   - Как  проводит  выходной  день  твоя  семья ?

   - Какой  подарок  ты  хотел  бы  подарить  маме ?

                              5. раздел  «Как  мы  видим  друг  друга».

   Планируемый  результат. Ребёнок  должен  уметь:

    - применять  полученные  навыки  общения  в  игровых  и  жизненных

      ситуациях, 

    - радоваться  самим  и  пытаться  понять  чувство  радости  других,

    - воспитывать  в  себе  потребность  в  общении  со  сверстниками,

    - представить  себе, что  такое  «иметь  друзей», также  свою  роль  в  семье

      (сын, дочь, внук, внучка).

* Метод – дидактическая  игра.

   1.«Мы – разные».

   Цель: изучить  знания  детей  о  том, что  все  люди  не  похожи  друг  на  

             друга, развивать  восприятие  образа  ровесника  по  внешности  и

             индивидуальным  особенностям, умение  общаться  со  сверстниками

             смотреть  в  лицо  и  глаза  друг  другу.

* Метод – дидактическая  игра.

   2.«Дружба».

   Цель: уточнить  у  детей  понятия  «друг», «дружба», умение  детей  видеть,

             понимать, оценивать  чувства  и  поступки  других, мотивировать,

             объяснять  свои  суждения.

*Метод – дидактическая  игра.

  3.«Клоун  Тяп – Ляп».

  Цель: изучить  диапазон  эмоций  у  детей  через  понимание  и  переживание

             радости, наличие  положительных  чувств  и  эмоций  через  улыбку,

             умение  эмоционально  воспринимать  весёлое  настроение  людей.

* Метод – дидактическая  игра.

   4.«День  рождения».

   Цель: выяснить  знания  детей  о  правилах  гостеприимства, умение  

              общаться  со  сверстниками, согласовывать  свою  деятельность  с

              деятельностью  других  людей, чувства  доброжелательности,

              участия, умение  дарить  и  принимать  подарки.

                                6. раздел  «Фантазия  характеров».

   Планируемый  результат. Ребёнок  должен  уметь:

   - иметь  представление  о  том, что  можно, а  что  нельзя  делать,

   - различать  положительные  и  отрицательные  качества  персонажей  

     литературных  произведений,

   - иметь  представление  о  хороших  и  плохих  привычках, о необходимости

     избавления  от  дурных  привычек,

   - видеть, понимать  и  сравнивать  свои  положительные  и  отрицательные

     поступки  и  привычки  с  примерами  поведения  близких  людей,

     сверстников, героев  сказок  и  пр.

*Метод – дидактическая  игра.

  1. «Что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо».

      Цель: выяснить  у  детей  представления  о  хороших  и  плохих  поступках

                 поведении, умение  правильно  оценивать  себя  и  других, видеть

                 положительные  и  отрицательные  качества  персонажей.

* Метод – дидактическая  игра.

   2. «Не  поделили  игрушку».

       Цель: изучить  умение  благополучно  выходить  из  конфликтных

                 ситуаций, находить  компромиссное  решение.

* Метод – беседа.

   3. «Какие  бывают  привычки»

       Цель: уточнить  представления  о  дурных  привычках, наличие  желания  

                  следить  за  своим  внешним  видом, представления  о  страхах

                  и  путях  их  преодоления.

   Вопросы:

   - Какие  плохие  привычки  вы  знаете ?

   - Почему  их  так  называют ?

   - Как  можно  справиться  с  ними ?

   - Как  воспринимают  окружающие  люди  дурные  привычки ?

   - К  каким  отрицательным  последствиям  приводит  та  или  иная

     привычка ?  

                               

                                   7. раздел  «Умение  владеть  собой».

   Планируемый  результат. Ребёнок  должен  уметь:

   - владеть  игровыми  приёмами  произвольного  расслабления,

   - уметь  сосредоточиться  на  зрительной  и  слуховой  информации,

     адекватно  реагировать  на  неё,

   - контролировать  своё  поведение  в  общении  с  окружающими  людьми,

   - уметь  принимать  верные  решения  в  различных  жизненных  ситуациях,

   - уметь  осознавать  и  бороться  с  отрицательными  чертами  своего  

     характера.

* Метод – дидактическая  игра.

   1. «Умей  расслабиться».

       Цель: выяснить  умение  детей  чувствовать  разницу  между  состоянием

                  напряжения  и  покоя, знание  некоторых  игровых  приёмов

                 произвольного  расслабления.

* Метод – дидактическая  игра.

   2. «Будь  внимателен».

       Цель: выяснить  умение  детей  быть  внимательными, быстро

                  сосредоточиваться  на  зрительной  и  слуховой  информации  и

                  адекватно  реагировать  на  неё.

* Метод – дидактическая  игра.

   3. «Как  поступить ?».

       Цель: уточнить  умение  детей  принимать  правильные  решения  в

                 различных  жизненных  ситуациях, умение  контролировать  своё

                 поведение  в  общении  с  другими  людьми, подавлять  чувство

                 страха  и  уметь  бороться  с  ними.

* Метод – дидактическая  игра.

   4. «Не  хочу  быть  плохим».

       Цель: уточнить  знания  детей  о  положительных  привычках, умение

                 преодолевать  отрицательные  черты  характера.

                                   

                                   8. раздел  «Культура  общения».

   Планируемый  результат. Ребёнок  должен  уметь:

   - владеть  приёмами  вежливого  обращения  с  окружающими, употребляя

     в  речи  «волшебные»  слова,

   - учить  вести  доброжелательный  диалог, используя  различные  средства

     выразительности, не  обижая  и  не  унижая  партнёра, в  том  числе  по

     телефону,

   - иметь  представление  о  том, что  свои  мысли  и  чувства  можно  

     передавать  и  в  письменном  виде,

   - уметь  культурно  вести  себя  за  столом, усвоив  основные  правила

     этикета.

* Метод – дидактическая  игра.

   1. «Секрет  «волшебных»  слов».

       Цель: уточнить  значение  вежливых  слов, представления  и  потребность  

                  в  доброжелательном  общении  с  окружающими.

* Метод – дидактическая  игра.

   2. «Давай  поговорим».

       Цель: выяснить  у  детей  умение  вежливо  общаться  друг  с  другом  и

                  с  окружающими  взрослыми, вести  диалог, используя  различные

                  средства  выразительности.

* Метод – дидактическая  игра.

   3. «За  столом».

       Цель: выяснить  знания  детей  об  основных  правилах  этикета, умение

                  культурно  вести  себя  за  столом.

                               9. раздел  «Мальчик  и  девочка».

   Планируемый  результат. Ребёнок  должен  уметь:

   - иметь  представление  о  женственности  и  мужественности,

   - иметь  представление  о  внешности  и  манере  держаться  представителей

     разного  пола,

   - понимать  различия  между  мальчиками  и  девочками – как  внешние,

     так  и  в  основных  чертах  характера  и  поведения,

   - проявлять  свои  возможности  при  общении  с  партнёрами  

     противоположного  пола  в  различных  ситуациях  и  игровой  

     деятельности.

* Метод – дидактическая  игра.

   1. «Внешность».

       Цель: уточнить  умение  различать  мальчиков  и  девочек  по  внешности

                 и  действиям.

* Метод – игра – соревнование.

    2. «Самый  сильный  и  ловкий».

       Цель: выяснить  наличие  качеств  личности: смелость, ловкость,

                  активность.

* Метод – беседа.

   3. «С  кем  бы  я  хотел  дружить».

       Цель: уточнить  знания  о  положительных  чертах  характера  и  

                  поступках  мальчиков  и  девочек, представления  о  дружбе

                  между  мальчиками  и  девочками.

Вопросы:

   - С  кем  ты  дружишь ?

   - Почему ?

   - Кого  не  хотел  бы  брать  с  собой  в  игру ?

   - С  кем  иногда  даже  ссорятся ?

   - Почему  происходят  ссоры ?

   - Каким  должен  быть  мальчик ? Девочка ?

   - С  каким  мальчиком  или  девочкой  ты  хочешь  играть ? Дружить ?

* Метод – подвижная  игра.

   4. «Играем  вместе».

       Цель: выяснить  умение  детей  общаться  друг  с  другом, самостоятельно

                  выражать  свою  симпатию  и  предпочтение  сверстнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей по социальному развитию детей дошкольного возраста

консультация для воспитателей по социальному развитию детей дошкольного возраста...

"Социальное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития"

В данной статье автор обращает внимание на вопрос социальной адаптации детей с ограниченными возможностями....

Социальное развитие детей дошкольного возраста

Материал по направлени. социально-личностное развитие в ДОУ...

Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» (тест для педагогов дошкольных образовательных учреждений)

Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» является одной из форм методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Применение данно...

Социальное развитие детей дошкольного возраста и возрастные особенности социального развития дошкольников.

Социальное развитие детей дошкольного возраста занимает немаловажную роль в воспитании детей. В статье пишется о  роли  социального развития и возрастных  особенностях социального разви...

Тест для педагогов ДОО "Познавательное развитие детей дошкольного овзраста"

Тест предназначен для педагогов и специалистов дошкольного образования для проверки их знаний основ познавательного развития дошкольников и ФГОС ДОhttps://konstruktortestov.ru/test-46999 - Ссылка на т...

Методическое сопровождение внедрения модели социального развития детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде ДОУ в практику дошкольного образовательного учреждения

В данном методическом пособии собраны методические материалы по внедрению областного инновационного проекта «Модель социального развития детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде Д...