Социальное развитие детей дошкольного овзраста
тест по теме
Предлагаемый материал основан на исследовании проблем в общении детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование технологии помогающей развить социальные навыки детей с тестами | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Всё более возрастающий жизненный ритм, стремление родителей самоутвердиться в обществе, желание видеть своих детей самостоятельными, но не умение воспитать в них добрые чувства и развить коммуникативные навыки общения определило проблему: неадекватного поведения детей в обществе, не способность устанавливать и развивать отношения в коллективе, желание доминировать и подчинять, не считаясь с мнением окружающих его сверстников, родных.
Так как одним из ведущих условий реализации содержания образования детей дошкольного возраста является освоение детьми социального опыта совместной деятельности со сверстниками, взрослыми и установление отношений, которые основаны на чувстве общности и доверия, и которые учитывают собственные интересы и интересы других (детей, взрослых), передо мной встали следующие задачи:
- изучить и внедрить в практику работы с детьми технологии межличностного общения;
- создать развивающую среду как условие формирования групповых норм поведения и положительных взаимоотношений в процессе игрового общения;
- расширить представление родителей о формировании гуманистической направленности поведения у детей.
До начала проведения мероприятий, выбора развивающей программы, я провела проверку уровня развития детей на тот момент. Для этого были отобраны критерии наиболее чётко характеризующие личностную сферу ребёнка: а именно: личностные характеристики, составляющие понятие индивидуальности и позволяющие с учётом межличностных отношений с окружающими людьми сделать выводы о своеобразии формирования навыков общения у каждого из детей.
Для решения задач я выбрала программу «Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.» авторов Шипициной Л.М, Защиринской О.В, Вороновой А.П, Ниловой Т.А. Данная программа предложила мне кроме практических приёмов общения с детьми и родителями курс теории по психологии детской игры. Вся работа проводилась поэтапно с учётом возрастных особенностей детей, образованности родителей, т.к. они тоже являлись активными участниками процесса. Материал выделен в разделы, которые охватывают основные моменты жизнедеятельности человека: природа и животный мир, связь их с человеком; семья и родовые понятия, отношения взрослых; различия характеров, полоролевые различия; культура общения и групповые нормы поведения. Разнообразие форм и методов организации детей помогли учесть возрастные и индивидуальные особенности развития детей. Основными формами обучения детей коммуникативным навыкам стали:
- развивающие игры (игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры и др.)
- упражнения (подражательно – исполнительского и творческого характера);
- этюды, импровизации;
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- свободное и тематическое рисование, лепка;
- чтение художественных произведений;
- рассказ педагога и рассказы детей;
- сочинение историй, беседы;
- мини – конкурсы, игры – соревнования.
Основной принцип развивающей игры – попутное обучение, развитие коммуникативных навыков, я использовала при совмещении элементов игры и учения, переход от игр – забав через игры – задачи к учебно – познавательной деятельности: поле чудес, КВН, викторины, конкурсы, где дети могли не только применить имеющиеся знания но и понять что значит работа в команде, помощь другу. Так проявляется психологическое воздействие игры: развиваются основные психические процессы, способности ребёнка, волевые и нравственные качества личности.
В соответствии с разделами программы «Азбука общения» я разработала тесты – беседы, которые позволяют отслеживать развитие навыков и качеств, наблюдая за деятельностью детей в игре осуществляла коррекцию поведения.
При проектировании предметно – развивающей среды я учитывала:
- индивидуальные социально – психологические особенности детей;
- особенности эмоционально – личностного развития детей;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности детей;
- любознательность, исследовательский интерес и уровень развития творческих способностей;
- возрастные и полоролевые особенности.
А также учитывала основные принципы:
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью;
- организация «зон приватности»;
- предоставление права и свободы выбора;
- создание условий для моделирования и экспериментирования;
- полифункциональность использования помещений и оборудования;
- возрастная и полоролевая адресность оборудования и материалов.
Не менее важным направлением в работе я считаю взаимодействие с родителями.
Данная работа проводилась поэтапно.
1 этап. В первую очередь я постаралась, как можно больше узнать о каждой семье, о ребёнке. Из бесед с родителями узнала об особенностях детей, их поведении и привычках: чем больше всего любит заниматься, как называют ребёнка дома, какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают, с целью согласования воспитательных воздействий на ребёнка (альбом «Моя семья»)
2 этап. С целью вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность, приглашала их на внутрисадичные мероприятия: участие в выставках поделок из природного и бросового материала, спартакиады, и пр. А также на внутригрупповые мероприятия: экскурсии, походы в лес, кинотеатр, театральные постановки и многие другие. Дети и родители с удовольствием принимают активное участие во всех мероприятиях. Для активизации воспитательных возможностей родителей я использовала разнообразные активные формы общения с ними: консультации,
дискуссионные встречи, практикумы (альбом «Летопись группы»)
3 этап. Следующий этап работы – посещение занятий, режимных моментов (по желанию), с целью привлечения родителей к различным формам совместной с детьми и педагогами деятельности, к участию в воспитательно – образовательном процессе группы. На данном этапе родители могли видеть особенности общения ребёнка с другими детьми, результаты образовательной деятельности.
4 этап. Организация помощи родителям по вопросам развития психических процессов ребёнка, инициативы и самостоятельности, творчества и фантазии, по вопросам воспитания дома. В ходе индивидуальных бесед, консультаций я даю рекомендации об организации деятельности дома.
Планируя свою деятельность я определила цель: совершенствовать условия для развития навыков межличностного взаимодействия детей 3 – 7 лет со сверстниками и взрослыми. Для этого необходимо:
- совершенствовать механизм реализации новых педагогических технологий по развитию навыков общения;
- развивать у родителей умения и навыки практического использования методов и приёмов развития коммуникативной деятельности детей.
Диагностика социально – личностного развития детей по
Шипициной Л.М. «Азбука общения».
1. раздел «Мир познания».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
- правильно определять времена года,
- наблюдать за животными, играть с ними и заботиться о них,
- наблюдать за растениями и ухаживать за ними,
- определять по жестам, позе, эмоциям настроение животного.
* Метод – дидактическая игра.
1. «Времена года».
Цель: изучить умение детей понимать и оценивать природные
явления, их влияние на эмоциональное состояние человека;
оценивать природные явления и находить в любом хорошее
и радостное.
* Метод – дидактическая игра.
2. «Расскажи о животных, которых ты знаешь».
Цель: изучить знания детей о жизни диких и домашних животных;
умение ухаживать, понимать общие и специфические
особенности общения разных животных между собой и знать
меру понимания их человеком (по жестам, движениям,
эмоциональным реакциям).
* Метод – дидактическая игра.
3. «Посажу я семена».
Цель: изучить умение понимать и любить красоту окружающего
мира, бережно относиться к растениям, ухаживать за ними,
понимать значение растительного мира для состояния
человека – его настроения, самочувствия.
2. раздел «Языки общения».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
- узнавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение,
эмоциональное состояние собеседника;
- правильно выражать эмоциональные реакции, мысли и чувства;
- по выражению лица и тела, жестам, эмоциям понимать своего
собеседника;
- соблюдать правильную осанку, жестикуляцию при общении.
* Метод – беседа.
1.Цель: изучить знания детей о роли наших «умных помощников» -
органов чувств, их значение для развития общения (в процессе
восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной
сферах).
* Вопросы:
- Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «умные помощники»
что это?
- Зачем человеку уши ? Глаза ? Рот ?
- Как ты ухаживаешь за ними ?
- Как они помогают общаться тебе с другими людьми ?
- Что ты можешь делать глазами ? Ушами ? Ртом ?
* Метод – дидактическая игра.
2. «Настроение».
Цель: изучить представление детей об их собственных эмоциях и
эмоциях других людей ( хорошем и плохом настроении), умение
быть внимательными к чувствам и желаниям других людей,
передавать свои эмоции другим людям разными средствами.
3. раздел «Тайна моего «Я»».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
- понимать собственное «Я», свою индивидуальность,
- уметь радоваться удаче, успеху, игрушке, развлечению,
- понимать «нельзя» и «надо»,
- быть самостоятельным.
* Метод – творческая игра.
1. «Угадай, кто это ?».
Цель: изучить умение мысленно воспроизводить образ себе подобного
через собственное видение человека.
* Метод – дидактическая игра.
2. «Мой день».
Цель: изучить умение видеть и понимать себя, свой внешний и
внутренний мир, умение быть самостоятельным.
* Метод – наблюдение – этюд.
3. «Зайчики и волк».
Цель: изучить развитие осознания детьми и сравнения собственных
мышечных и эмоциональных ощущений.
4. раздел «Этот странный взрослый мир».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
- понимать основы взаимоотношений с родителями, бабушками,
дедушками и другими близкими людьми,
- проявлять заботу и добрые чувства к своим близким,
- понимать значение труда взрослых; понимать в доступной для них
форме, особенности профессиональной деятельности взрослых.
* Метод – беседа.
1. «Семейная фотография».
Цель: изучить отношение детей к самым близким людям, знание о
повседневном труде родителей, понимание взаимоотношений в
семье, потребность радовать своих близких добрыми делами и
заботливым отношением к ним.
Вопросы:
- Кто изображён на фотографии ?
- Узнали ли они своего товарища по группе ?
- Где его мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра ?
- Какое у них настроение ?
- Что они делают ?
- Где работают родители ?
- Кем работают ?
- Как ты помогаешь дома ?
- Чем любит заниматься твоя бабушка ?
- Как проводит выходной день твоя семья ?
- Какой подарок ты хотел бы подарить маме ?
5. раздел «Как мы видим друг друга».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
- применять полученные навыки общения в игровых и жизненных
ситуациях,
- радоваться самим и пытаться понять чувство радости других,
- воспитывать в себе потребность в общении со сверстниками,
- представить себе, что такое «иметь друзей», также свою роль в семье
(сын, дочь, внук, внучка).
* Метод – дидактическая игра.
1.«Мы – разные».
Цель: изучить знания детей о том, что все люди не похожи друг на
друга, развивать восприятие образа ровесника по внешности и
индивидуальным особенностям, умение общаться со сверстниками
смотреть в лицо и глаза друг другу.
* Метод – дидактическая игра.
2.«Дружба».
Цель: уточнить у детей понятия «друг», «дружба», умение детей видеть,
понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать,
объяснять свои суждения.
*Метод – дидактическая игра.
3.«Клоун Тяп – Ляп».
Цель: изучить диапазон эмоций у детей через понимание и переживание
радости, наличие положительных чувств и эмоций через улыбку,
умение эмоционально воспринимать весёлое настроение людей.
* Метод – дидактическая игра.
4.«День рождения».
Цель: выяснить знания детей о правилах гостеприимства, умение
общаться со сверстниками, согласовывать свою деятельность с
деятельностью других людей, чувства доброжелательности,
участия, умение дарить и принимать подарки.
6. раздел «Фантазия характеров».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
- иметь представление о том, что можно, а что нельзя делать,
- различать положительные и отрицательные качества персонажей
литературных произведений,
- иметь представление о хороших и плохих привычках, о необходимости
избавления от дурных привычек,
- видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные
поступки и привычки с примерами поведения близких людей,
сверстников, героев сказок и пр.
*Метод – дидактическая игра.
1. «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: выяснить у детей представления о хороших и плохих поступках
поведении, умение правильно оценивать себя и других, видеть
положительные и отрицательные качества персонажей.
* Метод – дидактическая игра.
2. «Не поделили игрушку».
Цель: изучить умение благополучно выходить из конфликтных
ситуаций, находить компромиссное решение.
* Метод – беседа.
3. «Какие бывают привычки»
Цель: уточнить представления о дурных привычках, наличие желания
следить за своим внешним видом, представления о страхах
и путях их преодоления.
Вопросы:
- Какие плохие привычки вы знаете ?
- Почему их так называют ?
- Как можно справиться с ними ?
- Как воспринимают окружающие люди дурные привычки ?
- К каким отрицательным последствиям приводит та или иная
привычка ?
7. раздел «Умение владеть собой».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
- владеть игровыми приёмами произвольного расслабления,
- уметь сосредоточиться на зрительной и слуховой информации,
адекватно реагировать на неё,
- контролировать своё поведение в общении с окружающими людьми,
- уметь принимать верные решения в различных жизненных ситуациях,
- уметь осознавать и бороться с отрицательными чертами своего
характера.
* Метод – дидактическая игра.
1. «Умей расслабиться».
Цель: выяснить умение детей чувствовать разницу между состоянием
напряжения и покоя, знание некоторых игровых приёмов
произвольного расслабления.
* Метод – дидактическая игра.
2. «Будь внимателен».
Цель: выяснить умение детей быть внимательными, быстро
сосредоточиваться на зрительной и слуховой информации и
адекватно реагировать на неё.
* Метод – дидактическая игра.
3. «Как поступить ?».
Цель: уточнить умение детей принимать правильные решения в
различных жизненных ситуациях, умение контролировать своё
поведение в общении с другими людьми, подавлять чувство
страха и уметь бороться с ними.
* Метод – дидактическая игра.
4. «Не хочу быть плохим».
Цель: уточнить знания детей о положительных привычках, умение
преодолевать отрицательные черты характера.
8. раздел «Культура общения».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
- владеть приёмами вежливого обращения с окружающими, употребляя
в речи «волшебные» слова,
- учить вести доброжелательный диалог, используя различные средства
выразительности, не обижая и не унижая партнёра, в том числе по
телефону,
- иметь представление о том, что свои мысли и чувства можно
передавать и в письменном виде,
- уметь культурно вести себя за столом, усвоив основные правила
этикета.
* Метод – дидактическая игра.
1. «Секрет «волшебных» слов».
Цель: уточнить значение вежливых слов, представления и потребность
в доброжелательном общении с окружающими.
* Метод – дидактическая игра.
2. «Давай поговорим».
Цель: выяснить у детей умение вежливо общаться друг с другом и
с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные
средства выразительности.
* Метод – дидактическая игра.
3. «За столом».
Цель: выяснить знания детей об основных правилах этикета, умение
культурно вести себя за столом.
9. раздел «Мальчик и девочка».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
- иметь представление о женственности и мужественности,
- иметь представление о внешности и манере держаться представителей
разного пола,
- понимать различия между мальчиками и девочками – как внешние,
так и в основных чертах характера и поведения,
- проявлять свои возможности при общении с партнёрами
противоположного пола в различных ситуациях и игровой
деятельности.
* Метод – дидактическая игра.
1. «Внешность».
Цель: уточнить умение различать мальчиков и девочек по внешности
и действиям.
* Метод – игра – соревнование.
2. «Самый сильный и ловкий».
Цель: выяснить наличие качеств личности: смелость, ловкость,
активность.
* Метод – беседа.
3. «С кем бы я хотел дружить».
Цель: уточнить знания о положительных чертах характера и
поступках мальчиков и девочек, представления о дружбе
между мальчиками и девочками.
Вопросы:
- С кем ты дружишь ?
- Почему ?
- Кого не хотел бы брать с собой в игру ?
- С кем иногда даже ссорятся ?
- Почему происходят ссоры ?
- Каким должен быть мальчик ? Девочка ?
- С каким мальчиком или девочкой ты хочешь играть ? Дружить ?
* Метод – подвижная игра.
4. «Играем вместе».
Цель: выяснить умение детей общаться друг с другом, самостоятельно
выражать свою симпатию и предпочтение сверстнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей по социальному развитию детей дошкольного возраста
консультация для воспитателей по социальному развитию детей дошкольного возраста...
"Социальное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития"
В данной статье автор обращает внимание на вопрос социальной адаптации детей с ограниченными возможностями....
Социальное развитие детей дошкольного возраста
Материал по направлени. социально-личностное развитие в ДОУ...
Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» (тест для педагогов дошкольных образовательных учреждений)
Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» является одной из форм методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Применение данно...
Социальное развитие детей дошкольного возраста и возрастные особенности социального развития дошкольников.
Социальное развитие детей дошкольного возраста занимает немаловажную роль в воспитании детей. В статье пишется о роли социального развития и возрастных особенностях социального разви...
Тест для педагогов ДОО "Познавательное развитие детей дошкольного овзраста"
Тест предназначен для педагогов и специалистов дошкольного образования для проверки их знаний основ познавательного развития дошкольников и ФГОС ДОhttps://konstruktortestov.ru/test-46999 - Ссылка на т...
Методическое сопровождение внедрения модели социального развития детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде ДОУ в практику дошкольного образовательного учреждения
В данном методическом пособии собраны методические материалы по внедрению областного инновационного проекта «Модель социального развития детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде Д...