Программа кружка "Мир доброты"
рабочая программа (средняя группа) по теме

Программа предназначена для руководителей духовно- нравственного кружка. Православное воспитание- основа нравственности.

 

 

Программа осуществляется на базе МДОБУ «Кузнецовский детский сад «Улыбка», с. Кузнецово, Медведевского района, Республики Марий Эл

 

Кружок по духовно- нравственному воспитанию детей

 

Название «Мир доброты»

 

Руководитель: воспитатель I квалификационной категории Волкова Елена Ивановна

 

Основная цель кружка: Формирование основ духовности и нравственности личности дошкольника.

 

Задачи:

Разработать модель духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитывать в детях такие качества личности, как доброжелательность, терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность прощать, просить прощения, не отвечать злом на зло; человеколюбие, ч

честность, ответственность, заботливость; трудолюбие; любовь и уважение к родным и близким, любовь к Родине.

Объединить усилия семьи, детского сада и Церкви в духовно- нравственном воспитании дошкольников.

Содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного семейного климата.

 

Пояснительная записка - программа

Периодичность проведения: занятия проводятся 2 раза в месяц по 15-20 минут.

 

Форма проведения: подгрупповая, наполняемость 10 человек;

Возраст детей: 3-5 лет

Приёмы и методы:

Теоретические и практические занятия с дошкольниками в игровой форме

Беседы с детьми и их родителями;

Коллективно- творческие дела;

Индивидуальная работа с воспитанниками;

Игры;

Экскурсии;

Досуговые программы для детей и родителей;

Консультирование педагогов и родителей.

 

Используемые материалы и развивающая среда:

Истоковедение (Духовно- нравственное воспитание дошкольников в контексте истоковедения).Том 11. - М.:Издательский дом «Истоки», 2009/ Ответственные редакторы И.А. Кузьмин, Л.П. Сильвестрова;

Комплект книг для развития детей 3-4, 4-5 лет под общей редакцией профессора РАЕН И.А. Кузьмина, М., 2008 г.;

Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования, авторы И.А. Кузьмин, В.А. Камкин

Методическое пособие воспитателей дошкольных учреждений Основы христианской культуры. С.Ю. Афанасьева, Калининград, «Золотое сечение», 2001г.

Конспекты занятий по духовно- нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. В.В. Малова, гуманитарный издательский центр Владос, 2010 г.

Детская Библия. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1990 г.;

Закон Божий для самых маленьких. М.: Паломник , 1997 г.;

Знакомство детей с русским народным творчеством. Спб.:Детство- Пресс, 1999

Журнал Духовно- нравственное воспитание.

Прикосновение, рабочая тетрадь по основам православной культуры. И. Заузолкова, Козьмодемьянск.

 

Отбор детей на кружок достигается следующими мероприятиями:

Беседа с родителями, анкетирование родителей, беседа с ребёнком. Желание родителей и детей.

 

Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года .

 

Основные принципы построения программы:

От простого к сложному.

Доступность.

Системность знаний.

Воспитывающая и обучающая направленность.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Разнообразные формы работы.

Преемственность.

Сотрудничество со специалистами детского сада, родителями.

 

Актуальность

В современном обществе в связи с изменениями социально- экономической ситуации материальные ценности доминируют над духовно- нравственными.

Люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам других, нежеланием оказывать помощь бескорыстно. У многих детей искажены представления о

доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Многих ребят отличает

эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Продолжается разрушение института семьи.

Анализ данных целенаправленного обследования современного состояния семейного воспитания свидетельствует о резком снижении уровня исполнения

воспитательной функции родителями. Хотя Закон «Об образовании РФ» (ст.18) гласит о том, что первыми родителями являются родители. Ошибаются родители

, когда они смотрят на своего ребёнка, как на невинное существо. В котором ещё нет никакого зла. Опыт показывает, что ребёнок появляется на свет не только с

добрыми задатками, но и с дурными. Поэтому воспитание ребёнка непременно должно включать и борьбу с его дурными наклонностями. Психология и религия учат

нас, что всякое проявление зла в душе надо преодолевать в самом начале. Пока оно не окрепло и не превратилось в привычку. Дурные качества развиваются и

закрепляются быстро и могут заглушить семена добра. А добрые качества приобретаются усилием и постоянством.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своё время писал: «Против нашего народа ведётся хорошо спланированная бескровная война, имеющая цель её уничтожить. В России сегодня создан

огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, обогащающий зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вызвала небывалый демографический кризис в нашей стране. Она приводит

к вырождению и вымиранию нашего народа. Мы должны поднять русский народ на борьбу за жизнь своих детей. Нужны всенародные усилия , чтобы наши дети и молодёжь получили возможность вернуться к

духовным и культурным корням народной жизни».

Итак, проблема духовного воспитания, бесспорно является одной из главнейших в современной России, поскольку именно в этом решение таких вопросов, как:

будущее России, воспитание детей, становление новых идеалов и ценностей. О необходимости создания новых подходов в воспитании, обращения к духовности и милосердию отмечают многие педагоги, учёные

и священнослужители. Духовность подразумевает стремление к самопознанию и самосовершенствованию. По мнению В. Даля, дух образуют слитно ум и нрав. К нраву он относит понятие любви, милосердия

, добродетели. Нравственный- значит духовный, согласный с совестью, законами природы, достоинством человек. Поэтому нравственность является частью духовности и проявляется как красота в поведении

человека.

Важно помнить, что образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. И сегодня задача всех образовательных учреждений - не только

формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности.

Примечание: преподавание дисциплин духовно- нравственного характера в светской школе или ДОУ — дело необычайно деликатное. Оно требует единения

желаний родителей и их детей, заинтересованного участия администрации, чуткости, душевной тонкости педагога.

 

Целесообразность программы

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности

, образующие устойчивую индивидуальность человека. Детская душа целостна, в ней нет раздвоения, искусственности, фальши, неискренности. Отношение детей к

людям, к природе простодушно, непосредственно и сердечно, как это почти недоступно для взрослых. «Младенец подобно молодому деревцу, нуждается в прививке

, дабы выросли красивые и вкусные плоды. Не сделав это вовремя, мы рискуем вырастить, может быть и большое дерево, но с плодами горькими и негодными к

употреблению. Ничего кроме доброго , от приобщения детей с младенческого возраста к Церкви не будет» (протоиерей В. Грозовской).

Программа предусматривает совместную деятельность педагогов, родителей, воспитанников и Церкви.

 

Ожидаемые результаты:

В результате реализации поставленных задач можно будет добиться следующего: Снизится уровень тревожности и агрессивности у детей. Ребёнок научится терпеливо преодолевать встречающиеся трудности

. Дети начнут чувствовать рядом с собой другого человека, его боль и переживания. Выработается привычка к делам милосердия, к труду ради других, доверие к миру. Произойдёт приобщение детей к Церкви

. Дети научатся трепетно относиться к близким и родным, любить свою Родину, окружающую природу

Родители будут обращать внимание в первую очередь на воспитание Души в своих детях.

 

Перспективное планирование работы кружка по духовно- нравственному воспитанию детей «Мир доброты»

на 2011-2012 учебный год (возраст детей 3-4 года)

 

Сентябрь

Занятие №1 «Любимое имя»

Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя». Мотивация родителей на совместную работу с ребёнком и воспитателем. Развитие чувства

самооценки ребёнка

 

Занятие №2 «Дом, в котором я живу. Моя семья.»

Цели:Дать детям понятие о доме как о постройке, дать понятие об отчем доме, семье. Рассказать о близких родственниках. Развитие умения слушать друг друга.

Октябрь

Занятие №3 «Доброе слово»

Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово»

Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

 

Занятие № 4 «Наш храм»

Цели:Дать детям понятие о храме как о Божием доме. Обратить внимание детей на архитектурные особенности. Рассказать о внутреннем церковном убранстве. Познакомить

детей с самыми простыми молитвами. Развивать умение слушать взрослого.

Ноябрь

Занятие №5 «Мир вокруг нас»

Цели: Развивать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней.

Развивать художественный вкус, творческое воображение, трудолюбие, усидчивость и терпение. Развивать мелкую мускулатуру рук, координацию движения.

 

Занятие №6 «Ласковая песня»

Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня».

Развитие умения слушать друг друга

 

Декабрь

Занятие №7 «Ангел-хранитель» (Подарок к празднику 21 ноября)

Цели:Вызвать в детях желание делать подарки близким людям, дать понять, что дарить подарки гораздо приятнее, чем получать самим. Развитие у детей уважения к труду, побуждение к творчеству.

 

Занятие №8 «Святые иконы»

Цели: Дать понятие,что такое икона (образ), нимб. Обогащение знаний о молитвах. Мотивация взрослых на совместную деятельность с ребёнком.

 

Январь

Занятие №9 «Любимый образ»

Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Образ». Формирование способности понимать чувства других людей. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

 

Занятие № 10 «Рождество Христово»

Цели: Ознакомить детей с содержанием рассказов об Иисусе Христе.

Способствовать развитию памяти , мышления. Побуждать детей к совместному труду.

Февраль

Занятие №11 «Образ света»

Цели: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».

Развитие умения выражать свои добрые чувства. Развитие эмоциональной сферы ребёнка.

 

Занятие №12 «Добрый мир»

Цели: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ»

Развитие мотивации на общение со взрослым. Развитие основы самоутверждения.

Март

Занятие №13 «О доброте и послушании»

Цели: Развитие у детей мотивации к послушанию взрослых. Развитие адекватной самооценки.

 

Занятие №14 «Добрая книга»

Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Книга».

Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге.

Развитие умения слышать друг друга.

Апрель

Занятие №15 «Любимая книга»

Цели: Развитие взаимодействия детей и взрослых. Создание позитивного настроя на общение в группе.

 

Занятие №16 «Самый главный праздник» (Пасха)

Цели: Объяснение детям смыла праздника Пасхи. Знакомить с православными праздниками.

Май

Занятие №17«Как у нас-то в мастерской» (Украшение пасхальных яиц)

Цели: Познакомить детей с пасхальными традициями. Развивать любовь к труду, творчеству.

 

Занятие №18 Экскурсия в храм Владимирской иконы Божией Матери села Кузнецово

Цель: Познакомить детей с настоятелем храма, иереем Василием. Приобщать к православной культуре.

 

Перспективное планирование

на 2012-2013 учебный год (возраст детей 4-5 лет)

 

Сентябрь

Занятие №1 «Дружная семья»

Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья», формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению. Мотивация

родителей на совместную деятельность с ребёнком.

 

Занятие №2 «Мир есть творение Божие»

Цели: Рассказать детям о том, что Бог сотворил мир за шесть дней, а в седьмой день он отдыхал. В память об этом люди шесть дней работают для себя, а седьмой- Воскресенье-

посвящают Богу: ходят в церковь.

Октябрь

Занятие №3 «Домашнее тепло»

Цели:Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья». Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким. Развитие умения слушать друг друга.

 

 

Занятие №4 «Покров Пресвятой Богородицы»

Цели: Учить детей видеть в людях хорошее. Продолжать знакомить с православными праздниками.

Ноябрь

Занятие №5 «Дорога добра»

Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы». Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. Формирование

представления о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.

 

Занятие №6 «Кого рисуют на иконах»

Цели:Закрепить, углубить полученные ранее знания об иконах. Обогащение знаний о молитвах.

Декабрь

Занятие№ 7 «Сказочный лес»

Цели:Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. Развитие способности

договариваться , приходить к единому мнению. Развитие эмоциональной сферы ребёнка.

 

Занятие №8 «Рождество Христово»

Цели: Подготовка к празднику Рождества . Продолжать знакомить детей с традициями праздника. Воспитывать трудолюбие и творческий подход к работе.

Январь

Занятие №9 «Добрая забота»

Цели: Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной».Воспитание у детей доброго отношения к животным. Развитие способности договариваться,

приходить к единому мнению.

 

Занятие №10 «Крещение господне»

Цели: Продолжать знакомить детей с православными праздниками. Знакомить с церковными таинствами. Побуждать детей и родителей к совместному труду.

Февраль

Занятие №11«Труд земной»

Цели:Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной». Воспитание у детей уважения к труду. Развитие мотивации родителей на совместную деятельность с

детьми.

 

Занятие №12 «Иисус Христос»

Закреплять и пополнять знания об Иисусе Христе. Развивать речь, воображение ребёнка. Учить находить свои положительные качества, видеть плохие черты и замечать плохие поступки.

Март

Занятие №13 «Любимая сказка»

Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души». Воспитание у детей интереса и любви к сказке».

Занятие №14 «Корабли веры»

Цель: Углубить знания детей о храме, правилах поведения в храме.

 

Апрель

Занятие №15 «Благодарное слово»

Цели: Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души». Развитие взаимодействия детей и взрослых. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к

близким.

 

Занятие №16 «Пасха светлая»

Цели: Развивать творчество у детей. Вызвать желание дарить подарки близким людям. Развивать мелкую моторику рук.

 

Май

Занятие №17 «Светлый праздник»

Цели: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. Формирование у детей представления о

взаимосвязи прошлого , настоящего и будущего.

 

Занятие №18 Посещение храма.

Цели: Приобщать детей к православной культуре.

 

 

Интеграция кружковой работы в педагогическом процессе детского сада:

Семинары- практикумы для педагогов ДОУ;

Выступления на педагогических советах;

Проведение анкетирования;

Взаимодействие с учителем музыки;

Сотрудничество с со старшим воспитателем;

Совместное творчество ребёнка, родителей, воспитателя, священника.

 

Диагностика:

Но говорить о результатах проводимой работы по духовно – нравственному воспитанию детей сложно. Ведь педагоги, выступают в роли сеятелей «мудрого, доброго, вечного»

, а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин, так как жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно, чтобы в пути

каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно

наполняла и обогащала детскую душу. Примерная диагностика показала рост уровня нравственного развития детей с 23% до 52% за год работы кружка.

 

Работа с родителями:

Без поддержки родителей в деле воспитания дошкольников не обойтись. Поэтому в детском саду предусмотрены разные формы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно – нравственному воспитанию: консультации, родительские собрания, совместное посещение храма, выпуск книг- раскладушек «Чем живёт группа», оформление уголка для родителей «Мир доброты», создание совместных альбомов :«Любимое имя», «Дом, в котором я живу», «Доброе слово» , «Любимая колыбельная песня моего ребенка», «Дружная семья», «Святые иконы», «Пасха Светлая», «Ангел- Хранитель», «Рисуем православный храм», «Вифлеемская звезда» организация выставки поделок «Пасха Красная», «Рождество Христово». Вошло в традицию празднование православного праздника «Пасха», а также празднование Дня Матери.

 

В планах на следующий год:

Разработать проект «Духовно- нравственное воспитание детей 5- 7 лет».

Распространить педагогический опыт среди педагогов ДОУ.

Совершенствовать и систематизировать работу с родителями.

Сохранить накопленный опыт.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Путешествие в королевство вежливости и доброты"

Учебно - тематический план на год по воспитанию вежливости, знакомство с правилами этикета, развитие дружеских взаимоотношений между детьми....

Рабочая программа "Мир доброты"

Мной была разработа программа "Мир доброты", которая предназначена для детей дошкольного возраста от 5 лет до 7 лет и нацелена на развитие  духовно – нравственного воспитания дошкольников.. Она р...

Программа "Доброта души"

Воспитание духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста....

Компилятивная программа «Тропинка доброты» (Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста)

1. Концепция социального развития детей дошкольного возрастаСовременные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов...

Рабочая программа «Уроки доброты»

Программа способствует формированию у детей навыков управления негативными эмоциями через усвоение социально одобряемых форм поведения. ...

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Мир Доброты И Вежливости»

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Мир Доброты И Вежливости»...

Программа «Мир Доброты и Вежливости»

laquo;Мир Доброты и Вежливости»...