Проблемные методы в развивающем обучении дошкольников.
презентация к занятию (младшая группа) на тему

Карпова Наталья Игоревна

 

Данный метод обучения достаточно сложен для детей. Но использование проблемного метода обучения максимально способствует активизации речи детей, мыслительных процессов , поиску правильного ответа, нескольких ответов, путей решения на поставленный вопрос.

При реализации данного метода обучения на практике очень важно учитывать все психологические особенности детей дошкольного возраста. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла данных операций. Педагог должен работать в этой сфере осторожно. Малейший нажим, отсутствие возможности самостоятельно искать пути решения, давать ответы приведет к тому, что дети перестанут понимать смысл данного метода.

Поиск решений поставленной педагогом задачи – это и есть основа проблемного обучения. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Проблемное обучение – организованный педагогом способ активного взаимодействия ребенка с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям знания и способом их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

В основе проблемного метода обучения лежит не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих:

- постановку педагогом проблемной задачи,

- создание для детей проблемной ситуации,

- осознание, принятие и самостоятельное разрешение возникшей проблемы.

 Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». А.М. Матюшкин, – этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

 

В процессе образовательной деятельности с использованием проблемного метода обучения дети овладевают различными способами приобретения новых знаний и применением данных способов для решения конкретных задач.

Успехом такой образовательной деятельности становится грамотно созданная и поставленная педагогом проблемная ситуация.

С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями  ребенка и теми знаниями, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи.

Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной задачей или просто проблемой.

Основу проблемного метода обучения составляет необходимость в стимуляции творческой деятельности ребенка и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности. Отсюда возникновение различных способов решения проблемы, возникновение познавательного интереса и, в конечном счете, результата всей образовательной деятельности.

Основными психологическими условиями для успешного применения проблемного метода обучения являются:

·       Проблемная ситуация должна отвечать целям формирования системы знаний.

·        Быть доступной для обучаемых.

·       Должна вызывать собственную самостоятельную познавательную деятельность и активность детей.

·       Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог их выполнить, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинствами проблемного обучения являются:

ü Высокая самостоятельность детей,

ü Формирование познавательного интереса,

ü Формирование личностной мотивации ребенка,

ü Развитие мыслительных процессов в процессе деятельности у ребенка.

Таким образом, метод проблемного обучения предполагает осознание характера затруднения в связи с недостаточностью имеющихся знаний, раскрывает пути его преодоления, состоящие в поиске новых знаний, новых способов действий, и как следствие– развитие процесса творческого мышления.

Однако и не всякая проблемная ситуация порождает процесс мышления. Он не возникает, в частности, когда поиск путей разрешения проблемной ситуации не посилен для учащихся на данном этапе обучения в связи с их неподготовленностью к необходимой деятельности. Это чрезвычайно важно учесть, чтобы не включать в процесс образовательной деятельности непосильных задач, способствующих не развитию самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы.

 

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
 Проблемная  ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные   представления   детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут не хватает знаний, жизненного опыта. 

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.

В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим методов.

В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослы: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

 

Проблемное обучение – важнейшее средство развития учащихся. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_metody_v_razvivayushchem_obuchenii.pptx425.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемный метод Карпова Н.И. 2013 г. Методы развивающего обучения

Слайд 2

Определение понятия « Проблемное обучение» Проблемное обучение - организованный педагогом способ активного взаимодействия ребенка с проблемно - представленым содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям знания и способом их решения. Ребенок учится мыслить, творчески усваивать знания. В основе проблемного метода лежит не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Поиск решения поставленной педагогом задачи- это и есть основа проблемного обучения.

Слайд 3

Функции проблемного обучения : развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей детей; усвоение детьми знаний и способов умственной практической деятельности; воспитание навыков творческого усвоения знаний;

Слайд 4

воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности); формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Слайд 5

Уровни проблемности в обучении: Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

Слайд 6

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

Слайд 7

Схема проблемного обучения(структура) Постановка педагогом проблемной задачи Создание для детей проблемной ситуации Осознание, принятие и самостоятельное решение возникшей проблемы

Слайд 8

Успехом «проблемной» образовательной деятельности становится грамотно созданная и поставленная педагогом проблемная ситуация. С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями ребенка и теми знаниями, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи.

Слайд 9

Психологические условия проблемного метода обучения: Проблемная ситуация должна отвечать целям формирования системы знаний, ПС должна быть доступной для обучаемых, ПС должна вызывать собственную самостоятельную познавательную деятельность и активность детей, Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог их выполнить, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Слайд 10

ДОСТОИНСТВА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ: Высокая самостоятельность детей, Формирование познавательного интереса, Формирование личностной мотивации ребенка, Развитие мыслительных процессов в процессе деятельности у ребенка.

Слайд 11

Некоторые примеры проблемных ситуаций

Слайд 12

Тема: «Грибы» .Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет. Тема: «Дома», «Свойства материалов». Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать. Тема: «Фрукты». Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Слайд 13

Тема: « Язык мимики и жестов» Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков. Тема: « Свойства металлов» Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет. Тема: «Дружба красок» Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

Слайд 14

Тема: « Выше, ниже» Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая. Тема: «Объём» Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком. . Тема: «Свойства материалов» В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....

Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.

Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....

«Проектный метод – как метод развивающего обучения дошкольников»

Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего воспитательно-образовательного проц...

Консультация для воспитателей "Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольников"

Содержание консультации: история вопроса; понятийный аппарат; классификация проектов; структура, типы и виды проекта....

«Творческие игры как метод развивающего обучения дошкольников»

Научить общению и наблюдательности.žРазвить нравственные качества ребёнка и творческие способности.Воспитать чувство взаимопомощи и сотрудничества.Развить воображение и интуицию, ловкость, глазомер и ...

Методическая разработка: "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок е...