«Проектный метод – как метод развивающего обучения дошкольников»
статья на тему

Муратшина Танзиля Тимергазиевна

Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего воспитательно-образовательного процесса и рассматривается нами как одна из форм творческой деятельности дошкольников, предполагающей построение образа будущего результата.Такие процессы не могут быть инициированы только воспитателем. Они требуют активного участия администрации дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_kon_proekt_deyat.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Т.Т.Муратшина

МАДОУ «ЦРР – детский сад № 5 «Рябинка», г. Салехард

«Проектный метод – как  метод развивающего обучения дошкольников»

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Развивающаяся педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Большинство взрослых уверено в том, что все важные знания, все ответы на вопросы ребенок находит с помощью родителей  в семье; воспитателей  в детском саду; учителя  в школе.  На самом деле значительную часть знаний он приобретает самостоятельно, так как с первых дней является активным исследователем окружающего мира.  Понимание этого и, более того, признание за ребенком права и возможности познавать мир самостоятельно или в сотрудничестве с другими людьми (взрослыми и сверстниками) вызывает необходимость пересмотра технологии образовательной деятельности.

Ценностно-целевую основу такой технологии составляют:

  • признание своевременности и важности становления и развития у

воспитанников основ ключевых компетентностей;

  • овладение методами, обеспечивающими индивидуализацию

воспитательно-образовательного процесса;

  • осмысление условий проявления родителями активной позиции в

вопросах развивающего обучения  детей.

Выделение этих  ценностно-целевых ориентиров позволяет говорить о результате дошкольного образования как проявлении автономности (независимости) и успешности ребенка в самостоятельно выбранной деятельности, что, в свою очередь, позволяет взрослым опираться на сильные стороны личности ребенка, его достижения.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию достижению поставленных целей способствует внедрение образовательных проектов.

Разработка образовательной программы ДОУ, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТОП), вызвала вполне закономерные затруднения, связанные не только с отсутствием достаточного опыта теоретизации и структурирования практических действий, но и с необходимостью разделения практики на две части – часть, связанную с реализацией Основной общеобразовательной программы, и вариативную часть, составляющую отныне сущность образовательной программы ДОУ.

Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Рябинка» работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации ВОП. Практика работы доказала эффективность проектного метода в воспитании и развитии ребенка, поэтому в рамках реализуемой основной общеобразовательной программы выделяется время или периоды работы по комплексно-тематическим интегрированным образовательным проектам, объем которых составляет не более 20% времени, предназначенного для реализации программыформируемой участниками образовательного процесса. Реализация проектов строится на следующих принципах: системности, интеграции, учета возрастных особенностей, сезонности, координации деятельности педагогов, преемственности, взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ, семьи и социума.

Схема реализации проектной деятельности в МАДОУ

Мотив, потребность

потребность

Пед совет, решение, заключение договоров

потребность

Методический совет

потребность

Творческая группа

потребность

Родители

потребность

Дети

потребность

 Социум

потребность

 Педагоги

потребность

Реализация проекта

Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего воспитательно-образовательного процесса и рассматривается нами как одна из форм творческой деятельности дошкольников, предполагающей построение образа будущего результата.Такие процессы не могут быть инициированы только воспитателем. Они требуют активного участия администрации дошкольного учреждения.

В первую очередь изменения касаются режима образовательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами  реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной  образовательной деятельности  в детском саду.

Внедрение проектной технологии в образовательный процесс требует от администрации больших организационных усилий, но при этом позволяет:

  • повысить профессиональный уровень педагогов и степень их

вовлеченности в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным;

  • развивать систему продуктивного взаимодействия между  участниками

образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);

  • развивать у детей такие качества, как социализированность и  активность;
  • создавать продукты, которые можно предъявлять социуму (возрастает

уровень их оригинальности и социальной значимости, что  способствует успешному позиционированию дошкольного учреждения).

При планировании используются разные типологии проектов (Евдокимова Елена Сергеевна, М. 2006г.), актуальных для дошкольного образования:

  • По доминирующему методу: исследовательские, информационные,

творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

  • По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и

природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

  • По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель,

участник от зарождения идеи до получения результата.

  • По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной

группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

  • По количеству участников: индивидуальный, групповой и фронтальный.
  • По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и

долгосрочный.

На базе дошкольного образовательного учреждения созданы профессиональные объединения, в рамках которого происходит освоение проектной технологии и оформление стратегии ее внедрения в жизнь, которые реализуют три основные функции: намечают программу, подбирают средства дальнейших целевых действий, осуществляют мониторинг проектной деятельности и способствуют формированию личностной философии профессиональной деятельности педагогов.

Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из четырех этапов: целеполагание, разработки проекта, его реализации, анализа результатов (подведение итогов). Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном

пространстве ДОУ;

  • усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  • уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников,

координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.  Чаще всего проекты проводятся внутри детского сада, как правило, фронтальные или между группами участников.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, используются творческие проекты:  «Кукольный подиум», «С чего начинается театр», «Наш Пушкин».

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • исследовательские: «Маленькие обитатели планеты», «Следопыты»,

«Лесные красавицы, «Наша планета»;

  • комплексные: «Мой дом», «Книжкины именины», «Быть здоровыми

хотим»;

  • межгрупповые: «Мой Салехард», «Конструктор», «Я и моя семья».

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Практика показала, что дошкольники успешно могут выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения, дети приобретают опыт  продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми, педагогами и родителями. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Вывод:           Проектный метод –

один из путей достижения качества образования,

его обновления,  эффективности развития личности ребенка,

сохранения здоровья и свободного пространства детства.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с.

  1. Евдокимова Е.С., Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006.- 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
  2. Научно Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. –М.: АРКТИ, 2003.- 96с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  3. -методический журнал «Методист» №3 и №8, 2007г., №8, 2008г.  
  4. Научно – методический журнал «Управление ДОУ» №7, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....

Проблемные методы в развивающем обучении дошкольников.

Данный метод обучения достаточно сложен для детей. Но использование проблемного метода обучения максимально способствует активизации речи детей, мыслительных процессов , поиску правильного ответ...

Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.

Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....

Консультация для воспитателей "Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольников"

Содержание консультации: история вопроса; понятийный аппарат; классификация проектов; структура, типы и виды проекта....

Методическая разработка: "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок е...