Игровая деятельность.
статья по теме

Игровая деятельность в развитии познавательной сферы ребенка дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность в развитии познавательной сферы дошкольника.

Понятие «игра», как и любой сложный феномен человеческого существования, не может быть четко определенно или выражено через другие понятия. Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и достигает в дошкольном возрасте своего высшего уровня. Отечественная дошкольная педагогика накопила большой опыт организации и руководства играми детей всех возрастных групп дошкольного периода развития. В результате многолетних наблюдений, специальных педагогических исследований и изучения опыта руководства накоплены данные об особенностях игр детей разных возрастных групп. Эти особенности, выделенные педагогами-исследователями, носят комплексный характер и могут служить отправными ориентирами в исследовании развития ролевой игры

Задолго до того, как игра стала предметом  научных  исследований,  она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания  детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит  вглубь веков, и в такую же  глубь веков уходит и использование  игры  как средства воспитания. Особое место игры в различных  системах  воспитания, видимо, определялось тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка.

Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л.С. Выготский на  первый  план выдвигал проблему мотивов  и  потребностей  как  центральную  для  понимания  самого возникновения игры.

Ребенок в раннем детстве весь поглощен предметом и способами  действий с ним, его функциональным значением. Когда  он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит  отрыв  ребенка от взрослого и ребенок замечает, что он действует как взрослый. Ребенок  еще не  знает  ни  общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла  их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя  в  положение взрослого, при этом происходит  эмоционально - действенная  ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенными переживаниями. Обобщенность и сокращенность игровых действий являются симптомом того, что  такое  выделение  человеческих  отношений  происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому  и  происходит сначала  чисто  эмоциональное  понимание функций  человека   как осуществляющего значимую  для  других  людей и, следовательно,  вызывающую определенное отношение с их стороны, деятельность.

Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.

Игра имеет значение и для  формирования  дружного  коллектива, и для формирования  самостоятельности,  положительного  отношения  к  труду,  для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и  для  многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое  основание, на то влияние, которое игра  оказывает на  психическое развитие  ребенка, на становление его личности. Игра - это особый вид активности ребенка. Играя, дети в безопасной ситуации наращивают свой социальный и эмоциональный опыт, получают новые знания, закрепляют и совершенствуют навыки.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, огромным и основным источником радости.

Дидактическая игра - это игра обучающая и развивающая. Играя в такие игры, ребенок получает огромный объем знаний, расширяется его словарь, развивается восприятие, память, логическое мышление. До недавнего времени такие игры недооценивались.

Педагоги придают дидактическим играм огромное значение. Ведь в них можно закрепить знания детей, отработать навыки, дать детям новые понятия. Для детей - это интересно проведенное время, общение со сверстниками и взрослыми, соревнование и проверка собственных знаний. Конечно же, в таких играх имеется готовый сюжет, познавательное содержание, правила и определенные игровые действия.

Таким образом, очень важно, подбирая игровой материал и организовывая игры ребенка, обеспечить ему всестороннее и гармоничное развитие, учитывая при этом возраст ребенка и его индивидуальные особенности.

В старшем  дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако  в  это  время  они  отличаются  уже  гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и  реализуемых в игре правил, чем  в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в  игре  младших  дошкольников,  здесь заменяются.

Ни один из детских  возрастов  не требует такого разнообразия  форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он  связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка.

Это - сотрудничество со сверстниками, с взрослыми,  игры, общение  и совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются  следующие  основные виды деятельности детей: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра,  индивидуальное  и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд.

Расширение и углубление представлений детей о форме,  цвете,  величине предметов происходит главным образом за счет систематизации этих представлений. Так, знакомясь с цветом, дети узнают  о последовательности расположения цветов в спектре, об их делении на теплые и холодные цвета, об оттенках, которые занимают промежуточное положение между цветами  спектра.

Определяя цвет предмета, они устанавливают его место среди  других цветов. Так, один ребенок, говоря о цвете моркови, забыл  слово  «оранжевый».  Тогда он сказал: «Это такой цвет, когда красный смешивают с желтым».

Знакомство с формами  углубляется  путем  овладения  их  группировкой, делением на округлые и прямолинейные, представлениями об отличии форм  друг от друга и их связи, возможности перехода одних форм в другие. Когда  детям на занятии предложили найти в группе предметы овальной формы, один  из  них взял ободок от бескозырки, вытянул его и сказал: «Теперь  он  овальный».  А при  поиске  предметов  прямоугольной  формы  девочка  сложила   квадратное кукольное одеяльце пополам и таким путем получила прямоугольник.

При знакомстве с величиной дети овладевают умением сопоставлять  между собой большое  количество  предметов,  создавать  ряды,  включающие  до  10 отдельных элементов [32].

Дошкольники при сравнении свойств предмета с образцом уже не нуждаются во внешних приемах - перемещениях, обведении контуров рукой  и  т.п. Они заменяются зрительным сравнением. Зрительное определение  формы,  цвета  и величины предметов становится  намного более точным. При  рассматривании формы незнакомой фигуры  глаз  ребенка  движется  в  основном  по  контуру, останавливаясь на наиболее характерных его частях [14].

Последующее узнавание этой фигуры среди других становится безошибочным. Примерно так же движется рука при осязательном ознакомлении с формой,  хотя его результаты  на  всем протяжении  дошкольного   детства оказываются более низкими. Главное же состоит в  том,  что  дети  полностью переходят от использования  внешних  образцов  (эталонов)  к  использованию усвоенных представлений.

Последовательное,  планомерное  обследование  предмета   -   словесное описание его разных свойств - трудная задача даже для старшего дошкольника.

Возможность ее успешного разрешения связана не только  с  уровнем  развития восприятия, но и с развитием речи  ребенка,  умением  связно  передавать  в словах  результаты  восприятия.  Дети  достигают  достаточных   успехов   в обследовании только при систематическом обучении ему.

Восприятие   старшими   дошкольниками   предметов,   изображенных   на картинках,  улучшается  главным  образом  за  счет  знаний  о  правилах  их построения.

Изображенный на картинке далекий предмет и  теперь  еще  кажется  ребенку маленьким, но  он  уже  знает,  что  далекие  предметы  принято  изображать уменьшенными, и поэтому догадывается, что предмет  изображен  расположенным вдали. Однако в этом случае восприятие  и  мышление  работают  еще  как  бы изолированно друг  от  друга:  ребенок  видит,  что  предмет  маленький,  и понимает, что он далекий.  В  результате  он  (по  отношению  к  незнакомым предметам и предметам, не имеющим постоянной величины) решает, что это что-то и маленькое, и  далекое.  Полностью  правильное  восприятие  изображения складывается уже в школьном возрасте.

Воспринимая сюжетные картинки, старшие дошкольники уже  могут  успешно  определять, что делают люди, которые на них изображены,  догадываются,  что  происходит с ними, если сюжет картинки не выходит за рамки жизненного опыта ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».

Данная статья посвящена вопросу организации интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально - игровой деятельности.Ключевые слова: интеграция, театрально - игровая д...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф. Губановой, она выполняет роль комплексного развити...