Игровая деятельность с детьми по ознакомлению с русским народным декоративно-прикладным искусством
материал по теме

Якимова Любовь Вячеславовна

Дидактические, сюжетно-ролевые и народные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ

Дидактическая игра  «Назови правильно»

Цель:  Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Дидактическая игра  «Угадай, какая роспись?»

Цель:  Закрепить умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, загадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.

Дидактическая игра  «Составь хохломской узор».

Цель:  Закрепить умение детей  составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки»).  Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Настольная игра  «Домино».

Цель:  Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновывать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

Дидактическая игра  «Угадай и расскажи»

Цель:  Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Дидактическая игра  «Городецкие узоры».

Цель:  Закрепить умение детей составлять городецкие, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Дидактическая игра  «Распиши платок».

Цель:  Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

Дидактическая игра  «Художественные часы».

Цель:  Закрепить знания детей  о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновывать свой выбор.

Дидактическая игра  «Собери гжельскую розу».

Цель:  Закрепить умение детей  составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес к гжельскому промыслу.

Дидактическая игра  «Собери матрешку», «Найди домик матрешки».

Цель:  Закрепить знания детей о народной игрушке – матрешке; умение собирать матрешку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Дидактическая игра  «Чудо – узоры».

Цель:  Закрепить знания детей о характерных изобразительных приемах народных промыслов, развитие восприятия, памяти, внимания.

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ

«Семья»

Цель:

  1. воспитывать уважительное и доброе  отношение  членов семьи друг к другу;
  2. учить выстраивать сюжет игры, распределять роли;
  3. закреплять дружеские отношения между детьми

«Мы идем в гости»

Цель:

  1. закреплять правила этикета, поведения в гостях;
  2. учить вежливости.

«К нам пришли в гости»

Цель:

  1. воспитывать у детей гостеприимство;
  2. закреплять правила этикета при приеме гостей;
  3. объяснять смысл слов «хлебосольство», «радушие».

«Помогаем родителям»

Цель:

  1. закреплять распределение обязанностей в семье;
  2. воспитывать уважение к родителям, желание помочь им в выполнении домашних дел, ответственности за полученное дело.

«Экскурсия по музею народных мастеров»

Цель:

  1. развивать навыки связной речи;
  2. отрабатывать ролевое поведение экскурсовода и экскурсантов;
  3. учить грамотно задавать вопросы и делиться мнениями об увиденном

НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Колпачок (паучок)

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,

 Тоненькие ножки,

 Красные сапожки.

Мы тебя поили,

 Мы тебя кормили,

 На ноги поставили,

 Танцевать заставили.

 После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

 Хлопая в ладоши, поют:

 Танцевать заставили.

 Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

 Все поют:

 Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

 Выбирай кого захочешь!

 Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Жмурки с голосом

Все играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий (по жребию) становится в середину круга. Ему завязывают глаза или надевают на голову колпак, закрывающий глаза. В руки водящему можно дать палочку, можно играть и без нее.

 Все играющие двигаются по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока водящий не остановит командой "Стой!". Тогда все останавливаются, а водящий протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот из играющих, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, т. е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук, изменив голос. Если водящий угадает, кто подал голос, он меняется с ним местом и ролью. Если не угадает, то продолжает водить.

 Правила 1. Требовать подачу голоса можно до 3 раз, после чего водящий должен сказать, кто держит его за руку (или палочку).

 2. Если водящий не смог угадать 3 раза, его сменяют новым водящим по жребию или выбору.

 3. Когда водящий просит подать голос, должна быть полная тишина.

«Заря»

Количество игроков не ограничено. Дополнительно для игры потребуется ленточка. Из всех играющих выбирают водящего, остальные дети становятся в круг и приговаривают:

 Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

Игроки, стоящие в кругу, держат руки за спиной, а водящий ходит по кругу и выбирает того, кому положить ленточку на плечо. После того, как водящий выбрал себе игрока для пары, он кладет ему ленту на плечо, и они оба резко бегут в разные стороны по кругу, тот, кому не достанется свободного места, остается водить.

«Иголка, нитка и узелок»

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

«Овес»

Все становятся в круг и поют:

«Кто хочет знать, как сеют овёс

Мой батюшка сеял так…

Показывают движениями рук вперёд:

«Потом отдыхал вот так…

Становятся сложив руки крест – накрест. Потом кружатся в хороводе, припевая:

- Овёс, овёс, давай бог, чтоб ты рос!

Новый куплет:

- Кто хочет знать, как жнут овёс?

- Отец мой жинал его так ( показывают)

- Потом отдыхал он вот так ( показывает)

После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят ( при молотьбе, каждый колотит своего соседа).

«Колечко»

 Все садятся в ряд на скамейке и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры с первыми строками стиха "Колечко, колечко..."

 Одному из них он должен незаметно оставить «колечко». Обойдя всех играющих, водящий заканчивает стишок:

 "Колечко-колечко,

 Выйди на крылечко!"

 После слов "Выйди на крылечко!" тот, у кого оказалось колечко, должен вскочить и добежать до водящего. Все остальные, не вставая со скамейки, пытаются, перекрестив руки, его удержать. Если Колечку удалось выскочить, он становиться новым водящим.

Золотые ворота

Прежде чем начать эту игру, ребята рисуют на земле маленький кружок и в центр втыкают ветку березы. Дети выстраиваются парами друг за другом рядом с кружком, берутся за руки и поднимают их вверх, образовав «золотые ворота».

Все поют:

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай!

Один участник, оставшийся без пары, - «водящий» - пошел в «золотые ворота» и ребром ладони разъединил руки одной из пар. Ребята, стоявшие в этой паре, побежали в разные стороны, к кружку. Первый, выдернувший ветку, пошел в «золотые ворота», а неудачник встал в пару с «водящим» впереди всех.

Игра с платочком.

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:

 

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

 

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

Игра «Карусели».

 

Продолжаем мы веселье,

Вес бегом на карусели.

К обучу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый.  «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы с детьми по русскому народному декоративно-прикладному искусству

Беседы с детьми по русскому народному декоративно-прикладному искусству по блокам: "Золотая Хохлома"," Сине-голубое чудо", " Веселый Городец", "Дымковская сказочная страна", "Чудо филимоновских свисту...

Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

"История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Доклад на тему «Использование игровой технологии «Игровизор» В.В. Воскобовича для обобщения и закрепления знаний элементов русского народного декоративно-прикладного искусства.»

Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность дошкольника, благодаря которому у воспитуе...

Занятие «Знакомство с искусством – русское народное декоративно-прикладное искусство»

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовского, горо...

Проект «Русское народное декоративно – прикладное искусство с детьми старшего дошкольного возраста»

Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством и развитие художественно – творческих способностей средствами декоративного рисования у детей старшего дошкольного возраст...