Главные вкладки

    Проект "Сохранение психологического и физического здоровья педагога"
    план-конспект урока по теме

    Садриева Светлана Васильевна

    В течение последних лет проблема сохранения психического здоровья педагога образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

    Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье, и, как следствие этого, педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение»..

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_dlya_pedagogov.doc124 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект «Сохранение психологического и физического здоровья педагога»

    Актуальность проекта: В течение последних лет проблема сохранения психического здоровья педагога образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

    Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье, и, как следствие этого, педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение»..

    Данная проблема актуальна и для нашего учреждения.

    В нашем учреждении была разработана своя определенная система здоровьесбережения воспитанников, но реализация этой системы невозможна без сохранения и укрепления  физического и психологического здоровья важного звена педагогической цепочки ДОУ – педагога. Поэтому в этом году, был разработан проект «Сохранение психологического и физического здоровья педагога».

    Цель данного проекта: сохранение и укрепление психологического и физического здоровья педагога.

    Задачи:

    1. Повышение компетентности педагога по вопросу сохранения его физического и психологического здоровья.
    2. Диагностика и коррекция психо-эмоционального и физического состояния педагога.
    3. Обучение и отработка навыков психического самовоздействия с целью снятия эмоционального и физического напряжения.
    4. Повышение самооценки и уверенности в себе и собственных силах педагога.
    5. Поддержание позитивного самочувствия и повышение продуктивности работы педагога.

    Длительность: 9 месяцев (долгосрочный). Занятия проводятся 2 раза в месяц, длительность одного занятия 40-50 минут.

    Тип проекта: практико-ориентированный.

    Формы реализации проекта:

    1. Диагностика, анкетирование.
    2. Тренинги.
    3. Занятия с инструктором по физической культуре.

    Реализация проекта планируется в три этапа:

    1. Диагностический(подготовительный).

    Цель: диагностика уровня состояния психологического и физического здоровья педагогов МКДОУ ДС №1 пгт Даровского Кировской области.

    1. Организационный (основной).

    Цель: составление программы для сохранения и укрепления психологического и физического здоровья педагога, реализация программы.

    Данная программа состоит из 4 блоков:

    1 блок. Цель: : повышение компетенции педагогов по вопросу психологического и физического здоровья, сплочение группы, снижение эмоционального и             физического напряжения.

    2 блок. Цель: повышение тонуса организма, снятие мышечных зажимов.

    3 блок. Цель: снижение уровня тревожности и формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, повышение уверенности в себе, укрепление физического здоровья организма.

    4 блок. Цель: формирование доверия между участниками            программы и повышение эффективности работы в паре.

    1. Аналитико-результативный (заключительный).

    Цель: вторичная диагностика уровня состояния психологического и физического здоровья педагогов МКДОУ ДС №1 пгт Даровского Кировской области и соотнесения полученных результатов с результатами первичной диагностики для оценки эффективности программы.

    Перспективный план проекта

    Время проведения

    Занятие, цель занятия

    Упражнения

    Ведущий

    I этап: цель: диагностика уровня состояния психологического и физического здоровья педагогов

    1 неделя сентября

    Диагностика

    Цель: диагностика уровня состояния психологического и физического здоровья педагогов.

    1.Методика диагностики уровня "Эмоционального выгорания"

    В. В. Бойко

    2.Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.Зунга (адаптация Т.И. Балашовой).

    3. Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина (Шкала самооценки уровня тревожности).

    4. Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн.  Модификация Прихожан.

    5.Анкета удовлетворенности трудом.

    Для исследования уровня физического здоровья:

    1. Анализ заболеваемости педагогов по больничным листам
    2. «Анкеты СОЗ» и практического теста
    3. «Как рассчитать свой биологический возраст».

    Психолог, инструктор по ФИЗО

    2 неделя сентября

    Обработка результатов исследования

    Составление сводной таблицы по результатам диагностики. Ознакомление педагогов с результатами диагностики.

    Психолог

    II этап: 1 блок. Цель: повышение компетенции педагогов по вопросу психологического и физического здоровья, сплочение группы, снижение эмоционального и             физического напряжения.

    1 неделя сентября

    1. «Знакомство»

    1. «Порядковый счет»

    Цель: сплочение группы, объединение группы установление зрительного контакта со всеми участниками.

    2. «Правила группы»

    Цель: введение групповых норм и «заключение контракта» на их выполнение с каждым членом группы.

    3. Информационный блок:

     Цель: повышение компетентности по вопросу «Психологическое и физическое здоровье».

    4.Упражнение-медитация «Цветение розы» (сопровождается релаксационной музыкой)

    Цель: снятие напряжения, повышение уверенности в себе, повышение самооценки.

    Психолог, инструктор по ФИЗО

    2 неделя сентября

    2. «Все мы похожи»

    1. «Нас объединяет»

    Цель: сплочение группы, обучение умению находить схожие качества со всеми участниками тренинга.

    2. «Капуста»

    Цель: объединение группы, снятие дистанционного барьера между членами группы.

    3. Упражнения на растяжку, дыхательная гимнастика:

    Цель: снятие эмоционального и физического напряжения.

    4. Упражнение на визуализацию (аутогенная тренировка по Шульцу).

    Цель: снятие психологического напряжения.

    Психолог, инструктор по ФИЗО

    3 неделя сентября

    3. «Чаепитие»

    1. «Воздушный шар»

    Цель: снятие психологического напряжения и обучение навыку отстранения от проблем (разделение работа-дом).

    1. «Чаепитие»

    Цель: показать способ неформального общения между всеми членами группы.

    1. «Животные».

    Цель: снятие стеснения и  психологических барьеров выступая перед группой.

    1. «Найди пару»

    Цель: повышение сплоченности группы, снижение стеснения.

    Психолог

    2 блок. Цель: повышение тонуса организма, снятие мышечных зажимов.

    1 неделя октября

    4. «Настроение»

    1. «Настроение»

    Цель: научить приему оценки собственного эмоционального состояния и отработать способ снятия негативного переживания через прием рисования.

    1. «Снятие напряжения в 12 точках».

    Цель: снятие мышечного напряжения, отработать навыки снятия напряжения.

    3. Упражнения на повышение тонуса организма

    Цель: повышение тонуса организма через физические упражнения.

    4.«Декада» (И.Шульц)

    Цель: обучение технике саморазрядки.

    Психолог, инструктор по ФИЗО

    3неделя октября

    5. «Солнечный зайчик»

    1. «Волнение и возбуждение»

    Цель: обучение приемам снятия волнения и возбуждения.

    1. «Мышечные зажимы»

    Цель: повышение компетентности педагогов по вопросу причины, признаки и места возникновения на теле  мышечных зажимов.

    1. «Тряпичная кукла и солдат» (2-3 раза)

    Цель: отработка приемов снятия мышечных зажимов тела.

    1. «Солнечный зайчик», «Пчелка», «Бабочка», «Качели».

    Цель: отработка приемов снятия мышечных зажимов с мышц лица.

    1. «На полянке» (релаксация)

    Цель: достижение состояния покоя не только психологического, но и телесного.

    Психолог

    1 неделя ноября

    6. «Работа с тестом (глиной)

    1. «Обзор событий дня»» (релаксация)

    Цель: отработка навыка беспристрастной регистрации смысла происходящего за день.

    1. «Работа с глиной или тестом»

    Цель: отработка навыка анализировать свои ощущения, чувства, помочь выходу негативных эмоций через прием работы с тестом (глиной).

    3.  «Расслабление всего тела»

    Цель: отработка приемов снятия

    мышечных зажимов со всего тела

    4. Дыхательная гимнастика при различных заболеваниях.

    Психолог, инструктор по ФИЗО

    3 блок. Цель: снижение уровня тревожности и формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, повышение уверенности в себе, укрепление физического здоровья организма.

    1 неделя декабря

    7. «Саморегуляция»

    1. «Приемы саморегуляции психического самочувствия» (лекция с элементами практики)

    Цель: познакомить педагогов с приемами снятия напряжения.

    1. «Цветочный дождь»

    Цель: отработка навыка снятия тревожности перед каким-либо значимым событием.

    1. Упражнения на укрепление организма.

    Цель: отработка упражнений на повышение тонуса и укрепление организма.

    1. Дыхательная гимнастика

    Психолог, инструктор по ФИЗО

    3 неделя декабря

    8. «Новый Я»

    1. «Упражнение на повышение самооценки»

    Цель: осознание и принятие педагогами своих сильных сторон, повышение компетенции педагогов в вопросе «Польза адекватной самооценки»

    1. «Плюсы и минусы»

    Цель: осознание педагогами своих сильных и слабых сторон

    1. «Новый Я»

    Цель: осознание и принятие педагогами своей проблемы, изменение образа самого себя в проблеме, моделирование желаемого образа в проблеме, объединение итогового образа с самим собой

    Психолог

    3 неделя января

    9. «Прогулка»

    (занятие проводится на улице)

    1. «Охотничий азарт»

    Цель: активизировать участников на совместную работу, закаливание (прогулка на воздухе)

    2. «Реклама»

    Цель: повышение самооценки, повышение доверия со стороны коллег, отработка навыков работы в команде (педагоги рекламируют тех, чья самооценка занижена)

    1. «Полоса препятствий»

    Цель: повышение общего тонуса организма, сплочение группы, осознание собственной значимости в работе всей команды

    1. «Цветик-семицветик»

    Цель: расслабление всего тела

    Психолог, инструктор по ФИЗО

    1 неделя февраля

    10. «Отдых и передышка»

    1. «Броуновское движение»

    Цель: сплочение группы, снятие защитных блоков межличностного общения

    1.  «Подчеркивание значимости»

    Цель: подчеркнуть собственную значимость перед коллегами (для педагогов с низкой самооценкой)

    1. «Отдых» и «Передышка»

    Цель: отработка навыков расслабления в стрессовой ситуации,

    обучение техникам снижения уровня тревожности в стрессовой ситуации через дыхательные упражнения.

    1. «Записки на спине»

    Цель: осознание собственной значимости среди коллег.

    Психолог

    4 блок. Цель: формирование доверия между участниками проекта и повышение эффективности работы в паре.

    3 неделя февраля

    11. «Парочки»

    1.  «Мы растем»

    Цель: настроить команду на совместную работу

    1.  «Парное рисование»

    Цель: снижение межличностных конфликтов, определение ведущего и ведомого в рабочей паре.   

    1.  «Физические упражнения в паре»
    2.      «Моечная машина»

    Цель:   снятие защитных блоков межличностного общения, осознание степени напряжения своего тела.

    Психолог, инструктор по ФИЗО

    1 неделя марта

    12. Чаепитие «Парочки»

    1. «Герб группы в виде скульптуры».

    Цель: развитие навыков эффективного общения в паре, объединение усилий и повышение сплоченности.

    1. «Беседа Моцарта и Гёте»

    Перед началов второго упражнения можно рассказать выдержку из беседы юного Моцарта и Гёте после концерта во Франкурте-на-Майне»…

    «Оптимисты и скептики»

    Цель: оценка коллегой сильных и слабых профессиональных сторон своего коллеги (что мешает и помогает в работе в паре).

    3.«Парная защита»

    Цель: осознание поддержки коллеги в ситуации конфликта (все участники перечисляют слабые стороны одного из членов пары, а паре необходимо совместно переубедить остальных в том, что это его сильная сторона, приводя доводы – совместная защита).

    4.«Физические упражнения в паре»

    Психолог, инструктор по ФИЗО

    3 неделя марта

    13. «Я в тебе уверен…»

    1. «Слепой и поводырь»

    Цель: осознание участниками своей жизненной роли и своей позиции.

    2. «Я в тебе уверен…»

    Цель: повышение уверенности в коллеге.

    1. «Газетный дом»

    Цель: сплотить группу за счет совместной работы, определение лидера, оценить умение группы распределять обязанности в ситуации совместной работы.

    4. Шеринг

    Психолог, инструктор по ФИЗО

    1 неделя апреля

    14. «Слепой полет»

    1. «Путаница»

    Цель: сплочение группы через телесные упражнения.

    2. «Слепой полет»

    Цель: отработка навыков взаимодействия в паре в тесном контакте друг с другом.

    3.Физические упражнения.

    4.«Веселый паровозик»

    Цель: повысить

    Психолог, инструктор по ФИЗО

    3 неделя апреля

    15. «Совместная деятельность»

    1. .«Восковая палочка»

    Цель: повысить уровень доверия участника по отношению ко всей группе через телесные ощущения.

    1. «Изобрази эмоцию или чувство»

    Цель: объединение пары на совместную эффективную работу.

    1. «Совместная аппликация»

    Цель: отработка навыков взаимодействия в паре через создание совместной работы.

    4. Физические упражнения.

    Психолог, инструктор по ФИЗО

    1 неделя мая

    16. Прогулка на улице

    1. «Доверительное падение»

    Цель: повысить уровень доверия в группе между участниками тренинга.

    2. «Полоса препятствий» (для группы)

    Цель: отработка навыков работы в группе, повысить уровень доверия одного участника по отношению к группе.

    3. Физические упражнения.

    4. «Атомы»»

    Цель: повысить эмоциональное состояние участников группы, сплочение, осознание участником себя как единицы группы.

    Шеринг по всему циклу занятий (ответьте на вопросы)

    Психолог, инструктор по ФИЗО

    III этап. Аналитико-результативный

    3 неделя мая

    Диагностика

    Цель: диагностика уровня состояния психологического и физического здоровья педагогов.

    1.Методика диагностики уровня "Эмоционального выгорания"

    В. В. Бойко

    2.Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.Зунга (адаптация Т.И. Балашовой).

    3. Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина (Шкала самооценки уровня тревожности).

    4. Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн.  Модификация Прихожан.

    5.Анкета удовлетворенности трудом.

    Для исследования уровня физического здоровья:

    1. «Анкеты СОЗ» и практического теста
    2. «Как рассчитать свой биологический возраст».

    Психолог, инструктор по ФИЗО

    4неделя мая

    Обработка результатов исследования.

    Обработка и сравнение результатов исследования первого и третьего этапа программы.

    Психолог

    Ожидаемый результат:

    1. Снижение уровня эмоционального выгорания у участников проекта.
    2. Повышение самооценки и уверенности в себе педагогов.
    3. Снижение уровня тревожности.
    4. Сплочение коллектива, повышение уверенности у участников проекта в поддержке и понимании со стороны коллег.
    5. Повышение эффективности труда в парах.
    6. Повышение компетентности по вопросам физического и психологического здоровья педагогов.
    7. Участники проекта отработают навыки саморегуляции и самовоздействия на собственное психическое здоровье, научатся самостоятельно повышать физическое здоровье, через отработку физических упражнений.
    8. В результате анкетирования определятся «рычаги» мотивационного стимулирования труда педагогов, планы на ближайшие 2 года, критерии профнеудовлетворенности участников образовательного процесса, значимые характеристики профтруда, что позволит руководящему составу данной ОУ планировать более эффективную работу с педагогами.


    Использованная литература:

    1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и  на  других.  - М., Информационно-издательский дом  'Филинъ'', 1996.

    2.      Маслач К. Профессиональное выгорание: как  люди  справляются.  Статья 1978. Интернет.

    3.      Орел В.Е. Феномен  выгорания" в  зарубежной  психологии:  эмпирические исследования.  Журнал  практической  психологии   и   психоанализа.   2001г. сентябрь.

    4.      Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.- С.90-101.

    5.      Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии.- 1998.- №1.- с. 39-46.

    6.      Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. – 2002, том 23, №3. – с.85-95.

    7.      Руководство для волонтеров, работающих в области ВИЧ/СПИДа. – М., Медицина для Вас, 2005 г., с. 2-8.

    8.      Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— №7.— С. 3-9.

    9.      Трунов Д.Г.  Синдром сгорания": позитивный подход к  проблеме.  Журнал практического психолога. 1998 г.,  5.

    10.  Форманюк  Т.В.  Синдром   эмоционального  сгорания"  как   показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж.  Вопросы  психологии",1994  г.,  

    11. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности // Под ред. Г.С. Никифорова и др. СПб., 2001г.


    Финансирование проекта:

    1. Краски гуашь (6 цветов) – 5 шт – 500 руб
    2. Кисточки – 10 шт –  200 руб
    3. Восковые мелки (6 цветов) – 6 шт – 80 руб
    4. Ватманы – 5шт – 50 руб
    5. Мука – 3кг – 110 руб
    6. Яйца – 6 шт – 28 руб
    7. Доски для лепки и аппликаций 10шт – 120 руб
    8. Скотч 2 шт- 62 руб
    9. Клей ПВА 10шт – 180 руб
    10. Ножницы 10 шт – 63 руб

    Общая сумма: 1393 руб


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Неделя психологического и физического здоровья в ДОУ"

    "Неделя психологического и физического здоровья в ДОУ" проводится педагогом -психологом для педагогов и детей разного возраста. В течении недели проводятся психологические игры, конкурсы, викторины, и...

    семинар-практикум "Секреты психологического и физического здоровья"

    Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быст...

    Семинар - практикум "Секреты психологического и физического здоровья"

    - Оказать психологическую помощь родителям.- Знакомство с психологическими с особенностями детей, создание благоприятных условий для максимального раскрытия их возможностей.- Совершенствование навыков...

    Психологическое и физическое здоровье будущего первоклассника

    Первый раз в первый класс — событие более чем важное. На смену привычному режиму дня придут ранние пробуждения и 40-минутные уроки. Из круга детсадовских друзей ребенок попадет в новый кол...

    "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по сохранению психологического и физического здоровья детей"

    Семинар-практикум "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по сохранению психологического и физического здоровья детей"...

    «Создание в организации условий для сохранения социально-психологического и физического здоровья воспитанников в условиях ФГОС ДО»

    Состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость к...