семинар-практикум "Секреты психологического и физического здоровья"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей «Лучик»

п. Коммунистический.

   

                             Педагог – психолог:

                                                                                                                Сорокопудова Л.С.

                                                          Инструктор по физической культуре:

                                                                                                                Пупырева Н.Ю.

 

Цель:

  • Оказать психологическую  помощь родителям .
  • Знакомство с психологическими с особенностями детей, создание благоприятных условий для максимального раскрытия их возможностей.
  • Совершенствование навыков у родителей в оздоровлении детей.
  • Повышение родительской компетентности при обучении детей игры с мячом.

 

План:

  1. Тренинг – «Приветствие – знакомство»
  2. Секреты психологического и физического здоровья.
  3. Тест  «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»
  4. Стихотворение  «Выслушайте своего ребенка»
  5. Секреты физического здоровья.
  6. Видеоролик «Куда уходит детство»
  7. Комплекс оздоровительной гимнастики после сна под музыку.
  8. Веселые игры с мячом под музыку.

  Оборудование:

  1. Чистая бумага и простые карандаши,
  2. Мячи разных размеров по количеству участников,
  3. Фонограмма для гимнастики и для игр с мячом,
  4. Видеролик «Куда уходит детство»,
  5. Оборудование для просмотра видеролика.

Семинар – практикум

«Секреты психологического и физического здоровья»

Приветствие .

Ведущий предлагает сидящим в кругу родителям по очереди назвать свое имя, добавив к нему какое-либо прилагательное, в какой-то степени характеризующее его (возможен вариант подбора прилагательного, начинающегося с той же буквы, что и имя).

     Когда все участники встречи назовут свои имена, ведущий рассказывает о теме

     семинара, о ее актуальности,

       Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

     Что же такое здоровье? Обращаясь к "Словарю русского языка" С.И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья: "Это правильная, нормальная деятельность организма". А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.

     Если физическое здоровье - это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.

      Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния.

      В последнее время проблемам обеспечения физического и психического здоровья детей уделяется особенное внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как следствие стресса, все увереннее "перекочевывают" в детский возраст, что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. В этой ситуации им бывает труднее всего из-за низкой психической устойчивости, обусловленной возрастом. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является дефицит положительных эмоций у ребенка и отрицательная психологическая обстановка.

       Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья: внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта. Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой дошкольного учреждения.

       В дошкольных учреждениях с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Ведь главная наша цель - вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе. Появляются первые трудности, возникает целый ряд вопросов, как у семьи, так и у ДОУ. Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несёт ответственность коллектив детского сада, и в частности, педагог-психолог, а за что отвечают сами родители?

Тест «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?» (приложение №1)

       Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура,  регулярный прием пищи, ежедневные прогулки).

      Одно из главных условий – нормальный ночной сон. Чтобы его организовать необходимо, придерживаться следующих правил:

Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.

За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений (телевизор, радио т.т.)

За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять.

Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут.

Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено.

           Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.

       Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней – биологического, социального и психологического. Здоровье, это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. От чего же зависит здоровье человека? Если условно уровень здоровья принять за 1005, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% - от внешних условий (среда), т.е. в итоге от экологии, 10% от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от образа жизни, которые он ведет. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста и их родителей.

       Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому одновременно с заботой о чистоте тела и удовлетворением потребностей в пище, необходимо создавать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

      Здоровье ребенка во многом  определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Нередко у ребенка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например, ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребенку ограничиться только такой двигательной активностью.  С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.

       Кроме того важна ежедневная двигательная активность и активный отдых. В теплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске (мостик через речку), перешагивание через корни деревьев, бревно, подлезание под сучья, прыжки с возвышения, подъем в гору, перепрыгивание препятствий с места и с разбега. С целью повышения выносливости детей рекомендуется бегать в медленном темпе: с детьми 5 – 6 лет до 1,5 минут, с детьми 6 – 7 лет до 2 минут. Все виды движений можно проводить в игровой форме, что улучшает качество их выполнения, повышает интерес детей и поддерживает их положительные эмоции.

        Зимой возможностей немало: катание на санках с горки, на коньках, лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении. Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из эффективных форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Лыжные прогулки могут включать кратковременные переходы, чередующиеся с отдыхом продолжительностью до 20 минут.

       Большое значение в укреплении здоровья имеют длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости. Одно из таких упражнений – бег трусцой со скоростью 5 – 7 км/ч. Начиная  такие упражнения с 3 -4- го года жизни через один – два года можно получить хороший оздоровительный и общеразвивающий эффект. Нагрузку следует увеличивать постепенно, причем не за счет удлинения пробегаемой дистанции, а за счет ее повторения в одном занятии (2 – 3 раза).

        Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг  детей, способствует закреплению двигательных навыков. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скакалках, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, т.к. нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить их со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр. Помните: оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе в парке, на прогулочной площадке, значительно выше, чем от игры в закрытом помещении, как бы хорошо оно ни проветривалось.

        Если мероприятия по укреплению здоровья детей, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у ребенка развиваются индивидуальные склонности и интересы, а отношение к здоровью становиться ценностным. (приложение №3, 4).  

Приложение №1 

Тест «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»

С помощью вопросника попробуйте оценить свои взаимоотношения с собственным ребенком. Варианты ответов: «да, почти всегда», «иногда», «может быть», «нет, почти никогда». Результаты будут известны только вам, поэтому отнеситесь к работе ответственно.

  1. Все ли вам нравится в своем ребенке?
  2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
  3. Смотрите ли на малыша, когда он говорит?
  4. Стараетесь создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
  5. Поправляете ли вы речь ребенка?
  6. Позволяете ли вы ребенку совершить ошибки?
  7.  Хвалите ли вы ребенка?
  8. Смеетесь ли вы вместе с ним?
  9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку?
  10. Часто ли обнимаете ребенка?
  11. Играете ли вместе?
  12. Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
  13. Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?
  14. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего ребенка?
  15. Ходите ли вы в театры, музеи, зоопарк, цирк вместе с ребенком?
  16. Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
  17. Беседуете ли с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
  18. Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?
  19. Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулки?
  20. Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?

Ключ:   «Да, почти всегда»  -  4 балла,

             «Иногда, может быть»  -  2 балла,

            «Нет, почти никогда»   - 0  баллов.

Сложите полученные баллы. Если сумма:

От 80 до 60 баллов – вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас хорошие взаимоотношения, вместе вам хорошо и интересно;

От 60 до 30 баллов – очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего ребенка, посмотрите внимательно на те вопросы, где стоят ответы «Иногда»  и «Нет, почти никогда», что это за ситуация? Не обратить ли внимание на эти стороны жизни?

Меньше 30 баллов – стоит задуматься и уделять больше внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее, а жизнь интереснее.

Приложение №2

Выслушайте своего ребенка

Найдите сегодня время

И выслушайте, что пытается сказать вам ребенок.

Выслушайте его сегодня, как бы ни были заняты,

Или он не захочет выслушать вас.

Узнайте о его проблемах,

Узнайте о его нуждах,

Празднуйте с ним его маленькие триумфы,

Хвалите его за подвиги,

Выслушивайте его болтовню,

Смешите его,

Выясняйте с ним, в чем дело,

Интересуйтесь, что будет потом,

Но каждый вечер говорите, что любите его.

И даже браня ребенка,

Не забывайте его поддержать.

И говорите: «Все в порядке!

Завтра все будет прекрасно»,

Найдите сегодня время

И выслушайте, что пытается сказать вам ребенок.

Выслушайте его сегодня, как бы ни были заняты,

И тогда он вернется, чтобы выслушать вас.

Чери Фуллер «Подбери ключ к обучению своего ребенка». Минск, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Неделя психологического и физического здоровья в ДОУ"

"Неделя психологического и физического здоровья в ДОУ" проводится педагогом -психологом для педагогов и детей разного возраста. В течении недели проводятся психологические игры, конкурсы, викторины, и...

Проект "Сохранение психологического и физического здоровья педагога"

В течение последних лет проблема сохранения психического здоровья педагога образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в о...

Семинар - практикум "Секреты психологического и физического здоровья"

- Оказать психологическую помощь родителям.- Знакомство с психологическими с особенностями детей, создание благоприятных условий для максимального раскрытия их возможностей.- Совершенствование навыков...

Психологическое и физическое здоровье будущего первоклассника

Первый раз в первый класс — событие более чем важное. На смену привычному режиму дня придут ранние пробуждения и 40-минутные уроки. Из круга детсадовских друзей ребенок попадет в новый кол...

"Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по сохранению психологического и физического здоровья детей"

Семинар-практикум "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по сохранению психологического и физического здоровья детей"...

«Создание в организации условий для сохранения социально-психологического и физического здоровья воспитанников в условиях ФГОС ДО»

Состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость к...