Семинар для педагогов "Полоролевое воспитание детей"
материал на тему

Суханова Татьяна Борисовна

Семинар для педагогов по особенностям воспитания мальчиков и девочек,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар  « Полоролевое воспитание детей »

Цель: психологическое просвещение педагогов.

План проведения:

  1. Информационная часть
  1. Мальчики и девочки – почему они разные.
  2. Воспитываем мальчика, воспитываем девочку
  3. Загадки ассиметричного мозга
  1. Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и девочек»
  2. Психологический тест «Сколько в вас от женщины, сколько от мужчины?»  

Мальчики и девочки – почему они разные.

Зачем природе мужское и женское? Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В.А.Геодакян. он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая – это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей. И вторая – это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания. Итак, борьба консервативного и прогрессивного, устойчивого и изменяемого, старого, надежного и нового, неизведанного, рискованного.

        Эти две тенденции воплощаются и в делении живых существ на мужские и женские особи, что дает ощутимую выгоду в реализации обеих тенденций. При этом женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его – по возможности не допустить их изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое: что то из этих приобретений может пригодиться в будущем или уже в настоящем, особенно в момент возникновения каких то экстремальных условий. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской на прогресс.

Реально в природе количество потомков зависит от того числа  детей, которая способна воспроизвести женская часть популяции. Это значит, что гибель большого числа самцов (но не всех) может слабо отразится на числе потомства, тогда как гибель части самок заметно снижает размер популяции.

Поэтому природа «бережет» женский пол, а мужской ей не так «жалко». На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции. разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. У мужчин больше и полезных и вредных мутаций (генетических отклонений). Так, по некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом восприятии тоже чаще встречаются у мужчин. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов, и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков.

Итак, мы знаем, что мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить; при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. Выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивают мальчиков. По разным данным, на 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, веселый).

Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д., используя при этом все представленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

Кроме того, показано, что мальчикам в отличие от девочек для их полноценного психического развития требуется большее пространство. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф

Воспитываем мальчика, воспитываем девочку.

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, композиторы, художники, писатели, врачи, конструкторы – мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Наверное среди двоечников – мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа. Почему? По-видимому потому, что мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат  и девочек, и мальчиков чаще женщины: дома – мама и бабушка, в детском саду – воспитательница (усатый нянь – это, к сожалению, практически повсеместно несбыточная мечта), в начальной школе – учительница, лишь в средней и старшей школе изредка попадаются учителя-предметники – мужчины. Не поздно ли? Мальчики и девочки уже превратились в юношей и девушек, и вся скрытая подготовительная работа к этому непростому превращению произошла без участия мужчин. У женщин другой тип мозга и другой тип мышления, поэтому ей трудно растить настоящих мужчин.

В любой деятельности, требующей поиска, свежего нестандартного решения, впереди мужчины. А там где нужно высочайшее исполнительское мастерство, женщины лидируют или, по крайней мере, не уступают мужчинам. То же касается и речи. Исполнительская часть речи несомненно лучше развита у девочек, но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов – лучше представлена у мальчиков и мужчин. В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу важно выжить, и отбор шел на адаптируемость  (приспосабливаемость к меняющимся условиям жизни). Поэтому при неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослыми, и в определенной мере, лучше или хуже справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из под контроля взрослого, не подчиняться ему, так как адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно.

Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика – они то сами другие, они сами отличаются от мужчин. Вот и получается, что мама или педагог долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердится от того, что он не переживает вместе с ней, словно не реагирует на происходящее, как бы остается равнодушным к ее словам. Но она не права. Нет, он не равнодушен. Просто у него уже прошел пик эмоциональной активности, он отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от мамы не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к тому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой какнал, информация до его сознания не доходит.

Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую.

Что здесь можно порекомендовать? Остановитесь. Ограничьте длину своей нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, так мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно – чем же вы недовольны. Важно, чтобы он понял это как можно быстрее, только в этом случае его реакция будет адекватной

Практическая часть

Допустим мы дали детям тему для рисования «После снегопада». Все мальчики кроме одного, нарисовали уборочную технику, а девочки –себя, прыгающую через сугробы. Дорога в детский сад. Мальчики рисуют  транспорт или схему пути, а девочки себя с мамой за ручку.

А как девочки и мальчики отвечают на занятиях в детском саду? Мальчик смотрит на стол, в сторону или перед собой и если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо воспитателю и, отвечая, ищет у него в глазах подтверждения правильности ее ответа и после кивка взрослого продолжает уже более уверенно.

И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой то конкретной информации Кто задает вопрос - (А какое у нас следующее занятие), а девочки – для установления контакта со взрослым (А вы к нам еще придете?). то есть мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины) – на отношения между людьми..

Темп работоспособности во время занятия

Девочки обычно вначале занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. А мальчик сосредотачиваются к середине или к концу.

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь.

Но та сторона речи которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов, - лучше представлена у мальчиков и мужчин.  Часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст (даже при одинаковом так называемом «паспортном»  возрасте) выше. Они оттесняют мальчиков физически и «забивают их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипное.

Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и индивидуально мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решения, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

Загадки ассиметричного мозга.

Наш мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность. Прb этом правое полушарие в основном «обслуживает левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого уха, глаза, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой ноге, руке, а левое полушарие обслуживает правую сторону. Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры, и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Таким образом левое полушарие – аналитическое, а правое – эмоциональное.

 Оба наши полушария неравноценны, и это дает нам определенные преимущества. Но кроме этого почти каждый человек имеет ведущую руку, ухо, глаз. Праворукие с ведущими правым ухом, глазом можно считать левополушарниками , праворукие с ведущим левым глазом и левым ухом – это скорее правополушарники. Праворукие с несовпадающими ведущими глазом и ухом – смешанный тип. Левши заняли особое место. Это малочисленная группа обычно ярких правополушарников с особым характером функциональной ассиметрии.

.

Для выявления ведущей руки существуют специальные тесты. Вот некоторые из них

  1. раздать карты (ведущая рука та, что раскладывает карты)
  2. Хлопать в ладоши (ведущая рука верху)
  3. Отвинтить гайку, накрученную на болт
  4. Погладить игрушечного зверюшку, держа ее в руке, ведущая рука гладит
  5. Вдеть нитку в иголку (для малышей – палочку в кольцо
  6. Показать, как зажигают спичку.
  7. Открыть, пробку на пузырьке
  8. Поиграть в сороку –ворону
  9. Ведущий глаз с помощью трубки из бумаги, смотрит на переносицу взрослого, какой глаз виден, то и ведущий
  10. Ведущее ухо – послушаем часики/

У нормального леворукого ребенка наши неумелые и неограниченные педагогические воздействия, стремление переучить ребенка наперекор природе могут привести к самым тяжелым последствиям. Если у левши иначе устроен мозг, то значит, и мышление, и вся психика у них несколько отличается от обычного типа. Эти дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны.

Мы любим тех, кого умеем научить

.

Разделить всех людей только на две группы в зависимости от того, какой тип мышления преобладает – левополушарный или правополушарный , было бы неверно.

Обычно, мы любим тех, кого можем научить. Но иногда и не можем научить из-за недостатка наших знаний или из-за особенностей организации нашего мозга и нашей психики. Ребенок приходит в детский сад или школу, да и вообще в жизнь, многого не умея, и как раз для того, чтобы научиться, а не для того, чтобы продемонстрировать свои знания и умения. Воспитатель или родитель знает, как надо, знает правильный ответ и в своем собственном понимании становится как бы носителем истины. Впадая зачастую в излишний авторитаризм. Но замечено, что у авторитарных педагогов и родителей дети больше дерутся, чаще дают отрицательные оценки друг другу. К сожалению, дети у же в детском саду видят у других только отрицательные качества. Если спросить у малышей кто в группе самый добрый, то они затруднятся ответить, зато с легкостью скажут – кто самый жадный и драчун. Так получается, что зачастую дети учатся на отрицательных примерах. А хорошо ли это для развития умения детей общаться между собой, жить среди людей?

Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и девочек».

  • Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту -  девочки обычно старше ровесников мальчиков.
  • Мальчики и девочки по разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире
  • Не усердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Не забывайте не только рассказывать , но и показывать. Особенно это полезно для мальчиков.
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к .он не может долго удерживать эмоциональное напряжение . его мозг как бы отключит слуховой канал и ребенок как бы перестает вас слышать и слушать
  • Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего – не знать это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.

Вывод: Мальчик и девочка – это два разных мира. Если мы не учитываем это, то очень часто неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них, эти поступки реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся...

Семинар "Гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Цель: Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возрастаЗадачи:1. Создание условий для реализации работы с педагогами, детьми и родителями по изучению прав ребёнка;2. Расширен...

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Семинар по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Материал для инструкторов по физической культуре...

Семинар - практикум «Гендарное воспитания детей в ДОО через призму в ФГОС ДО»

Семинар - практикум для педагогов ДОО "Гендерное воспитание дошкольников через призму в ФГОС ДО"...