Комплексное занятие по ознакомлению детей с Хохломой
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Черникова Наталья Геннадьевна

Занятие знакомит детей с историей возникновения, технологией изготовления и росписи хохломской посуды, с ее особенностями цветовой гаммы и особенностями материла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_hohlome.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание: познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью, историей ее возникновения, ее характерными особенностями (цвет, фон, материал). Дать представление об основных элементах, используемых художниками: реснички, травинки, завитки, капельки, кустики. Развивать технику рисования концом кисти. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

Материал: иллюстрации, предметы быта, украшенные хохломской росписью.

Раздаточный материал: альбомный лист, кисть, гуашь.

Ход:

1 часть – знакомство с хохломой, рассматривание иллюстраций и предметов быта;

2 часть – физкультминутка с элементами здоровьесберегающих технологий;

- показ воспитателем приемов рисования хохломских узоров;

- рисование узоров детьми, индивидуальная помощь воспитателя;

3 часть – чтение стихотворения «Золотая хохлома»;

- подведение итогов занятия;

- выставка работ детей.

ХОД:

        1 ЧАСТЬ: Вы обратили внимание на красивые вещи и чудесные иллюстрации в группе. Посмотрите, как можно назвать одним словом эти предметы (посуда). Чем еще похожи эти предметы (сделаны из дерева, одинаково расписаны). Эта красивая, сказочная роспись родилась давным-давно. А вот как она возникла, я вам сейчас расскажу, послушайте небольшую легенду:

        Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса.
          Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
          Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
          Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли.

        Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.  
        Остались люди жить в этом селе и продолжать дело мастера, а село они назвали Хохлома.

Жили в этом селе -  люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод. Все это отразилось на предметах, которые находятся перед Вами. В хохломских узорах можно увидеть всю природную красоту: и ягоды, и цветы, и травы. Этот узор называют растительным орнаментом.

          Но труден путь изготовления хохломских изделий. Для изготовления посуды используют древесину липы.

1. Заготовка. Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают.

2. Грунтовка. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов.

3 . Пропитка льняным маслом, сушка.

4. Потом покрывают 4 слоями олифы, 4 слой - самый густой, сушат в печи при температуре 50-60 градусов.

5. Лужение - порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело-зеркальный блеск. Сушка.

6. Роспись. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Левой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись.

7. Лачение. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270 -300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию лачения можно повторить несколько раз.

 (дети проходят к своим партам).

        

2 ЧАСТЬ: Сегодня мы с Вами тоже будем хохломскими художниками и будем учиться рисовать хохломские узоры.

        Начнем мы учиться с самого простого узора –

РЕСНИЧКИ

«Я ресничка не простая,

Словно перышко взлетая,

Изогнувши спинку плавно

Я считаюсь чуть не главной».

(показ воспитателем приемов рисования, индивидуальная помощь затрудняющимся детям)

ТРАВИНКИ

«Я травинка просто чудо,

А нажим, он очень нужен,

Сверху вниз, и вот готов,

Кистью плавный переход».

(показ воспитателем приемов рисования, индивидуальная помощь затрудняющимся детям)

        Но в хохломской росписи есть и затейливые узоры, их называют КУДРИНЫ – это капельки, завитки, кустики.

ЗАВИТОК

«Кистью плавно закручу,

Линию с нажимом.

В завиток я превращусь,

Словно я пружина».

(показ воспитателем приемов рисования, индивидуальная помощь затрудняющимся детям)

КАПЕЛЬКИ

«Меня капелькой зовут.

Пишут очень просто.

Кистью плавно примакнут,

Словно бусы в россыпь»

(показ воспитателем приемов рисования, индивидуальная помощь затрудняющимся детям)

КУСТИК – это объединение в рисунок ресничек, усиков, завитков и капелек.

        Рисовать хохломские узоры очень сложно, мастера хохломской росписи учатся этому годами.

Очень часто у них не получается и они начинают роспись заново, эта работа требует большого внимания и сосредоточенности. Мы с Вами тоже будем стараться, и на следующем занятии будем расписывать тарелку или чашку.

        3 ЧАСТЬ: Послушайте замечательное стихотворение «Золотая хохлома».

Как волшебная жар-птица

Не выходит из ума,

Чародейка, мастерица,

Золотая Хохлома!

И богата и красива,

Гостю рады от души

Кубки, чаши и ковши!

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь чарвонные лучи

И узорчатый орнамент

Древне-суздальской парчи!

А сейчас я хочу подвести итог сегодняшнего занятия. Я хочу, чтобы Вы мне рассказали, что нового Вы узнали на занятии (ответы детей). 

        Оформление выставки детских работ.

Литература:

  1. Дошкольное воспитание 9/2008 г.
  2. Дошкольное воспитание 2/2002 г.
  3. Соломенникова О.А. «Радость творчества».
  4. Альбом с репродукциями хохломской посуды и элементов росписи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Тема: «В ГОСТИ К БАБУШКЕ!»

Живая природа – это удивительно сложный, многообразный мир.Особое место в нём отведено животным.Ознакомление с природой в первой младшей группе начинается с ближайшего окружения. С помощью игруш...

Комплексное занятие по ознакомлению детей с Гжелью

Данное занятие знакомит детей с русским народным  промыслом - Гжель. Знакомит с историей возникновения, особенностями внешнего вида, цветовой гаммой, разнообразием мазков и узоров. По желанию мож...

Комплексное занятие по ознакомлению детей с Дымковской игрушкой

Занятие знакомит детей с историей возникновения, технологией изготовления и росписи дымковских игрушек. Можно дополнить занятие рисованием для закрепления материала....

Комплексное занятие по ознакомлению детей с комнатными растениями (фикус) в I младшей группе

Продолжать приобщать детей к миру природы, развивая конкретные представления о растениях: ствол – один, листьев – много (широкие, блестящие, чистые) и об основных способах ухода за ними (полив)....

Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей старшей группы с правилами дорожного движения «Тайна дорожных знаков»

Дорожные знаки должен знать каждый! Любой из них нужный, любой из них важный!Программное содержание: Закреплять представление детей о правилах поведения пешеходов на улице.Продолжать знакомство д...

Комплексное занятие по ознакомлению детей с окружающим миром и лепке в первой младшей группе «Вот поезд наш едет, колеса стучат»

Формирование у детей интереса к железной дороге через художественную деятельность....