Консультация для педагогов ДОУ "Современные технологии обучения дошкольников""
статья по теме

Рогова Ольга Ильинична

В содержании консультации перечислены некоторые современные технологии обучения дошкольников, позволяющие организовать процесс дошкольного воспитания и обучения в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классификация технологий

Современные образовательные технологии означают способы реализации новой парадигмы образования. К ним можно отнести: технологию личностно ориентированного обучения и воспитания, технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания; технологию проблемного обучения и воспитания; технологию обучения и воспитания без насилия; технологию эффективной речевой деятельности; технологию диалогового обучения и воспитания; технологию рефлексивного обучения и воспитания.

Существует множество классификаций современных образовательных технологий.

Профессор В. П. Беспалько предложил классификацию педагогических систем (технологий), созданных на основе типа организации управления познавательной деятельностью. Принципиально важной стороной в педагогической системе является позиция ребенка в образовательном процессе и отношение к нему со стороны взрослых.

Выделяется шесть педагогических систем:

1. Авторитарная педагогическая система (технология), в которой педагог – это единоличный субъект образовательного процесса, а ребенок – «объект». Она отличается жесткой организацией жизнедеятельности детей, подавлением их инициативы и самостоятельности, применением требований и принуждения.

2. Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличается дидактоцентрическая педагогическая система (технология), в которой господствует приоритет обучения («самое главное – это специальная готовность детей к школе»), а главными факторами формирования личности считаются дидактоцентрические средства. Дидактоцентрическая технология часто определяется как технократическая (данный термин больше соотносится с характером содержания, а не со стилем педагогических отношений).

3. Личностно ориентированная педагогическая система (технология) ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. Ребенок – центр образовательной системы, ее основа. Данную технологию часто называют антропоцентрической. Таким образом, личностно ориентированная педагогическая система характеризуется антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет цель – разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно ориентированной педагогической системы выделяются: гуманно-личностная педагогическая система, педагогическая система сотрудничества и педагогическая система свободного воспитания и развития ребенка.

4. Гуманно-личностная педагогическая система (технология) отличается прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку ребенка и оказание помощи ему. Идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическая вера в его творческие силы, отказ от принуждения отличают эту технологию от других.

5. Педагогическая система сотрудничества реализует идеи демократизма, равенства и приоритет партнерских субъект-субъектных отношений педагога и ребенка. Воспитатель и ребенок самостоятельно нарабатывают содержание, дают оценки, находясь в состоянии СО-трудничества, СО-творчества (примером данной педагогической системы является опыт работы академика Ш. А. Амонашвили с детьми 6-летнего возраста).

6. Педагогическая система свободного воспитания и развития делает акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности (в процессе обучения в том числе). Осуществляя выбор, ребенок наилучшим образом реализует позицию субъекта, основой данной технологии является внутреннее побуждение ребенка, но не внешнее побуждение (технология М. Монтессори во многом определяет данную педагогическую систему).

Из словаря терминов:

Технология обучения – 1. Системное практическое применение научного и другого организованного знания к практическим задачам. 2. Система учебно-воспитательных, организационно-методических, материально-технических и иных воздействий на процесс обучения, позволяющая создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала обучаемых путем совекршенствования мотивов к обучению, его индивидуализации, использования продуктивно-творческих методов, гуманизации всех составляющих системы обучения.

Технология педагогическая – научно обоснованная и апробированная на практике упорядоченная совокупность действий , операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностированный результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. Основные образовательные технологии: адаптивные, развивающие, личностно ориентированные, диалоговые, модульные, контекстные, информационные, уровневой дифференциации обучения, группового воздействия, суггестологии, мультимедиатехнологии, игротехники, технологии педагогического общения, диагностики, прогнозирования, саморазвития, коррекции. (стр. 326)

В БОЛЕЕ ШИРОКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ:

 технология диалогового обучения;

 технология информационного обучения;

 технология игрового обучения;

 технология проблемного обучения;

 технология опережающего (развивающего) обучения;

 информационные технологии обучения;

 технология проектного обучения;

 технология консультационного обучения;

 технология визуального обучения;

 технология провокационного обучения.

В практике деятельности ДОУ чаще всего реализуются первые четыре технологии.

Технология диалогового обучения основана на философских положениях «образование – диалог культур» (В. С. Библер) и «культура как диалог» (М. М. Бахтин). Она опирается на внутреннее содержание, по-требности личности, «карнавал мироощущений» ребенка (М. М. Бахтин), его полифонический слух по отношению к окружающему миру.

Роль педагога заключается в организации коммуникативной развивающей среды и в умении вести диалог. И тогда структура соответствует беседе и позволяет сочетать элементы учения и диалога. Технологии диалогового обучения присущи следующие особенности:

 развивающая форма деятельности (специально созданная диалогическая среда, свобода и спонтанность);

 эмоционально-чувственная сфера взаимодействия;

 вплетение в диалог словесной игры, музыкальности, художественного образа, театрализации.

Технология информационного обучения опирается на принцип активизации ребенка в обучении и определяется ведущей ролью педагога. Он берет на себя роль «информатора», передающего знания детям (это может быть и словесная инструкция к деятельности или прямое включение ребенка в деятельность по принципу «делай как я»).

Структура этой технологии выглядит следующим образом: цель, рассказ, задание на воспроизведение знаний либо задача, деятельность (совместная с педагогом) и результат.

Особенности данной технологии:

 руководящая роль педагога;

 включение детей в деятельность по инструкции педагога;

 понимание детьми информации педагога.

Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды.

Игра выполняет развивающую, коммуникативную, терапевтическую и диагностическую функции.

Структура данной технологии следующая: игровая задача, правила, деятельность и результат. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и ученья. Игровым технологиям присущи следующие особенности (по С. А. Шмакову):

 свободная развивающая деятельность (она возникает по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса деятельности);

 творческий характер деятельности (ребенок импровизирует в игре);

 эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребенка).

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи.  Это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего ребенок получает знания.

Структурные компоненты реализации данной технологии: постановка проблемной ситуации, варианты решения (выбор варианта), разрешение проблемы.

Особенности данной технологии:

 проблематизация учебной информации (удивление, любопытство ребенка);

 активная деятельность ребенка;

 связь обучения с жизнью, игрой и трудом;

 исследовательский характер познания.

Дифференцированное (индивидуализированное) обучение

Данная технология основывается на изучении и понимании ребенка, учете его особенностей при построении отношений с ним. Сущность данной технологии состоит в оказании психологической и методической помощи воспитанникам в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности.

В связи с этим можно выделить два вида дифференциации:

1. Внешняя дифференциация.

2. Внутренняя дифференциация.

В основе внешней дифференциации лежит учет познавательных интересов детей, их способностей к тому или иному роду деятельности.

В основе внутренней дифференциации лежит учет особенностей (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных, биоэнергетических) воспитанников, влияющих на эффективность усвоения учебной информации в течение занятия.

РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Исследованиями ученых доказано, что, если ребенку не давать готовых образцов, а предлагать ситуацию, где привычные способы действия неэффективны, у ребенка быстрее развиваются интеллектуальные и творческие способности, проявляется инициатива. Деятельность в условиях самостоятельного принятия решений является принципиальным отличием современного развивающего обучения от ранее сложившегося традиционного.

Развивающее обучение не дает готовых образцов. Оно способствует возникновению потребности у ребенка в новом понятии или способе действия, организует, направляет и поддерживает собственную деятельность детей по овладению знанием, организовывает самостоятельную формулировку детьми своего «открытия».

Действия в структуре учебной деятельности (по В. В. Давыдову):

 принятие от педагога или самостоятельная постановка учебной задачи;

 преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

 моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;

 преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

 построение системы частных задач, решаемых общим способом;

 контроль выполнения предыдущих действий;

 оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Педагогические игры

Педагогические игры – это обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

  1. Использование игровой технологии в развитии
    графомоторных навыков и речи старших
    дошкольников

Развитие у детей речи и графомоторных навыков посредством игровой технологии позволяет совершенствовать пространственные и временные представления, умение ориентироваться на листе бумаги – «справа, слева, вверху, внизу» и т. д.; закреплять чувственные знания о признаках предметов и их взаимосвязях; связывать эти признаки с соответству-ющим словарем, что обеспечивает переход детей от чувственного познания к обобщениям и отвлеченным понятиям; шире и разнообразнее использовать практические действия самого ребенка для обучения.

  1. Использование игровых технологий
    в руководстве изобразительной деятельностью

технология проектного обучения

При организации учебной деятельности со старшими дошкольниками одним из эффективных и перспективных является метод проектной деятельности. Ребенок на этом возрастном этапе характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

исследовательская технология обучения

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Основной ожидаемый результат исследовательского обучения заключается в развитии творческих способностей, приобретении ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.

В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической реализации:

 педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти воспитаннику;

 педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребёнок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

 на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются детьми самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др.).

технология моделирования в обучении дошкольников

Согласно исследованиям, основы освоения моделирования закладываются в дошкольном периоде, что вызывает пристальное внимание психологов и педагогов к генезису развития моделирования в дошкольном возрасте, разработке содержания моделей и технологий их использования в процессе освоения детьми различного содержания.

В современных исследованиях имеют место разные подходы к определению сущности моделирования:

 моделирование рассматривается как общелогический метод познания;

 как вид знаково-символической деятельности;

 как общая интеллектуальная способность.

Изучение психологических предпосылок овладения моделированием и его генезиса в дошкольном детстве привело к определению моделирования как общей интеллектуальной способности (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, С. Л. Лоренсо, А. М. Сиверио и др.). В основе данной интеллектуальной способности лежит овладение детьми практическими действиями замещения, использования моделей, моделирования. Наглядное моделирование выступает средством ориентировки детей в действительности, обобщения, планирования и контроля действий и составляет одну из форм опосредования, которыми овладевают дошкольники.

ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Опосредованное обучение и развитие

1. Использование глобальной сети Интернет.

2. Использование компьютера для ведения документации.

  1. Непосредственное обучение

1. Использование развивающих компьютерных программ

2. Использование мультимедийных презентаций.

  1. Обучение детей в компьютерно-игровом комплексе ДОУ

триз – технология обучения

В российском образовательном процессе существует направление, называемое ТРИЗ-педагогикой. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ). Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ-технологии является система творческих заданий, что в достаточной степени гарантирует формирование исследовательских умений у обучающихся.


Список используемых источников:

  1. «Современные технологии обучения дошкольников»

автор – составитель Е.В. Михеева; рецензент О.Г. Тавстуха, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета;

Волгоград, издательство «Учитель», 2012

  1. Компакт – диск «Методический портфель ДОУ. ФГТ:

«Организованная образовательная деятельность.

Технологии, методики, формы проведения занятий»

Волгоград, издательство «Учитель», 2012

  1. «Индивидуализация образования: правильный старт»

Лидия Свирская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Новгородского института развития образования

Москва, Обруч, 2011г

  1. Словарь терминов «Дошкольное образование»

Москва, «Издательство «Айрис – пресс», 2005г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения дошкольников решению задач"

В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовит...

Консультация для педагогов "Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении"

Может быть использована при подготовке к педагогическому совету так и в работе с кадрами...

Консультация для педагогов на тему: «Обучение дошкольников безопасному поведению на улице»

Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма педагог целенаправленно про...

Консультация для воспитателей «Современные технологии обучения дошкольников безопасному поведению»

Материал будет полезен воспитателям для формирования основ безопасного поведения дошкольников. Раскрываются особенности обучения детей, методы ознакомления детей  с основами безопасности....

Консультация для педагогов «Основные этапы обучения дошкольников игре в настольный теннис»

Консультация для педагогов «Основные этапы обучения дошкольников игре в настольный теннис»...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход»

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход» Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей- о...