Вариативная программа по профилактике детского дорожного травматизма "Безопасную дорогу подрастающему поколению"
методическая разработка на тему

            Программа «Безопасную дорогу подрастающему поколению» - прекрасная возможность пройти курс первоначального обучения навыкам и основам безопасности на дороге.

          Реализация программы «Безопасную дорогу подрастающему поколению» позволит ребенку изучить правила дорожного движения, приобрести навыки поведения на улице.

            Отличительной особенностью программы является: программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

                Главная отличительная особенность программы заключается в том, что теоретические занятия будут проходить на базе МАДОУ д\с «Ромашка», в специально оборудованном  кабинете и на площадке, практические занятия с ребятами будет проводить инспектор ОГИБДД МОВД г. Советский, педагоги, заместитель заведующего.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасного дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

               Программа «Безопасную дорогу подрастающему поколению» создана на основании практических рекомендаций по организации педагогического процесса «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» Т.Г. Хромцовой на основе Правил дорожного движения (с изменениями на 28 июля 2012 г.), на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, с учетом возрастных особенностей детей от 3 до 7 лет.

           Резкое возрастание в последние годы автомобилизации в городе порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

             Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста.

              По предоставленной информации от ОВ ДПС ОГИБДД МОМВД России «Советский» подтверждающих сведений о том, что за 2011-2012 гг. дорожно-транспортных происшествий с участием воспитанников от 3 до 7 МАДОУ д\с «Ромашка»   не зарегистрировано (справка прилагается).

          Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования. Не смотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебное заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.

            Социальная острота проблемы диктует необходимость в разработке и внедрении программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим нашим дошкольным учреждением на протяжении шести лет ведется система работы по изучению правил дорожного движения и профилактике транспортного травматизма по программе «Азбука безопасности», которая была апробирована с воспитанниками нашего ДОУ, ежегодно пополнялась новым методическим материалом.

          Опираясь на данную программу нами разработана более новая программа «Безопасную дорогу подрастающему поколению» с инновационными подходами к проблеме безопасности.

              Актуальность программы: для ребенка дошкольного возраста знания правил дорожного движения – это проверка готовности к вступлению во взрослую жизнь.

            Программа «Безопасную дорогу подрастающему поколению» - прекрасная возможность пройти курс первоначального обучения навыкам и основам безопасности на дороге.

          Реализация программы «Безопасную дорогу подрастающему поколению» позволит ребенку изучить правила дорожного движения, приобрести навыки поведения на улице.

            Отличительной особенностью программы является: программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

                Главная отличительная особенность программы заключается в том, что теоретические занятия будут проходить на базе МАДОУ д\с «Ромашка», в специально оборудованном  кабинете и на площадке, практические занятия с ребятами будет проводить инспектор ОГИБДД МОВД г. Советский, педагоги, заместитель заведующего.

             Цель программы – формирование у воспитанников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения.

Задачи:

  1. формирование у воспитанников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения;
  2. расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах;
  3. привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
  4. поиск новых агитационных форм и пропаганды ПДД, сотрудничество со службами ОГИБДД в практической деятельности.

Направления деятельности:

  1. тематическая неделя;
  2. познавательные игры;
  3. сюжетно-ролевые игры;
  4. настольные игры;
  5. беседы;
  6. консультации;
  7. драматизация литературных произведений;
  8. чтение художественной литературы;
  9. демонстрация наглядного материала;
  10. фильмы-презентации;
  11. развлечения.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка»;
  2. Закон «Об образовании» Российской Федерации;
  3. Типовое положение ДОУ;
  4. Программа развития системы образования Советского района на период 2011-2016 гг.;
  5. Федеральная целевая программа «Дети России».

Адресат: программа разработана для детей 3-7 лет.

Количество воспитанников – 277 детей.

Срок реализации программы 5 лет (2011-2016 гг.): 4 года воспитанники МАДОУ д\с «Ромашка», 1 год выпускники, прослеживается результативность через преемственность со школой.

       Формы и режим занятий: деятельность с детьми проводится в первую и во вторую половину дня, через «Минутки здоровья», «Динамические паузы», в разделе основной примерной программы «От рождения до школы», через образовательную область «Социализация», образовательную область «Познание» и образовательную область «Безопасность». В основном используются две формы работы – групповая и индивидуальная. При организации   (праздников, развлечений и т.д.) используются массовые формы работы.

Принципы  создания программы:

  1. Принципы обучения – это закономерности и законы, составляющие основу учебного процесса и определяющие деятельность воспитателя и детей.
  2. Последовательность и постепенность – знания по дорожной тематике следует давать постепенно, без перегрузки.
  3. Доступность – учебный материал должен быть изложен в доступной форме.
  4. Наглядность – при обучении дорожной безопасности необходимы наглядные средства (иллюстрации, плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий).
  5. Принцип единства воспитания и обучения – на всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.  

Предполагаемый результат:

  1. Повышение правовой культуры участников дорожного движения;
  2. Предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма;
  3. Знание правил дорожного движения;
  4. Умение правильно вести себя в экстремальных дорожных ситуациях;
  5. Совершенствование условий для реализации форм, методов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Методическое обеспечение программы:

  1. Оформление в группах уголков безопасности;
  2. Оформление стендов «Красный, желтый, зеленый», «Дорога, ребенок и безопасность»;
  3. Изготовление, приобретение дидактических, сюжетно-ролевых игр;
  4. Подборка художественного слова (стихотворения, пословицы, поговорки, частушки, песенки и т.д.);
  5. Тематические выставки рисунков, поделок, макетов совместно с родителями.

КОНЦЕПЦИЯ

До тех пор, пока страдают дети, в мире нет истинной любви.

А. Дункан

В наибольшей безопасности тот, кто на чеку, даже когда нет опасности. Сайрус.

            Подсчитано, что каждый год во всем мире в дорожно-транспортных происшествиях погибает около 800 тыс. человек. На каждого погибшего приходится приблизительно 20-30 раненых, многим из которых требуется госпитализация. Только на лечение раненных в дорожно-транспортных происшествиях уходит 1-3% валового национального продукта каждой страны независимо от уровня ее экономического развития.

Точно оценить масштаб проблемы безопасности дорожного движения невозможно, так как о многих ранениях - вполне вероятно, более чем о половине - не сообщается. Смертельные ранения являются наиболее надежно регистрируемой категорией ранений. Однако даже случаи гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях не везде надежно регистрируются.

Основной фактор совершения дорожно-транспортных происшествий - человеческий. Около 80% всех дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушений водителями правил дорожного движения (ПДД) как по незнанию этих правил, так и по нежеланию их выполнять. Прирост аварийности во многом определяется низкой дисциплиной водителей, и в первую очередь водителей индивидуального транспорта.

Каждый девятый (10,9%) из всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях - ребенок в возрасте до 16 лет, а погибших детей за пять последних лет было 8 582 человека.

   Многие люди - воспитатели и преподаватели в первую очередь, родители, депутаты, чиновники, журналисты, врачи, дисциплинированные взрослые пешеходы и водители - могут содействовать снижению числа и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.

Детский травматизм, в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах и изучению им правил дорожного движения как к второстепенному предмету. Изучение правил должно стать составной частью общего воспитательного процесса, призванного бережно относиться к своей жизни не только на дорогах, но и повседневных делах.

Ни один изучаемый предмет в школе и в дошкольном учреждении, не влияет так на безопасность ребенка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном его поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.

         Самая важная роль в этом непрерывном процессе принадлежит общеобразовательным учреждениям. Не может быть грамотным и воспитанным ученик, который не знает правил безопасного поведения на улицах и дорогах и не выполняет их. Однако школа и детский сад не должны особенно   родителей.   Они должны играть решающую роль не только в силу своего родительского статуса, но и потому, что их собственное поведение, включая поведение в дорожном движении, является для детей примером для подражания.

         В процессе обучения безопасному поведению на дороге и в организации мероприятий по снижению количества дорожно-транспортных происшествий важная роль отводится сотрудникам Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Они призваны контролировать поведение участников дорожного движения, вести анализ информации о дорожно-транспортных происшествиях и причинах их совершения, контролировать работу дошкольных и общеобразовательных учреждений по изучению правил и пропаганде вопросов безопасного поведения ребенка на дороге.

           Информация для участников дорожного движения, поступающая через средства массовой информации (СМИ), и кампании содействия, проводимые сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, приводят к снижению количества дорожно-транспортных происшествий, поскольку они способствуют созданию безопасной модели поведения участников движения в дорожном движении путем повышения уровня знаний этих участников и позитивного отношения к подобной модели.

           Лозунг «Берегите ребенка» не должен пройти мимо других участников дорожного движения. Любой взрослый пешеход обязан активно участвовать в безопасном поведении ребенка на дороге. Пути воздействия на привитие навыков безопасного поведения ребенка на дороге. Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизического развития. Это связано с особенностями их высшей неровной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

   Дети не обладают теми же предпосылками для обучения безопасному поведению при движении на транспорте и дороге, как взрослые. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека. Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени у ребенка младшего возраста. Дети не обладают способностью делать выводы общего характера из своего обучения, т.е. они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.

Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров - легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.

Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте - это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

      Следовательно, по своим психофизиологическим особенностям ребенок дошкольного возраста сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешеходов, перейти правильно и безопасно проезжую часть не может.

        Для того чтобы действовать сообразно целям, мероприятия по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения должны проводиться сообразно способностям ребенка. При обучении надо учитывать и такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определенного возраста, а некоторые обусловлена индивидуальным темпераментом ребенка, его способностями потребностями и другими свойствами личности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

2 младшей группы (3-4 года)

Тема

Цель

Формы работы, упражнения

Кол-во занятий

Литература

«Знакомство с улицей».

Познакомить детей с понятием «улица».

Дать элементарные знания о поведении на улице.

- Экскурсии, наблюдения

- П/и  «Воробушки и автомобиль».

- Д/и «Собери автомобиль».

- П/и «Светофорчик».

1

- Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко «Детям о правилах дорожного движения» стр.13

Знакомство с профессией – водитель.

Познакомить детей с профессией водителя

Д/и «Транспорт».

Наблюдение на прогулке за транспортом.

1

Н.Г. Корматова «Мир, в котором я живу» стр.139

 «Знакомство с  сигналами светофора»

Познакомить детей с сигналами светофора.

Закрепить назначение сигналов светофора.


П/и «Красный, желтый, зеленый».

Д/и «Профессия – миллионер».

        

1

- Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко «Детям о правилах дорожного движения» стр.19

- Н.И.Клочанов «Дорога, ребенок, безопасность» - стр.71

Безопасность на дороге

Познакомить детей с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте.

Занятие

Рисование «Моя любимая машина».

Сюжетно – ролевая игра «Автобус».

1

- Н.И.Клочанов «Дорога, ребенок, безопасность» - стр.71

Л.Логинова «365 уроков безопасности» стр.41,65

«Знакомство с грузовым автомобилем»

Познакомить детей с видами транспорта.

Наблюдение за транспортом -экскурсия

1

Л.Логинова «365 уроков безопасности» стр.69

Иллюстрации

Итоговое занятие.

Закрепить знания детей о видах транспорта и его назначении.

- Д/и «Транспорт».

1

Авторское

Диагностика

Выявить знания  и умения детей по данному разделу

Д/и

Игры с макетами

Практические действия

3

В свободной деятельности детям предлагаются:

Дидактические игры:                                                                                                           Сюжетно – ролевые  игры:  

  1. «Шофер»,                                                                                      «Грузовая машина»,  
  2. «Поездка на автобусе»,                                                                       «Красный, зеленый»,
  3. «Найди свой цвет»,                                                                              «Автобус»,         
  4. «Берегись автомобили»,                                                                       «Собери светофор»,
  5. «Воробушки и автомобиль»,                                                                          «Транспорт»,  
  6. «Красный, зеленый»,                                                                                    «Назови правильно»,
  7. «Будь осторожен!»                                                                              «Подбери по цвету»,  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Средняя  группа (4        -5 лет)

Тема

Цель

Формы работы, упражнения

Кол-во занятий

Литература

«Светофорчик – наш друг!».

Закреплять знания детей о работе светофора.

Закреплять знания правил перехода улиц.

П/и «Воробушки и автомобиль».

Д/и «Красный, желтый, зеленый»

1

Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко «Детям о правилах дорожного движения» стр.21

- Н.И.Клочанов «Дорога,

ребенок, безопасность» стр.71

«Красный, желтый, зеленый».

Познакомить детей с желтым сигналом светофора.

Беседа, рассматривание иллюстраций

Д/и «Собери светофор»

1

Иллюстрации «Светофор».

Е.М.Сосунова, М.Л.Форштат «Учись быть пешеходом» стр.77

«Правила дорожного движения».

Познакомить детей с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте.

Наблюдение за дорогой.

П/и «Берегись автомобиля».

1

Е.М.Сосунова, М.Л.Форштат «Учись быть пешеходом» стр.77        

«Транспорт».

Познакомить детей с различными видами транспорта, их назначением.

Наблюдение за транспортом.

1

Л.Логинова «365 уроков безопасности» стр.41,65

Правила поведения в общественных местах – занятие.

Закрепить правила поведения в транспорте, в общественных местах.

Сюжетно – ролевая игра «Автобус».

1

Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко «Детям о правилах дорожного движения» стр.25

«Внимание, дорога»

Познакомить знания детей о правилах перехода дороги.

Рассматривание иллюстраций  «Правила перехода дороги».

Сюжетно – ролевая игра «Мы – шоферы».

1

- Н.И.Клочанов «Дорога,

ребенок, безопасность»

стр.71

«Внимание дорога» -

Закрепить знания детей

о дорожной азбуки

Беседа

Рисование «Улица и я».

Д/и «Домино».

П/и «Цветные автомобили».

1

Авторское

Знакомство с дорожным знаком «Пешеходный переход»

Познакомить детей с назначением дорожного знака «Пешеходный переход»

Д/и «Дорожные знаки»

С/р «Поездка на машине»,

1

Правила дорожного движения РФ стр.39-44

Знакомство с профессией – милиционер

Познакомить детей с профессией «Милиционер»

Беседа.

Рассматривание иллюстраций

1

Н.И.Клочанов «Дорога,

ребенок, безопасность»

стр.71

Итоговое занятие «Культурные пешеходы»

Выявить знания детей по данному направлению в работе

Занятие на транспортной площадке

1

Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко «Детям о правилах дорожного движения» стр. 25

Диагностика

Выявить знания  и умения детей по данному разделу

Д/и

Игры с макетами

Практические действия

3

В свободной деятельности детям предлагаются:

Дидактические игры:

  1. «Транспорт»,
  2. «Домино»,
  3. «Дорожные знаки»,
  4. «Дорога»,
  5. «Умные машины»,
  6. «Собери светофор»,  
  7. «Правила дорожного движения»

Сюжетно – ролевые игры:  

  1. «Поездка на машине»,
  2. «Автобус»,
  3. «Поездка на автобусе»,  
  4. «Мы - шоферы»,  
  5. «Воробушки и автомобиль»,  
  6. «Красный, зеленый»,  
  7. «Берегись автомобиля!»,
  8. «Стоп!»,  
  9. «По узенькой дорожке»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Старшая  группа (5-6 лет)

Тема

Цель

Формы работы, упражнения

Кол-во занятий

Литература

Транспорт

Расширять знания детей о транспорте

Познакомить детей с правилами безопасного поведения в транспорте

- Наблюдение за транспортом – экскурсия.

- Д/и «Транспорт».

1

Н.И.Клочанов «Дорога,

ребенок, безопасность»

стр.134

Наблюдение за пешеходным переходом.

Расширять знания детей об улице, дороге

Экскурсия

Беседа

1

Правила дорожного движения РФ стр.39-44

Знакомство с дорожным знаком «Пешеходный переход»

Познакомить детей с дорожным знаком «Пешеходный переход» и его назначением»

Рассматривание иллюстраций

д/и «Дорожные знаки»

1

Правила дорожного движения РФ стр.39-44

«Светофорчик».

Познакомить детей  с видами светофоров

Беседа

Д/и «Собери светофор».

1

Т.И.Петрова «Игры, занятия» стр.81

«Мы – пешеходы».

Расширять знания детей о правилах дорожного движения

Прогулка

Д/и «Красный, желтый, зеленый».

Д/и «Мы – шоферы».

1

Авторское

Беседа о правилах дорожного движения, показ иллюстраций.

Закреплять знания детей о правила поведения на дороге, улице

Сюжетно – ролевая игра «Дорога».

Знакомство с перекрестком – занятие.

Рисование «Перекресток».

1

Е.М.Сосунова, М.Л.Форштат «Учись быть пешеходом» стр. 16,46

«Как нужно переходить улицу».

Закрепить знания детей о правилах перехода дороги.

Д/и «Перекресток»

1

Правила дорожного движения РФ стр. 27-29

Сигналы регулировщика

Познакомить детей с сигналами регулировщика

Рассматривание иллюстраций

С-р/и «Ловкий пешеход»

Беседа

Н.И.Клочанов «Дорога,

ребенок, безопасность»

стр.105

Е.М.Сосунова, М.Л.Форштат «Учись быть пешеходом» стр.94

Итоговое занятие «Путешествие в страну дорожных знаков»

Закрепить знания детей о Правилах дорожного движения

Рассматривание дорожных знаков.

Д/и «Дорожные знаки»

Рассматривание иллюстраций

Занятие на площадке

1

Е.М.Сосунова, М.Л.Форштат «Учись быть пешеходом» стр.98

Правила дорожного движения РФ стр. 27-29

Диагностика

Выявить знания  и умения детей по данному разделу

Д/и

Игры с макетами

Практические действия

3

   В свободной деятельности детям предлагаются:

 Дидактические игры:  

  1. «Дорожные знаки»,
  2.  «Домино»,  
  3. «Дорисуй светофор»,
  4. «Найди такой же знак»,  
  5. «Красный, желтый, зеленый»,  
  6. «Светофор»,
  7. «Перекресток»,
  8. домино «Транспортные средства передвижения»                                      

Сюжетно – ролевые игры:

  1. «Дорога»,  
  2. «Машина»,  
  3. «Экскурсия по городу на автобусе»,
  4. «Автобус»,
  5. «Перекресток»,  
  6. «Поезд»,
  7. «Цветные автомобили»,
  8. «Ловкий пешеход»,
  9. «Стоп!»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Подготовительная  группа (6-7 лет)

Тема

Цель

Формы работы, упражнения

Кол-во занятий

Литература

«Ознакомление с правилами дорожного движения»

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения

Игра с макетом «Город»

Решение проблемной ситуации

1

Л.Логинова «365 уроков безопасности» стр.51

«Транспорт».

Закрепить знания детей о видах транспорта, о его назначении

Д/и «Транспорт».

Игра с макетом «Дорога».

Беседа

1

авторское

Знакомство с видами светофоров

Закрепить знания детей о видах светофоров.

Воспитывать умение детей правильно реагировать на сигналы светофора.

Д/и «Собери светофор».

Д/и «Автошкола».

Занятие на транспортной площадке

1

Справочник старшего воспитателя  №2 август 2007г. стр.33

«Перекресток».

Познакомить детей с понятие «Перекресток».

Познакомить с видами перекрестков.

Д/и «Домино».

Беседа

Художественное слово

1

Правила дорожного движения РФ стр. 27-29

Е.М.Сосунова, М.Л.Форштат «Учись быть пешеходом» стр.70-80

К остановке пассажирского транспорта

Расширять знания детей о пассажирском транспорте.

Познакомить с дорожным знаком «Остановка общественного транспорта»

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

1

Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко «Детям о правилах дорожного движения» стр.47

«Дорожные знаки»

Расширять знания детей о дорожных знаках.

Закреплять

Д/и «Назови дорожные знаки».

Д/и «Красный, желтый, зеленый».

Д/и «Мы – шоферы».

1

Л.Логинова «365 уроков безопасности» стр.53

Правила поведения на дороге

Закрепить знания детей о правилах поведения на дороге.

Наблюдение за прохожими.

Беседа

1

Л.Логинова «365 уроков безопасности» стр.58, 41,43

«Осторожно гололед».

Познакомить детей с правилами поведения на дороге, улице, в транспорте во время гололедицы

Рассматривание иллюстраций

Д/и «Дорожные знаки»

С/р-и «Автобус»

1

Журнал «Дошкольное воспитание» №11/1996г. стр.27

Итоговое занятие

Выявить знания детей о правилах дорожного движения

Практическое занятие на транспортной площадке

1

Л.Логинова «365 уроков безопасности» стр.41,65

Диагностика

Выявить знания  и умения детей по данному разделу

Д/и

Игры с макетами

Практические действия

3

Сюжетно – ролевые  игры:  

  1. «Дорога»,
  2. «Правила дорожного движения»,
  3. «Дорога в школу»,  
  4. «Запрещается, разрешается

         Подвижные  игры:  

  1. «Угадай-ка»,
  2. «Ловкий пешеход»,  
  3. «Поставь дорожный знак».

Дидактические игры :

  1. «Домино»,                                    «Наша улица»,  
  2. «Угадай, какой знак»,                                        «Светофор»,  
  3. «Мы идем в школу»,                                            «Перекресток»                
  4. «Умные машины»,                                                     «Дорожные знаки»,                        «Дорога»,                                

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой, самостоятельный

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

        

        

 

Ресурсное обеспечение

Кадровое обеспечение программы

                                                        УТВЕРЖДАЮ:

                                                                         Заведующий МАДОУ д/с

комбинированного вида «Ромашка»

___________________/ С.Р. Ильина

СМЕТА РАСХОДОВ

Расходы

Статья

Сумма (руб.)

Приобретение методической литературы

3400005

30000, 00

Повышение квалификации

2260006

25000, 00

Приобретение основных средств:

  1. Автоплощадка
  2. Комплект плакатов
  3. Комплект диа/кинофильмов
  4. Стенды информационные
  5. Игрушки, наглядный дидактический материал, дидактические настольные игры
  6. Электромобили
  7. Велосипеды
  8. Самокаты  









3100001



60000, 00






40000, 00







50000, 00

Итого расходов

205000, 00

Этапы педагогического контроля.

В основу диагностики взяты разработки ученых – исследователей С.Н.Глазачева, С.С. Кашлева.        

Все задания строятся с учетом:

  1. Содержание диагностических заданий соответствует возрасту и приобретенным знаниям детей.
  2. Реализуемые методики должны достаточно точно выявлять способности детей.
  3. Диагностика должна быть простой и понятной.
  4. Диагностические задания должны позволять дифференцировать уровни развития детей.

В течение учебного года проводится 3 диагностики.

  1. Сбор данных о знаниях и умениях детей. После сбора составляется план действий
  2. Промежуточная диагностика (декабрь – январь). После проведения диагностики составляется план индивидуальной работы по выявленным проблемам, вносятся коррективы в перспективные планы.
  3. Результативность работы за учебный год (май)

Уровни освоения знаний :

- Сформированы знания (высокий) – ребенок самостоятельно без помощи взрослого выполняет задания.

- На стадии формирования (средний) – допускает незначительные ошибки.

- Не сформированы (низкий) – испытывает затруднения при выполнении заданий.

Формы проведения диагностики : - Итоговые занятия.

                                                                - Беседы с детьми, наблюдения.

                                                                     -  Решение проблемных задач.

Инструментарий: дидактические игры, иллюстрации, схемы, перфокарты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Образовательные области «Безопасность» «Здоровье»

 «ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО- ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА»

за 3 года

2009 – 2010 учебный год

Средняя группа

2010 – 2011 учебный год

Старшая  группа

2011 – 2012 учебный год

Подготовительная группа  

Октябрь

обследовано 25  детей

Апрель

обследовано 25  детей

Октябрь

обследовано 25 детей

Апрель

обследовано 25 детей

Октябрь

обследовано 25 детей

Апрель

обследовано 25 детей















        Условные обозначения:

           навыки сформированы                        - навыки на стадии формирования                          - навыки не сформированы


План работы в 2011 – 2012 учебном году по профилактике детского дорожного травматизма в МАДОУ д/с «Ромашка» в рамках реализации смотра конкурса «Безопасный старт
».

Наименование мероприятий

Срок проведения

Ответственные

1.

Операция «Внимание дети!»

15.08.2011 – 25.08.2011гг.

Педагоги

зам. зав. по ВМР – Кудрявцева Е.О.

2.

«Месячник безопасности детей»

21.08.2011 – 20.09.2011гг.

Педагоги,

муз. руководитель,

инструктор по физ. культуре,

зам. зав. по ВМР Кудрявцева Е.О.

3.

Конкурсы рисунков по ПДД

Сентябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

Гайфуллина В.А.,

Гордиенко И.И.

4.

Оформление выставок макетов для родителей и педагогов

Ноябрь

 Педагоги групп

5.

Операция «Внимание дети!»

19.03.2011 – 24.03.2011

 Педагоги групп,

 Пономарева З.П.

6.

Работа с родителями

(оформление папок – передвижек, памяток, консультаций).

1 раз в квартал

 Педагоги групп,

  зам. зав. по ВМР  - Кудрявцева    

   Е.О.

7.

Работа с воспитателями

(решение перфокарт, просмотр презентаций по ПДД, семинар – практикум, сообщения, консультации, беседы)

Ноябрь 2011, январь, март 2012 г.

 Зам. зав. по ВМР – Кудрявцева  

  Е.О.

8.

Совместные мероприятия с социумом

По индивидуальному графику

 Пономарева З.П. – ст.  

  воспитатель

9.

Работа с детьми

еженедельно

 Педагоги групп

 

 Главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

         Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления, программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой:

  1. организованные формы обучения на непосредственно – образовательных областях;
  2. совместная деятельность взрослого и ребенка;
  3. самостоятельную деятельность детей;
  4. воспитание навыков поведения;
  5. формирование целостной культуры мира, расширение кругозора;;
  6. чтение художественной литературы;
  7. конструктивно – исследовательская деятельность;
  8. художественное творчество (рисование, лепка, аппликация);
  9. игра.

            Для     проведения  непосредственно – образовательной деятельности   по   обучению  дошкольников  правилам дорожного движения в МАДОУ д/с «Ромашка» созданы все необходимые условия

- имеется оборудованный кабинет; 

-транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые автомобили, поезда,   специализированные автомобили (полиция, скорая помощь)); 

 - плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

- настольно-печатные игры (лото,домино);

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр (жезл регулировщика, рули, форма полицейского, фуражка, свисток);

- набор дорожных знаков.

- постоянное приобретение и пополнение уголков  методической  литературы; 

На территории ДОУ создана и функционирует транспортная площадка.

              Разработанное содержание непосредственно – образовательной деятельности  логично интегрируется в различные виды детской деятельности: изобразительную, театральную, экологическую, физкультурный досуг, развлечения.        Представления, полученные детьми на непосредственно – образовательной деятельности  по формированию элементарных математических представлений, грамоте, изобразительной деятельности, в процессе различных видов трудовой деятельности, помогают оценить степень опасности, дети учатся анализировать, обобщать, моделировать ситуацию, предвидеть опасность, прогнозировать ее итог.

Схема использования программ и методических рекомендаций в работе с детьми, педагогами, родителями направление

«Социально – личностное развитие»

образовательная область «Безопасность»

                 

               Методические рекомендации         «Изучаем дорожную азбуку» - Ф.С.Майорова,  

                                                                         Москва 2010г.

                                                      «Правила дорожного движения дошкольникам»  

                                                       С.Н.Черепанова,  Москва 2009

                                       «Воспитание безопасного поведения дошкольников  

                                                на улице» Т.Г.Хромцова,  Москва 2007г.

                                          «Безопасность на дорогах – забота общая»,

                                               Ханты – Мансийск 2007г.

                   Программа социального               «Я – человек» С.А.Козлова М: 2004г.

                                развития ребенка                                                                                            

                                                                  (допущена

                            министерством образования»

                                                    « Социальное развитие детей дошкольного  

                                                                             возраста» Л.В.Коломейченко  Пермь

программа по основам                  «Безопасность» Н.Н.Авдеева М.2004г.,                          

жизнедеятельности      

безопасности и авторская программа «Безопасную дорогу                    

    подрастающему поколению» 2012 г.

                 

система развивающих заданий         «Ребенок и улица»

                                                      «Ребенок и  другие люди»

                                                                 «Опасные ситуации»

методические рекомендации                  «Ознакомление дошкольников с окружающей

                                                                социальной действительностью» Н.В.Алешина, 2003

авторская программа

«Искорка» по патриотическому воспитанию

(семья, детский сад, родной город,

наша Родина, труд взрослых, предметный мир)                

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ д/с «Ромашка»

_______________ С.Р.Ильина

«____»____________2011г.

ПЛАН  МЕРОПРИЯТИЙ

 с педагогами

по предупреждению детского  дорожного травматизма

МАДОУ д/с «Ромашка»

2011 – 2012 учебный год.

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1.

Инструктаж с воспитателями по предупреждению дорожного травматизма.

Ильина С.Р.- заведующая

2 раза в год

2.

Беседы с детьми по правилам дорожного движения

Воспитатели групп

В течение года

3.

Планирование дидактических и сюжетно – ролевых игр по ознакомлению с правилами дорожного движения

Воспитатели групп, воспитатель по здоровью

В течение года

4.

Оформление стенда для воспитателей «Красный, желтый, зленный»

Заместитель заведующего по ВМР

Сентябрь

5.

Оформление и пополнение материалами  «Уголка безопасности дорожного движения»  для родителей

Зам.зав.по ВМР

Старший воспитатель

Воспитатель по здоровью

В течение года

6.

Деловая игра с педагогами

«Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах»

Зам.зав. по ВМР

Октябрь

7.

Развлечения:

  1. «Страна Светофория»
  2. «Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок»
  3. «Четко выполняй правила дорожного движения»
  4. «Красный, желтый, зеленый»



Воспитатели групп

Воспитатель по здоровью

Инспектор по пропаганде БДД ГИБДД Советского ГРОВД



Сентябрь

Март

8.

Оформление стенда «Ребенок. Дорога. Безопасность»

для родителей и пополнение его материалами

Воспитатели

В течение года

10.

Заседание клуба для родителей «Светофорчик»

Зам.зав по ВМР

Инспектор по пропаганде БДД

Воспитатели групп

2 раза в год

11.

Круглый стол

 «Анализ работы по ДТП в ДОУ»

Воспитатели

Зам.зав.по ВМР

Ноябрь

12.

Анкетирование родителей «Ребенок и улицы города»

Воспитатели групп

Октябрь

13.

Оформление уголков безопасности в каждой возрастной группе

Воспитатели групп

В течение года

14.

Семинары - практикумы «Программа подготовки воспитателей правилам дорожного движения»

заведующий

Зам.зав.по ВМР

Старший воспитатель

2 раза в месяц

15.

Родительские собрания

  1. «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют»
  2. «Работа ДОУ по профилактике ДДТТ»


Воспитатели групп

Зам.зав.по ВМР

Заведующий ДОУ


Зам. зав по ВМР

Инспектор по пропаганде БДД

Сентябрь





Февраль

16.

Конкурсы детских рисунков

«Внимание! Дорога!»

Воспитатель по ИЗО

Март

Май

17.

Совместный КВН по правила дорожного движения с первоклассниками

Воспитатель по здоровью

Воспитатели групп

Учитель начальной школы


Апрель

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ д/с «Ромашка»

_______________ С.Р.Ильина

«__19__»______августа______2012г.

ПЛАН  МЕРОПРИЯТИЙ

по предупреждению детского  дорожного травматизма

МАДОУ д/с «Ромашка»

в рамках профилактического мероприятия  «Внимание, дети!»

(в период с 20 августа по 20 сентября 2012 года)

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1.

Инструктаж с воспитателями по предупреждению дорожного травматизма

Ильина С.Р. – заведующая

Кудрявцева  Е.О. – зам зав по ВМР

2.

Беседы с детьми по правилам дорожного движения

Воспитатели групп

Кудрявцева  Е.О. – зам зав по ВМР

В течение года

3.

Встреча с сотрудниками ГИБДД

Кудрявцева  Е.О. – зам зав по ВМР

     28 августа

4.

Дидактические игры



«Воробушек и автомобиль»

«Красный, желтый, зеленый»

Кудрявцева  Е.О. –Параничева О.Н.

Бондаренко Ю.П.

       9 сентября

5.

Памятки для родителей:

- «Внимание  дорога»

- «Родителям – автолюбителям»

Кудрявцева  Е.О. –

      25 августа

6.

Привлечь родителей к изготовлению макета «Перекресток»

Беспалова Н.П.

до 10 сентября

7.

Конкурс рисунков « Красный, желтый, зеленый»

Дети подготовительной группы №1, 2, 3, 4

        15 сентября

8.

Экскурсия к пешеходному переходу.

Кудрявцева  Е.О. –Старшая группа

      4 сентября

9.

Рисунки на асфальте «Мой веселый друг, светофорчик»

Ильина Е.П.

(подготовительная группа)

    17 сентября

10.

Консультация для воспитателей

Кудрявцева  Е.О. –

      18 сентября

11.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании у детей у детей навыков дисциплинированного поведения»

Кудрявцева  Е.О. –

      19 сентября

            Примерный тематический план работы с родителями

Тема

Форма занятий

Методы обучения

Сроки

1

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Родительское собрание

Лекция

Сентябрь

2

Типичные ошибки в поведении детей на улицах и дорогах

1.Родительское собрание

2.Индивидуальная работа с родителями

Беседа

    В течение года

3

Взаимодействие семьи и ДОУ в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному и правопослушному поведению на улицах, дорогах и в транспорте

1.Дискуссия

2.Индивидуальная работа с родителями

Беседа

Декабрь

В течение года

4

Возрастные и психофизиологические особенности поведения детей на улицах и дорогах

1.Круглый стол

2.Индивидуальная работа с родителями

Беседа

Март

5

Основные дорожные понятия. Знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения детей на улицах, дорогах и в транспорте

Родительское собрание

Лекция

Май

Тест для родителей

 «Грамотный пешеход»

Нужное подчеркнуть

1.        Как со своим ребенком обходите транспорт на остановке?

  1. автобус                  сзади        спереди        не помню
  2. троллейбус                  сзади        спереди        не помню
    . трамвай                     сзади              спереди        не помню

2.        Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребенком в д/сад?

              прохожу,              иду прямо        не помню

             где светофор

3.        Разрешаете ли играть детям на проезжей части дороги?

             разрешаю         не разрешаю      не помню

4.        С какой игрушкой разрешаете детям играть на мостовой?

  1. с мячом                                  разрешаю        не разрешаю        не помню
  2. с куклой                                  разрешаю          не разрешаю        не помню
  3. с машиной                                  разрешаю        не разрешаю        не помню

5.        Какие ситуации считаете опасными?

- высовывается ребенок из окна            опасно          не опасно        не знаю

- идет через дорогу с мячом                  опасно          не опасно        не знаю

- идет через дорогу с собакой               опасно          не опасно        не знаю

- идет через дорогу с куклой                опасно          не опасно        не знаю

6. Как поступаете, если на красный свет едет машина?

                                    Молча иду дальше       звоню в ГИБДД        Не помню

7. Обсуждаете ли нарушения Правил дорожного движения?

- с ребенком                              да        нет                   не помню

- с домашними        да        нет                   не помню

- с воспитателями                да        нет                   не помню

Я и мой ребенок на улицах города

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы нашей анкеты. Анкета поможет узнать, могут ли ваши дети ориентироваться на улицах города и знакомы ли они с правилами дорожного движения.

1. Ваш ребенок знает;

1)        название города,  в котором живет; свой домашний адрес:  название улицы, номер дома, квартиры, номер телефона;

  1. название улицы, номер дома, квартиры, телефона;
  2. свой домашний адрес не полностью.

2. Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада:

  1. пешком;
  2. на транспорте.

3. Если вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком:

  1. переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь на зеленый сигнал светофора;
  2. переходите дорогу по пешеходной дорожке,  если нет машин,  и  не смотрите на сигнал светофора;

3)        переходите дорогу там, где вам кажется удобным.

4. Различает ли Ваш ребенок сигналы транспортного и пешеходного светофоров?

  1. Мой ребенок стоит на месте, если горит красный сигнал пешеходного светофора и зеленый сигнал для машин.
  2. Мой ребенок путает сигналы транспортного и пешеходного светофора, часто ошибается, выбирает момент для перехода улицы.
  3. Мой ребенок не знает, что существуют пешеходный и транспортный светофоры, и ориентируется только на мое поведение.

5. Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?

1.Да.

2 Нет.

3. Затрудняюсь ответить.

6. Когда Вы в последний раз показывали ребенку знаки дорожного движения и рассказывали, что они обозначают?

1. Я делаю это постоянно, когда приходится пользоваться транспортом, переходить дорогу-

  1. Я делал это достаточно давно.
  2. Не помню.

7. Какие виды городского транспорта знает Ваш ребенок?

  1. Автобус;
  2. троллейбус;
  3. трамвай;
    4)такси;

5) метро.

8. Как Ваш ребенок ведет себя в городском транспорте?

  1. Мой ребенок спокойно стоит на остановке; садится вместе с взрослым в переднюю или среднюю  дверь;   не   шумит;   если  есть   возможность  —  садится   на  свободное  сиденье;   не высовывается из окна; не сорит в салоне.
  2. Мой ребенок бегает и прыгает на остановке; садится в любую дверь, не ориентируясь без взрослого; пробирается побыстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров; громко разговаривает в салоне транспорта.

9. Знает ли Ваш ребенок основные дорожные знаки?

  1. Да. Мой ребенок знает основные дорожные знаки, может их назвать, рассказать, для чего они нужны; применяет в жизни правила дорожного движения.
  2. Я в этом не уверен. Знания моего ребенка недостаточны и случайны. Ребенок часто ошибается в названии знаков; не знает, как вести себя на улице и в транспорте.
  3. Нет. У меня нет времени специально заниматься с ребенком изучением правил безопасной поведения на улице и в транспорте.

10. Считаете ли  Вы,  что  усилия  педагогов дошкольного  учреждения  по ознакомлению детей правилами безопасного поведения на улице:

  1. будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны;
  2. будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны;
  3. неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут только родители.

Памятка родителям

НИКТО НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА УЛИЦЕ, СОБЛЮДЕНИЮ ИМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ!

В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:

  1. Без взрослых выходить на дорогу нельзя!
  2. Дорога предназначена только для машин, для пешеходов есть тротуар!
  3. Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, при зеленом сигнале светофора!
  4. Нельзя перебегать дорогу не на переходе и перед близко идущим транспортом!
  5. На остановках общественного транспорта нужно подождать, когда автобус, трамвай, троллейбус        отъедет, только тогда можно  переходить дорогу!

Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если знакомить его с Правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге.

НИКОГДА САМИ НЕ НАРУШАЙТЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ! ПОМНИТЕ!

Ребенок учится законам улицы, беря пример с ВАС - родителей! Уберечь ребенка от беды на дорогах - долг   взрослых.

Практическое обучение детей наблюдению за дорожной ситуацией должно проводиться родителями с первых совместных прогулок на улице. Многократное наблюдение ситуаций и тренировка движения помогут привить детям необходимые

Навыки безопасного поведения на улице. Весьма удобно для этих целей использовать путь в детский сад, школу и обратно.

Общие рекомендации.

  1. Выходить из дома следует заблаговременно - так, чтобы остался

резерв времени. Ребенок должен привыкнуть ходить по дороге, не спеша.

  1. Увидев автобус на остановке, на противоположной стороне улицы  

не спешите,  не бегите к нему через дорогу. Объясните ребенку,  что опасно. Можно попасть под колеса движущегося автомобиля.

  1. Покажите ребенку, где переход. Следите за тем, как переходите

проезжую часть; не наискосок,  а строго перпендикулярно.   Ребенок должен осознать,  что это делается для лучшего наблюдения за дорогой.

  1. Выходя   на   проезжую   часть  дороги,   прекращайте   посторонние

разговоры   с ребенком. Он должен привыкнуть, что при переходе

дороги надо сосредоточить внимание  на   наблюдении за дорожной ситуацией. Там   где  есть  светофор, переходите улицу строго по зеленому сигналу. Переходите улицу только по пешеходным переходам, а у перекрестка – по линии тротуаров.

Выход из подъезда дома.

  1. Если у подъезда дома возможно движение транспорта, сразу обратите внимание ребенка и посмотрите вместе - нет ли машин.
  2. Если у подъезда стоит машина или растет дерево, закрывающие обзор, приостановитесь и «выгляните» - нет ли за препятствием скрытой опасности.

Движение по тротуару.

  1. Периодически обращайте внимание ребенка на появляющиеся вдали и проезжающие мимо автомобили, особенно на те из них, которые едут с большой скоростью. Научите ребенка замечать транспорт издали, провожать его глазами и оценивать скорость,
  1. Остановитесь у стоящего транспорта и обратите внимание ребенка на то, как он закрывает обзор улицы. Можно подумать, что опасности нет, и выйти на проезжую часть дороги, а в это время из-за стоящего автомобиля выедет другая машина.

Такое   наблюдение   во   время   прогулки   полезно   проделать   с   различными   предметами, закрывающими обзор улицы - кустами, деревьями, заборами и др.

В результате такого наблюдения у детей вырабатывается важнейший для безопасности на улице рефлекс предвидения скрытой опасности.

Переход через проезжую часть, где нет светофора.

  1. Во время прогулок и по дороге в детский сад, школу и обратно приучайте ребенка останавливаться, приблизившись к проезжей части дороги. Остановка позволит ему переключиться и оценить ситуацию. Это главное правило пешехода.
  2. На перекрестке научите детей замечать транспорт, готовящийся к повороту направо (прежде всего) и налево. Как правило, транспорт, поворачивающий направо, занимает крайнее правое положение и включает правый указатель поворота, а поворачивающий налево -крайнее левое положение и включает левый указатель поворота.
  3. Наблюдая за проезжающим через переход крупным транспортом, обращайте внимание ребенка на то, что пока этот автомобиль не отъехал далеко, он может скрывать другой, который едет за ним. Поэтому лучше подождать, пока крупный автомобиль отъедет подальше.

Посадка в автобус поездка и выход из него

  1. Подходите к двери только при полной остановке автобуса. Приучите ребенка держаться в автобусе за поручни и уступать место пожилым людям.
  2. К выходу надо готовиться заранее. Объясните ребенку, как водитель с помощью зеркала видит пассажиров на остановке и в салоне автобуса. Научите, что иногда, если народу очень много, водитель может не заметить пассажира и пешехода.
  3. Выходите из автобуса, взяв ребенка на руки или впереди него. Если ребенок будет выходить первым, он может выбежать на проезжую часть дороги. Или он может упасть, потому что ступеньки в автобусе довольно высокие.
  4. Особенно полезно показывать с тротуара ребенку моменты выезда попутного или встречного транспорта. При этом у ребенка развивается условный рефлекс предвидения скрытой опасности.
  5.  Выйдя из  автобуса, на  другую сторону улицы переходите только по пешеходному переходу

Запоминание дороги в детский сад, в школу и домой

  1. Во время движения по улице показывайте ребенку дорожные знаки,  объясняйте, их название и назначение. Покажите все виды пешеходных переходов. Обратите внимание на сигналы светофора, объясните значение каждого из них. Покажите наличие магазинов, аптек, остановок маршрутного транспорта, названия  улиц.

Список литературы

  1. Дети и дорога. Дошкольник на улице: Методический комплект/ Под ред. Академика АПН СССР В.А.Полякова. – М.: АПН СССР, 1991.
  2. Изучение мотивации проведения детей и подростков/ Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. –М.: Педагогика, 1972.
  3.  Клебельсберг Д. Транспортная психология/ Пер. с нем.; Под ред. В.Б. Мазуркевича. – М.: Транспорт, 1989.
  4.   Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. – Минск: 1980.
  5.  Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. – М.: Третий Рим, 2005.
  6.      Козловская Е.А. Совершенствование пропагандисткой деятельности Госавтоинспекции: Методические рекомендации. – М.: НИЦ ГАИ МВД России, 1993.
  7. Козловская Е.А. Психолого-педагогические основы пропагандисткой деятельности Госавтоинспекции: Учебное пособие. – М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 1994.
  8.   Комлева Л.А. Дети и дорога. – Каменск-Уральский: Калан, 1997.
  9. Котик М.А. Психология и безопасность. – Таллин: Валгус, 1981.
  10. Матюгин И.Ю., Скоченская Т.Ю., Бонк И.К. Как развить внимание и память вашего ребюенка: Книга для детей и их родителей. – М.: Эйдос, 1993.
  11. Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения/ Никитина Б.Г., Зуева Т.Э.; Под рук. Барканолва С.В. и Никоновой О.А., -М., 2001.
  12. Методические рекомендации к проведению профилактической работы по детскому дорожно-транспортному травматизму в 1999-2000 гг./ Сост. Е.С.Фоминова, В.Л.Маковлева. – Оренбург, 2000.
  13. Программные и методические материалы «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Сост. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин. – М.: Русский журнал, 2000.
  14. Правила дорожного движения РФ. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2003.
  15.  Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. – М.: Барма, 1999.
  16. Усачев, А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ, 2000.
  17. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие. – М.: 2007.
  18.  Эльконин Д.Б. Психология игры. –М.: Педагогика, 1978.

Воспитательно – образовательная работа с детьми по профилактике ДТП

Чтение художественной литературы

Беседы

Занятия

Трудовая деятельность

Сюжетно – ролевые игры

Совместная работа с ГИБДД

Экскурсии

Проблемные ситуации

Наблюдения

Театрализованные представления

Викторины

Праздники и развлечения

Минутки

здоровья

- Присутствие сотрудников  ГИБДД на:

- занятиях в ДОУ

- развлечениях

- экскурсиях.

- Участие ДОУ в профилактических мероприятиях ГИБДД

- «Внимание дети!»

- «Неделя БДД»

- «Дорога жизни»

- Предоставление сотрудниками ГИБДД материалов по профилактике ДТП.  

- Беседы  

- Занятия

- Экскурсии

- Семинары –практикумы

- Сюжетно – ролевые игры

- Дидактические игры

- Развлечения

- Кружок «Светофорчик»

- Занятия по «Программе подготовки воспитателей по правилам безопасного поведения детей на дороге».

- Оформление уголков безопасности в каждой возрастной группе и кабинете по ДТП

- Экскурсии

- Знакомство с административными зданиями

- Закрепление правил поведения на дороге, в общественном транспорте.

- Совместные праздники и развлечения

- КВН

- Встреча с отрядом ЮИД

- Беседы  

-Консультации – Клуб семьи «Светофорчик»

- Смотры -  конкурсы

- Памятки

- Папки – передвижки.

- Выставки

сотрудники ГИБДД

педагог дополнительного образования

музыкальный руководитель

Воспитатель

инструктор по ФИЗО

педиатр

воспитатели

групп

медсестра

администрация ДОУ

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не...

«Дороге детства – зеленый свет» (программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни....

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста "Планета дорожной безопасности"

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного  возраста....

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного проишествия " Азбука дорожных наук"

создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города....

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма « ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ           Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Един...

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшео дошкольного возраста "Безопасная дорога"

Формировать и развивать у детей представления о безопасном поведении в окружающей дорожно-транспортной среде....