Проект "Познаем историю своего поселка"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Разработка проекта и сценарии семейных походов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Познаем историю своего поселка" | 252.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Познаем историю своего поселка»
Подготовительный возраст
Автор : Шведина Елена Анатольевна
Воспитатель логопедической группы
МДОУ №1 п. Шушенское
Красноярского края
ПРОЕКТ «Познаем историю своего поселка».
ТЕМА: Познаем историю поселка.
ВИД: Информационно – практически - ориентированный, эколого-исторический.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Человек-часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь может быть не полноценной. Благодаря природе развивающий организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.
Если детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых, дефицитом жизненного пространства, забором и строгим распорядком дня в дошкольном учреждении, то в своем дальнейшем развитии ребенок испытывает дискомфорт .
Как организовать прогулки-походы с детьми? Каким образом с их помощью обеспечить более глубокое познание окружающего природного и социального мира, развить двигательные умения и навыки, обеспечить активный отдых всей семьи?
Цель этого проекта- позвать в дорогу, убедить в необходимости путешествий, чтобы укрепить здоровье, обогатить двигательный опыт, наполнить ум и сердце детей и взрослых драгоценными каплями знаний о прекрасном природном окружении, исторической ценности посещаемых объектов ,
научить ценить и любить их.
Участники: семьи воспитанников и сотрудников ДОУ, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания.
Срок реализации: 2006-2007 учебный год.
Цель:
1. Воспитание патриотизма через ознакомление с историческими природоохранными зонами поселка.
2. Формирование гуманного отношения к природе .
3. Обогащение личного опыта и правильного поведения в природе.
Задачи:
- познакомить с историческими местами поселка: Песчаной горкой; Журавлиной горкой; озером Перово, рассказать об истории возникновения этих зон.
- познакомить с составом растительного и животного мира этих зон, мероприятиями по охране и защите.
- обогатить двигательный опыт детей.
- формирование детско-взрослого коллектива.
Участники проекта: Специалисты ДОУ, воспитатели, семьи воспитанников подготовительной логопедической группы.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный:
№ п/п |
Мероприятия | Срок выполнения | Исполнители |
1. | Рассматривание буклетов и путеводителей «Шушенское» | В течение года | Педагоги группы |
2. | Пешие походы по ближайшим улицам поселка, ознакомление с его достопримечательностями. | Педагоги группы | |
3. | Посещение выставки шушенских художников. | Первое полугодие | Педагоги группы |
4. | Посещение Шушенского историко-этнографического музея. | ноябрь | Педагоги группы |
5. | Рассматривание герба, флага поселка; Прослушивание песен о поселке. | Октябрь-ноябрь | Педагоги, Музыкальный руководитель. |
6. | Посещение визит-центра национального парка « Шушенский бор». | Второе полугодие | воспитатели |
7. | Посещение дендрария парка « Берендей» | воспитатели |
2. Практическая часть:
№ п/п | Содержание работы | периодичность, сроки проведения | ответственные | участники | |
1. | Словесные экологические игры - « С какой ветки детка?» - « Узнай по описанию». - « 1,2, 3, к дереву беги». - «Кто где живет». | 1 раз в неделю | педагоги | дети | |
2. | Подвижные игры: - «Найди такое дерево». - «Мишень» - «Волк и зайцы» - « У медведя во бору». - «След в след». -«Протаптывание тропинок». | В течение года | Педагоги, инструктор физического воспитания. | дети | |
3. | Музыкально-игровая деятельность: - Заучивание песен о временах года. - Слушание произведений композиторов о временах года. - прослушивание гимна « Над Шушей сосны вековые». - Музыкально-дидактические игры. - Инсценировки. - Пластические этюды. | В течение года | Педагоги музыкальный руководитель психолог | дети | |
4. | Продуктивная деятельность: - Составление рассказов о походах - Рисование на тему « Растения Шушенского района». - Аппликация « Мой поселок». - Выжигание по дереву « Животные нашего леса». - Создание макета « Национальный парк. Озеро Перово». - Создание гербария растений Шушенского района. - Создание картотеки стихов, песен о родном поселке. - туристический поход «Осень на Песчаной горке» - туристический поход « Знакомство с Журавлиной горкой». - туристический поход « Путешествие на весеннюю полянку озера Перово» - участие в конкурсе «Заповедники краса и гордость России» - « Марш парков» | В течение года В течение года Декабрь В течение года Январь- февраль Август- сентябрь Сентябрь- Апрель Октябрь Февраль Март апрель | Педагоги Педагоги, Педагог ИЗО Педагоги Педагоги Педагоги Педагоги Педагоги Педагоги, Музыкальный руководитель, Инструктор физического Воспитания. Педагоги, Инструктор физического воспитания Саяно-Шушенский биосферный заповедник | Родители, Дети Дети Дети Дети дети дети Дети, Родители. Дети, Родители Дети Родители. Дети, Родители. Дети Родители, педагоги |
3. Предполагаемый результат:
- укрепление здоровья детей и взрослых.
- разработка сценариев походов.
- систематизация экологических знаний, умений и навыков.
- формирование внутренней потребности в общении с природой.
- сформированность познавательного интереса к истории поселка.
- сформированность патриотических чувств к родному поселку.
- сформированный детско- взрослый коллектив.
-создание гербария растений поселка.
-создание картотеки стихов и песен о поселке и его окрестностях.
4. Риски проекта:
- погодные условия;
- перенос сроков по причине заболеваемости детей.
- перенасыщение мероприятиями.
5. Обобщающая часть:
№ п\п |
Содержание работы | сроки | ответственные |
1. | Оформление практического материала:
| Апрель- май | педагоги |
2. | Выступление на педагогическом совете о результативности проектной деятельности. | май | педагоги |
3.. | Подведение итогов | апрель | Педагоги, родители |
4. | Оформление сборника из опыта работы. | Май июнь | педагоги |
5. | Описание опыта работы в средствах массовой информации. | Май июнь | педагоги |
Приложение (сценарии семейных клубов)
Семейный клуб « Осень на песчаной горке»
Перед выходом в лес необходимо сказать детям: « Сегодня мы отправляемся в свое первое путешествие
по Национальному парку «Шушенский бор». Мы увидим много интересного, нас ожидают веселые игры». Проводится краткая беседа о правилах поведения в лесу.
Ведущий: загадывает детям загадку о лесе и приглашает всех на лесную полянку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем.
Рассматривает с детьми окружающую природу, называют деревья и кустарники произрастающие вокруг. Отмечают красоту красок осени.
Проводится подвижная игра « Раз, два , три к дереву беги!»
Родители проговаривают поговорки об осени:
« Осень - перемен восемь», « Весенний дождь растит, осенний – гноит», « Весна красна цветами, а осень пирогами», «Плачет октябрь холодными слезами».
Ведущий загадывает загадку об осени:
«Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья».
Звучит музыка и появляется осень:
- Здравствуйте, я - Осень золотая! Я очень рада видеть вас на осенней полянке в моем лесу. Сейчас дел у меня не мало: надо птиц в путь дорогу снарядить, листочки в яркие краски раскрасить, проверить, как звери к зиме приготовились, готов ли лес к суровой зиме. Но я с удовольствием поиграю с вами, ведь вы, наверное, знаете много песен и стихов обо мне?
Ребенок: «Праздник осенью в лесу-
И светло и весело.
Вот какие украшенья
осень здесь развесила!
Каждый листик золотой-
Маленькое солнышко
Соберу в корзину я ,
Положу на донышко
Берегу я листики…
Осень продолжается
Долго у меня праздник не кончается!»
Осень: «Найдите на полянке по два красивых осенних листочка, приглашайте с собой на танец пап и мам!»
Звучит песня «Осенние дорожки». О. Полякова, В. Орлов.
Осень: Спасибо ребята, замечательная у вас песенка! Но ведь осенью бывают не только солнечные дни, но и дождливые, ненастные, когда становится холодно и не уютно. И всегда хочется чтобы рядом
был настоящий друг, как Катя с ее замечательным зонтиком!
Сценка « Катин зонтик» ( в исполнении детей).
Ведущий: « Осень, а мы знаем о тебе веселую песенку!»
Звучит песня « Осень». И. Смирнова, Т. Прописнова.
Осень: Ребята в моем лесу живут разные лесные обитатели, про одного из них я загадаю вам загадку.
« Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери».
(Ежик)
Проводится музыкальная игра «Ежик»
Осень: « Есть в моем лесу один житель, который следит за порядком. Может, вы его знаете? Правильно это Старичок-лесовичок! Давайте его позовем!
Звучит музыка, появляется Лесовичок.
Лесовичок: -Здравствуйте, ребята! Очень скучно мне в лесу одному. Как услышал ваши голоса, сильно обрадовался . Я ведь люблю играть и веселится, но птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме, мне и поиграть не с кем. Давайте поиграем в мою любимую игру? Приглашаю вас и ваших родителей на игру –эстафету.
Проводится эстафета.
Лесовичок: Осенью в моем лесу часто встречаются грибники, ведь самая пора заготавливать грибы на зиму. Кто назовет названия грибов? Ну теперь самая пора поиграть в игру « Грибник»
Проводится музыкальная игра «Грибник».
Лесовичок: Ребята, а вы знаете, как называется место, где вы отдыхаете? В окрестностях поселка есть много исторических мест, которые входят в заповедную, природоохранную зону. Это место называется «Песчаная горка», которая с давних времен стала любимым местом отдыха жителей, ведь если подняться на самую вершину, то можно увидеть какой большой и красивый наш поселок! В ясную погоду видны бескрайние просторы полей и лесов, широкая лента реки Енисей, синеватые хребты Саянских гор. Давайте пройдем по лесной тропе и полюбуемся красотой окружающей природы.
Поднимаются вверх по тропе, называя знакомые названия деревьев , кустарников, трав.
Во время подъема используются разные виды передвижения: с включением бега, подпрыгивания до ветки дерева с места и с разбега.
Дети рассматривают кусты рябины. Рассказать о целебных свойствах ягод рябин. Попробовать ягоды, отметить их горечь, сказать, что после первых заморозков вкус их изменится ,и они будут сладкими.
Лесовичок: « Ой, совсем я старый стал. Ведь я приготовил для вас подарок, но положил его под дерево, да и забыл где! Помогите мне его отыскать».
Дети на обратном пути ищут мешок с подарками.
Осень: Спасибо, тебе, Лесовичок за интересную прогулку, ведь теперь дети знают, в каком месте они побывали. Какие растения растут в лесу! А кто знает поговорки о лесе?
Дети с родителями называют пословицы:
« Леса много - не губи, мало леса- береги, нет леса- посади.», « Лес – это дом для зверей и птиц, в нем растут деревья, грибы, ягоды, лекарственные травы.» , « Лес надо беречь – не ломать деревья и кусты, не пугать его обитателей.»
Осень: Нам пора прощаться с вами, приходите к нам в гости мы будем вас ждать! До свидания!
Последующая работа:
- Оформление гербария из собранных листьев;
- Составление рассказа по впечатлениям детей о походе;
- Оформление газеты с использованием фотографий и рисунков детей.
- Повторение игр во время прогулки на участке.
Семейный клуб « Путешествие на весеннюю полянку у озера Перово»
Выйдя на лесную поляну, дети находят телеграмму от Красавицы – Весны :
« Приглашаю Вас и ваших родителей на весеннюю прогулку в лес. Путь ко мне не близкий, для того чтобы добраться до меня вам поможет карта путешественника. К карте прилагается компас. На карте обозначены пункты остановок с интересными названиями».
Воспитатель: В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей.
Дети вспоминают эти правила:
- Не задевать ветки кустов – зимой они очень хрупкие и легко ломаются;
- Не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи;
- Не оставлять после себя мусор, горящий костер;
Предлагаю вам определиться в команды, у каждой команды будет своя карта, на котором каждый пункт остановок вы должны будете отмечать специальной печатью, которую вы найдете на остановке. Чья команда быстрее доберется до весны, и будет иметь все отметки на карте, будет считаться победителем.
И так команды определились, стартуют команды по очереди, время засекается секундомером.
1. « Стартовая поляна»
Задание №1 - определить направление движения с помощью солнца, дерева.
- по солнцу: всходит на востоке, садится на западе;
- по веткам деревьев: с северной стороны веток меньше, ствол покрыт мхом.
Правильность выполнения задания сверить с показаниями компаса.
2. « Березовый лесок»
Задание №2 . - посчитать количество берез на отмеченной поляне,
- определить следы, каких животных заметны на снегу.
3. « Сосновый лес»
Задание №2. – « Попади в цель»
- кто больше выполнит попаданий в цель.
4. « Зона отдыха»
Задание №4. « Следопыты»
- по заранее приготовленным схемам определить наибольшее количество животных.
5. « Шалаш»
Задание №5. « Узнай, с какого дерева ветка?»
- по заранее приготовленным веточкам определить название дерева.
Команда правильно и быстро выполнившая задание, получает право заглянуть в шалаш.
Там они находят Весну.
Весна: Здравствуйте ребята и родители! Я рада приветствовать вас на лесной поляне возле старинного озера Перово.
Находится оно в самой старой, наиболее сохранившейся части бора. Именно здесь еще растут сосны - свидетели событий двухвековой давности. Озеру около 10 тысяч лет.. Среди типичных представителей бора, обитающих вокруг озера можно назвать белку, хорька, колонка, горностая, лису; по окраинам бора - зайцев (русака и беляка), волка и барсука. Самое крупное копытное животное нашего леса – косуля. Когда еще были ручьи, здесь во множестве обитали бобры.
Интересна история названия этого озера – Перово. По одной из версий озеро получило свое названия от большого количества пера птицы, поскольку птиц здесь всегда было множество.
Это типичный крестьянский шалаш, каких много было в бору, разделенном в 19 веке на клочки «крестьянских дач». Шалаш сконструирован в точном соответствии с оригиналом. Работа выполнена под руководством научных сотрудников историко-этнографического музея – заповедника «Шушенское» и привлекает туристов со всего мира.
А сейчас давайте поиграем в игру « Лиса и зайцы», а ваши родители разведут костер в специально организованном месте.
Весна прощается с гостями и предлагает спеть о ней песенку, угощает всех конфетами
« Весна».
Дети забирают с собой веточки, использованные в задании для того, чтобы поставить их в вазу и наблюдать за распусканием почек. Распустившаяся веточка – подарок Весны.
Семейный поход « Знакомство с Журавлиной горкой»
Перед выходом в лес спросить детей о прошлом походе. Где были, и что им больше всего запомнилось.
Сегодня мы побываем на Журавлиной горке, посмотрим, чем она отличается от Песчаной, узнаем, почему ее так назвали.
Маршрут начинается в лиственном лесу, где делается кратковременная остановка.
На опушке леса детей встречает старый друг – Лесовичок. ( далее все мероприятия проводит он, воспитатель помогает организовывать детей).
Провести наблюдение – сравнение глубины лунок под березой и деревом, имеющим темный ствол. Под березой лунка мельче (почему?) Сделать вывод, подкрепив его опытом: приложить ладошку на светлую курточку, а другую на темные брюки – ощущение тепла разное.
Предложить детям встать под березой. Посмотреть вверх – через ветки хорошо просматривается небо, отметить его цвет, форму облаков.
П/ игра « Найди лисичку»
Выбирается лисичка. Дети стоят, закрыв глаза. Лисичка в это время уходит в глубь леса, путая следы, и прячется в сосновом лесочке. Дети ищут лисичку, идя след в след
( следы нарушать нельзя).
В сосновом бору проводится наблюдение за хвойными деревьями. Почему сосну называют вечнозеленым деревом? (ответы детей). Отметить, что рядом с хвойными деревьями снега больше. Рассмотреть следы на снегу, отыскать птичью столовую, сравнить ее с беличьей.
Предлагаю встать под сосну и попробовать рассмотреть небо. Что видно? Отойти на поляну и посмотреть на деревья со стороны, сделать вывод. ( сквозь густые ветви и иголочки небо не видно.)
П/игра « Раз , два, три к дереву беги!» ( закрепить названия деревьев)
Посмотрите на полянку, что необычного вы видите ? ( железных птиц). Правильно мы с вами оказались на поляне, где начинается тропинка на Журавлиную горку. Давайте поднимемся на нее и я вам расскажу почему ее так называют.
С этой горки было удобно наблюдать весенние танцы журавлей, отсюда и
название – Журавлиная горка.
Высота горы относительно основания - 35 метров. Гору называют – дюна.
Деревья Шушенского бора, произрастают на горах- дюнах. Северные склоны дюн
крутые, обрывистые, покрытые густым лесом. Южные склоны более пологие с
приземистыми, ширококронными редкими деревьями. Самая мощная и высокая дюна
бора – Песчаная горка, вы помните, как было трудно заходить на нее. Журавлиная горка –
вторая по высоте дюна бора. Журавлиная горка является природоохранным объектом.
На территории зоны запрещается:
- сбор лесной подстилки, заготовка древесных соков и смол, дикорастущих растений;
- нанесение на деревьях, постройках надписей и знаков;
- уничтожение и повреждение природных объектов, памятников природы, истории и культуры, зданий и сооружений, малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей придорожных столбов, дорог и троп.
При посещении бора нужно соблюдать все эти правила.
А сейчас я предлагаю спуститься с горы на санках- ледянках. Поехали, кто быстрей!
Спустившись к месту стоянки, проводятся «Санные гонки»
Для этого группа разбивается на две команды с равным количеством взрослых.
- « Кто быстрей!» - провести ребенка до цели, оставив его, вернуться – посадить другого, и т.д.
- « Санный поезд» - несколько санок связывается вместе. Взрослые везут сани до указанного места, на время.
- « Кто дальше?» - Команды по сигналу начинают движение, через 2 минуты дается сигнал, пары останавливаются. Им на смену встают следующие, и продолжают движение, до следующего сигнала. Так пока не пробежит вся команда, чья команда убежала дальше та и победила.
Лесовичок благодарит детей и взрослых за веселый день, приглашает их в гости. А дети приглашают Лесовичка попить горячего чаю с конфетами.
Список использованной литературы:
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж, «Учитель»,2002 г.
Л.И. Грехова «В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми»
Москва-Ставрополь , «Сервисшкола», 2003 г.
В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей с растениями» Москва, «Просвещение», 1977 г.
В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич 2Прогулки в природу» Москва, «Просвещение», 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История моего поселка
Привлечь внимание детей к истории своего поселка...
Презентация по ознакомлению с окружающим миром "История названия поселка Красные Баки"
Презентация по ознакомлению с окружающим...
"История возникновения поселка Новоспасское Ульяновской области"
Конспект НОД для подготовительной группы...
"" Что я знаю о своем поселке"
Развлечение...
Конспект НОД Конструирование. Тема: «Я архитектор своего поселка»
Знакомство детей с разными типами домов и частями дома; пополнить знания о конструкциях домов.Задачи:Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, закрепить умение строить по предложенному...
Конспект интегрированного занятия «История возникновения поселка «Северный Коммунар»
Конспект интегрированного занятия «История возникновения поселка «Северный Коммунар»...
Выступление на педагогическом совете "Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного поселка"
Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольниковпосредством ознакомления с историей родного поселка...