Проект "Познаем историю своего поселка"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Шведина Елена Анатольевна

Разработка проекта и сценарии семейных походов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

      «Познаем историю своего поселка»

Подготовительный возраст

               

Автор : Шведина Елена Анатольевна

Воспитатель логопедической группы

МДОУ №1 п. Шушенское

Красноярского края

ПРОЕКТ  «Познаем историю своего поселка».

ТЕМА: Познаем историю поселка.

ВИД: Информационно – практически - ориентированный, эколого-исторический.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Человек-часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь может быть не полноценной. Благодаря природе развивающий организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.

Если детство было отгорожено от живой природы  безразличным отношением к ней взрослых, дефицитом жизненного пространства, забором и строгим распорядком  дня в  дошкольном учреждении, то в своем дальнейшем развитии ребенок испытывает  дискомфорт .

Как организовать прогулки-походы с детьми? Каким образом с их помощью обеспечить более глубокое познание окружающего природного и социального мира, развить двигательные умения и навыки, обеспечить активный отдых всей семьи?

Цель этого проекта- позвать в дорогу, убедить в необходимости путешествий, чтобы укрепить здоровье, обогатить двигательный опыт, наполнить ум и сердце детей и взрослых драгоценными каплями знаний о прекрасном природном окружении, исторической ценности  посещаемых объектов ,

научить ценить и любить их.

 

Участники: семьи воспитанников и сотрудников ДОУ, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания.

Срок реализации: 2006-2007 учебный год.

Цель:

 1. Воспитание патриотизма через ознакомление с историческими природоохранными      зонами поселка.

 2. Формирование гуманного отношения к природе .

 3. Обогащение личного опыта и правильного поведения в природе.

Задачи:

- познакомить с историческими местами поселка: Песчаной горкой; Журавлиной горкой; озером Перово, рассказать об истории возникновения этих зон.

- познакомить с составом растительного и животного мира этих зон, мероприятиями по охране и защите.

- обогатить двигательный опыт детей.

- формирование детско-взрослого коллектива.

Участники проекта: Специалисты ДОУ, воспитатели, семьи воспитанников подготовительной логопедической группы.

Этапы  реализации  проекта:

  1. Подготовительный:

п/п

         

                Мероприятия

Срок

выполнения

Исполнители

1.

Рассматривание буклетов и путеводителей «Шушенское»

В течение года

Педагоги группы

2.

Пешие походы по ближайшим улицам поселка, ознакомление с его достопримечательностями.

Педагоги группы

3.

Посещение выставки шушенских художников.

Первое полугодие

Педагоги группы

4.

Посещение Шушенского историко-этнографического музея.

ноябрь

Педагоги группы

5.

Рассматривание герба, флага поселка;

Прослушивание песен о поселке.

Октябрь-ноябрь

Педагоги,

Музыкальный руководитель.

6.

Посещение визит-центра  национального парка

 « Шушенский бор».  

Второе полугодие

воспитатели

7.

Посещение дендрария  парка

« Берендей»

воспитатели

2. Практическая часть:

п/п

       Содержание работы

периодичность,

сроки проведения

ответственные

участники

1.

Словесные экологические игры

- « С какой ветки детка?»

- « Узнай по описанию».

- « 1,2, 3, к дереву беги».

- «Кто где живет».

1 раз в неделю

педагоги

дети

2.

Подвижные игры:

- «Найди такое дерево».

- «Мишень»

- «Волк и зайцы»

- « У медведя во бору».

- «След в след».

-«Протаптывание тропинок».

В течение года

Педагоги, инструктор физического воспитания.

дети

3.

Музыкально-игровая деятельность:

- Заучивание песен о временах    года.  

- Слушание произведений        композиторов  о временах года.

- прослушивание гимна

 « Над Шушей сосны вековые».

- Музыкально-дидактические

  игры.

- Инсценировки.

- Пластические этюды.

В течение года

Педагоги

музыкальный

руководитель

психолог

дети

4.

Продуктивная деятельность:

- Составление рассказов о походах

- Рисование на тему

 « Растения Шушенского района».

- Аппликация « Мой поселок».

- Выжигание по дереву

  « Животные нашего леса».

- Создание макета

 « Национальный парк. Озеро Перово».

- Создание гербария растений Шушенского района.

- Создание картотеки стихов,  песен о родном поселке.

- туристический поход

 «Осень на Песчаной горке»

- туристический поход

« Знакомство с Журавлиной  горкой».

- туристический поход

« Путешествие на весеннюю полянку озера

Перово»

- участие в конкурсе

«Заповедники краса и гордость России»

- « Марш парков»

В течение года

В течение года

Декабрь

В течение года

Январь- февраль

Август- сентябрь

Сентябрь-

Апрель

Октябрь

Февраль

Март

апрель

Педагоги

Педагоги,

Педагог ИЗО

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги,

Музыкальный руководитель,

Инструктор физического

Воспитания.

Педагоги,

Инструктор физического воспитания

Саяно-Шушенский

биосферный заповедник

Родители,

Дети

Дети

Дети

Дети

дети

дети

Дети,

Родители.

Дети,

Родители

Дети

Родители.

Дети,

Родители.

Дети

Родители,

педагоги

3. Предполагаемый результат:

-  укрепление здоровья детей и взрослых.

- разработка сценариев походов.

- систематизация  экологических знаний, умений и навыков.

- формирование внутренней потребности в общении с природой.

- сформированность познавательного интереса к истории поселка.

- сформированность патриотических чувств к родному поселку.

- сформированный детско- взрослый коллектив.

-создание гербария растений поселка.

-создание картотеки стихов и песен о поселке и его окрестностях.

4. Риски проекта:

- погодные условия;

- перенос сроков по причине заболеваемости детей.

- перенасыщение мероприятиями.

5. Обобщающая часть:

п\п

 

Содержание работы

сроки

ответственные

1.

Оформление практического материала:

  1. Проект
  2. Сценарии занятий
  3. Картотека стихов и песен
  4. Рисунки детей
  5. Видеофильм
  6. Отзывы детей и родителей.

Апрель-

май

педагоги

2.

Выступление на педагогическом совете о результативности проектной деятельности.

май

педагоги

3..

Подведение итогов

апрель

Педагоги, родители

4.

Оформление сборника из опыта работы.

Май

июнь

педагоги

5.

Описание опыта работы в средствах массовой информации.

Май

июнь

педагоги

Приложение (сценарии семейных клубов)

Семейный клуб « Осень на песчаной горке»

Перед выходом в лес необходимо сказать детям: « Сегодня мы отправляемся в свое первое путешествие

по Национальному парку «Шушенский бор». Мы увидим много интересного, нас ожидают веселые игры». Проводится краткая беседа о правилах поведения в лесу.

Ведущий: загадывает детям загадку о лесе и приглашает всех на лесную полянку.

                 Дом со всех сторон открыт,

                  Он резною крышей крыт,

                  Заходи в зеленый дом-

                  Чудеса увидишь в нем.

Рассматривает с детьми окружающую природу, называют деревья и кустарники произрастающие вокруг. Отмечают красоту красок осени.

Проводится подвижная игра « Раз, два , три к дереву беги!»

Родители проговаривают поговорки об осени:

« Осень - перемен восемь», « Весенний дождь растит, осенний – гноит», « Весна красна цветами, а осень пирогами», «Плачет октябрь холодными слезами».

Ведущий загадывает загадку об осени:

                 «Пришла без красок и без кисти,

                 И перекрасила все листья».

 Звучит музыка и появляется осень:

- Здравствуйте, я - Осень золотая! Я очень рада видеть вас на осенней полянке в моем лесу. Сейчас дел у меня не мало: надо птиц в путь дорогу снарядить, листочки в яркие краски раскрасить, проверить, как звери к зиме приготовились, готов ли лес к суровой зиме. Но я с удовольствием поиграю с вами, ведь вы, наверное, знаете много песен и стихов обо мне?

Ребенок:  «Праздник осенью в лесу-

                 И светло и весело.

                 Вот какие украшенья

                 осень здесь развесила!

                 Каждый листик золотой-

                 Маленькое солнышко

                 Соберу в корзину я ,

                 Положу на донышко

                 Берегу я листики…

                 Осень продолжается

                Долго у меня праздник не кончается!»

Осень: «Найдите на полянке по два красивых осенних листочка, приглашайте с собой  на танец пап и мам!»

                  Звучит песня «Осенние дорожки». О. Полякова, В. Орлов.

Осень: Спасибо ребята, замечательная у вас песенка! Но ведь осенью бывают не только солнечные дни, но и дождливые, ненастные, когда становится холодно и не уютно. И всегда хочется чтобы рядом

был настоящий друг, как Катя с ее замечательным зонтиком!

                  Сценка « Катин зонтик» ( в исполнении детей).

Ведущий: « Осень, а мы знаем о тебе веселую песенку!»

                  Звучит песня « Осень». И. Смирнова, Т. Прописнова.

Осень: Ребята в моем лесу живут разные лесные обитатели, про одного из них я загадаю вам загадку.

                 « Недотрога, весь в иголках,

                    Я живу в норе под елкой

                    Хоть открыты настежь двери,

                    Но ко мне не входят звери».

                                                 (Ежик)

                  Проводится музыкальная игра «Ежик»

Осень: « Есть в моем лесу один житель, который следит за порядком. Может, вы его знаете? Правильно это Старичок-лесовичок! Давайте его позовем!

                   Звучит музыка, появляется Лесовичок.

Лесовичок: -Здравствуйте, ребята! Очень скучно мне в лесу одному. Как услышал ваши голоса, сильно обрадовался . Я ведь люблю играть и веселится, но птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме, мне и поиграть не с кем. Давайте поиграем в мою любимую игру? Приглашаю вас и ваших родителей на игру –эстафету.

                 Проводится эстафета.

Лесовичок: Осенью в моем лесу часто встречаются грибники, ведь самая пора заготавливать грибы на зиму. Кто назовет названия грибов? Ну теперь самая пора поиграть в игру « Грибник»

                  Проводится музыкальная игра «Грибник».

Лесовичок:  Ребята, а вы знаете, как называется место, где вы отдыхаете?  В окрестностях поселка есть много исторических мест, которые входят в заповедную, природоохранную зону. Это место называется «Песчаная горка», которая с давних времен стала любимым местом отдыха жителей, ведь если подняться на самую вершину, то можно увидеть какой большой и красивый наш поселок! В ясную погоду видны бескрайние просторы полей и лесов, широкая лента реки Енисей, синеватые хребты Саянских гор. Давайте пройдем по лесной тропе и полюбуемся красотой окружающей природы.

Поднимаются вверх по тропе, называя знакомые названия деревьев , кустарников, трав.

Во время подъема используются разные виды передвижения: с включением бега, подпрыгивания до ветки дерева с места и с разбега.

Дети рассматривают кусты рябины. Рассказать о целебных  свойствах ягод рябин. Попробовать ягоды, отметить их горечь, сказать, что после первых заморозков вкус их изменится ,и они будут сладкими.

Лесовичок: « Ой, совсем я старый стал. Ведь я приготовил для вас подарок, но положил его под дерево, да и забыл где! Помогите мне его отыскать».

Дети на обратном пути ищут мешок с подарками.

Осень: Спасибо, тебе, Лесовичок за интересную прогулку, ведь теперь дети знают, в каком месте они побывали. Какие растения растут в лесу! А кто знает поговорки о лесе?

Дети с родителями называют пословицы:

« Леса много - не губи, мало леса- береги, нет леса- посади.», « Лес – это дом для зверей и птиц, в нем растут деревья, грибы, ягоды, лекарственные травы.» , « Лес надо беречь – не ломать деревья и кусты, не пугать его обитателей.»

Осень: Нам пора прощаться с вами, приходите к нам в гости мы будем вас  ждать! До свидания!

Последующая работа:

- Оформление гербария из собранных листьев;

- Составление рассказа по впечатлениям детей о походе;

- Оформление газеты с использованием фотографий и рисунков детей.

- Повторение игр во время прогулки на участке.

Семейный клуб « Путешествие на весеннюю полянку у озера Перово»

Выйдя на лесную поляну, дети находят  телеграмму от Красавицы – Весны :

« Приглашаю Вас и ваших родителей на весеннюю прогулку в лес. Путь ко мне не близкий, для того чтобы добраться до меня вам поможет карта путешественника.  К карте прилагается компас. На карте обозначены пункты остановок  с интересными названиями».

Воспитатель: В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей.

 Дети вспоминают эти правила:

  1. Не задевать ветки кустов – зимой они очень хрупкие и легко ломаются;
  2. Не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи;
  3. Не оставлять после себя мусор, горящий костер;

 Предлагаю вам определиться в команды, у каждой команды будет своя карта, на котором каждый пункт остановок вы должны будете отмечать специальной печатью, которую вы найдете на остановке. Чья команда быстрее доберется до весны, и будет иметь все отметки на карте, будет считаться победителем.

И так команды определились, стартуют команды по очереди, время засекается секундомером.

 

1. « Стартовая поляна»

   Задание №1 - определить направление движения с помощью солнца, дерева.

  1. по солнцу: всходит на востоке, садится на западе;
  2. по веткам деревьев: с северной стороны веток меньше, ствол покрыт мхом.

Правильность выполнения задания сверить с показаниями компаса.

2. « Березовый лесок»

  Задание №2 . - посчитать количество берез на отмеченной поляне,

 - определить следы, каких животных заметны на снегу.

3. « Сосновый лес»

Задание №2. – « Попади в цель»

- кто больше выполнит попаданий в цель.

4. « Зона отдыха»

Задание №4. « Следопыты»

- по заранее приготовленным схемам определить наибольшее количество животных.

5. « Шалаш»

Задание №5. « Узнай, с какого дерева ветка?»

- по заранее приготовленным веточкам  определить название дерева.

Команда правильно и быстро  выполнившая задание, получает право заглянуть в шалаш.

Там они находят Весну.

Весна: Здравствуйте ребята и родители! Я рада приветствовать вас на лесной поляне возле старинного озера Перово.

 Находится оно  в самой старой, наиболее сохранившейся части бора. Именно здесь еще растут сосны - свидетели событий двухвековой давности. Озеру около 10 тысяч лет.. Среди типичных представителей бора, обитающих вокруг озера можно назвать белку, хорька, колонка, горностая, лису; по окраинам бора - зайцев (русака и беляка), волка и барсука. Самое крупное копытное животное нашего леса – косуля. Когда еще были ручьи, здесь во множестве обитали бобры.

Интересна история названия этого озера – Перово. По одной из версий озеро получило свое названия от большого количества пера птицы, поскольку птиц здесь всегда было множество.

Это типичный крестьянский шалаш, каких много было в бору, разделенном в 19 веке на клочки «крестьянских дач». Шалаш сконструирован в точном соответствии с оригиналом. Работа выполнена под руководством научных сотрудников историко-этнографического музея – заповедника «Шушенское» и привлекает туристов со всего мира.

А сейчас давайте поиграем в игру « Лиса и зайцы», а ваши родители разведут костер в специально организованном месте.

Весна прощается с  гостями и предлагает спеть о ней песенку, угощает всех конфетами

« Весна».

Дети забирают с собой веточки, использованные в задании для того, чтобы поставить их в вазу и наблюдать за распусканием почек. Распустившаяся веточка – подарок Весны.

 

Семейный поход « Знакомство с Журавлиной горкой»

Перед выходом в лес спросить детей о прошлом походе. Где были, и что им больше всего запомнилось.

Сегодня мы побываем на Журавлиной горке, посмотрим, чем она отличается от Песчаной, узнаем, почему ее так назвали.

Маршрут начинается в лиственном лесу, где делается кратковременная остановка.

На опушке леса детей встречает старый друг – Лесовичок. ( далее все мероприятия проводит он, воспитатель помогает организовывать детей).

Провести наблюдение – сравнение  глубины лунок под березой и деревом, имеющим темный ствол. Под березой лунка мельче (почему?) Сделать вывод, подкрепив его опытом: приложить ладошку на светлую курточку, а другую на темные брюки – ощущение тепла разное.

Предложить детям встать под березой. Посмотреть вверх – через ветки хорошо просматривается небо, отметить его цвет, форму облаков.

П/ игра « Найди лисичку»

Выбирается лисичка. Дети стоят, закрыв глаза. Лисичка в это время уходит в глубь леса, путая следы, и прячется  в сосновом лесочке. Дети ищут лисичку, идя след в след

 ( следы нарушать нельзя).

В сосновом бору проводится наблюдение за  хвойными деревьями. Почему сосну называют вечнозеленым деревом? (ответы детей). Отметить, что рядом с хвойными деревьями снега больше. Рассмотреть следы на снегу, отыскать птичью столовую, сравнить ее с беличьей.

Предлагаю встать под сосну и попробовать рассмотреть небо. Что видно? Отойти на поляну и посмотреть на деревья со стороны, сделать вывод. ( сквозь густые ветви и иголочки небо не видно.)

П/игра  « Раз , два, три к дереву беги!»   ( закрепить названия деревьев)

Посмотрите на полянку, что необычного вы видите ? ( железных птиц). Правильно мы с вами оказались на поляне, где начинается тропинка на Журавлиную горку. Давайте поднимемся на нее и я вам расскажу почему ее так называют.

С этой горки было удобно наблюдать весенние танцы журавлей, отсюда и

название – Журавлиная горка.

Высота горы относительно основания - 35 метров. Гору называют – дюна.

Деревья  Шушенского бора, произрастают на горах- дюнах. Северные склоны дюн

крутые, обрывистые, покрытые густым лесом. Южные склоны более пологие с

приземистыми, ширококронными редкими деревьями. Самая мощная и высокая дюна

бора – Песчаная горка, вы помните, как было трудно заходить на нее. Журавлиная горка –

вторая по высоте дюна бора. Журавлиная горка является природоохранным объектом.

На территории зоны запрещается:

- сбор лесной подстилки, заготовка древесных соков и смол, дикорастущих растений;

- нанесение на деревьях, постройках надписей и знаков;

- уничтожение и повреждение природных объектов, памятников природы, истории и культуры, зданий и сооружений, малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей придорожных столбов, дорог и троп.

При посещении бора нужно соблюдать все эти правила.

А сейчас я предлагаю спуститься с горы на санках- ледянках. Поехали, кто быстрей!

Спустившись к месту стоянки, проводятся «Санные гонки»

Для этого группа разбивается на две команды с равным количеством взрослых.

  1. « Кто быстрей!» - провести ребенка до цели, оставив его, вернуться – посадить другого, и т.д.

  1. « Санный поезд» - несколько санок связывается вместе. Взрослые везут сани до указанного места, на время.

  1. « Кто дальше?» - Команды по сигналу начинают движение, через 2 минуты дается сигнал, пары останавливаются. Им на смену встают следующие, и продолжают движение, до следующего сигнала. Так пока не пробежит вся команда, чья команда убежала дальше та и победила.

Лесовичок благодарит детей и взрослых за веселый день, приглашает их в гости. А дети приглашают Лесовичка попить горячего чаю с конфетами.

Список использованной литературы:

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж, «Учитель»,2002 г.

Л.И. Грехова «В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми»

Москва-Ставрополь , «Сервисшкола», 2003 г.

В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей с растениями» Москва, «Просвещение», 1977 г.

В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич 2Прогулки в природу» Москва, «Просвещение», 2002 г.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История моего поселка

Привлечь внимание детей к истории своего поселка...

Конспект НОД Конструирование. Тема: «Я архитектор своего поселка»

Знакомство  детей с разными типами домов и частями дома; пополнить знания о конструкциях домов.Задачи:Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, закрепить умение строить по предложенному...

Конспект интегрированного занятия «История возникновения поселка «Северный Коммунар»

Конспект интегрированного занятия «История возникновения поселка «Северный Коммунар»...

Выступление на педагогическом совете "Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного поселка"

Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольниковпосредством ознакомления с историей родного поселка...