Использование мультипликационных фильмов в групповой психокоррекционной работе педагога- психолога.
методическая разработка по теме

 Побединская Ирина Викторовна

Приёмы снятия  внутренней напряжённости у детей в работе психолога и педагога . Описание приёмов работы с мультипликационными фильмами в целях психокоррекции и оптимизации процесса социализации детей. Приводится перечень мультфильмов с указанием решаемых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-_multfilmy.doc143.55 КБ
Файл multfilmy_dlya_ispolzovaniya_na_zanyatiyah.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада.

Побединская Ирина Викторовна, воспитатель.

Наблюдения за жизнью детей в ДОУ наталкивают на мысль, что родители и педагоги много времени и усилий тратят на то, чтобы ребёнок овладел некоторой суммой знаний, умений и навыков. При этом ставятся задачи развивающего характера, но они касаются развития перцептивных процессов и интеллекта. Наших детей учат мнемотехническим приёмам, развивают внимание и мышление, учат классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи и т.п.. Педагоги дополнительного образования и психологи ДОУ занимаются по сути тем же. Всё это конечно неплохо и несомненно решает задачи подготовки ребёнка- дошкольника в школьному обучению. Однако, задачи освоения ребёнком собственного внутреннего пространства, отработки личных переживаний, коррекции уязвимых свойств личности остаются на вторых, а то и на третьих позициях. Многолетний опыт наблюдения за успешностью непосредственно образовательной деятельностью у детей показывает, что дошкольники, имеющие проблемы личностного характера, хуже усваивают учебный материал, имеют низкую мотивацию достижений, часто болеют, выдают неадекватные реакции, затрудняющие получение результатов как у них, так и у всей группы в целом. Если родители игнорируют наличие у ребёнка «зон фрустрации» и вместо того, чтобы оказать малышу поддержку, увеличивают его загруженность занятиями «интеллектуальной» направленности, симптомы неуспешности у ребёнка могут усиливаться. В таком случае воспитатели отмечают у ребёнка усиление проявлений тревожности, двигательной расторможенности, агрессивности и т.п. С моей точки зрения,  в «группу риска» попадают дети, имеющие следующие проблемы:

  1. Гиперактивность
  1. Высокая тревожность, повышенная чувствительность.
  1. Застенчивость, неуверенность в себе.
  1. Проживание в стеснённых или неблагоприятных бытовых условиях.
  1. Перенёсшие психотравмирующую ситуацию ( смерть близкого человека, переезд, развод родителей, насилие, несчастный случай , серьёзное заболевание или травма и т.п.)
  1. Недавнее рождение братьев или сестёр.
  1. Наличие психосоматических заболеваний и симптомов ( ДЖВП, энурез и энкопрез, астма, нейродермит, гастрит, головные боли и боли в животе неясного происхождения, часто болеющие).
  1. Плохой сон и ( или) аппетит.
  1. Агрессивность.
  1. Замкнутость, неразговорчивость.
  1. Истерические реакции.
  1. Страхи.
  1. Невротические привычки ( грызёт ногти, шмыгает носом, занимается онанизмом и т.п.)
  1. Плаксивость.

Говоря о «группе риска», я имею в виду, что именно этим детям необходимо создавать в первую очередь благоприятные психологические условия . Такие условия для отреагирования внутренней напряжённости могут создаваться воспитателем в группе детского сада. Основные приёмы- это создание ситуации поддержки, любви и принятия ребёнка ( как со стороны воспитателя, так и со стороны детей группы), проведение психогимнастических упражнений, создание условий для отреагирования фрустрации, гнева и обиды ( уголок гнева), обучение ребёнка выражению своих чувств ( как через вербализацию, так и через рисование, лепку и др.виды деятельности), обеспечение для воспитанника достаточной физической активности в течении дня ( например, стимулировать его к занятиям в спортивном уголке, участию в утренней гимнастике, физкультминуткам, подвижным играм на прогулке и т.п.).

Наряду с этими, довольно часто используемыми методами, я применяю в своей практике работу с мультфильмами. Как известно, мышление дошкольника наглядно- образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций ( в том числе- психокоррекционных) жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. Малыши воспринимают мультфильмы, как реальные истории и интегрируют их в свой собственный опыт практически без сопротивления психологических защит. Поэтому мультфильмы можно использовать как при работе с личным психотравмирующим опытом ребёнка, так и для выработки у него желаемых форм поведения ( нравственных норм). При работе с мультфильмами я использую следующие формы работы:

  1. Совместный просмотр с параллельным комментированием мультфильма воспитателем ( расставление акцентов, вопросы на осмысление).
  1. Приём « что будет дальше?»- в режиме « стоп- мультфильм» с целью активизации личного опыта ребёнка, личностного включения в ситуацию мультфильма.
  1. Проигрывание отдельных отрывков мультфильма по ролям.
  1. Придумывание нового конца для истории . Например, в конце отрицательный герой исправляется ( если этого не происходит по ходу сюжета).
  1. Изменение характера персонажей при проигрывании ( театрализации) сюжета. Например, «сыграйте эту сцену так, как будто у Бабы Яги болит зуб»)-  ломка стереотипов.
  1. Рисование персонажей мультфильма.
  1. Написание письма какому-нибудь персонажу.
  1. Вопросы типа « А в твоей жизни было так же»? « А как было у тебя»? «Как можно поступить в этой ситуации»? и т.п.

При работе с мультфильмами решаются следующие задачи:

  1. Развитие уверенности в себе.
  1. Отработка негативных переживаний.
  1. Работа со страхами.
  1. Развитие коммуникативных навыков.
  1. Развитие сознания и самосознания.
  1. Развития умения психологического анализа поведения окружающих
  1. Развитие произвольного поведения
  1. Отработка агрессии.
  1. Развитие эмоциональной сферы, умения разбираться в эмоциях окружающих.
  1. Нравственное развитие.
  1. Развитие терпимости, толерантности.
  1. Развитие способности к сопереживанию, умение дать поддержку нуждающемуся.
  1. Развитие чувства юмора.

Для целей психокоррекции и профилактики я использовала следующие мультфильмы:

Название

Возрастная группа

Задачи                

(нумерация из перечня задач)

1.        

Мешок яблок

Ст, мл

9,3,4,5,6,13

2.        

Когда зажигаются ёлки

Ст, мл

3, 4,5,6

3.        

Лесные путешественники

Ст, мл

3,4,5,6

4.        

Пластилиновая ворона

Ст

9,13

5.        

Сказка о потерянном времени

Ст

5,6,7

6.        

Крошка Енот

Ст, мл

3,5,6

7.        

Вовка в тридесятом царстве

Ст

10, 5,6,13

8.        

Дудочка и кувшинчик

Ст, мл

10, 5,6

9.        

История о девочке, которая наступила на хлеб

Ст, мл

10, 5,6

10.        

Сладкая сказка

Ст, мл

10,5,6,13

11.        

Заяц, который любил давать советы

Ст, мл

10,5,6

12.        

Лошарик

Ст, мл

11, 1, 5,6

13.        

Рики- Тики- Тави

Ст

3,5,6

14.        

Хочу быть отважным

Ст, мл

3,5,6

15.        

Мама для мамонтёнка

Ст, мл

5,6,9,10

16.        

Возвращение блудного попугая

Ст, мл

6,10,11,13

17.        

Дядюшка Ау

Ст, мл

3,6

18.        

Как старик корову продавал

Ст

4,6,13

19.        

Аленький цветочек

Ст

3,4,6,10,11

20.        

Домовёнок Кузя

Ст, мл

3,4,6,10,11

21.        

Опасная шалость

Ст,мл

6,10,11

22.        

Можно и нельзя

Ст,мл

6,10,11

23.        

Стрекоза и муравей

Ст,мл

6,10,11

24.        

Мишка- задира

Ст,мл

6,10,11

25.        

Самый-самый-самый-самый

Ст,мл

6,9

26.        

Ёжик должен быть колючим?

Ст, мл

1,11,12,6

27.        

Голубой щенок

Ст,мл

1,11,12,6

28.        

Ивашка из дворца пионеров

Ст, мл

3,5,6,13

29.        

Потерялась внучка-

Ст, мл-

3,4,6

30.        

Конфликт

Ст

3,4,6,8



Предварительный просмотр:

Мультфильмы, используемые в ходе групповых занятий:

Педагог- психолог Побединская Ирина Викторовна

При работе с мультфильмами решаются следующие задачи:

  1. Развитие уверенности в себе.
  1. Отработка негативных переживаний.
  1. Работа со страхами.
  1. Развитие коммуникативных навыков.
  1. Развитие сознания и самосознания.
  1. Развития умения психологического анализа поведения окружающих
  1. Развитие произвольного поведения
  1. Отработка агрессии.
  1. Развитие эмоциональной сферы..
  1. Нравственное развитие.
  1. Развитие терпимости, толерантности.
  1. Развитие способности к сопереживанию, умение дать поддержку нуждающемуся.
  1. Развитие чувства юмора.

Название

Задачи                

(нумерация из перечня задач)

Адрес в сети

Мешок яблок

9,3,4,5,6,13

http://vk.com/video10300112_165269148

Когда зажигаются ёлки

3, 4,5,6

http://vk.com/video10300112_165269161

Лесные путешественники

3,4,5,6

http://vk.com/video10300112_165269169

Крошка Енот

3,5,6

http://vk.com/video10300112_165269180

Дудочка и кувшинчик

10, 5,6

http://vk.com/video10300112_165269191

Сладкая сказка

10,5,6,13

http://vk.com/video10300112_165269201

Лошарик

11, 1, 5,6

http://vk.com/video10300112_164508736

Рики- Тики- Тави

3,5,6

http://vk.com/video10300112_165269208

Хочу быть отважным

3,5,6

http://vk.com/video10300112_165269216

Мама для мамонтёнка

5,6,9,10

http://vk.com/video10300112_165269220

Дядюшка Ау

3,6

http://vk.com/video10300112_165269236

Аленький цветочек

3,4,6,10,11

http://vk.com/video10300112_165269239

Опасная шалость

6,10,11

http://vk.com/video10300112_165269246

Можно и нельзя

6,10,11

http://vk.com/video10300112_165269254

Голубой щенок

1,11,12,6

http://vk.com/video10300112_165269262

Ивашка из дворца пионеров

3,5,6,13

http://vk.com/video10300112_164508752

Потерялась внучка

3,4,6

http://vk.com/video10300112_165269272

Конфликт

3,4,6,8

http://vk.com/video10300112_165269285

Динозаврик

1,6,11,12

http://vk.com/video10300112_165082817

Крылья, ноги и хвост

11,12

http://vk.com/video10300112_164881091

Варежка

6,10,12

http://vk.com/video10300112_164716912

Принцесса и людоед

4,6,9,13

http://vk.com/video10300112_164396755

Волк и телёнок

6,10,12

http://vk.com/video10300112_164942256

Лунтик

Крыжовник

4,6,9,

http://vk.com/video10300112_164509070

Конкурс чтецов

4,6,9,

http://vk.com/video10300112_164509069

Ссора

4,6,9,

http://vk.com/video10300112_164509066

Задание

4,6,9,

http://vk.com/video10300112_164509065

Секрет победы

4,6,9,

http://vk.com/video10300112_164509064

Отважный герой

4,6,9,

http://vk.com/video10300112_164509063

У меня всё получится

4,6,9,

http://vk.com/video10300112_164509025

Страх

4,6,9,

http://vk.com/video10300112_164508937

Клава

4,6,9,

http://vk.com/video10300112_165269294

Талант

4,6,9,

http://vk.com/video10300112_164509072

Маленький, да удаленький

4,6,9,

http://vk.com/video10300112_164509053


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»

Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...

"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста»

Опыт работы педагога-психолога по теме:"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста"...

Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Мастер-класс по сказкотерапиис элементами тренинга для педагогов...

Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ.

Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ. «Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностны...

Авторская программа психокоррекционной работы педагога-психолога по преодалению страха у детей старшего дошкольного возраста.

Организация психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми переживающими страх....

Мастер - класс для педагогов «Использование светового песочного стола в работе педагога-психолога»

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком....

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...