"Валеологическое воспитание старших дошкольников"
статья (подготовительная группа) на тему

 

«Валеологическое воспитание старших дошкольников, как одна из составляющих ЗОЖ»  

 

                                                                                       Бойцун Наталья Геннадьевна

                                                                                                                  Воспитатель

                                                                                                                  ГБДОУ № 78

      «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье- важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В. Сухомлинский. В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термин «здоровье» рассматривается, как состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.» А значит ,прежде всего, следует беречь духовное здоровье человека, т.к. от духовного состояния в некоторой степени зависит его физическое развитие. Одно из условий сохранения здоровья есть здоровый образ жизни. К основным компонентам ЗОЖ относятся: образ жизни, место здоровья в жизнедеятельности, уровень культуры, мотивация, обратные связи, обучение здоровью, установка на длинную здоровую жизнь. Изучение и решение этих задач в поле зрения валеологии- науки о закономерностях и механизмах формирования, сохранения, укрепления, восстановления здоровья людей и передачи его потомкам. Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале»- «быть здоровым» и «логас»- «наука». Таким образом, валеология- наука о здоровье. Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин « валеология» объясняют, как наука о здоровье человека. «Детям совершенно так же , как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься.» Януш Корчак. В дошкольных учреждениях целью валеологии является- научить ребенка осознанно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. В настоящее время перед педагогами ставится задача: сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Потребность в их  здоровье есть у родителей, детских, образовательных учреждений, общества и все мы пытаемся дать детям знания, представления о здоровье( индивидуальном и в целом). Поэтому, в образовательных программах дошкольных учреждений имеются разделы, посвященные изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Таким образом, педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а так же знакомит детей с азами анатомии и строении тела человека. Этот компонент представляет валеологический характер и выдвигает следующие задачи: формировать знания об элементарном анатомическом строении своего тела, об основных процессах жизнедеятельности внешних органов, некоторых систем организма, ценность их нормального функционирования для укрепления и сохранения здоровья; учить понимать важность овладения культурно-гигиеническими навыками, практическими приемами закаливания, умениями правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепления своего здоровья. Поэтому включение курса валеологии в совместную и образовательную деятельность по образовательным областям в дошкольном учреждении считается важным и необходимым.

 

                Литература

1. Сизова Н.О. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду(от 3 до 7 лет). – СПб. : Паритет, 2008. – 96с.

2. Образовательная программа «Расти здоровым» для детей дошкольного возраста(разработана на базе ДОУ№41 Фрунзенского района). – СПб. Изд – во НМЦ Управления образования Фрунзенского района. 1999г.

3. ОбЖ. Средняя группа. Занимательные материалы/ Сост. Л.Б.Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.

4. Фомина Л.П. «Человечек» с Васильевского острова. Адаптивно – развивающая школа полного дня(из опыта работы): метод. пособие / Л.П.Фомина. – СПб., 2008. – 96с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx14.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, аппликация «Первоцветы»

                                                                 Бойцун Наталья Геннадьевна

                                                                                              Воспитатель

                                                                                               ГБДОУ № 78

Цель:

1.Учить детей вырезать цветы из бумаги круглой формы, сложенной несколько раз пополам (деление круга на шесть частей);

2. Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику: срезать ножницами нижний угол заготовки, закругляя до середины правой стороны (цветок), делать ножницами надрезы (тычинки);

3. Развивать умение составлять из деталей многоцветные венчики цветов, накладывая вырезанные формы друг на друга;

4.Совершенствовать технику вырезывания с опорой на схему;

5.Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять её красоту.

Педагогические технологии и их цели.

Здоровьесберегающие технологии – равномерно расширять виды деятельности – мыслительной и двигательной активности.

Информационно-коммуникативные технологии – расширять разнообразие содержания образования.

Предварительная работа.

Рассматривание открыток, календарей с изображением цветов, беседа о весне, готовое изображение «корзины» (плетение аппликативным способом) на цветном фоне.

Материал, инструменты, оборудование.

Цветная бумага, готовые бумажные формы (круги разной величины), ножницы, подносы для деталей, для обрезков, салфетки, клей, розетки для клея, кисточки для клея, клеёнки.

Наглядность.

Комплект технологических карт по аппликации «цветы», схема безопасного пользования ножницами.

Содержание.

Воспитатель читает стихотворение:

«Как весна идёт, земля гудёт.

Как весна пришла, вся земля расцвела.

Весна, весна! Красным – красна!»

Воспитатель показывает детям изображения розетковых (т. е. имеющих круговое строение венчика) цветов – ромашка, первоцветы, мак и т. д. Спрашивает, в чём сходство и отличие этих цветов между собой. Дети приходят к выводу, что все рассматриваемые цветы похожи на круг или солнышко (имеют в своей основе круг, если смотреть на них сверху). Воспитатель спрашивает, как можно вырезать такие цветы из бумаги. Обобщает и напоминает рациональный способ – вырезание розеткового цветка путём сложения бумажного круга несколько раз пополам. Воспитатель показывает схему последовательности действий и напоминает детям этапы изготовления цветка. Схему оставить на доске, чтобы дети обращались к ней.

Дети вырезают конкретные цветы (ветреница дубравная). По ходу занятия воспитатель показывает детям, как получается пышный полихромный (многоцветный) цветок: вырезанные формы наклеиваются друг на друга (большой – внизу, маленький – наверху), при этом склеивать надо лишь серединками. Все вырезанные и склеенные цветы располагают на подносе, подготавливают цветные фоны с готовой «корзиной».

Физминутка.

«Руки подняли и покачали,

 Это деревья в лесу.

           Руки согнули, кисти встряхнули,

          Ветер сбивает росу.

 В стороны руки – плавно помашем,

 Это к нам птицы летят.

           Как они сядут, тоже покажем,

           Крылья опустим назад.»

Затем воспитатель спрашивает детей, как нужно приклеивать цветы, чтобы они выглядели как живые, и ветер шевелил их лепестки.Дети высказывают свои предположения. Воспитатель уточняет ответы и наглядно демонстрирует способ (клей наносится только на оборотную сторону на середину цветка), по желанию дети могут вырезать листья.

В конце занятия совместно с детьми проводиться экспресс – выставка «Корзина с цветами».

 

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские мнемотаблицы по валеологическому воспитанию старших дошкольников

Использование карточек, схем, таблиц для валеологического воспитания дошкольников...

Игры по валеологическому воспитанию для дошкольников

Игры по валеологическому воспитанию...

Статья « Валеологическое воспитание ребенка дошкольника.»

Данная статья будет полезна воспитателям и педагогам дошкольных образовательных учреждений для систематизации работы по направлению валеология....

ПРОЕКТ: «Музыкально-валеологическое воспитание старших дошкольников средствами музыкального фольклора»

Цель проекта.Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий(через постановку фольклорных спектаклей). Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными ж...

Конспект занятия по валеологическому воспитанию старших дошкольников «Наши умные пальчики»

Занятие  направленное на повышение функциональной деятельности головного мозга, психоэмоуиональной устоцчивости....

Методическая разработка " Валеологическое воспитание ребенка дошкольника"

Период дошкольного возраста - один из главных этапов становления здоровья, его физического и психического статуса, на котором закладываются основы здорового образа жизни, что представляет собой не сто...