Главные вкладки

    ПРОЕКТ: «Музыкально-валеологическое воспитание старших дошкольников средствами музыкального фольклора»
    проект (подготовительная группа) на тему

      Цель проекта.Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий

    (через постановку фольклорных спектаклей).

     Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами  фольклора.

    2.Развивать умение разыгрывать как элементы, так и все театральное представ-

    ление, используя образцы детского музыкального фольклора на основе актерско-

    го мастерства и драматизации.

    3.Создать необходимую предметно развивающую среду.

    4.Использование здоровьесберегающих технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mbdou_d.docproekt.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

                          МБДОУ д\с№3 «ОДУВАНЧИК»

                          ПРОЕКТ:

      «Музыкально-валеологическое

             воспитание старших

         дошкольников средствами  

          музыкального фольклора»

                                              Музыкальный руководитель : Кулешова Н.П.

                                                г.Демидов

                               «Едва ли можно найти материал более  близкий,

                                                    затрагивающий интересы и потребности детс-

                                                   кого возраста и поэтому самый  занимательный,

                                                   чем тот, который связан с детским бытом, с

                                                   повседневной жизнью, который возник, вырос

                                                   и развился из исканий  высокой радости детс-

                                                   кой народной массы. Это-детский фольклор»

                                                        Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь  

                                                     детского фольклор.

    Представленный проект является результатом работы музыкального руководителя

    МБДОУ д/№3 «ОДУВАНЧИК»с детьми старшего дошкольного возраста.

    Для успешной реализации задач я определила направления и поставила проблему:

    «Как средством народного фольклора с использованием валеологических техно-

    логий гармонично формировать нравственные ценности ребенка».

    В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкаль-

    ных «шедеврах»,единственной целью которых является бездумное подчинение

    ритму и оглушительной кокофонии звуков. Это создает обстановку духовной бед-

    ности и художественной серости, и не способствует гармоническому, и нравст-

    венному развитию.

    Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, при знаком-

    стве с различными формами русского народного творчества и малыми музыкаль-

    ными виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность у де-

    тей рождается ответное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителя-

    ми, которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности:

    представление о добре, красоте, правде и верности, которые преобретают в наши

    дни особую значимость.

    Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки стро-

    ить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.В разго-

    воре присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, по-

    говорки, сокроговорки»древнейшая логопедия»,прибаутки ,песни, потешные и            

    докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, ко-

    ординируют движения и речь, но и расширяют, обогощают, активизируют словар-

    ный запас ребенка.

                                      Краткое описание проекта.

    Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия, как

    самобытной  целостной системы гармоничного и творческого развития личности,

    с использованием валоологических технологий. Данный проект является необхо-

    димым,т.к.дети нашего детского сада проявляют активный интерес и желание

    заниматься поэтическим и музыкальным фольклором,с удовольствием принимают

    участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявля-

    ют навыки актерского мастерства: в инсценировках, играх, плясках, что доставля-

    ет им большую радость.

    В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского

    мастерства, будут развиваться импровизированные способности,коммуникативно-

    речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.И уже

    как вершина творческого достижения это их участие в постановке театрализован-

    ного представления, где в совокупности представлены различные жанры народно-

    го песенного и поэтического творчества.

    Педагоги получат интересную технологию работы с детьми,основанную на созда-

    нии образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения работы,

    фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка же-

    ланным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.Также

    педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов,бутофории,реквизита и опыт

    совместного сотрудничества с детьми и родителями.

                                         

                                                     Цель проекта.

    Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий

    (через постановку фольклорных спектаклей).

     Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами  фольклора.

    2.Развивать умение разыгрывать как элементы, так и все театральное представ-

    ление, используя образцы детского музыкального фольклора на основе актерско-

    го мастерства и драматизации.

    3.Создать необходимую предметно развивающую среду.

    4.Использование здоровьесберегающих технологий.

                                 

                                      Предполагаемый  результат.

    В результате реализации проекта:

    1.Дети познакомятся с устным народным творчеством(скороговорками, потешка-

    ми,небылицами, прибаутками,присказками, шутками),с разными видами народной

    песни(хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

    2.У детей будут сформированы навыки театрального мастерства:

    -умение перевоплощаться, удерживая образ в позиции активного наблюдателя и

    при смене его позиций.

    -свободно и раскрепощено общаться, передавать переход из одного состояния в

    другое.

    -умение выразительно разыгрывать свою роль в игровом взаимодействии.

    -умение передавать игровой конфликт, характеры героев мимикой, пластикой

    и голосом.

    3.Разовьется сфера чувств, чуткость к сценическому искусству, готовность к

    творчеству, коммуникабельность.

    4.Будет сформирована выразительная ,грамотная сценическая речь.

    5.Разовьется чувство ритма, стабилизируются биоритмы,а музыкальные вибрации

    позволят ускорить процессы восстановления здоровья ребенка.

                                   

                                          Популяризация данного проекта.  

    Будет осуществляться различными путями:

    -через презентацию данного проекта для детей и родителей детского сада.

    -участие в конкурсе методических разработок воспитателей.

                                            Оценка результатов.

    Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлени-

    ям: дети ,педагоги, родители.

    Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагнос-

    тики  на начало и конец учебного года.

    По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участников с целью

    подведения итогов работы.

     

                                             План реализации проекта.

    Реализация данного проекта рассчитана на долгосрочный период и будет прохо-

    дить в три этапа:

    1этап-подготовительный.На этапе создается информационная база для реализации

    проекта.

    2этап- основной. Реализация основных видов деятельности по напрвлениям про-

    екта.(Работа по валеологическому воспитанию через организацию разных музы-

    кальных движений).

    3этап- заключительный.Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагнос-

    тических результатов и соотнесение поставленных задач,прогнозируемых резуль-

    татов с полученными результатами.

    Новизна проекта заложена в изучении именно русского фольклора с детьми дош-

    кольного возраста,так как работа по использованию фольклора ведется многими

    педагогами, музыкальными руководителями ценность же русского фольклора сос-

    тоит в возможности  на его  основе узнать историю края, традиции русского наро-

    да, русскую культуру, что способствует формированию у детей любви к родному

    краю, воспитывает чувство патриотизма. Специфика русского фольклора заклю-

    чается в употреблении речи: дразнилок, поддевок, пословиц, скороговорок особен-

    ностях игр, частушек, сказок, которые отражают жизненный уклад русского наро-

    да, особенности природы, восхваляют русский народ.

    Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют созданию обра-

    зовательно-оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного

    возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные на-

    выки здорового  образа жизни. Учитывая то, что музыка является доминантной в

    восприятии ребенка окружающего мира, оказывает влияние на эмоциональную

    сферу.Я разработала свои подходы к реализации задач по валеологическому вос-

    питанию,опираясь на современные программы и методики по валеологическому

    воспитанию.

    Только человек живущий в гармонизации с собой и миром будет действительно

    здоров,ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за

    своим организмом, необходимо, уже с раннего детства он учился любви к себе,

    людям, к жизни. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового

    образа жизни в моей педагогической деятельности является музыка, которая помо-

    гает решать задачи валеологического воспитания через организацию разных видов

    русского музыкального фольклора.

    В процессе подготовки проекта проведена большая предшествующая работа с

    педагогами, детьми, родителями.

    Педагогами была изучена история зарождения земли русской, история костюма,

    кухни, быта, обрядов. Собран фольклорный материал: сказки, песни, хороводы,

    частушки, танцы, обрядовые праздники, игры.

    Особая роль отводилась в работе с родителями по изготовлению русского костю-

    ма, приобретении утвари для оформления русской избы. Систематически провожу

    с детьми беседы, развлечения игры,разучиваю фольклорные произведения, учиты-

    ваяя особенности задач по валеологическому воспитанию. Работу по использова-

    нию русского фольклора строю на основе программы «Фольклор-Музыка-Театр»

    С.Мерзляковой, «Горенка» М.Хазовой, «Оберег»Е.Борониной.

    Результат работы заключен в обогащении знаний  детей и педагогов по краеве-

    дению, обобщение моего опыта, решение задач поставленных при подготовке и

    проведении проекта, создание в ДОУ элементов русской избы, в которой сосредо-

    точен наработанный материал.

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви

    родному краю продолжается. Использование приемов оздоровления и валеоло-

    гического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизволь-

    ной форме на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию

    здорового образа жизни.

                                            Динамика развития

                                 музыкально-ритмических движений

                            со  здоровьесберегающими технологиями.

    Основными задачами по развитию музыкально- ритмических движений являются:

    1.Учить ориентироваться в пространстве, осваивая различные виды движений.

    2.Развивать чувство ритма и двигательные способности под музыку, выполнять

    движения красиво, свободно, координированно.

    3.Формировать у детей танцевальные движения, способствуя общей культуре ре-

    бенка, сознательное стремление к здоровью. Содействовать развитию и функцио-

    нальному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно- сосу-

    дистой и нервной системы.

    Яркость и самобытность,которые создают обрядовые действия на детских празд-

    никах «Русские посиделки», «Закликание Весны», « На бабушкином дворе»,

    «Рождественский сочельник»,«Праздник Светлой Пасхи», «Осенняя Ярмарка»т.д.

    являются важным показателем результативности постановки музыкального воспи-

    тания по развитию музыкально-ритмических способностей детей в д\с Одуванчик

    Анализ результатов диагностики музыкального воспитания детей детского сада,

    позволяет сделать вывод о том, что система работы с детьми  соответствует пос-

    тавленным целями задачам, и увеличивается доля воспитанников с высоким и

    средним уровнями развития .

     

                                                   Заключение.

    Русская народная музыка, песни, устное народное творчество, систематически

    используемая мною в работе с дошкольниками, с применениями здоровьесбере-

    гающих технологий способствует у них развитию художественного вкуса, дает

    возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений

    и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь-то

    сказка, песня, прибаутка, частушка, хоровод, танец или игра, побуждают чувство

    любви к природе, родному народу, нашей Родине.

    Включение музыкального фольклора, содержание занятий и использованием

    здоровьесберегающих технологий  не могло не отразиться на детях:

    они узнали много нового о русском народном  искусстве(музыке, танцах, песнях,

    традициях)

    Старшие дошкольники  отличают звучание народного оркестра от эстрадного,

    духового.Дети могут назвать  народный инструмент, солирующий инструмент в

    оркестре.

    Приятно сознавать, что среди своих любимых произведений ребята называют

    русскую народную музыку, радуются когда узнают ее,услышав по телевизору или

    другим источникам.

    Приобретенные навыки умения способствуют появлению у детей желание приду-

    мать свое новое движение в танце, хороводе.

    Только человек, живущий в гармонизации с собой и миром будет действительно

    здоровым,ведь не только важно научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать

    за своим организмом, необходимо уже с раннего детства учиться любви себе ,к

    людям, к жизни.

    Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни  в мо-

    ей педагогической деятельности является музыка, которая помогает решать задачи

    валеологического воспитания через организацию разных видов музыкального

    фольклора и использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на

    традиционных музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях. Одновременно

    формирую у детей привычки к здоровому образу жизни, не только на занятиях по

    валеологии, но и на интегрированных музыкально-валеологических  занятиях на-

    хожу новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию.

    В процессе подготовки данного исследования я изучила историю зарождения  зем-

    ли русской, историю костюма,кухни,быта,обряда.Собрала фольклорный материал:

    сказки, песни, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры. В самостоятельной

    музыкальной деятельности дети воспроизводят по памяти знакомые народные пес-

    ни, хороводы, играют на ложках, металлофоне простую мелодию, чисто поют без

    музыкального сопровождения.

    Часто в ролевых играх дети музицируют, напевают колыбельные песни, плясовые,

    инсценируют песни и сказки, используя элементы русского костюма.

    Но более всего детская активность проявляется в праздниках и развлечениях  с

    элементами фольклора, где дети используют все свои способности.

    На основании выше изложенного и результатов диагностики можно сделать вы-

    вод, что моя работа по развитию музыкальных способностей по валеологическому

    воспитанию старшего дошкольного возраста ведется  верно и способствует дос-

    тижению поставленной цели-развитию музыкальных способностей и воспитанию

    у детей любви  к русскому народному искусству средствами музыкального фоль-

    клора со здоровьесберегающими технологиями.

    Сохранение здоровья детей, создание соответствующих условий важнейшая зада-

    ча всех ДОУ. Наш детский сад успешно внедряет здоровьесберегающие техноло-

    гии в педагогический  процесс всего коллектива. Показатели здоровья дошколь-

    ников подготовительной группы улучшились на 5%,уровень заболеваемости сни-

    зился на 1,5% .Воспитанники и выпускники нашего детского сада активно участ-

    вуют в городских и районных, зональных смотрах-конкурсах «Созвездие», «Мы

    приглашаем вас на сцену..»,  «Радуга талантов», «Юная звездочка».О  высоком

    уровне музыкальности и эмоциональности свидетельствуют Дипломы, Грамоты,

    Благодарственные письма, отзывы родителей, педагогов творческих объединений

    города и района и публикации в районной газете.

                                                       Литература:

    1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду» .Издание 2011г.
    2. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка» М.1993г.
    3. БилибченкоГ.Г.  «Создание ДОУ с приоритетным направлением развития»М.2005г.
    4. Буренина А,И. Программа  «Ритмическая мозаика» М.1994г.
    5. ВетлугинаН.А.Методика музыкального воспитания в детском саду.М.1983г.
    6. ГаврючинаЛ.В.»Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» М. 2008г.
    7. Галанов А.С. «Оздоровительные игры для дошкольников» СПб.2007г.
    8. Галанов А,С. «Психодиагностика детей» М,2002г.
    9. Ефименко Н.Н. «Театр физического развития и оздоровления»М.1999г.
    10. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» М.2004г.
    11. КартушинаМ.Ю. «Зеленый огонек здоровья» М.2007г.
    12. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток» М.2005г.
    13. Мерзлякова С.Н. «Фольклор-музыка-театр» М.1998г.
    14. РадыноваО.П.  «Музыкальное воспитание дошкольников»М.1994г.
    15. Тютюнникова Т.Э «Элементарное музицирование с дошкольниками»
    16. Узорова О.В.  «Пальчиковая гимнастика» М.2004г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект в первой младшей группе «Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»

    Педагогический проект в 1младшей группе«Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»Участники проекта: дети 1младшей группы, воспитатели, родители.Вид проекта: познавательно – творческий, гр...

    Информационный буклет по проекту "Творчество Васнецова и русский фольклор".

    Данный буклет является информационным носителем для родителей и помогает вникнуть в материал, рассматриваемый детьми в группе....

    Педагогический проект в 1 младшей группе "Фольклор и малыши"

    Помощь педагогам в осуществлении работы с фольклором во всех образовательных областях...

    Проект по развитию речи "Народный фольклор"

    Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Ро...

    проект "Развитие речи детей посредством фольклора"

    Фольклор- одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Мы использовали малые формы фольклора в младшей группе детского сада для социально-коммуни...

    Проект в средней группе Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

    Актуальность . Если ребенок родился и росНа родной стороне, среди русских берез,Слышал русские песни, колядки справлял, светлым праздником Пасхи родны...