ПРОЕКТ: «Музыкально-валеологическое воспитание старших дошкольников средствами музыкального фольклора»
проект (подготовительная группа) на тему

  Цель проекта.Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий

(через постановку фольклорных спектаклей).

 Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами  фольклора.

2.Развивать умение разыгрывать как элементы, так и все театральное представ-

ление, используя образцы детского музыкального фольклора на основе актерско-

го мастерства и драматизации.

3.Создать необходимую предметно развивающую среду.

4.Использование здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbdou_d.docproekt.doc73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                      МБДОУ д\с№3 «ОДУВАНЧИК»

                      ПРОЕКТ:

  «Музыкально-валеологическое

         воспитание старших

     дошкольников средствами  

      музыкального фольклора»

                                          Музыкальный руководитель : Кулешова Н.П.

                                            г.Демидов

                           «Едва ли можно найти материал более  близкий,

                                                затрагивающий интересы и потребности детс-

                                               кого возраста и поэтому самый  занимательный,

                                               чем тот, который связан с детским бытом, с

                                               повседневной жизнью, который возник, вырос

                                               и развился из исканий  высокой радости детс-

                                               кой народной массы. Это-детский фольклор»

                                                    Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь  

                                                 детского фольклор.

Представленный проект является результатом работы музыкального руководителя

МБДОУ д/№3 «ОДУВАНЧИК»с детьми старшего дошкольного возраста.

Для успешной реализации задач я определила направления и поставила проблему:

«Как средством народного фольклора с использованием валеологических техно-

логий гармонично формировать нравственные ценности ребенка».

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкаль-

ных «шедеврах»,единственной целью которых является бездумное подчинение

ритму и оглушительной кокофонии звуков. Это создает обстановку духовной бед-

ности и художественной серости, и не способствует гармоническому, и нравст-

венному развитию.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, при знаком-

стве с различными формами русского народного творчества и малыми музыкаль-

ными виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность у де-

тей рождается ответное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителя-

ми, которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности:

представление о добре, красоте, правде и верности, которые преобретают в наши

дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки стро-

ить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.В разго-

воре присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, по-

говорки, сокроговорки»древнейшая логопедия»,прибаутки ,песни, потешные и            

докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, ко-

ординируют движения и речь, но и расширяют, обогощают, активизируют словар-

ный запас ребенка.

                                  Краткое описание проекта.

Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия, как

самобытной  целостной системы гармоничного и творческого развития личности,

с использованием валоологических технологий. Данный проект является необхо-

димым,т.к.дети нашего детского сада проявляют активный интерес и желание

заниматься поэтическим и музыкальным фольклором,с удовольствием принимают

участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявля-

ют навыки актерского мастерства: в инсценировках, играх, плясках, что доставля-

ет им большую радость.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского

мастерства, будут развиваться импровизированные способности,коммуникативно-

речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.И уже

как вершина творческого достижения это их участие в постановке театрализован-

ного представления, где в совокупности представлены различные жанры народно-

го песенного и поэтического творчества.

Педагоги получат интересную технологию работы с детьми,основанную на созда-

нии образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения работы,

фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка же-

ланным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.Также

педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов,бутофории,реквизита и опыт

совместного сотрудничества с детьми и родителями.

                                     

                                                 Цель проекта.

Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий

(через постановку фольклорных спектаклей).

 Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами  фольклора.

2.Развивать умение разыгрывать как элементы, так и все театральное представ-

ление, используя образцы детского музыкального фольклора на основе актерско-

го мастерства и драматизации.

3.Создать необходимую предметно развивающую среду.

4.Использование здоровьесберегающих технологий.

                             

                                  Предполагаемый  результат.

В результате реализации проекта:

1.Дети познакомятся с устным народным творчеством(скороговорками, потешка-

ми,небылицами, прибаутками,присказками, шутками),с разными видами народной

песни(хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2.У детей будут сформированы навыки театрального мастерства:

-умение перевоплощаться, удерживая образ в позиции активного наблюдателя и

при смене его позиций.

-свободно и раскрепощено общаться, передавать переход из одного состояния в

другое.

-умение выразительно разыгрывать свою роль в игровом взаимодействии.

-умение передавать игровой конфликт, характеры героев мимикой, пластикой

и голосом.

3.Разовьется сфера чувств, чуткость к сценическому искусству, готовность к

творчеству, коммуникабельность.

4.Будет сформирована выразительная ,грамотная сценическая речь.

5.Разовьется чувство ритма, стабилизируются биоритмы,а музыкальные вибрации

позволят ускорить процессы восстановления здоровья ребенка.

                               

                                      Популяризация данного проекта.  

Будет осуществляться различными путями:

-через презентацию данного проекта для детей и родителей детского сада.

-участие в конкурсе методических разработок воспитателей.

                                        Оценка результатов.

Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлени-

ям: дети ,педагоги, родители.

Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагнос-

тики  на начало и конец учебного года.

По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участников с целью

подведения итогов работы.

 

                                         План реализации проекта.

Реализация данного проекта рассчитана на долгосрочный период и будет прохо-

дить в три этапа:

1этап-подготовительный.На этапе создается информационная база для реализации

проекта.

2этап- основной. Реализация основных видов деятельности по напрвлениям про-

екта.(Работа по валеологическому воспитанию через организацию разных музы-

кальных движений).

3этап- заключительный.Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагнос-

тических результатов и соотнесение поставленных задач,прогнозируемых резуль-

татов с полученными результатами.

Новизна проекта заложена в изучении именно русского фольклора с детьми дош-

кольного возраста,так как работа по использованию фольклора ведется многими

педагогами, музыкальными руководителями ценность же русского фольклора сос-

тоит в возможности  на его  основе узнать историю края, традиции русского наро-

да, русскую культуру, что способствует формированию у детей любви к родному

краю, воспитывает чувство патриотизма. Специфика русского фольклора заклю-

чается в употреблении речи: дразнилок, поддевок, пословиц, скороговорок особен-

ностях игр, частушек, сказок, которые отражают жизненный уклад русского наро-

да, особенности природы, восхваляют русский народ.

Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют созданию обра-

зовательно-оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного

возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные на-

выки здорового  образа жизни. Учитывая то, что музыка является доминантной в

восприятии ребенка окружающего мира, оказывает влияние на эмоциональную

сферу.Я разработала свои подходы к реализации задач по валеологическому вос-

питанию,опираясь на современные программы и методики по валеологическому

воспитанию.

Только человек живущий в гармонизации с собой и миром будет действительно

здоров,ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за

своим организмом, необходимо, уже с раннего детства он учился любви к себе,

людям, к жизни. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового

образа жизни в моей педагогической деятельности является музыка, которая помо-

гает решать задачи валеологического воспитания через организацию разных видов

русского музыкального фольклора.

В процессе подготовки проекта проведена большая предшествующая работа с

педагогами, детьми, родителями.

Педагогами была изучена история зарождения земли русской, история костюма,

кухни, быта, обрядов. Собран фольклорный материал: сказки, песни, хороводы,

частушки, танцы, обрядовые праздники, игры.

Особая роль отводилась в работе с родителями по изготовлению русского костю-

ма, приобретении утвари для оформления русской избы. Систематически провожу

с детьми беседы, развлечения игры,разучиваю фольклорные произведения, учиты-

ваяя особенности задач по валеологическому воспитанию. Работу по использова-

нию русского фольклора строю на основе программы «Фольклор-Музыка-Театр»

С.Мерзляковой, «Горенка» М.Хазовой, «Оберег»Е.Борониной.

Результат работы заключен в обогащении знаний  детей и педагогов по краеве-

дению, обобщение моего опыта, решение задач поставленных при подготовке и

проведении проекта, создание в ДОУ элементов русской избы, в которой сосредо-

точен наработанный материал.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви

родному краю продолжается. Использование приемов оздоровления и валеоло-

гического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизволь-

ной форме на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию

здорового образа жизни.

                                        Динамика развития

                             музыкально-ритмических движений

                        со  здоровьесберегающими технологиями.

Основными задачами по развитию музыкально- ритмических движений являются:

1.Учить ориентироваться в пространстве, осваивая различные виды движений.

2.Развивать чувство ритма и двигательные способности под музыку, выполнять

движения красиво, свободно, координированно.

3.Формировать у детей танцевальные движения, способствуя общей культуре ре-

бенка, сознательное стремление к здоровью. Содействовать развитию и функцио-

нальному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно- сосу-

дистой и нервной системы.

Яркость и самобытность,которые создают обрядовые действия на детских празд-

никах «Русские посиделки», «Закликание Весны», « На бабушкином дворе»,

«Рождественский сочельник»,«Праздник Светлой Пасхи», «Осенняя Ярмарка»т.д.

являются важным показателем результативности постановки музыкального воспи-

тания по развитию музыкально-ритмических способностей детей в д\с Одуванчик

Анализ результатов диагностики музыкального воспитания детей детского сада,

позволяет сделать вывод о том, что система работы с детьми  соответствует пос-

тавленным целями задачам, и увеличивается доля воспитанников с высоким и

средним уровнями развития .

 

                                               Заключение.

Русская народная музыка, песни, устное народное творчество, систематически

используемая мною в работе с дошкольниками, с применениями здоровьесбере-

гающих технологий способствует у них развитию художественного вкуса, дает

возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений

и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь-то

сказка, песня, прибаутка, частушка, хоровод, танец или игра, побуждают чувство

любви к природе, родному народу, нашей Родине.

Включение музыкального фольклора, содержание занятий и использованием

здоровьесберегающих технологий  не могло не отразиться на детях:

они узнали много нового о русском народном  искусстве(музыке, танцах, песнях,

традициях)

Старшие дошкольники  отличают звучание народного оркестра от эстрадного,

духового.Дети могут назвать  народный инструмент, солирующий инструмент в

оркестре.

Приятно сознавать, что среди своих любимых произведений ребята называют

русскую народную музыку, радуются когда узнают ее,услышав по телевизору или

другим источникам.

Приобретенные навыки умения способствуют появлению у детей желание приду-

мать свое новое движение в танце, хороводе.

Только человек, живущий в гармонизации с собой и миром будет действительно

здоровым,ведь не только важно научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать

за своим организмом, необходимо уже с раннего детства учиться любви себе ,к

людям, к жизни.

Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни  в мо-

ей педагогической деятельности является музыка, которая помогает решать задачи

валеологического воспитания через организацию разных видов музыкального

фольклора и использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на

традиционных музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях. Одновременно

формирую у детей привычки к здоровому образу жизни, не только на занятиях по

валеологии, но и на интегрированных музыкально-валеологических  занятиях на-

хожу новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию.

В процессе подготовки данного исследования я изучила историю зарождения  зем-

ли русской, историю костюма,кухни,быта,обряда.Собрала фольклорный материал:

сказки, песни, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры. В самостоятельной

музыкальной деятельности дети воспроизводят по памяти знакомые народные пес-

ни, хороводы, играют на ложках, металлофоне простую мелодию, чисто поют без

музыкального сопровождения.

Часто в ролевых играх дети музицируют, напевают колыбельные песни, плясовые,

инсценируют песни и сказки, используя элементы русского костюма.

Но более всего детская активность проявляется в праздниках и развлечениях  с

элементами фольклора, где дети используют все свои способности.

На основании выше изложенного и результатов диагностики можно сделать вы-

вод, что моя работа по развитию музыкальных способностей по валеологическому

воспитанию старшего дошкольного возраста ведется  верно и способствует дос-

тижению поставленной цели-развитию музыкальных способностей и воспитанию

у детей любви  к русскому народному искусству средствами музыкального фоль-

клора со здоровьесберегающими технологиями.

Сохранение здоровья детей, создание соответствующих условий важнейшая зада-

ча всех ДОУ. Наш детский сад успешно внедряет здоровьесберегающие техноло-

гии в педагогический  процесс всего коллектива. Показатели здоровья дошколь-

ников подготовительной группы улучшились на 5%,уровень заболеваемости сни-

зился на 1,5% .Воспитанники и выпускники нашего детского сада активно участ-

вуют в городских и районных, зональных смотрах-конкурсах «Созвездие», «Мы

приглашаем вас на сцену..»,  «Радуга талантов», «Юная звездочка».О  высоком

уровне музыкальности и эмоциональности свидетельствуют Дипломы, Грамоты,

Благодарственные письма, отзывы родителей, педагогов творческих объединений

города и района и публикации в районной газете.

                                                   Литература:

  1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду» .Издание 2011г.
  2. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка» М.1993г.
  3. БилибченкоГ.Г.  «Создание ДОУ с приоритетным направлением развития»М.2005г.
  4. Буренина А,И. Программа  «Ритмическая мозаика» М.1994г.
  5. ВетлугинаН.А.Методика музыкального воспитания в детском саду.М.1983г.
  6. ГаврючинаЛ.В.»Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» М. 2008г.
  7. Галанов А.С. «Оздоровительные игры для дошкольников» СПб.2007г.
  8. Галанов А,С. «Психодиагностика детей» М,2002г.
  9. Ефименко Н.Н. «Театр физического развития и оздоровления»М.1999г.
  10. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» М.2004г.
  11. КартушинаМ.Ю. «Зеленый огонек здоровья» М.2007г.
  12. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток» М.2005г.
  13. Мерзлякова С.Н. «Фольклор-музыка-театр» М.1998г.
  14. РадыноваО.П.  «Музыкальное воспитание дошкольников»М.1994г.
  15. Тютюнникова Т.Э «Элементарное музицирование с дошкольниками»
  16. Узорова О.В.  «Пальчиковая гимнастика» М.2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в первой младшей группе «Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»

Педагогический проект в 1младшей группе«Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»Участники проекта: дети 1младшей группы, воспитатели, родители.Вид проекта: познавательно – творческий, гр...

Информационный буклет по проекту "Творчество Васнецова и русский фольклор".

Данный буклет является информационным носителем для родителей и помогает вникнуть в материал, рассматриваемый детьми в группе....

Педагогический проект в 1 младшей группе "Фольклор и малыши"

Помощь педагогам в осуществлении работы с фольклором во всех образовательных областях...

Проект по развитию речи "Народный фольклор"

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Ро...

проект "Развитие речи детей посредством фольклора"

Фольклор- одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Мы использовали малые формы фольклора в младшей группе детского сада для социально-коммуни...

Проект в средней группе Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Актуальность . Если ребенок родился и росНа родной стороне, среди русских берез,Слышал русские песни, колядки справлял, светлым праздником Пасхи родны...