Проект по развитию речи "Народный фольклор"
проект по развитию речи на тему

Авилова Татьяна Ивановна

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnyy_folklor.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Народный фольклор»

Актуальность проекта:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. 

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.

 Цель проекта:

  • Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
  • Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.

                            Задачи проекта:

  • Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.
  • Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
  • Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.

            Содержание практической деятельности

Этапы реализация краткосрочного проекта:

 1 этап — составление плана работы:

— развитие речи детей  средствами народного творчества;

— изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап — работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:

-разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений , игр-имитаций по теме проекта;

— разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей  средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

3 этап – работа с родителями:

консультации по теме проекта;

— создание тематических папок с приобщением родителей;

— выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.

                 Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

1-й этап

Направление и содержание работы

— Изучение литературы

Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей; составление плана самообразования на проекте (июнь-август).

— Работа с родителями.

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей (в течении учебного года).

2-й этап

Работа с родителями

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).

— Конкурс на лучшую книжку-малышку и  папку раскладушку « Потешки, песенки»

3-й этап

Содержание практической деятельности с детьми

— Показ кукольного театра по сказке «Колобок» (июнь)

— Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», « Травка-муравка со сна поднялась…» (июнь)

— Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:

дети проснулись — потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

— Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка» (июль).

— Знакомство и обыгрывание потешек  «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи» (июль).

— Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.

— Показ сказки «Колобок» (куклы — марионетки) – август.

— Знакомство и обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко — колоколнышко» — август.

— Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок»: чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать как  «говорят» животные – август.                                                                                

Приложение 1

Анкета для родителей  

Приобщение детей к истокам русской культуры

1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

a) как жили наши предки?

b) какими занимались ремёслами?

в) как сеяли хлеб?

г) какую на Руси носили одежду?

2. Знаете ли Вы русские праздники?

3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?

4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

6. Надо ли знать народные сказки и былины?

7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом ВАШ РЕБЕНОК?

9. Знаете ли вы  народные игры?

10. Играете ли Вы в них с ребёнком?

11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши проекты. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей. Младшая группа.

Фольклор! Фольклор! Фольклор! В настоящее время возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор таит в себе огромные дидактические возможности. С помощью детс...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...

Проект "Роль жанров малого фольклора в развитии коммуникативных навыков детей раннего возраста"

Современные дети плохо говорят. А ведь за речью важно следить с младенчества. Всем известно, что ранний период жизни ребенка зависит от взрослых, воспитывающих малыша – что мы им говорим, чи...

Презентация проекта по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора

Презентация проекта по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора "Пестушки-говорушки"...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора...

Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Потешкина книжка»

Детский фольклор-обширная область устного народного поэтического творчества....

Проект "Значение малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

ПроблемаXXI век – это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но, почему-то, все больше и больше встречается детей с речевы...