МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ
методическая разработка (старшая группа) по теме

Ислямова Урьяне Сейяровна

Методические рекомендации подготовлены на основах традиций методики физического воспитания и валеологического образования детей дошкольного возраста с эффектом глубокого погружения в практику физической культуры и основ детского спорта, валеологической образованности и культуры на основе сотрудничества ДОУ и семьи. В пособии отражены классические и современные подходы обучения дошкольников физическим движениям и навыкам, использованы современные методические материалы и результаты исследований в сфере дошкольного образования.

Методические рекомендации предназначены родителям, воспитателям и инструкторам физического  воспитания детей дошкольного возраста.

Рассматривается валеологическая программа, направленная на создание педагогических условий по сохранению и улучшению и здоровья детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_uryane.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Проект внедрения валеологической программы «В здоровом теле – здоровый дух»

4

2. Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры………………………………………………………………………………..

6

3. Совместный физкультурно-познавательный досуг родителей с детьми старшего дошкольного возраста ……………………………………………………..

8

4. Специфика и этапы выполнения физических упражнений в детско-родительской паре

9

5. Анкета для родителей «Физическая культура в жизни ваших детей» ………

10

6. Анкета для родителей «Правила ведения здорового образа жизни» …………..

11

7. Анкета для родителей «Взаимодействие семьи  и дошкольного образовательного учреждения» ………………………..……………………

12

8. Анкета самооценки образа жизни педагога……………………………………..

13

9. Картотека игр по формированию валеологической культуры  у дошкольников

15

10. Копилка спортивных эстафет и игр с мячом в детско-родительской паре ….

21


ПРОЕКТ ВНЕДРЕНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

 «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»

 (ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ)

Цель программы − создание педагогических условий для улучшения и сохранения здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Задачи, представленные в программе:

1. Формировать у детей представления о своем теле, его ощущениях, ценностное отношение к своему организму.

2. Создать оптимальные условия педагогического взаимодействия взрослого и ребенка для поддержания равновесия между детским организмом и природно-социальной средой.

3. Развивать у детей мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказания помощи в экстремальных ситуациях.

Программа реализовывается через совместную деятельность взрослых и детей (наибольшая часть); регламентируемую деятельность (специальные валеологические занятия) и свободную деятельность детей.

Педагогическая технология формирования у детей валеологической культуры, которая основана на системном подходе, предполагает работу в следующих направлениях:

− специальная подготовка педагогов;

− взаимодействие педагогов с родителями;

− совместная деятельность педагогов, родителей и детей;

− формирование здоровьесберегающего пространства.

Особенностью предлагаемой технологии является работа с детьми по формированию определенных критериев: когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов представлений о здоровом образе жизни. Содержание каждого блока работы с дошкольниками представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Содержание работы по формированию валеологической культуры у  старших дошкольников

Предлагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принципы:

− Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.

− Принцип доступности – предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.

− Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.

− Принцип природосообразности – формы и методы формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников определены на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, особенностях развития его познавательной деятельности.

− Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребенка и группы в целом.

− Принцип комплексного и интегративного подхода – формирование представлений о здоровом образе жизни осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов, предполагается использование различных видов и форм работы с детьми, педагогами и родителями, завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.

− Принцип активности и сознательности – формирование субъективной активности ребенка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения, направленного на укрепление здоровья.

При работе с дошкольниками по программе особое внимание уделяется следующим компонентам здорового образа жизни:

  • занятиям физкультурой,
  • прогулкам,
  • рациональному  питанию,
  • соблюдению правил личной гигиены: закаливанию, созданию условий для полноценного сна,
  • бережному отношению к окружающей среде, к природе.

Стержневой основой исследования является работа по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у старших дошкольников, перерастающая в привычку, осознанное отношение к собственному здоровью, формирующая валеологическую культуру.

Методика формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников представляет собой ряд последовательных этапов:

1 этап – подготовительный. Его цель – в формировании у детей интереса к собственному организму, закаливающим процедурам, рациональному питанию, двигательной активности, обогащении родителей теоретическими знаниями о здоровом образе жизни.

2 этап – репродуктивно – поисковый. На этом этапе уточняются, систематизируются, обобщаются и углубляются представления детей, сформированные на первом этапе, обеспечивается активное включение родителей в процесс формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

3 этап - репродуктивно-творческий. Его цели связаны с закреплением полученных представлений детей в повседневной деятельности, в применении их в самостоятельной деятельности, в умении адекватно оценивать поступки и действия других людей и самого себя, с педагогической рефлексией своей здоровьесберегающей деятельности и формированием прочного навыка здорового образа жизни у родителей.


 ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(Семинар, 2 ч)

План:

1. Технология гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры.

2. Этапы технологии гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры.

1. Технология гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры

Детско-родительские отношения отличаются от остальных видов человеческих отношений эмоциональной значимостью, балансом полярных позиций и родительской ответственностью. В настоящее время принято выделять когнитивный, социально-бытовой и эмоциональный компоненты детско-родительского взаимодействия.

Эмоциональная сторона взаимоотношений родителей с детьми описана в работах психологов А.Адлера, Р.Кэмпбелла, И.М.Марковской, К.Роджерса, В.В.Столина и др.

Под гармоничными детско-родительскими отношениями мы понимаем следующее:

  • эмоциональное принятие ребенка (безусловная любовь к нему, уважение его индивидуальности);
  • наличие эмоциональной атмосферы в семье (доминирование положительных эмоций);
  • эмоциональная близость детей и родителей (развитая эмпатия родителей, оказание эмоциональной поддержки, удовлетворение ребенка в эмоциональном контакте: стремление к телесному контакту).

Процесс гармонизации детско-родительских отношений заключается в изменении поведения, деятельности, отношений и установку у родителей по отношению к своему ребенку.

С целью реализации  процесса гармонизации детско-родительских отношений мы разработали технологию этого процесса, которая состоит из трех этапов. Концептуальной основой технологии  гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры стали идеи педагогики сотрудничества, личностно-ориентированный  подход, исследования психологов (А.Я. Варги, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захарова, Л.А. Петровского, К.Роджерса), характеризующие эффективность групповых форм психолого-педагогической работы с родителями, исследования педагогов, посвященные обоснованию методики совместных с родителями физкультурных занятий, проводимых на базе детских спортивных школ (Я.Бердыхова), учреждений дополнительного образования (Н.А..Баранова, М.Е. Геллер, З.И. Романова), детского сада (М.Н. Попова, С.О. Филлипова).

2. Этапы технологии гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры

Первый этап.

Цель: повышать психолого-педагогическую компетенцию родителей в области детско-родительских отношений. Задачи этапа – дать возможность родителям поделиться опытом взаимодействия с детьми и познакомить с оптимальными способами общения. Основной формой работы с родителями стали игровые тренинги, тематика которых была посвящена проблемам общения и взаимодействия родителей с детьми. Результатом первого этапа служит расширение у родителей знаний в области детско-родительских отношений.

Второй этап.

Цели: изменять образ ребенка в представлении родителей в лучшую сторону; формировать у родителей элементарные умения организации двигательно-игровой деятельности совместно с ребенком. Задачи этапа – оказать психологическую поддержку родителям и детям, мотивировать родителей на дальнейшую работу с педагогом-психологом, пропагандировать ЗОЖ. Формой работы с семьей стали совместные физкультурные занятия родителей с детьми старшего дошкольного возраста. Результат работы – эмоциональное сближение родителей и детей, установление доверительных отношений, увеличение количества родителей, обращающихся за консультациями к педагогу-психологу после участия в занятиях.

Третий этап.

Цели: подводить итоги, оценивать динамику детско-родительских взаимоотношений. Результат работы – установление в семье гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми.

Разработанная нами технология гармонизации детско-родительских взаимоотношений и тесное сотрудничество педагога-психолога и инструктора по физической культуре позволяют оказывать психологическую поддержку  и помощь детям и взрослым, повышать эффективность взаимодействия дошкольной организации с семьей в плане психологического просвещения родителей, формирования валеологической культуры.


СПЕЦИФИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ПАРЕ

(Мастер-класс, 2 ч)

План:

  1. Методика выполнения физических упражнений в детско-родительской паре.
  2. Здоровьесберегающие технологии в работе  с семьей

1.Методика выполнения физических упражнений в детско-родительской паре.

Инструктор по физической культуре показывает возможные упражнения в детско-родительской паре. Совместные основные движения взрослого с ребенком:

1.Ходьба обычная, на носках, с носка, на наружных сторонах стоп, широким шагом в паре, взявшись за руки. Ребенок идет на носках, взрослый за ним и держит его за вытянутые руки, ребенок идет на пятках, руки за головой, взрослый идет за ребенком и разводит ему локти. Ходьба по кругу, по диагонали зала, «змейкой», парами, врассыпную.

2. Упражнения в равновесии. Ходьба по гимнастической скамейке, взявшись за руки, приставными шагами; ребенок идет по гимнастической скамейке с носка с гимнастической палкой в руках; перешагивая через набивные мячи, взрослый его страхует. Перешагивание через веревку, натянутую на высоте 25 см.

3. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по двое (взрослый и ребенок). Бег по кругу, по диагонали зала, «змейкой», парами, врассыпную.

4. Ползанье и лазанье. Ползание осуществляет ребенок, взрослый, выступая в роли «помощника», создает интерес к движению. Вперед Он наклоняется вперед или становится на четвереньки или идет широким шагом, а ребенок ползает на четвереньках. Ребенок пролезает в обруч, лазает по гимнастической стенке, взрослый, выступая в роли «тренера», страхует его.

5. Прыжки с продвижением вперед в паре. Прыжки, стоя лицом к друг другу и взявшись за руки; взрослый сидит  на полу, ноги вместе, ребенок стоит, ноги врозь, взявшись за руки взрослого. Взрослый разводит ноги, ребенок выполняет прыжок – ноги врозь, взрослый соединяет ноги, ребенок выполняет прыжок – ноги вместе. Ребенок прыгает с высоты 30 см в обозначенное место через короткую скакалку.

6. Бросание, ловля, метание. Бросание мяча друг другу разными способами (от груди, из-за головы, снизу), прокатывание мяча друг другу. Метание мячей на дальность с расстояния 3-4 м.

7. Совместные строевые упражнения взрослого с ребенком – построение детско-родительских пар в колонну, круг.

2.Здоровьесберегающие технологии в работе с семьей

Инструктор по физической культуре предлагает группе стажеров разбиться  на шесть подгрупп. Каждая подгруппа получает задание: продумать, а затем продемонстрировать всевозможные варианты выполнения упражнений в детско-родительской паре:

  • упражнения дыхательной гимнастики;
  • упражнения пальцевой гимнастики
  • игровой самомассаж и массаж;
  • стрейчинговые упражнения;
  • физические упражнения, направленные на профилактику плоскостопия;
  • психогимнастические этюды, релаксационные упражнения.

СОВМЕСТНЫЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ДОСУГ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

"Незнайка, мяч и дорожная азбука"

Цели:

  • совершенствовать знания родителей по вопросам психофизического развития ребенка с помощью мяча;
  • закреплять у детей знания о правилах безопасного поведения на улице;
  • вовлекать родителей в совместную с ребенком двигательную деятельность.

Просмотр видеоролика "Городок нашей мечты". Родителям демонстрируются элементы занятия по физкультуре с детьми.

Примерные вопросы для беседы с родителями:

  • в какие игры с мячом вы играли в детстве на улице,
  • назовите любимые игры с мячом Ваших детей.

Обмен опытом между родителями по теме "Мяч в жизни моего ребенка" (фотомонтаж, презентация, семейная газета).

В зал входит Незнайка и приглашает родителей пройти в спортивный зал, где их уже ждут дети, чтобы принять участие в спортивных эстафетах и поиграть с мячом.

Путь в физкультурный зал и само пространство оборудованы указателями и знаками.


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ  ВАШИХ ДЕТЕЙ»

Уважаемые родители, пожалуйста, подумайте и ответьте на следующие вопросы.

1. Укажите, как проявляется двигательная активность Вашего ребенка:

  • утренняя гимнастика;
  • подвижные игры;
  • спортивные игры (элементы баскетбола, бадминтон);
  • катание на санках, лыжах, коньках (зимой), катание на велосипеде, самокате (летом).

2. В какие подвижные игры любит играть Ваш ребенок?

3.Как в домашних условиях ребенок занимается физическими упражнениями?

  • охотно, с удовольствием;
  • неохотно;
  • не выполняет.

4.Какими физическими упражнениями вы занимаетесь вместе с ребенком?

  • утренней гимнастикой;
  • играем в подвижные игры.

5. Уделяете ли Вы внимание профилактике нарушений позвоночника и плоскостопия? Как?

6. Кто в большей степени влияет на двигательную активность ребенка в семье?

  • отец;
  • мать;
  • оба родителя;
  • братья и сестры;
  • никто.

7. Как часто Вы занимаетесь физическим воспитанием своего ребенка?

  • Систематически;
  • В выходные дни;
  • Во время отпуска;
  • Не занимаюсь;
  • Затрудняюсь ответить.

8. Что мешает Вам активно заниматься физическим воспитанием своего ребенка?

  • дефицит свободного времени;
  • недостаток знаний и умений в области физического воспитания детей.

9. Проводите ли Вы с ребенком беседы о пользе занятий физическими упражнениями?

  • Да;
  • Нет;
  • Иногда.

10. Какой физкультурный инвентарь и спортивное оборудование  имеются для Вашего ребенка дома?

11. С каким инвентарем чаще всего занимается Ваш ребенок?

12. Как Вы закаляете своего ребенка в домашних условиях:

  • Облегченная форма одежды на прогулке;
  • Босохождение;
  • Обливание ног прохладной водой;
  • Полоскание горла водой комнатной температуры;
  • Прогулка в любую погоду.

13. Что способствует формированию у Вашего ребенка культурно-гигиенических навыков?

  • Личный пример;
  • Беседы с ребенком;
  • Объяснения.

14. Соблюдаете ли Ваш ребенок режим дня? Если не соблюдает, то почему?

  • Да,
  • Не всегда;
  • Нет.

Благодарим Вас за сотрудничество!

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы.

1. Каковы Ваши основные источники информации о физическом воспитании детей и приобщении их к здоровому образу жизни?

 - советы родственниов;

 - рекомендации воспитателей и специалистов ДОУ;

 - советы друзей и знакомых;

 - личный опыт.

2. Знаете ли Вы, как Ваш ребенок приобщается к здоровому образу жизни в условиях детского сада?

 - да;

 - частично;

 - не знаю.

3. Как Вы оцениваете организацию следующих направлений в детском саду:

 - соблюдения режима дня;

 - питания;

 - формирования культурно-гигиенических навыков;

 - закаливания;

 - соблюдение двигательного режима (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры на прогулке, спортивные досуги и праздиники).

Оценки: отлично, хорошо, удовлетворительно.

4. Какие моменты в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни в условиях детского сада Вас не устраивают? Ваши предложения и замечания.

5. Какие трудности Вы испытываете в приобщении ребенка к здоровому образу жизни?

 - организация режима дня;

 - организация питания;

 - формирование культурно-гигиенических навыков;

 - организация совместно с ребенком двигательной деятельности.

6. Какие вопросы физического воспитания и оздоровления детского организма Вас интересуют?

7. В какой форме Вы бы хотели услышать ответы на Ваши вопросы?

 - беседа, консультация;

 - семинар-практикум;

 - игровой тренинг вместе с детьми.

Благодарим Вас за сотрудничество!


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Уважаемые родители!

Прошел учебный год, в течение которого Ваш ребенок посещал нашу группу детского сада. Конец года  - традиционное время подведения  итогов. сотрудникам детского сада важно знать Ваше мнение и пожелания относительно работы детского сада с семьей. Благодарим Вас за участие в жизни нашей группы.

1. Какая форма получения информации понравилась Вам больше всего?

 - стенды и папки-передвижки;

 - рекомендованная литература;

 - родительские собрания;

 - круглый стол (обмен опытом);

 - тренинг;

 - совместные мероприятия (праздники, походы и т.п.);

 - открытые просмотры;

 - индивидуальные беседы.

2. Какие темы, на Ваш взгляд, были наиболее интересны?

 - физическое здоровье детей и проблемы закаливания;

 - интеллектуальное развитие;

 - эстетическое развитие;

 - познавательное развитие;

 - физическое развитие;

 - речевое развитие;

 - развитие психических процессов у детей данного возраста;

 - подготовка к школе.

3. С каким специалистом Вы общались в этом году?

 - логопедом;

 - психологом;

 - руководителем по физическому воспитанию;

 - медицинскими работниками (какими именно?);

 - воспитателем;

 - со всеми;

 - ни с кем;

 - другое.

4. Что следует добавить к таким встречам, чтобы их эффективность была выше?

5. Чему Вы научились в этом году и насколько необходимы Вам эти знания?

6. Как Вы в целом оценили бы работу детского сада с родителями?

 - хорошо;

 - удовлетворительно;

 - неудовлетворительно.

7. Как Вы в целом оценили бы свою работу по сотрудничеству с детским садом?

 - хорошо;

 - удовлетворительно;

 - неудовлетворительно.

8. Что бы вы могли пожелать для дальнейшего улучшения взаимодействия семьи и детского сада?


АНКЕТА САМООЦЕНКИ ОБРАЗА ЖИЗНИ ПЕДАГОГА

(адаптированный вариант анкеты В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко)

Цель анкеты: самооценка педагогом образа жизни с точки зрения здоровья.

Уважаемые воспитатели!

Приглашаем Вас принять участие в самооценке образа жизни. Результаты этого небольшого, но очень важного самоисследования помогут Вам определиться в сфере отношения к собственному здоровью и, может быть, переломить его в лучшую сторону.

Выберите наиболее подходящий Вам вариант ответа на вопрос и обозначьте его любым способом.

Вопросы анкеты

1. Если утром Вам надо встать пораньше, Вы:

1) заводите будильник (30);

2) доверяете внутреннему голосу (20);

3) полагаетесь на случай (0).

2. Проснувшись утром, Вы:

1) сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дело (10);

2) встаете неспеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на работу (30);

3) увидев, что у Вас в запасе еще несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом (0).

3. Из чего состоит Ваш обычный завтрак?

1) из кофе или чая с бутербродами (20);

2) из второго блюда и кофе или чая (30);

3) Вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять (0).

4. Какой вариант рабочего распорядка Вы бы предпочли?

1) необходимость точного прихода на работу в одно и то же время (0);

2) приход в диапазоне ±30 минут (30);

3) гибкий график (20).

5. Вы предпочли бы, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала возможность:

1) успеть поесть в столовой (0);

2) поесть не торопясь и еще спокойно выпить чашку кофе (10);

3) поесть не торопясь и еще немного отдохнуть (30).

6. Сколь часто в суете служебных дел и обязанностей у Вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами?

1) каждый день (30);

2) иногда (20);

3) редко (0).

7. Если Вы окажетесь вовлеченными в конфликтную ситуацию, как Вы попытаетесь разрешить ее?

1) долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию (0);

2) флегматичным отстранением от спора (0);

3) ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров (30).

8. Надолго ли Вы задерживаетесь на работе после окончания рабочего дня?

1) не более чем на 20 минут (30); 

2) до 1 часа (10);

3) более часа (0).

9. Чему Вы обычно посвящаете свое свободное время?

1) встречам с друзьями, работе (10);

2) хобби (20);

3) домашним делам (30).

10. Что означает для Вас встреча с друзьями и прием гостей?

1) возможность встряхнуться и отвлечься от забот (30);

2) потерю времени и денег (0);

3) неизбежное зло (0).

11. Когда вы ложитесь спать?

1) всегда примерно в одно и то же время (30);

2) по настроению (0);

3) по окончании всех дел (0).

12. В свободное время Вы:

1) пассивно отдыхаете (20);

2) активно работаете (30);

3) чередуете отдых с работой (0).

13. Какое место занимает спорт в Вашей жизни?

1) ограничиваетесь ролью болельщика (0);

2) делаете зарядку на свежем воздухе (30);

3) находите повседневную физическую нагрузку вполне достаточной (0).

14. За последние 14 дней Вы хотя бы раз:

1) танцевали (30);

2) занимались физическим трудом или спортом (30);

3) прошли пешком не менее 4 км (30).

15. Как Вы проводите отпуск?

1) пассивно отдыхаю (0);

2) физически тружусь на даче, в огороде (20);

3) активно отдыхаю (гуляю, занимаюсь спортом и др.) (30).

16. Ваше честолюбие проявляется в том, что Вы:

1) любой ценой стремитесь достичь своего (0);

2) надеетесь, что Ваше усердие обязательно принесет свои плоды (30);

3) намекаете окружающим на Вашу истинную ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы (10).


КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  У ДОШКОЛЬНИКОВ

«Умею - не умею».

Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических  возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.

Оборудование: мяч.

Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет  крыльев».

 «Правила гигиены».

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

 

«Этикет – школа изящных манер».

Цели: научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.

Оборудование: предметные картинки.

Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.

Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками  можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.

           

« Отгадай загадку по картинке».

 Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

 

Найди опасные предметы.

Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать  выводы о последствиях не острожного обращения с ними.

Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.

В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:

 Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;

Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;

Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;

Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку;

Опасно одному выходить на балкон.

«Мой день».

Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом  (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

              

Опасно – не опасно.

Цели: учить  детей  отличать опасные жизненные ситуации от  не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения ; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни  и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости  от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.

Дети не должны мешать друг другу, при необходимости

дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

 

Если сделаю так.

Цели: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации  может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.

Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасностсть, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

Скорая помощь.

Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка). Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

Наши помощники – растения.

Цель: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений. 

Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки  аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

 

Путешествие в страну здоровья.

Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.

Играющие по очереди бросают кубик на гранях которого изображены от 1  до 3 кружков,  и передвигают свою фишку вперёд настолько ходов,  сколько кружков выпало на кубике.  Если фишка оказалась на красном кружке, то ребёнок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, кашле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка  оказывается на зелёном кружке, играющий рассказывает, чем полезны  для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При  неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперёд. Побеждает тот, кто первым доберётся в страну здоровья.

К нам пришел Незнайка.

Цели: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

Оборудование: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными  призами.

Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.

 

Подбери пару.

Цели: соотносить предметы на картинках, с действиям; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, батарея, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.

Дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.

Полезная и вредная еда.

Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком. 

 

Пищевое лото.

Цель: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

Оборудование: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие карты по типу лото.

Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины : морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.

Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

Весёлый человек.

Цели: развивать воображение, складывать фигуру (или лицо) человека из отдельных частей.

Оборудование: детали частей тела человека разного размера в разной одежде, детали и части головы.

Воспитатель предлагает ребёнку несколько комплектов деталей изображения человека, по своему усмотрению ребёнок подбирает детали одного комплекта и складывает изображение или из деталей разного комплекта собирает шуточного, карикатурного человека.

 

Путешествие хлебного комочка.

 Цели: рассказать о пути, который проходит пища в организме человека, объяснить необходимость тщательного пережевывания.

Оборудование: таблица со схематическим изображением пищеварительной системы человека, хлебный шарик.

Дети прокатывают шарик по таблице и повторяют за воспитателем название органов пищеварительной системы.

Что такое хорошо, что такое плохо.

Цели: учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.

Пособие изготавливается постепенно, дети совместно с воспитателем отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу изображонного  на них: полезно – оформляют в рамку зеленую, вредно – в рамку красную, листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними.

 

Что ты знаешь.

Цели: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

Оборудование: мяч, поощрительные призы.

 Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… ( например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.

Цветик – семицветик.

Цель: определение уровня нравственного развития группы.

Оборудование: цветик – семицветик с отрывающимися лепестками, фишки красные и синие.

Каждый ребёнок, сорвав лепесток, может загадать только одно желание, рассказать о нём можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет и вернётся к тому ребёнку, который загадывает желание. Предавая очередной лепесток по кругу, облетая весь цвет, дети кружатся.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по – моему вели! Вели…

                                                      В. Катаев.

Если загаданное ребенком желание отражает удовлетворение личных потребностей – он получает синюю  фишку, если желание имеет общественную значимость – красную.

« Подбери  предметы»

 Цель:Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.

« Как вырасти здоровым»

Цель игры:Упражнять в правильном использовании обобщающих слов; Воспитывать сообразительность, быстроты реакции.

Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых  изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья: а) уход за своим телом,

б) выполнение физических упражнений, в) приём здоровой пищи,

г) игры на улице,  д) сон, е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми, ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).

  Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные действия. Например: мальчик причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит зубы, девочка принимает ванну.

« Сложи картинку»

Цель:Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.

Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.

(Можно использовать цветные фотографии).

«Что изменилось ?»

Цель:Воспитывать наблюдательность, развивать память.

Детям представляют 5 – 6 предметов (картинок) с изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов личной гигиены и т. д.) и предлагают назвать их. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.

« Узнай предмет по контуру»

Цель игры:Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.

Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением предметов, способствующих здоровому образу жизни, и контурные изображения этих предметов. Предлагают рассмотреть картинки и назвать предмет, которому принадлежит контур.

« Почини спортивную форму»

Цель:Развивать зрительное восприятие, память. Учить детей практически применять полученные ранее знания, сравнивать по цвету, используя промежуточное средство.

 

Детям предлагают «починить» спортивную форму с несложным узором (футболки, шорты, носки). Для этого необходимо выбрать нужную «заплатку» среди предложенных.

 « Что сначала, что потом»

Цель: Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Учить составлять небольшие рассказы.

Детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.

« Лабиринты»

Цель:  Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

 

Ребёнку предъявляют изображения лабиринтов, «пройдя» по которым можно выполнять действия, способствующие здоровому образу жизни.

«Малыш сидит совсем близко от телевизора и смотрит передачу. Как ты думаешь, это полезно для его здоровья? Чем ты посоветуешь заняться малышу? Помоги добраться до игрушки!»

  «Соня хочет почистить зубы. Помоги ей пройти к полочке с зубной щеткой и пастой»


КОПИЛКА СПОРТИВНЫХ ЭСТАФЕТ И ИГР С МЯЧОМ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ПАРЕ

Эстафета «Подвижный мяч». Игроки выстраиваются в колонну друг за другом. У первого участника в руках баскетбольный мяч. По сигналу первый игрок прокатывает  мяч "змейкой" между конусами, не задевая их, до финишного ориентира. Возвращаясь, он совершает прыжки на двух ногах, с зажатым между коленями мячом и передает его следующему игроку.

Примечание: мяч между конусами необходимо катить непрерывно.

Эстафета «Светофор». Игроки стоят в колонне друг за другом. У первого участника в руках баскетбольный мяч. По сигналу игрок начинает ведение мяча правой (левой) рукой до финишного ориентира. В финишной зоне он берет какой-либо предмет и кладет его по образцу (рисунок светофора). После чего возвращается бегом и передает мяч следующему игроку. В итоге у детей должен быть сконструирован светофор.

Эстафета «Парное задание». Игроки стоят в колонне друг за другом. Перед каждой командой лежат три обруча. По сигналу первые игроки одновременно бегут в первый обруч и выполняют передачу мяча с отскоком от пола (2 раза), затем бегут во второй обруч и выполняют передачу мяча от груди (2 раза), далее бегут в третий обруч и выполняют прокатывание мяча (2 раза). После чего обегают финишные ориентиры и возвращаются к своим товарищам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование валеологической культуры старших дошкольников с помощью перфокарт""

В статье говорится об укреплении и сохранении здоровья детей.  О важности воспитания валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста. А также формирования у дошкольников чувства отве...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

Новый праздник — День матери — постепенно входит в российские дома, становясь семейной традицией. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы...

Методические рекомендации образовательного процесса по развитию речи у старших дошкольников посредством экспериментирования.

Методические рекомендации образовательного процесса по развитию речи у старших дошкольников посредством экспериментирования....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Использование методов проектов при взаимодействии ДОУ и семьи»

Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность.Совместная проектная деятельность позволя...

"Методические рекомендации по развитию музыкальности у старших дошкольников в детском саду средствами игровой деятельности"

Как показывает практика и анализ научно-методической литературы проблема развития музыкальности у детей дошкольного возраста была и остается актуальной на сегодняшний день. Обосновывается это, в перву...