Статья "Формирование валеологической культуры старших дошкольников с помощью перфокарт""
статья по теме

В статье говорится об укреплении и сохранении здоровья детей.  О важности воспитания валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста. А также формирования у дошкольников чувства ответственности за свое здоровье, возможность самим заботиться о нем, используя перфокарты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ПЕРФОКАРТ

Алдашкина Н.П.

воспитатель высшей категории

МАДОУ д/с№29 городского округа г. Нефтекамск 

Аннотация: в статье говорится об укреплении и сохранении здоровья детей.  О важности воспитания валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста. А также формирования у дошкольников чувства ответственности за свое здоровье, возможность самим заботиться о нем, используя перфокарты.

Ключевые слова: валеология, здоровье, здоровый образ жизни, сохранение и укрепление здоровья, перфокарта

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - основа формирования личности. «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» преуспевающего общества» считал И. И. Брехман

 [1]. В последние годы значительно ухудшилось здоровье населения страны, особенно детей, что стало общегосударственной проблемой. Поэтому важно  уделять  большое внимание воспитанию нового поколения детей - здорового физически, нравственно и духовно; человека  всесторонне и гармонично развитого. В.В. Колбанова, Л.Г.Татарникова [2]. считают, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В последнее время отмечается низкая культура населения, поэтому проблема  культуры  здорового образа жизни остается актуальной на сегодняшний день. Это значит, что необходимо вести целенаправленную работу по охране и укреплению здоровья населения, прививать культуру жизни.

В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая культура. Валеология как наука возникла сравнительно недавно. Она была сформулирована и обоснована отечественным учёным, профессором И. И. Брехманом в 1980–82 годах как учение о здоровье здоровых людей — о методах формирования, укрепления и сохранения здоровья человека [3;4;5].

На сегодняшний день мы видим реальное ухудшение физического, психического, нравственного состояния детей. У большинства детей не сформировано чувство ответственности за свое здоровье, у многих не хватает элементарных знаний о здоровье, умений оберегать и сохранять его.  Дети испытывают затруднения  при решении задач, связанных с безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской помощи. Дети хотят быть здоровыми и сильными, но не знают, что нужно для этого. Поэтому необходимо научить дошкольника понимать, насколько ценно здоровье и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Решая одну из проблем современного общества -  сохранение и укрепление здоровья детей, очень важно воспитывать валеологическую культуру дошкольников. В исследованиях Г.К. Зайцева [6], Л.Б. Дыхан [7] под валеологической культурой дошкольников понимается определенный уровень развития валеологической компетентности, осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека и готовности самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья [8, с. 8]. Аглямовская В.Г. [9], Лазарев М.Ю.[10]. отмечают, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов. Таким образом, чтобы сформировать у дошкольников чувство ответственности за свое здоровье, возможность самим заботиться о нем, необходимо подбирать эффективные формы и методы обучения. А именно разработать игры, упражнения, беседы. Исследования и практика подтверждают, что использование наглядных моделей облегчает и ускоряет процесс усвоения материала.

Одним из видов моделей, который можно использовать при воспитании валеологической культуры дошкольников – это работа с перфокартами. Перфокарта представляет собой карточку с заданием, на котором размещены объекты, соответствующие определенной теме. Объекты размещаются по краям листа, сверху, снизу, на полоске.  Рядом делаются прорези. Под перфокарту подкладывается чистый лист. Выполняя задавание, ребенок в прорези рисует значок, проводит линии, пишет буквы или цифры. Работа с перфокартами позволяет закреплять и систематизировать знания, развивает познавательный интерес, активизирует мыслительную деятельность, память, внимание, расширять словарный запас. Содержание перфокарт может быть различным, в зависимости от того, какая  цель преследуется.  Разработаны перфокарты такие как: «Человек», «Пищеварение», «Органы чувств», «Опасные предметы вокруг нас», «Полезные витамины», «Лесная аптека», «Первая помощь».  Например, работая с перфокартой «Чтобы быть здоровым», у детей формируются представления о здоровом образе жизни. При работе с картой «Скелет человека», закрепляются представления о строении скелета и  частей тела, воспитывается уважение и бережное отношение к себе. Все задания к перфокартам тщательно продумываются и носят практический характер. Например, в перфокарте «Что бы быть здоровым», надо отметить красным цветом деятельность, приносящую вред здоровью, зеленым – пользу, желтым – деятельность, которая будет наносить вред здоровью, если злоупотреблять.

  Работая с перфокартой «Первая помощь», ребенок должен найти и отметить предметы, необходимые для оказания первой помощи.

В перфокарте «Продукты полезные и вредные» необходимо отметить красным цветом вредную для здоровья пищу, а зеленым – полезную.

Работа с перфокартами понятна и доступна для детей. Это позволяет  дошкольникам легко запомнить материал.  Преимущество перфокарт заключается в том, что их можно использовать многократно. Дети быстро утомляются, теряют интерес к образовательному процессу, но работа с перфокартами помогает поддерживать интерес дошкольников, они воспринимают работу с картами как игру. Все это способствует более качественному усвоению материала.  Возможны и другие  варианты работ с перфокартами, например, специально подкладывая неправильно выполненные задания, ребёнок ищет ошибки, анализирует, рассуждает и делает выводы. Так же можно дополнительно задавать вопросы по рисункам, составлять  с детьми рассказы и т.д. Перфокарты можно использовать в подгрупповой работе и  индивидуально. Дети могут самостоятельно проверять выполненные задания или проверить друг у друга. Все это формирует важные качества личности -  самостоятельность, уверенность, инициативность.

Использование перфокарт имеет развивающее обучающее и воспитательное значение. В этом заключается их практическая ценность. Учитывая современные педагогические технологии, перфокарты способствуют активизации деятельности дошкольников, индивидуализации деятельности обучения и воспитания.

Актуальность использования перфокарт в работе с дошкольниками состоит в том, что они, во-первых, поддерживают интерес к занятиям, во-вторых, практические действия ускоряют процесс запоминания и усвоения материала.

Мы можем судить, об эффективности работы с перфокартами, так как у детей в процессе работы сформировались представления о своем теле и организме, о полезных и вредных привычках, о вкусной и здоровой еде.   У многих детей стал проявляться интерес к оздоровлению своего организма.

И, подводя итоги можно сделать вывод, что у детей повысилась культура здорового образа жизни.

Список литературы

1.Брехман И.И. Валеология- наука о здоровье – 2-е изд., доп., перераб. – М.: Физкультура и спорт, - 1990. - 208 с.  

2.Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития / Л.Г. Татарникова. – СПБ. Петроградский и К, 1997.

3. Брехман И. И. Валеология. Начало пути. // Советская Россия. — 1980, 29 мая. — № 122 (7273). — С. 4.

4.  Брехман И. И. Человек и биологически активные вещества. 2-е изд., перераб. М.: Наука, 1980. — С. 20.

5.   Брехман И. И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека. // Вопросы философии, 1982, № 2. — С.48–53.


6. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии / Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. – СПб. 1994.7. Дыхан Л.Б. Педагогическая валеология: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Л.Б. Дыхан, В.С. Кукушин, А.Г. Трушкин; под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005.

8. Воскресенский В.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи / В.А. Воскресенский. – М.: Знание, 1987.

9. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004

10.Лазарев М.Ю. «Здравствуй!»: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных учреждений / М.Ю. Лазарев. 

Н.П.Алдашкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Валеологическое воспитание старших дошкольников"

«Валеологическое воспитание старших дошкольников, как одна из составляющих ЗОЖ»...

Авторские мнемотаблицы по валеологическому воспитанию старших дошкольников

Использование карточек, схем, таблиц для валеологического воспитания дошкольников...

ПРОЕКТ: «Музыкально-валеологическое воспитание старших дошкольников средствами музыкального фольклора»

Цель проекта.Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий(через постановку фольклорных спектаклей). Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными ж...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ

Методические рекомендации подготовлены на основах традиций методики физического воспитания и валеологического образования детей дошкольного возраста с эффектом глубокого погружения в практику физическ...

Конспект занятия по валеологическому воспитанию старших дошкольников «Наши умные пальчики»

Занятие  направленное на повышение функциональной деятельности головного мозга, психоэмоуиональной устоцчивости....