"Методические рекомендации по развитию музыкальности у старших дошкольников в детском саду средствами игровой деятельности"
статья (старшая группа)

Как показывает практика и анализ научно-методической литературы проблема развития музыкальности у детей дошкольного возраста была и остается актуальной на сегодняшний день. Обосновывается это, в первую очередь тем, что именно на этом этапе, первоначальной ступени воспитания, происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства. Несомненно, на протяжении всей жизни, человека сопровождает музыка как многогранный мир переживаний, чувств, эмоций, переданный специфическим «музыкальным языком», который ребенок начинает познавать с самых первых дней своей жизни.. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_02.12.22.docx22.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию музыкальности у старших дошкольников в детском саду средствами игровой деятельности

Как показывает практика и анализ научно-методической литературы проблема развития музыкальности у детей дошкольного возраста была и остается актуальной на сегодняшний день. Обосновывается это, в первую очередь тем, что именно на этом этапе, первоначальной ступени воспитания, происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства. Несомненно, на протяжении всей жизни, человека сопровождает музыка как многогранный мир переживаний, чувств, эмоций, переданный специфическим «музыкальным языком», который ребенок начинает познавать с самых первых дней своей жизни.. А вот, как и в какой форме будет организованна встреча с музыкальным искусством, в большинстве своем зависит от уровня профессионализма педагога – музыканта,  основная задача которого не только приобщить дошкольника к и прекрасному миру музыки, но и научить понимать этот удивительный мир, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности дошкольников, сформировать и воспитать ценностное отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое, т.е. в целом создать благоприятные условия, с одной стороны, для развития его музыкальности, а с другой – в целом для культурного становления воспитанника.

Центром музыкальности, как обосновывалось в предыдущей главе, является эмоциональная отзывчивость на музыку как способность ребенка не только чувствовать настроение музыкального произведения и его характер, но и переживать выразительность музыки, т.е. основа музыкальной деятельности, необходимая для понимания и осмысления музыкального содержания и его выражения в различных видах музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Уточним, что способность к восприятию музыкального произведения не всегда находится в прямой зависимости от возраста, тем не менее именно осознанные проявления эмоциональной и слуховой отзывчивости на музыку позволяют говорить о предпосылках развития музыкальности у детей дошкольного возраста.

Общеизвестно, что в период дошкольного детства происходит зарождение эстетических эмоций и чувств, в свою очередь именно эмоциональная сфера играет ведущую роль в психическом развитии ребенка. Однако, несмотря на то, что музыкальное искусство, как неоднократно подчеркивается в научных источниках, представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта детей, незабываемые впечатления и эмоциональное удовлетворение дошкольники получают, большинстве своем, в процессе игровой деятельности. Принимая во внимание данные положения, считаем необходимым акцентировать внимание на возможностях игры, в частности музыкальной игры, в развитии музыкальности детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим в контексте рассматриваемой проблемы предлагаем следующие методические рекомендации по включению игры в различные формы организации музыкальной деятельности в детском саду.

Учитывая то, что, основной формой организации музыкального воспитания и развития детей в дошкольном образовательном учреждении являются музыкальные занятия, базирующиеся на обязательных программных требованиях, предлагаем систематически включать музыкально-дидактические игры в различные виды музыкальной деятельности дошкольников.

А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Они предполагают наличие сюжета, содержат в себе обучающую и воспитывающую задачи. Проведение музыкально-дидактических игр включает в себя ознакомление с ее содержанием, объяснение хода и правил игры, показ игровых действий, повторение игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

Цель применения музыкально-дидактических игр – развивать  музыкальные способности, углублять представления детей о средствах  музыкальной  выразительности. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Необходимо отметить, что логика применения музыкально-дидактических игр обусловлена возрастными особенностями самих первоклассников  и степенью сформированности у них музыкального восприятия. Так, на разных этапах формирования осознанного восприятия музыки используются разные виды дидактических игр. Так как они доступны для детского сознания, то вызывают интерес и желание участвовать в них.

Роль музыкально-дидактических игр в становлении ребёнка велика. Использование музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками позволяет в простой доступной для детей игровой форме дать преставления о музыке и её выразительных средствах, об изобразительных возможностях музыки, а также научить различать целую гамму чувств и настроений, передаваемых музыкой. Именно благодаря использованию музыкально-дидактических игр у детей развиваются музыкально-сенсорные, а также и общие музыкальные способности - чувство ритма и ладовый слух. Известно, что эти способности играют важную роль в музыкальном воспитании дошкольников. Мы считаем, что в  каждое занятие необходимо вносить элемент игры, поддерживающий интерес ребенка, а для формирования навыков правописания музыкальных знаков даются домашние письменные задания, которые не только формируют навыки письма, но и способствуют развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, пространственного и ассоциативного мышления. Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления. Каждую тему детям разного возраста можно преподать предельно интересным и необычным способом.

Музыкально-дидактические игры позволяют заинтересовать ребёнка, пробудить в нём интерес к музыке. Кроме этого, музыкально-дидактические игры значительно активизируют умственную деятельность дошкольников, развивают их самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает уже творческий характер. Это даёт детям возможность для самовыражения и творчества, что тоже важно для становления личности ребёнка. Отметим, что музыкально-дидактические игры должны быть простыми и доступными, интересными и привлекательными. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «концерт». Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.

Кроме того, музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов - яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными.

Приведем пример некоторых музыкально-дидактических игр на развитие структурных компонентов музыкальности. Игра «Слушаем музыку», направленная на расширение музыкального кругозора дошкольников, имела целью  развитие умения детей различать музыкальные произведения.

В процессе проведения игры использовался следующий игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений и инструментальных пьес, проигрыватель .

В ходе игры дети рассаживались полукругом, перед ними на столе  картинки были расположены так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывалось какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен находил соответствующую картинку, должен был назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ребенок давал правильный ответ, все хлопали.

Следующая игра - «Ученый кузнечик», направленная на развитие ладового чувства, способствовала развитию у детей звуковысотного слуха.

Игровой материал: картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.

Ход игры: вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз. Примечание: пение слов «Скок, скок, скок!» должно сопровождаться движением руки. Движение кузнечика по цветам сопровождается на мелодическом инструменте. Ребенок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика мы вырезали из картона и прикрепили его к кончику указки. Во время пения ребенок сможет управлял кузнечиком, пропевая слова «Скок, скок…». Также могут использоваться и многие другие музыкально-дидактические игры.

Свое воплощение находят музыкально-дидактические игры и в повседневной жизни детского сада – еще одной форме организации музыкальной деятельности дошкольников - при проведении различных мероприятий,  праздников, развлечений и т.д. Безусловно, что музыка становится ведущим компонентом любого мероприятия, т.к. соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Тематика и содержание сезонных праздников также являются определяющим в подборе музыки, а главная цель каждого из них - это целостное развитие личности ребенка, его нравственное, умственное, физическое и эстетическое воспитание. В подготовке мероприятия принимает участие обычно весь педагогический коллектив ДОУ, но особая роль отводится музыкальному руководителю и воспитателям. Каждый праздник - это продуманный, четко выстроенный план действий, при организации которого учитывается все до мельчайших подробностей, например, продолжительность, последовательность номеров, темп выступлений, реквизиты, соотношение участия как детей, так и взрослых. Сценарии праздничных утренников включает в себя различные виды деятельности, т.е. дети поют, танцуют, читают стихи, играют на детских музыкальных инструментах. Безусловно, игры, в том числе и музыкально-дидактические, также становятся атрибутом любого праздника. Отметим, что несмотря на то, что они хорошо знакомы детям, каждая из них имеет частично новое наполнение, незнакомую форму обыгрывания в зависимости от тематики мероприятия. Также эмоциональное удовлетворение получают дошкольники принимая участие  и в новых играх, однако их содержание обязательно основывается на знакомом ребятам музыкальном материале.

Некоторые музыкально-дидактические игры можно включать в сценарий как сюрприз, связанный, например, с раздачей подарков: Петрушка за ширмой играет на различных музыкальных инструментах, дети определяют звучание каждого инструмента. Затем Петрушка предлагает прослушать звучание всех этих инструментов одновременно и спрашивает, как такое исполнение называется. Дети отвечают: «Оркестр». Звучит оркестр детских музыкальных инструментов, играют дети старших групп. Или на утренник к малышам приходит веселый Буратино, он играет на металлофоне песни «Петушок», «Елочка» М. Красева и др. Малыши должны узнать эти песни. Затем Буратино играет на барабане и раздает детям подарки, вложенные в маленькие коробочки в форме барабана.

Акцентировать внимание следует еще и на том, что на праздниках обычно присутствуют две группы детей, поэтому содержание музыкально-дидактической игры должно быть доступно всем детям. Естественно, музыкально-дидактическую игру надо подбирать с учетом программы всего утренника, она должна быть связана с отдельными номерами и создавать единое целое всего сценария.

Например, на новогодний праздник с Дедом Морозом приходят лесные гости. Дед Мороз предлагает угадать по музыкальному произведению, кто из зверей пришел к ребятам. Звучит вступление к песне «Медвежата» М. Красева, дети называют произведение, затем исполняется небольшая инсценировка под эту песню. Аналогично обыгрывается приход других зверей. В итоге, ребята непринужденно включаются в игры-драматизации.

Безусловно, развитие музыкальности старших дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т.д.

Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, который, учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни человека. Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью воспитатель заранее продумывает возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в детскую деятельность. Рассмотрим некоторые возможности использования музыки в часы досуга, во время игр детей, на прогулках, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Материл из опыта работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников"

Материл о музыке, музыкальных инструментах, композиторах. Построенный на слушание музыки, на играх, загадках, рассказах....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ

Методические рекомендации подготовлены на основах традиций методики физического воспитания и валеологического образования детей дошкольного возраста с эффектом глубокого погружения в практику физическ...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИЙ СОЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

Социально направленная деятельность особенно важна в старшем дошкольном возрасте, характеризующимся рядом важнейших личностных новообразований, обуславливающих появление общественной направленности в ...

«ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

laquo;ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

В статье обобщается научный материал, раскрывающий проблему развития музыкальности у воспитанников детского сада, обосновывается ее актуальность в работе с детьми старшего дошкольного возраста; ...