Методы и приём обучения коллективной лепке.
статья на тему

Маркова Елена Васильевна 1960

Методы и приём обучения  коллективной лепке.

Скачать:


Предварительный просмотр:


 
Методы и приём обучения  коллективной лепке.
 
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды

художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги

фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных

материалов и т.д.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство

однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках

рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать,

нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные

природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в

детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной

деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности

должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать

для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное,

образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и

представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей

способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного

творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.        
        
 Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

·        наглядные;
·       
 словесные;
·       
 практические.
Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

·        информативно - рецептивный;
·       
 репродуктивный;
·       
 исследовательский;
·       
 эвристический;
·       
 метод проблемного изложения материала.


В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

Ø    
 рассматривание;
Ø    
 наблюдение;
Ø    
 экскурсия;
Ø    
 образец воспитателя;
Ø    
 показ воспитателя.


Словесный метод включает в себя:

Ø    
 беседу;
Ø    
 рассказ, искусствоведческий рассказ;
Ø    
 использование образцов педагога;
Ø    
 художественное слово.


Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

Ø    
 прием повтора;
Ø    
 работа на черновиках;
Ø    
 выполнение формообразующих движений рукой.


Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в лепке.
Во второй младшей группе на занятиях по лепке активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.
Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, когда данная форма встречается впервые.


В  детском саду  большое значение надо уделять коллективному творчеству детей. Особое внимание отдавать коллективной лепке.

Коллективные работы значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: « Чего один не сделает, сделаем вместе». 
Детей радует коллективные занятия, их совместная деятельность по лепке. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа.
Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка.

1.Подготовительный этап, который позволит углубить собственные знания по теме будущей работы, позволит сформировать яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной коллективной лепке.
Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, чтение книг, рассматривание репродукций, иллюстраций, а также совместная подготовка декоративного панно, на котором будет выполняться коллективная композиция.

2.Основной этап – этап выполнения работы, он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы.
Его цель - не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.

3.Заключительный этап – период взаимодействия детей с уже завершенной работой.
Выполненную детьми композицию необходимо выставить в уголке «Наше творчество». Тем самым привлечь внимание родителей, они вместе с детьми рассматривают, обсуждают, хвалят ребенка за проделанную работу. А так же, у них возникает желание продолжить работу по изобразительной деятельности в домашних условиях.
Готовые работы можно использовать в игре (например, с/р «Магазин»)

       Если композиция, которую предстоит создать детям, многопредметная, многоплановая, работе над ней можно посвятить 2 – 3 занятия. Если  в группе дети разновозрастные, то и задания по созданию композиции могут быть разные. Надо распределить работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам, создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.

Можно выделить три основные формы совместной деятельности детей:
«совместно – индивидуальная», «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая».

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.
Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.
Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.
б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

На занятиях в младших и средних группах можно использовать все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.

                

                                                   Литература:

1. 
 Б.П. Никитин. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994.

2. 
 Димитр Павлов. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 1992.

3. 
 А. Зарецкий, А. Труханов, Л. Зарецкая. Энциклопедия профессора Фортрана.

4. 
 З. М. Бугуславская, Е.О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.

5. 
 З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1990.

6. 
 Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы применяемые в обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи рассказыванию по сюжетной картине

В представленном материале можно ознакомиться с последовательностью работы по обучению детей с ТНР рассказыванию по сюжетной картине. Методы и приёмы, приведённые в данном материале помогут учителю-пе...

Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"

Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...

Лепка в детском саду.Нетрадиционные приёмы в лепке.Семинар-практикум.

1.Обучение лепке детей в дошкольном возрасте.2.Материалы для занятий лепкой в ДОУ.Глина,пластика,бумажная масса,подделки из мятой бумаги.3.Нетрадиционные виды работы с пластелином.4.Окраска пластелина...

Методы и приёмы обучения лепке в подготовительной к школе группе.

В подготовительной к школе группе (дети 6–7 лет) учебно-образовательный процесс выстраивается таким образом, что бо́льшую часть времени дети занимаются продуктивной деятельностью, то есть видами...

Методы и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) овладение пластилинографией предполагает использование тех же приёмов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционном технике лепки....

Нетрадиционные методы и приёмы лепки

Нетрадиционные методы и приёмы лепки...

Методы и приёмы лепки в подготовительной группе

Консультация для воспитателей...