Родительский клуб "Вместе мы -сила!"
методическая разработка на тему

Подосёнова Елена Владимировна

 

Пояснительная записка

      Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Наша задача – информировать родителей о педагогической и воспитательной работе, найти в них союзников и единомышленников и вместе идти к общей цели: формированию всесторонне развитой, гармоничной личности ребёнка-дошкольника.

     Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. И только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи, можно добиться самых положительных результатов.

     Семья играет  в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль (Буянов М. И., Виноградова А. М., Петровский В. А., Сухомлинский В. А. и другие). То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

     Семья для ребёнка – целый мир. Мир, в котором он живёт, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятие добра и  справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости.

      Семья – это целостная система. Именно поэтому проблемы диады «родитель-ребёнок» не могут быть решены благодаря психокоррекции только ребёнка и только родителя.  

 

   Основная часть

 Родители. Родителей. Родителям… Можно сколько угодно склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между образовательным учреждениями и семьями воспитанников, оно не станет.

      Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя от психолого-педагогической неграмотности, а так же заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником. Родителям необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность.

          В работе нашего учреждения используется много различных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников, ориентированных на специфику коррекционной работы с детьми, но принимая во внимание всё вышесказанное, и проанализировав специфику запросов на услуги ДОУ со стороны родителей, мы считаем, что наиболее эффективной формой работы с родителями является организация родительского клуба, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения с взрослыми и сверстниками. В отличие от устаревших форм, практикующихся в детских садах, где общение основано на поучительном характере, клуб строит свои отношения с семьёй на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважении.

Вся работа клуба направлена на  максимальную результативность встреч для всех его участников. А участниками являются не только родители, но и их дети. Ведущей целью деятельности родительского клуба является  повышение уровня общей психолого-педагогической компетентности родителей и сохранение психологического здоровья детей и родителей, гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга. А задачи родительского клуба охватывают целый комплекс проблем:

  • Пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей и здорового образа жизни;
  • Обучение их взаимодействию с детьми в семье,
  • Развитие социально-эмоциональных, нравственных качеств взрослого  и ребёнка в сообществе (сотрудничество, уважение, самоуважение, ответственность, дружелюбие, сердечность и т.д.);
  • Развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей;
  • Оказание помощи неблагополучным семьям в решении семейных проблем.

 

   Основные направления:

- просветительское: предоставить информацию для повышения психолого-педагогической культуры родителей;

- практически-действенное: заинтересовать родителей выполнением общего интересного дела; способствовать проявлению творческих способностей; возможностей реализации собственных идей каждым членом клуба; создать условия для полноценного общения, желания обменяться мнением, опытом семейного воспитания.

      Данный родительский клуб можно рассматривать и как модель групповой консультативной  работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Направление групповой работы с родителями, основанное психотерапевтом Х. Джайноттом, возникло в 50-е годы 20 века и получило название «модель группового психологического консультирования», где основными методами являлись: групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры, игратренинги и т.д.  Описание групповых методов работы с родителями можно найти в работах отечественных психологов и психотерапевтов А.Я.Варги, А.С.Спиваковской, А.И.Захарова. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое, как утверждают авторы, происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми.

 

Таким образом, работа клуба «Вместе мы – сила!», является важным шагом в направлении повышения психолого-педагогической культуры родителей, а его деятельность клуба качественно отличается от традиционной системы работы с родителями спецификой взаимодействия субъектов образовательного процесса. Заседания в клубе способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. В нём создаётся особый микроклимат, для которого характерны уважение к личности ребёнка, забота о каждом, доверительные отношения между родителями и детьми, родителями и педагогами. Родители, общаясь друг с другом и специалистами, получают ответы на возникающие у них вопросы, делятся своим опытом. А дети, участвуя и взаимодействуя со своими  родителями, чувствуют себя счастливыми, заряжаются  положительными эмоциями, что положительно сказывается на их развитии.

      В результате использования такой формы общения с родителями, действительно  повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, а также культура межличностного взаимодействия детей в группе. Опыт работы показал, что позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании своих детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, активно участвовать в праздниках и развлечениях, научились выражать восхищение результатами и продуктами деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка.

 

     Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя.  Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

    А мы уже убедились, что «вместе шагать по просторам», на которые мы идём с детьми и их родителями, это очень здорово!

 

  Планирование деятельности родительского клуба на учебный год.

 

      Месяц

                     Тема

 

         Участники

Октябрь

«Давайте познакомимся?»

 

 Родители

Декабрь

«Я и мой ребёнок!»

 

 Родители и дети

Январь

«Планета общения»

 

 Родители

Март

«Семья вместе – душа на месте!»

 

 Родители и дети

Апрель

«Ребёнок в мире взрослых»

 

 Родители

 

 

1 тема: « Давайте познакомимся!»

Форма проведения: «круглый стол».

Цели: определить направление работы клуба, выявить наиболее важные темы заседаний, возможности участников клуба.

Содержание:

  • Выступление о целях и задачах встреч в клубе;
  • Беседа-консультация: «Роль семьи в воспитании ребёнка»;
  • Просмотр презентации: «Дети - цветы жизни!»;
  • Тестирование «Какой мой ребёнок?»;
  • Высказывания  родителей о трудностях в воспитании ребёнка;
  • Сказочная викторина;
  • Рефлексия.

2 тема: « Я и мой ребёнок!»

 Форма проведения: практикум

Цели: Создать условия для развития взаимоотношений воспитанников и их родителей посредством  включения в совместную деятельность; обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное общение.

Содержание:

  • Выставка рисунков «Семья глазами ребёнка»;
  • Дискуссия-размышление: «Игра – это труд ребёнка – отдых – радость – счастье!»;
  • Видеоролик: «Что говорят дети, о своей семье!»;
  • Игровой тренинг для всей семьи;
  • Вопрос – ответ;
  • Конкурс лучших хвастунов;
  • Игровое упражнение «Больше всего мне сегодня…»

 

3 тема: « Планета общения»

Форма проведения: круглый стол.

Цели: оказать родителям консультативную и практическую помощь в повседневном и игровом общении с детьми дошкольного возраста.

Содержание:

  • Беседа-консультация: « Общаться с ребёнком. Как? Что значит общаться? Какой стиль общения с ребёнком предпочесть?»
  • Презентация: «Общение взрослых и детей»;
  • Игровое упражнение «Откровенно говоря…»;
  • Дискуссия-размышление: «Место книги в вашем доме? Роль слова?
  • Практикум по умению проводить игры с детьми в домашних условиях;
  • Эксперимент: «Передай текст»;
  • Самоанализ: «Я пришёл сюда, для того чтобы…»

 

4 тема: « Семья вместе – душа на месте!»

Форма проведения: практикум

Цели: создать обстановку психологического комфорта, развитие эмоциональной чуткости детей, нацеленности их на практические действия в добром позитивном общении.

Содержание:

  • Выставка рисунков: «Нет ничего дороже, чем моя семья!»;
  • Обмен мнениями участников «Семейные традиции, какие они?»
  • Видеоролик: «Семья глазами ребёнка»;
  • Играем вместе! Стихи, загадки, сюрпризы на тему «семья»;
  • Игровое упражнение «Весёлая семёрка»;
  • Конкурс «Моя семья самая, самая, самая…»
  • Слово-эстафета: «Что я ждал от встречи в клубе».

5 тема: «Ребёнок в мире взрослых»

Форма проведения: круглый стол.

Цели: оказать родителям консультативную и практическую помощь для поддержания и коррекции психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Содержание:

  • Фотовыставка « Родители и дети»;
  • Беседа- консультация: «Роль взрослых в жизни дошкольника и влияние старшего поколения на развитие ребёнка»;
  • Исследование: «Этапы развития» в форме презентации;
  • Дискуссия: «Факторы, влияющие напсихоэмоциональное благополучие ребёнка в семье»;
  • Решение педагогических ситуаций;
  • Тестирование: «Эмоциональный уровень самооценки взрослого», «Моё состояние», «Кто Я?»;
  • Рефлексия.

 

 

Список литературы:

  1. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с., ил.
  2. Горшенина В.В., Самошкина И. В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – Волгоград: Панорама, 2007. – 160 с.
  3. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 5-6 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И. А.Пазухина.- СПб.: «Детство-Пресс», 2005.-96 с.
  4. Добина Н.И. Развитие личности ребёнка 5-7 лет в детском саду. Учебно-тематический план, конспекты занятий, развивающие игры./ Н.И. Добина. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 192 с.
  5. Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н., Столяр А.А., Чеботаревская Т.М. Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей: Просвещение; Учебная литература,1996. – 112с.
  6. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис. 2003. – 208 с.
  7. Казанцева Я.Э. Математика с улыбкой. Игры, ребусы, кроссворды для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Н.В. Кирильчева, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 192 с., ил. (Серия: «Мои первые уроки»).
  8. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия / авт.-сост. М.В. Тимофеева.- Волгоград: Учитель, 2009.-103 с.
  9. Педагогика взаимоотношения: занятия с родителями / авт.-сост. О.В.Москалюк, Л.В. Погонцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 123 с.
  10. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство-Пресс», 2004. – 384 с.
  11. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  12. Научно-практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №3 -2006г., №3 -2008г., №8 – 2008г.
  13. Тавберидзе В.А., Калугина В.А. Организация и содержание работы с родителями. Школьная Пресса, 2008.-80с.
  14. Пастухова И,О. Создание единого пространства развития ребёнка: взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 48 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
  15. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 72 с.
  16. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.-сост. Е.В. Коробицына. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.
  17. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 2007. -176 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детско-родительского клуба "Вместе мы сила""

Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой  формы р...

Сила родительского слова

Мы не очень привыкли придавать значения сказанному вскользь. Ну, прикрикнули на расшумевшегося малыша: «До чего ты мне надоел!». Ну, пожурили маленького трусишку: «Как не стыдно бояться! Ты же большой...

Родительская гостиная: «Сила семьи в ее традициях»

Вторая встреча детско-родительского клуба  «Мы такие разные». Цель: Привлечь внимание родителей к влиянию семейных традиций на воспитание и развитие детей дошкольного возраста, познакомить р...

Сила родительского слова

Мы не очень привыкли придавать значения сказанному вскользь. Ну, прикрикнули на расшумевшегося малыша: «До чего ты мне надоел!». Ну, пожурили маленького трусишку: «Как не стыдно бояться! Ты же большой...

Тренинг детско-родительских отношений “В ЕДИНСТВЕ СИЛА”

      Цель: укрепить отношения между родителями и ребенком; сформировать позитивную коммуникацию между родителями и ребенком; снять тревожность, напряженность и страхи в отношени...

ЧТОБЫ РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ СТАЛА СИЛОЙ

Cтатья поможет родителям понять какими качествами они должны обладать, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние...

Консультация ля родителей ЧТОБЫ РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ СТАЛА СИЛОЙ

Консультация поможет родителям понять какими качествами они должны обладать, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние...