Консультация для педагогов «Адаптация детей к дошкольному учреждению»
презентация к занятию (младшая группа) по теме

Шевцова Елена Владимировна

 Что такое Адаптпция.  Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ. Условия успешной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл адаптация детей к ДОУ26.14 КБ
Файл adaptaciya_detey_k_detskomu_sadu.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

 Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

 На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико - психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В этой работе выделяются следующие направления:

 • подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;

 • организация жизнедеятельности детей в период адаптации;

 • контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

 Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

 Подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему.

 Как определено научными исследованиями самый оптимальный возраст для адаптации в ДОУ – 6 месяцев, пока у ребенка еще не выработался стереотип на домашние условия. А самая критическая ситуация для адаптации – это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев.

 Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель.

 Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

 В ходе комплексного исследования , проведенными учеными в разных странах выделено три фазы адаптационного процесса:

 1. острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

 2. подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

 3. фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

 Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.

 Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.


 Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ

• поведенческие реакции;

 • уровень нервно – психического развития;

 • заболеваемость и течение болезни;

 • главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

 Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

 1. легкая адаптация:

 -временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

 -аппетита (норма по истечении 10 дней);

 -неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

 -характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

 -функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

 2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

 3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

 4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

 Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно первые дни, находится в состоянии стресса.

 Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.

 Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:

 -отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,

 -наличие у ребенка своеобразных привычек,

 -неумение занять себя игрушкой,

 -отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,

 -отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Факторы, влияющие на адаптацию это:

 - возраст ребенка;

 - состояние здоровья;

 - уровень развития;

 - характеристика нервной системы;

 - умение общаться с взрослыми и сверстниками;

 - сформированность предметной и игровой деятельности;

 - приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

 Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

 I этап - подготовительный.

 Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

 Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.

 Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

 Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.

 II этап – основной.

 Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.

 Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

 III этап – заключительный.

 Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.


Условия успешной адаптации.

 Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

 Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным, красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

 Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик". Желательно рядом с "домиком" разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

 Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

 Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

 Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

 Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное - эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

 В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.

 Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

 Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

 Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

 2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.

 Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

 Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он небыл свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

 Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

 Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых:

 пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

 В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.


 3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный

период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".

 Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

 Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: "Пришел Петрушка", "Выдувание мыльных пузырьков", "Хоровод", "Догонялки", "Солнечные зайчики", и т.д.

 В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.

 Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: "Кто в кулачке", "Игра с кистями рук" и т.д. Такие игры, как "Книжка - угадай-ка", "Вместе с мишкой", "Чертим разные фигуры", «Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

 Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения иигры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающиенавыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

 Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

 Исход адаптации.

 Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

 Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

 Адаптационный период считается законченным, если:

 • Ребенок ест с аппетитом;

 • Быстро засыпает, вовремя просыпается;

 • Эмоционально общается с окружающими.

 • Играет.

 Таким образом, прежде чем отправить ребенка в детский сад необходимо проверить, как легко он сможет к нему адаптироваться и как сделать так, чтобы процесс адаптации прошел как можно легче, желательно у детского психолога.


Используемая литература:

1. Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. - 224с.

2. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79 с.

3. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

 4. Павлова Л. Раннее детство: у истоков развития личности // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11. - с. 94-96


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ

Слайд 2

АДАПТАЦИЯ Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям . Адаптацию в условиях дошкольного учреждения это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям .

Слайд 3

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития , состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания , коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, уровень тревожности и личностные особенности родителей.

Слайд 4

Показатели успешной адаптации внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность ) внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Слайд 5

Степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду: 1. Легкая адаптация 2 . Средняя адаптация 3.Тяжелая адаптация 4 . Очень тяжелая адаптация

Слайд 6

Рекомендации родителям 1 . Режим дня, приближенный к режиму детского сада. 2. Приучить ребенка к длительному отсутствию родственников. 3. Сформировать у ребенка навыки самообслуживания 4 . Подготовить ребенка морально . 5. Поощрять его стремление к общению со сверстниками. 6 . Закалять ребенка. 7. Готовьте ребенку еду как в детском саду.

Слайд 7

Типичные ошибки родителей во время адаптации Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Обвинение и наказание ребенка за слезы Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности . Пониженное внимание к ребенку

Слайд 8

Условия успешной адаптации. 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. 2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад . 3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период , направленная на формирование эмоциональных контактов " ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".

Слайд 9

Исход адаптации. Адаптационный период считается законченным, если: Ребенок ест с аппетитом; Быстро засыпает, вовремя просыпается; Эмоционально общается с окружающими. Играет.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Адаптация детей к дошкольному учреждению"

Семья становиться по-настоящему крепкой только, когда в ней есть ребенок (лучше несколько).Ребенок – это маленькое, слабое, беспомощное существо, нуждающееся в защите и находящееся в стадии физическог...

Конспект организации мероприятия педагога-психолога по адаптации детей к дошкольному учреждению с привлечением родителей воспитанников в рамках духовно-нравственного воспитания.

Период адаптации труден не только для малышей, но и для родителей. Совместные занятия (с детско-родительскими парами) помогают снижению уровня тревоги, гармонизации отношений и повышению степени довер...

Консультация для педагогов: "Адаптация детей к дошкольному учреждению"

laquo;Проблема адаптации детей старшего возраста к детскому саду».Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптац...

Консультация родителей по адаптации детей к дошкольному учреждению.

Адаптация ребёнка к детскому саду.  СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ  Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Первый опыт с социализ...

Консультация «Условия успешной адаптации детей в дошкольном учреждении»

С поступлением ребенка 2хлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые тр...

Консультация для педагогов "Сотрудничество с родителями как одно из условий успешной адаптации детей к дошкольному учреждению"

Успех адаптации ребенка к образовательному учреждению определяется готовностью ребенка к выходу из семьи, но не стоит недооценивать роль родителей и педагогов в этом процессе, согласованность их дейст...