Народная игрушка в мире современных детей!
классный час (старшая группа) по теме

Миронова Надежда Ивановна

Выступление на педагогическом часе о применении народных игрушек в своей воспитетльно-образовательной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnaya_igrushka.doc45 КБ

Предварительный просмотр:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад «Звездочка» г. Козловка Чувашской Республики
















Народная игрушка в игре современных детей






                            воспитатель: Миронова Н.И.

        

                Во что играют современные дети? На этот вопрос порой по – разному отвечают психологи, педагоги, воспитатели детских дошкольных учреждений, родители и торговая сеть.

                Проблема игры детей дошкольного возраста актуальна сегодня как никогда. Погоня за ранним обучением  и развитием со стороны родителей приводят к тому, что игра перестает занимать ведущее место в жизни ребенка.

                Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, интересных рядовому потребителю в силу своей необычности, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушек.

                Игрушка, как основной предмет игры, оказывает значительное влияние на развитие детей. Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была рукотворная или народная кукла, народная игрушка. Ее изготовляли в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка, учитывая его вероятные особенности, потребности и физические возможности. Эти игрушки были самого разного характера, размера, возраста.

                Одной из распространенных   из серии народных игрушек является кукла, которая особое  место занимает в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку поражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления  ребенка об окружающей действительности. Она говорит ее словами и чувствами, знает  эту действительность настолько, насколько знает ее ребенок. В игре с ней он закрепляет свои представления и расширяет их. Познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения. Благодаря кукле ребенок проходит школу первичной социализации.

                Для каждого возраста своя кукла: в раннем возрасте «Пеленашка», ее сворачивали из куска любой ткани. Надевали на голову платочек, закрутив его концы за спину куклы. Сверху пеленали куском ткани и перехватывали узкой полоской ткани, но в этой кукле не было лица.

                Были деревянные куклы – болванчики. Делали их в виде круглого, хорошо обтесанного столбика, размеры которого были удобны для детской ручки.

                Были куклы, сделанные из тряпок. «Простоватые» на первый взгляд, они были очень разнообразные по форме и декоративному исполнению.  Этих кукол делали сшивными из кусочков ткани. Тряпичная кукла была безликой.  Считалось, что если кукле сделать лицо «по образцу, подобию человеческому» в нее может вселиться злой дух и причинить вред играющему.

                Мир игрушек динамичен. Они меняются во времени. Ребенок, играя, воспроизводит реалии современности. Сегодняшний же день диктует совсем иные тенденции, которые не несет в себе народная игрушка. Анализ рынка игрушек показывает, что на прилавках детских магазинов невозможно  увидеть народной игрушки. И в руках современного ребенка увидеть народную игрушку сложно. Он выбирает в свободной игре современную, а не народную игрушку. Она больше похожа на сегодняшнего ребенка или взрослого,  ближе к той жизненной информации, которая у ребенка есть и поэтому более понятна и привычна. Способы ее использования  и сюжета к ней подбирать проще, чем к народной. Ребенок живет в реальном мире и в своей игре воссоздает социальные отношения, с которыми сталкивается в повседневной жизни. Поэтому понятен и объясним интерес и любовь девочек, начиная с  пятилетнего возраста, к Барби, так как эта кукла – продукт нашего времени, реализующая в себе образ взрослой женщины, на которую  играющая девочка хотела бы походить. А народная кукла предполагает создание некоего сказочного сюжета, в котором неважно выражение лица и функциональность куклы.

                Современные дети не умеют играть в сказку, они воспроизводят реальную действительность. Поэтому кукла для них должна быть реальной. Современные дети не знают, что такое народная, рукотворная кукла, и в большинстве своем не видели ее. Вряд ли современная мама или бабушка сядет вечером мастерить куклу, а перед сном не будет рассказывать волшебную сказку, она просто ее прочитает.

                С народной игрушкой ребенок должен познакомиться, узнать, как ее делали. Интерес детей к народной игрушке носит лишь познавательный характер. Конечно, ребенку народная игрушка не может заменить фабричную, оно  игра с ней и участие ребенка в создании народной игрушки позволяют развивать у него творческие начала, воображение, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. Детей и их родителей необходимо знакомить с народной игрушкой, использовать ее в игровой деятельности ребенка, разыгрывать с детьми сказки, учить их на занятиях делать игрушку самостоятельно, рассказывать им  о ее истории.

                Методика проведения занятия с детьми по знакомству с народными куклами предполагает обязательный рассказ детям о том, что означает каждая кукла, почему ее так называют и когда в нее играют. Рассказ о куклах сопровождается разговором с детьми, в процессе которого они должны не только пассивно знакомиться с куклами, но и заинтересоваться ими. Это происходит, когда воспитатель начинает привлекать дошкольников к их изготовлению, превращению кусков такни в какой – то объект, который дети сами могут сотворить и потом играть в него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Народная игрушка как средство приобщения детей к русской народной культуре"

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собств...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Консультация для родителей НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА

В чем же особая притягательность народной игрушки, почему она всегда вызывает в душе очень теплый прилив?...

Народная игрушка в жизни современных детей.

Народная игрушка в жизни современных детей. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало тр...

"НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ"

Моя работа по духовно-нравственному воспитанию основывается на Национальной доктрине образования в РФ (историческая преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры)Понятно, что ...

Консультация для родителей НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА

Во все времена для становления человека решающую роль играет процесс социализации. Бесспорно, ребенку трудно самостоятельно пройти весь процесс социализации. Предметный мир ребенка помогает ему сориен...

Консультация для воспитателей «Народная кукла в мире современных детей»

Интерес к народным ремеслам в современном мире все возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость ее заполнить. Наше сегод...